Судьба романа И.С. Тургенева» Отцы и дети»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Бугаёва Светлана Ивановна

Судьба романа И.С. Тургенева» Отцы и дети»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sudba_romana_i.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Судьба романа И.С. Тургенева» Отцы и дети»

(урок –послесловие)

10 класс

Цели:

 - помочь учащимся понять идею романа,  его судьбу через собственное восприятие, изучить критические статьи, увидеть отношение автора к своему герою, ту «цену», которую заплатил писатель за роман.;

-продолжить формирование умения  детей слушать друг друга, дискутировать по заданной теме, размышлять вслух, выражать собственное мнение и оценивать свою и чужую точку зрения;

- воспитывать терпимость к чужому мнению, культуру общения.

Оборудование:

- портрет И.С.Тургенева;

-аудиозапись романса на слова И.С.Тургенева «Утро туманное»;

-плакат с правилами регламентированной дискуссии.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель. Вот и прочитан роман Тургенева «Отцы и дети». Как вы поняли его идею, попробуем разобраться на сегодняшнем уроке.

После опубликования в 1862 году роман сразу же привлёк внимание широких общественных кругов России.  И с тех пор продолжает вызывать несомненный интерес читателей остротой поставленных в нём вопросов, а также своими художественными достоинствами

Способность великих произведений словесного искусства бесконечно долго жить в сознании читающей публики – явление уже знакомое вам. Но судьба  «Отцов и детей» поистине исключительна.

Непрекращающиеся споры о произведении и его героях, смена критических подходов, появление новых толкований – закономерность в жизни искусства. Юные же читатели нередко требуют от критики полного и окончательного суждения. Сомнения раздражают их. А между тем именно сомневающиеся люди способны сделать открытие. Сомневающиеся движут науку, культуру, искусство.

Сегодня мы должны задуматься , поразмышлять о судьбе «Отцов и детей». Не бойтесь собственных мнений, высказываний вслух, не пасуйте перед чужими мнениями, сомневайтесь и доказывайте. Мы начинаем.

  1. Формирование новых понятий, умений и навыков. (Работа в группах)

Работа экспертной комиссии.

-Как понята вами идея романа Тургенева «Отцы и дети»?

-Как восприняли нового героя читатели и критики?

-Как, вы думаете, относится к Базарову  автор?

-Какой ценой заплатил Тургенев за роман «Отцы и дети»?

Звучит аудиозапись романса на слова Тургенева «Утро туманное», группы готовятся к выступлению.

Ответы учащихся.

Учитель. Пока экспертная комиссия подводит итоги дискуссии, мы также попытаемся сделать вывод о судьбе романа. Подумаем, была ли эта судьба лёгкой, радостной? Обратимся к тексту. Последние строки предпоследней главы: «Но полуденный зной проходит…», затем последние слова романа.

О жизни бесконечной… Да, не точка, а многоточие стоит в конце романа.

Жизнь бесконечна. Поистине пророческие слова Тургенева относятся и к жизни его романа. Огромной ценой «заплатил» за него писатель: ценой разлуки с родиной. Но писатели и поэты всегда возврыщаются на родину, во плоти или в своих произведениях.

Тургенев умер во Франции в 1883 году, но вот  уже 2014 год, а он снова снами. Он вкрнулся на родину. А мы можем лишь сказать: у романа Тургенева нелёгкая, удивительная, но счастливая судьба.

Экспертная комиссия подводит итоги.

  1. Итог урока.

Предположительные ответы на групповые вопросы.

- Как понята вами идея романа Тургенева «Отцы и дети»?

Вся современная общественно политическая обстановка представляется Тургеневу трагической. Тема разобщения поколений, намеченная писателем в «Дворянском гнезде», приобретает в «Отцах и детях» небывалую глубину – рождается мысль о возможном разрыве «связи времён» , о разрушительном проникновении общественных противоречий в основание самой жизни.

В период разрыва  с журналом «Современник» Тургенев вынашивал мысль о союзе всех антикрепостнических сил и о примирении партий на основе широкой общенациональной идеи.

Идеал национального единства ради спасительного обновления России  продолжал оставаться  для Тургенева главным ориентиром и в пору работы над «Отцами и детьми». Бестолковость и беспомощность всех сословий перед лицом социального кризиса угрожают перерасти в разброд и хаос.

