"А счастье было так возможно..." По повести И. С. Тургенева "Ася".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

План-конспект урока по литературе в 8 классе по повести И.С.Тургенева "Ася". " А счастье было так возможно..."  Урок внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon asya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «А счастье было так возможно…» (по повести И.С. Тургенева «Ася»)

Цель:  - продолжить знакомство с творчеством писателя;

- выяснить, в чём заключается «психологизм» повести:

- познакомить с понятием «тургеневские девушки» ;

      - раскрыть характеры главных героев повести;

-  продолжить развитие навыков анализа эпизода и выразительного чтения;

-  формировать чувство прекрасного через поэтический текст повести.

Оборудование: доска, компьютерная презентация, текст повести.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Объяснение нового материала.
  1. Вступительное слово учителя. (слайд 1)

- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о творчестве писателя, имя которого вам хорошо знакомо по таким произведениям, как «Муму», Бежин луг», «Бирюк». А на этом уроке мы познакомимся с повестью о любви «Ася».

  1. Постановка целей урока. (слайд 2)
  2. Рассказ о биографии писателя. (слайд 3,4)

- И.С.Тургенев родился 28 октября ( 9 ноября)1818г. в г. Орле в дворянской семье. Детство провёл в имении матери Спасское Лутовиново.

(слайд 5) Мать его, Варвара Петровна, принадлежала к старинному роду Лутовиновых. Она была властной и жестокой женщиной, беспощадно относилась к слугам.

(слайд 6) Отец его, Сергей Николаевич, принадлежал к старинному роду Тургеневых, происходившему от татарского корня. Он участвовал в Бородинском сражении, о котором много рассказывал сыну.

(слайд 7) До 9 лет мальчик воспитывался в Спасском Лутовинове, благодаря родителям получил хорошее домашнее образование, особенно легко ему давались иностранные языки, хотя в их доме говорили и писали по-русски.

(слайд 8) В 1833 г. Тургенев поступил в Московский университет на историко-философский факультет. Там он увлёкся литературой, зачитывался Байроном, Жуковским, преклонялся перед Пушкиным. В 1838 г. он уезжает в Берлин продолжать образование.

(слайд 9) Вернувшись, Иван Сергеевич поступает на службу в Министерство внутренних дел, намереваясь принять участие в проекте по отмене крепостного права, но, разочаровавшись, вышел в отставку и решил полностью посвятить себя литературе. В 1852 г. он был арестован, а затем выслан в своё имение под надзор полиции за некролог после смерти Н.В.Гоголя и за антикрепостническую направленность сборника «Записки охотника».

(слайд 10, 11) С 1843 г. жизнь писателя была тесно связана с семьёй французской певицы Полины Виардо.

(слайд 12) Тургенев много времени проводил в доме Полины, он был в восторге от ее голоса и таланта. Он очень любил эту женщину и пронёс эту любовь в своем сердце до конца жизни.

(слайд 13) В последние годы жизни талант писателя был высоко оценён и в России, и за рубежом. В 1879 г. в Англии в Оксфордском университете он получил звание доктора права. В 1882 г. он оказался прикованным к постели из-за болезни, в это время он находился за границей. 22 августа 1883 г. он умирает. Похоронен писатель в Петербурге на Волковском кладбище согласно завещанию.

  1. Работа с эпиграфом урока. (слайд 14)

- Что объединяет эти высказывания? (тема любви)

  1. Слово учителя.

- Ребята, а что такое любовь? (мнения учеников)

- На этот вопрос мы ищем ответ всю жизнь. Иногда кажется, что ответ прост и не стоит задумываться. Но неожиданно приходит ОН или ОНА и переворачивает всю нашу жизнь, заставляет по-новому смотреть на мир и на себя. Любовь неповторима и вечна, как сама жизнь. Даже испытав это чувство, мы вряд ли сможем понять и тем более объяснить, что такое любовь. А может быть это и не нужно? Может быть надо просто любить и благодарить судьбу за то, что она посылает нам эту вечную радость и вечную муку – любовь. И.С.Тургенев один из немногих писателей с поэтическим трепетом описывал рождение этого чувства. Как справиться с этой сердечной болезнью? Как первой сказать человеку «люблю», в котором ты не уверена? Как пережить страдания безответной любви? Все эти вопросы затрагивал писатель в своих произведениях, но не дал на них прямого ответа.

