Доклад «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы»
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Вавилова Елена Викторовна

В данном докладе обобщен опыт профессиональной деятельности. Рассмотрены направления работы  по формированию коммуникативной компетенции. Указаны результаты сдачи выпускниками ОГЭ и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.94 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Уховская СОШ»

Доклад

«Формирование  коммуникативной  компетенции  на уроках русского языка и литературы»

        

Выполнила: Вавилова Е.В.,

учитель русского языка и

литературы                            

  I квалификационной категории

п. Уховский

2016 г

Формирование  коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

          Тема «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы» актуальна, потому что перед школой  стоит задача  воспитания компетентностной личности.
           
Цель:  

определение и апробация новых методов и приемов, позволяющих наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства.
         
Задачи:
- определить наиболее эффективные приемы, методы  формирования  у учащихся коммуникативной компетенции;
- повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;
- повысить результативность обучения;
- активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
       

          Коммуникативная компетенция является одной из приоритетных, ведь язык - средство общения, социализации и адаптации уч-ся в современном мире.

          Коммуникативная компетенция, т.е. владение разными видами речевой

деятельности (письмо, чтение, аудирование), умение воспринимать чужую

речь, как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать

воспринятую информацию и создавать собственное высказывание на ее

основе.

           Коммуникативная компетенция включает способы  взаимодействия с

окружающими людьми, навыки работы в группе, владение  различными социальными  ролями в  коллективе. Ученик должен уметь  представить себя, написать  письмо, объяснительную записку, заполнить анкету, написать заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

          На мой  взгляд,  значимым   направлением  деятельности по формированию коммуникативной  компетенции является работа с текстом.

        Остановимся на коммуникативно-ориентированных  заданиях. 

 Прогнозирование. 
Задания:
I. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте:
Всем нам при общении

Поможет … (обращение),

К людям, звездам или … (птицам)

Можешь смело … (обратиться).

II. Собери рассыпанные части предложений:

Белый медведь живет во льдах Арктики; он растет везде: на болотах, мелководьях;  когда они высовывают из воды голову; где ни травинки не найдешь; и в местах близкого залегания грунтовых вод; он подкарауливает тюленей на льдине.

III.  Чтение с коммуникативной целью (сделать понятным для слушателей

неизвестный текст) – существенный фактор, приближающий обучение к

социальным  ситуациям, оживляет работу на уроке.

Интересна работа над деформированным тексом. Разрезаю текст на отдельные

фрагменты. Каждый ученик читает свой отрывок и должен так

пересказать его остальным, чтобы в результате одноклассники  знали содержание всех фрагментов и могли выстроить их в правильной   последовательности.

           Началом понимания идеи автора является  мыслительная обработка заголовка. Он  настраивает на  диалог с текстом, помогает понять содержание и  главную мысль. Работая с заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, изображаемые в тексте.

IV . Диалог с текстом.
1. Побеседуй с текстом. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать тексту вопрос и придумать ответ. Прочитай текст целиком.
2. Автор дал этому тексту название в форме вопроса. Прочитай его и скажи, какое это может быть название.

3. Прочитай текст. Какие вопросы возникают при чтении текста? На какие из них можно найти ответы в тексте, а на какие нельзя?
4. В этом тексте спрятался один, но очень важный вопрос. Важный, потому что весь текст отвечает на этот вопрос. Прочитай текст и найди  главный вопрос.
          Много размышляла, как научить понимать текст?  Особая роль в его понимании, на мой взгляд,  принадлежит воссоздающему воображению. Не « увидев» мысленно созданную картину, ученик очень часто не может ни понять, ни запомнить текст. Детям необходимо мысленно научиться  видеть и слышать то, что они читают.           С этой целью даю  следующие задания:

V. Включение воображения.
1. Читай текст и воображай, что ты смотришь мультфильм.
Какими сценами  хотелось бы дополнить данный  текст, если бы пришлось создать мультфильм?
2. Постарайся увидеть картину, описанную в тексте.
Какие вопросы у тебя возникли? Подумай, где находился человек, который изобразил эту картину (тексты о природе)
3. Что вас взволновало в данном стихотворении, произведении? Попробуй нарисовать это. При выполнении иллюстрации на обратной стороне запиши  именно тот фрагмент текста, который изображен на рисунке. Продумай защиту и выступи перед классом.  Придумай свою историю на эту тему. (Слайд № 7).  
4. Преврати одно предложение в целый рассказ.
5. Закончи рассказ, сказку, изложение, проявив сообразительность. (Работы уч-ся представлены на слайде № 8,9)

           Без сомнения, детская фантазия  необычна и богата,  велика потребность выдумывать и   сочинять.  Это также  один из методов формирования коммуникативной компетенции.

           На уроках русского языка даю ученикам задание сочинить лингвистические

сказки) с целью запоминания правила правописания), написать рассказ на изученную тему. (Работы уч-ся представлены на слайде № 9).