На этом фоне  разворачивается спор о путях спасения России. Как превратить отсталую страну в подлинно цивилизованную? Роман проникнут тайной надеждой писателя на то, что созданная им картина, полно и беспристрастно изображающая трагическое состояние русского общества, сможет преобразить сознание  читателей –современников, побудив их к сплочению.

Но Тургенев жестоко ошибся. Вместо ожидаемого прозрения разразился скандал.

-Как восприняли нового героя читатели и критики?

У романа Тургенева «Отцы и дети» одна из самых необычных судеб. При своём появлении он вызвал такую бурю, какой не вызвала ни одна книга. Конфликт между старым и новым после реформы 1861 года ещё больше обострился.

 Роман Тургенева «подлил масла в огонь». Автор никому не угодил: с «отцами» всё понятно – «их песенка спета», но даже самая передовая молодёжь  не приняла Базарова как своего, больше того, увидела внём клевету на молодое поколение. Слово «нигилизм» стало ругательным. Полемика о нигилизме продолжалась целое десятилетие.

При оценке характера главного героя произошёл раскол в лагере самой революционной демократии. Ведущие критики журнала «Современник» не могли откликнуться на роман: Н.А.Добролюбов к этому времени умер, а Н.Г.Чернышевский был арестован.

Критик «Современника» М. Антонович обратил внимание на относительно слабые стороны базаровского характера. Абсолютизируя их, он написал критический памфлет «Асмодей нашего времени», в котором назвал героя карикатурой на молодое поколение.

Д. Писарев, заметивший только правду базаровских суждений, восславил нигилиста, не обратив никакого внимания на внутренний трагизм характера.

-Как, вы думаете, относится к Базарову  автор?

Базаров был задуман как лицо трагическое, фигура обречённая

 Однако замысел тургеневского романа далеко не исчерпывается стремлением автора поставить своего умного и сильного героя в трагическое положение и привести его к капитуляции прпд любовью, перед природой, перед родительскими чувствами, перед жизнью.

Базаровский тип при всей резкости и угловатости, в кокой- то мере импонировал мягкому и гуманному Тургеневу. Чем же Базаров мог импонировать Тургеневу? Прежде всего, своим просветительством, которое в 60-е годы было присуще не только демократам, но и либералам.

Образ Базарова был задуман  Тургеневым как образ  просветителя из демократического лагеря , борца против невежества и суеверий. Признавая силу и значение Базарова, Тургенев, однако, не мог ему симпатизировать во всём. Он наделил своего героя нигилистическим отношением  к искусству и ясно дал понять, что не разделяет его эстетических взглядов.

Тургенев не верил в перспективность деятельности Базарова, хотя и называл его революционером. Однако писатель не иронизирует над поверженным Базаровым, а, наоборот, жалеет его.

Показывая готовность Базарова действовать, автор не даёт ему  возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Росия в таких действиях пока не нуждается.

-Какой ценой заплатил Тургенев за роман «Отцы и дети»?

Автор «Отцов и детей» оказался в известном смысле жертвой разгоравшейся в русском обществе борьбы, спровоцированной его романом. С недоумением и горечью он останавливался, опуская руки, перед хаосом противоречивых суждений: приветствий врагов и пощёчин друзей.

Тургенев писал свой роман с тайной надеждой, что русское общество прислушается к его предупреждениям, что «правые» и «левые» одумаются и прекратят братоубийственные споры, грозящие трагедией как им самим, так и судьбе России. Он ещё верил, что его роман послужит делу сплочения общественных сил. Расчёт этот не оправдался. Появление романа лишь ускорило процесс идейного размежевания, вызвав эффект, обратный ожидаемому. Назрел мучительный разрыв Тургенева с русским читателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.

Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...

Презентация к уроку "Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Данная презеннтация подготовлена в качестве сопроождения к уроку по этой же теме....

Первый урок изучения романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Урок литературы10 классТема урока:       ВСТРЕЧАЯ БАЗАРОВА… (пролог к изучению романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»)Цель урока:      создание ситу...

Урок по теме "История создания романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Основное внимание уделяется пртотипам главного героя романа  и общественным явлениям 50-60 годов XIX века, отраженным в романе. На уроке используется презентация....

Практическое задание для анализа текста романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Данные задания предназначены для сопровождения анализа текста романа  И. С. Тургенева "Отцы и дети"...

Краткое содержание романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", ОК, таблицы, кольцевая композиция романа

Данный материал позволяет успешно активизировать учебный процесс при изучении в 10-м классе романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"...