(слайд 15) Три повести у Тургенева посвящены первой любви: «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды». Все герои этих повестей проходят через испытания любовью.

  1. История создания повести «Ася».( слайд 16)

В основу повести легло много автобиографических черт. Однажды проездом Тургенев остановился в маленьком городке на Рейне. От нечего делать решил покататься вечером на лодке. Проплывая мимо развалин, он увидел небольшой домик. Из окна второго этажа выглянула хорошенькая девушка, которая произвела на писателя впечатление. Он стал думать о ней, придумывая, какая она, зачем она в этом домике, какое отношение к ней имела старуха, которая смотрела в окно первого этажа. Так в лодке у него возник план повести.

  1. Анализ повести. (слайд 17)

- Повесть написана в форме рассказа господина Н., который во время путешествия познакомился с Гагиным и его сестрой Асей. Как жил господин Н. до встречи с Асей? (Он был молод, счастлив, деньги у него не переводились,  путешествует, чтобы посмотреть мир.)

 - Что значит «жил без оглядки»? (Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних.) 

- Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? Каково было состояние его души? ( Ася оставила  неизгладимый след в душе героя. Он находился в ожидании счастья, а его предыдущая душевная  рана перестала беспокоить.)

- Рассказ о первом дне знакомства завершается описанием пейзажа. Зачитаем его. (звучит «Лунная соната» Бетховена)(слайд 18)

- Соответствует ли этот пейзаж настроению Н.? (да, встреча с Асей обострила его внимание к прекрасному)

(слайд  19)

- Найдите в тексте и зачитайте портрет Аси. Можно ли назвать её красавицей? (нет)

- Можно ли по этому описанию судить о её характере? (нет, т.к. характер определяют поступки в разных ситуациях).

- Давайте проследим за поведением и поступками девушки. Искренна ли она в них?

Ася за ужином.              

- Как ведет себя девушка в этом эпизоде? ( она ведет себя не так, как должна вести себя светская барышня в присутствии кого-либо)

Ася на развалинах замка.

- Каково её поведение в этом эпизоде? (здесь она бесстрашная и своевольная, но романтичная  девочка, не думает об опасности.)

- Какое чувство она при этом вызывает у Н.? (неприязнь, досаду)

- Какие еще роли принимает Ася? Почему она так поступает? ся не имела возможности узнать хорошо людей и саму себя. Поэтому она поочередно примеряет разнообразные маски: какая больше к лицу. Она то солдат, то благовоспитанная барышня, то простая русская девушка, чуть ли не горничная. Но она всегда оставалась сама собой. Рассказчик восхищается ее изменчивостью, а  Гагин называет её хамелеоном.)

В 1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермолаевны родилась внебрачная дочь – Пелагея (Полина впоследствии). Долгое время девочка жила в имении Тургеневых, в Спасском. Положение её было унизительное и жалкое. Мать Ивана Сергеевича сдала свою внучку на руки одной из крепостных прачек. Дворня называла злорадно Полю «барышней». Девочка таскала тяжёлые вёдра с водой.

В 1850 году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, к Полине Виардо, которая воспитывала затем маленькую Полю вместе со своими детьми. То есть дочь Тургенева получила вполне приличное дворянское воспитание – словом, точь-в-точь история Аси, история её странной жизни, сотканной из противоречий.

- Как такое поведение Аси сказывается на Н.? (он по-новому взглянул на себя, впервые пожалел, что впустую растрачивал свои жизненные силы)

- Почему у него постоянно возникала мысль, что Гагин и Ася не брат и сестра? (он ревновал Асю к брату, даже не подозревая об этом, т.к. пока еще не догадывался о своей любви к ней, но она постепенно овладела его сердцем)

         -  Каким образом подтверждается подозрение Н. о том, что Гагин и Ася              не брат и сестра? (Подслушанный разговор в беседке).

- Какую тайну Аси и ее брата узнал Н.? (историю жизни Аси)

- Как при этом изменилось душевное состояние героя? (он очень обрадовался этому обстоятельству, ему стало легко)

- После этого начинается новая фаза в отношениях героев. Что же нового открыл для себя герой в Асе? Для этого давайте прочитаем по ролям отрывок из 9 гл.  (диалог Н. и Аси.)