           Составление сказок, басен, былин, рассказов благотворно влияет на развитие

творческих возможностей детей, развивает наблюдательность и любознательность,

воспитывает добрые чувства, расширяет словарный запас детей. Ребята учатся

излагать свои мысли письменно.

VI. Работа над сочинением.
1. Творческое сочинение по картинке.
Учащимся показывается картинка с любым изображением, в том числе сюжетным. Можно выбрать  любого  героя, животное и даже предмет. Нужно придумать развитие сюжета,  финал. (Слайд № 9).  
2. Свободное (самостоятельное)  сочинение.
Ученику  предоставляется полная свобода сочинять рассказ.  Подготовкой является упражнение на пересказ.
3. Сочинения на темы художественных произведений.
Обучение групповому общению на уроках русского языка и литературы.
VII. Драматизация и словесное рисование.
Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.
Работу по драматизации можно провести так: разбить класс на группы и поставить перед каждой группой задачи: инсценировать рассказ, сказку; разобрать самостоятельно сценарий (отобрать значительный эпизод или цепь эпизодов и определить, что и как играть); подобрать действующих лиц и т.д.
          Словесное рисование, создание слайдов позволяет  дополнить картины и  образы.
          Вообще, работа в группе − эффективный  метод для развития коммуникативной компетенции. Данный вид деятельности помогает проявить себя не только сильным ученикам, но детям, испытывающим  затруднения во время устных опросов, стесняющимся высказывать свои мысли.  При анализе образа главного героя произведения целесообразно использовать следующий кластер:

1) Имя героя

2) Внешний вид

3) Речь

4) Поведение

5) Поступки

6) Род занятий

7) Отношения с другими персонажами

           Затем для каждого пункта составляется ряд вопросов, на которые учащиеся в ходе обсуждения отвечают, делятся своим мнением и делают определенные выводы.

           Работа с кластерами  прекрасно помогает и на уроках русского языка. Здесь возможны разные задания: создать самостоятельно кластер (например, о частях речи) или уже по готовой схеме рассказать об основных понятиях, которые были изучены в разделе. (Слайд № 10,11).

         

           Важным этапом  в формировании коммуникативной компетенции считаю  аудирование.        По этой причине     на уроках русского языка и литературы аудированию  уделяю пристальное  внимание. Даю детям  задание  анализировать свои высказывания, слушать речь окружающих людей, телеведущих, сверстников, замечать ошибки.  Потом обсуждаем их, пишем сочинения о чистоте родного языка. (Слайд № 12).

            Размышляя над  вопросом  формирования  коммуникативных компетенций учащихся, я использовала  методы авторов книги "Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности" И.С.Сергеева и В.И. Блинова, которые выделяют основные методы, ориентированные на устную и письменную коммуникацию.  На мой взгляд,  необходимо развить у детей готовность использовать различные речевые средства, а также осознание того, какую прерогативу дают речевые умения, каким образом  с их помощью можно оказывать влияние на других людей, размышлять, соответствующе воспринимать иную речь, полагаясь на задачи, которые ожидают учеников в дальнейшей жизни.
Методы, ориентированные  на устную коммуникацию: (Слайд № 13)

-  формы учебного диалога;
- доклады и сообщения;
- ролевые и деловые игры, предполагающие роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
- учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
- обсуждения, дискуссии, диспуты;
- выступление на защитах исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
- выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах и т.д.
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: (Слайд № 14)

- ролевые и деловые игры, предполагающие  роли Пишущего и Читающего;
- учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
- рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных одноклассниками.
           Уроки русского языка и литературы являются основой для развития у детей коммуникативной компетенции. На своих уроках использую различные методы, ориентированные  на формирование коммуникативной компетенции, устной и письменной.

Укажу  основные из них:
1. Диалог «ученик – ученик»
2. Рефераты, доклады и сообщения (Слайд № 15).

3. Ролевые и деловые игры
4. Уроки – дискуссии. (Слайд № 16).


           Без сомнения, главным показателем тесного взаимодействия  ученика и учителя является внешняя оценка: результаты ОГЭ и  ЕГЭ. Работая над сочинением-рассуждением на ОГЭ, выполняя на ЕГЭ  задания с развернутым ответом второй части, выпускник использует те виды компетенций, которые пригодятся  как на экзамене по русскому языку, так  и в дальнейшей жизни. Создание личного письменного высказывания на базе прочитанного текста является апробацией  языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверкой практического владения русским языком: умение использовать  различные виды  речевой деятельности, способность усваивать чужую речь и создавать собственные умозаключения.
          С целью отражения практической  значимости  педагогической деятельности  следует  обратиться к результатам сдачи выпускниками  ОГЭ и  ЕГЭ:

- 2011-2012 год – лучший  результат  ЕГЭ  по  русскому  языку (средний балл выше областного):    

Вавилова Галина – 71 балл.

- 2013-2014 год – качественный  результат  ЕГЭ  по  русскому  языку (средний балл выше областного):      Ухова  Юлия – 76 баллов,  Хацкевич  Ксения – 71 балл.

- 2013-2014 год – результат  ОГЭ по русскому языку:   на пробном экзамене − 0 % качества; итоговая аттестация – 38% качества (средний балл выше областного). Это единственный  класс в  школе, имеющий 0 % качества.

- 2015-2016 год – качественный  результат  ЕГЭ  по  русскому  языку: Коржавина Анастасия – 81  балл.

- 2015-2016 год – результат  ОГЭ по русскому языку:   на пробном экзамен − 8 % качества; итоговая аттестация – 29% качества. Васильев Виктор и Кесель Алина сдали  ОГЭ   по   русскому  языку  на «отлично».  

            Данные результаты наглядно показывают, что использование на уроках коммуникативных приемов позволяет  повысить уровень обучения  русскому языку и литературе в школе. К тому же, изучив  научно-методическую литературу  по проблеме «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы», пришла к выводу, что этот подход  оказывает существенное влияние на мышление, речевые способности и творчество учащихся.      

           Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что коммуникативный подход в  преподавании  русского языка и литературы способствует  самоопределению  личности, т.к. общество хочет видеть  выпускника со сформированными коммуникативными навыками, умеющего работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готового к постоянному  самообразованию.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вавилова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МКОУ “ Уховская СОШ ” Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

Цель : определение и апробация новых методов и приемов, позволяющих наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства. Задачи : - определить наиболее эффективные приемы, методы формирования у учащихся коммуникативной компетенции; - повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности; - повысить результативность обучения; - активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Слайд 3

Коммуникативная компетенция Коммуникативная компетенция - компетенция (от лат. competentia - согласованность частей, соразмерность, сочетание), описывающая качество и эффективные способы общения одного человека с другими людьми. Коммуникативная компетенция Умения и навыки общения, умение вести беседу, диалог Совместное взаимодействие, сотрудничество, партнерская деятельность Навыки владения сбора информацией для решения коммуникативных задач Формирование коммуникативной компетентности учащихся состоит в способности и готовности осуществлять межличностное общение, вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, т.е. решать коммуникативные задачи при непосредственной поддержке учителя.

Слайд 4

Виды речевой деятельности: С лушание Г оворение Ч тение П исьменное взаимодействие Письмо К оммуникативная компетенция Устное взаимодействие

Слайд 5

Прогнозирование Задания: I. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте : Всем нам при общении Поможет … (обращение), К людям, звездам или … (птицам) Можешь смело … (обратиться). II. Собери рассыпанные части предложений: Белый медведь живет во льдах Арктики; он растет везде: на болотах, мелководьях; когда они высовывают из воды голову; где ни травинки не найдешь; и в местах близкого залегания грунтовых вод; он подкарауливает тюленей на льдине.

Слайд 6

Виды уроков на основе устной и письменной коммуникации: уроки с измененными способами организации: уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: уроки – игры уроки подготовки к сочинению уроки комплексного анализа лекция , семинар, публичная защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.; спектакль , коллективное сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или письменной рефлексией) ; экскурсия , прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция и т.д.; дидактические , ролевые, деловые, состязательные; сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.; текста , творческой работы с ним, создания собственных текстов.

Слайд 7

Иллюстрации учащихся к литературным произведениям

Слайд 8

Изложение с продолжением.

Слайд 9

Лингвистическая сказка на тему : “ Буквы и , у , а после шипящих ” . Сочинение по картине А. Венецианова “ Вот те и батькин обед! ”

Слайд 10

Кластер на тему : “ Разряды местоимений ” . Разряды местоимений Определительные : весь, всякий, сам, каждый, иной, самый Личные : я, мы, ты, вы, он, она, оно, они Возвратные : себя Вопросительные : кто, что, какой, каков, чей Относительные : кто, что, какой, чей, сколько Притяжательные : мой, твой, свой, наш, ваш Указательные : тот, этот, такой, таков, столько Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей Неопределенные : некто, нечто, несколько, кто-то…

Слайд 11

Подготовка к ОГЭ

Слайд 12

Работа над сочинением о чистоте родного языка. Черепанов Руслан – победитель конкурса школьных сочинений на тему : «Оберегай родной язык ежедневно, ежечасно…» в рамках Всемирного дня родного языка.

Слайд 13

Методы устной коммуникации : формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, предполагающие роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; выступление на защитах исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах и т.д.

Слайд 14

Методы письменной коммуникации : ролевые и деловые игры, предполагающие роли Пишущего и Читающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов ( опросников ); рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных одноклассниками.

Слайд 15

Методы, ориентированные на формирование коммуникативной компетенции.

Слайд 16

Урок-дискуссия. Правила ведения дискуссии.

Слайд 17

- повышается мотивация к процессу обучения ; - формируется устойчивый интерес к предмету, активизируется познавательная деятельность ; - повышается качество знаний школьников Результативность :

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Историческая грамматика на уроках русского языка и литературы в средней школе"

Данная работа представляет собой материалы по вопросу изучения исторической грамматики на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе.Эта тема представляется мне достаточн...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...