- Какова же была жизненная позиция Аси? Что её манит в будущем? (Она верит в неограниченные возможности человека. Она хочет действовать и оставить после себя след, а Н. давно разуверился в этом.)

- О каких крыльях говорит Н. Асе? (в первую очередь это крылья любви, но это ещё и способность парить над обыденностью).

- С каким чувством в тот день возвращался Н. домой? (в нем загорелась жажда счастья)

- А в чем же была трагедия Аси? (любовь заставила ее повзрослеть: «Крылья у меня выросли, да лететь некуда». Она понимает бесперспективность своей любви к Н.и того, что её ждет нелегкая судьба.)

- Каким образом узнал Н. о любви Аси? (получил от нее записку)

- В каком состоянии шел Н. на свидание с Асей? (сомнения, колебания)

- Давайте зачитаем сцену объяснения Аси и господина Н.(звучит музыка)

  Понравился ли вам Н. в этой ситуации?

- В чем он обвинял Асю и в чем хотел оправдать себя? (в том, что Ася была откровенной и поторопила события, ведь его чувство еще не созрело, он был еще не готов взять на себя ответственность за другого человека)

- А как вела себя Ася во время свидания?

- Почему же не состоялось счастье героев? (потому что они разные: Ася пережила кульминацию чувств при свидании, а герой осознал в себе чувство любви позднее)

- Что говорит рассказчик о своей дальнейшей жизни? (Н. никогда больше не смог никого полюбить, он жил только воспоминаниями о любви к Асе)

III. Обобщение.

-И «счастье было так возможно, так близко…»
Счастье в древней мифологии представлялось женщиной с длинной косой, развеваемой ветром. Легко поймать ее, пока она подлетает к вам, но пропустите один миг – она пролетит. Нельзя схватить ее, оставшись позади. Невозвратим счастливый миг. Не пропустить благоприятную минуту – вот высочайшее условие житейского благоразумия. Счастливые обстоятельства складываются для каждого из нас, но не каждый умеет не упустить их.
-
Почему же любовь героев не стала тождественна понятию «счастье»? (Н. жил по правилам, через которые не сумел переступить, а любовь нарушает эти законы. Он упустил свой час, свой шанс на счастье в силу нерешительности, душевной дряблости. Он не выдержал испытание любовью на жизнеспособность. Жизнь его разбита)
-  Вспомним, после разрыва Ася больше не появится на страницах повести. Почему? (родилась новая женщина – Анна Николаевна, которая уже не будет смотреть на мир «светлыми глазами», не будет мечтать о полете, она повзрослела)

- Ася – это пример «тургеневской девушки». Как вы думаете, что это такое? (слайд 20,21,22)

Тургеневские девушки – героини, у которых ум и характер не испорчены обществом, они сохранили простоту чувств, искренность и простоту. Они сильны духом и способны к трудным поступкам.

IV. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: « Что произошло с Асей после расставания с Н.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "А счастье было так возможно, так близко.. Онегин и Татьяна" в 9 классе

Тема урока: « А счастье было так возможно, так близко... Онегин и Татьяна» Тип урока: урок - исследование Технология: развивающее обучение Цели: развитие познавательной активности учащихся на основ...

Презентация. "А счастье было так возможно" (По роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин"")

Иллюстративный ряд презентации "А счастье было так возможно" поможет учащимся "войти" в атмосферу Пушкинского романа. Текстовой материал слайдов информативен. В избранных эпизодах выделены ключевые сл...

А счастье было так возможно

Презентация посвящена повести И.С.Тургенева "Ася". В нее включены иллюстрации и задания к повести....

Презентация к уроку по теме: "А счастье было так возможно..."( по повести И.С.Тургенева "Ася")

Повесть И.С. Тургенева "Ася" важна подросткам в пору их первой любви. Вот почему стоит обратить внимание в 8-м класса на эту повесть особое внимание. Тема урока: " А счастье было так...

«А счастье было так близко, так возможно…»

Сопоставление рассказа Л,Н,Толстого "После бала" и повести И.С.Тургенева "Ася".Сравнительная характеристика героев,использование цитатника,создание синквейна и кластера....

"А счастье было так возможно..." (главы 11 – 22 повести И.С.Тургенева «Ася»).

План-конспект урока по литературе в 8 классе по повести И.С.Тургенева "Ася"....