Литературный вечер "Я любуюсь родимой сторонкой...", посвящённый творчеству В. И. Белова
план-конспект по литературе на тему

Путешествие по страницам произведений В. И. Белова. Посвящено 85-летию со дня рождения писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_stranitsam_knig.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие по страницам книг

Василия Ивановича Белова»

литературный вечер «Я любуюсь родимой сторонкой…»

Цели и задачи:

1. Приобщение учащихся к отечественной классической литературе.

2. Привитие любви к народной культуре русской речи.

3. Воспитание гуманизма, любви к людям, жизни, животным на примере творчества В.И. Белова.

4. Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление:

1. Сцена оформлена в виде деревенской избы. На сцене – кухонный стол, на нем самовар, чашки. Перед столом постелен половик, на кото- ром лежат мягкие игрушки.

2. Выставка книг В.И. Белова, а также книги о жизни и творчестве пи- сателя.

                                             Ход мероприятия.

Здравствуйте, ребята! Наша встреча сегодня посвящена 85-летию со дня рождения В. И. Белова. И мы с вами сегодня совершим небольшое путешествие по страницам его произведений.

Презентация.

В лесном и озерном углу Харовского района Вологодской области есть деревня Тимониха, такая же, как сотни ей подобных вологодских деревень. В этой деревне 23 октября 1932 года родился Василий Иванович Белов. Детство В. Белова совпало с Великой Отечественной войной и проходило так же, как и у других его сверстников - деревенских мальчишек. Тогда они рано узнали, что такое труд и что такое - недоедать.

Его отец Иван Федорович Белов — потомственный крестьянин, прекрасный мастеровой, погиб в 1943 году на фронте под Смоленском.

Мать, Анфиса Ивановна, с детства круглая сирота, в нелегкие годы войны подняла одна, уже без мужа, пятерых детей.

Война прошла. Василий Белов окончил семилетку, поступил в школу фабрично — заводского обучения г. Сокола. Школа готовила плотников и столяров. После окончания ФЗО Василий Белов работал столяром, мотористом - дизелистом леспромхоза в Грязовецком районе, электромонтером в Ярославле. После службы в армии работал на заводе в Перми. Но долго не смог жить вдали от родины и вернулся на Вологодчину. Литература уже тянула его к себе, Белов стал сотрудником 32


Грязовецкой районной газеты. Первые стихи, а увлечение литературой он начал со стихов, начали печатать в районной газете.           На его стихи обратил внимание знаменитый вологодский поэт Александр Яшин и посоветовал Белову поступать в Литературный институт.                                                                          Стихотворение «Времена года» (читает Ерасова В.)

С 1964 года начали постоянно появляться в печати произведения В.И. Белова. Ко времени окончания института проблема выбора, где жить не стояла - Вологда.

Уже в первых произведениях Белова наметилась основная линия его творчества - интерес к теме русской северной деревни, теме крестьянства. Белов использует разные литературные жанры - повести, пьесы, рассказы, стихи. Василий Иванович издал более 100 книг, по его произведениям снято несколько популярных фильмов: «Все впереди», «Плотницкие рассказы», «Африканыч», «Целуются зори»

В.И. Белов - крупный писатель и общественный деятель.

(Признанием его заслуг стало присуждение Василию Ивановичу Государственной премии СССР 2004 года, Государственной премии РФ в области литературы и искусства 2003 года. Так же ему присуждена литературная премия Союза писателей России имени Л.Н. Толстого в 1992 году, Всероссийская литературная премия имени Аксакова в 1996 году, литературная премия «Ясная поляна» имени Л.Н. Толстого в 2006 году.)


И.С.: Кривоногая! Шельма! Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза–то глядеть, ботявке? Не стыдно? Ох, ремень бы взять да отхлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!

Автор: Хозяйка ругала Мальку за то, что та принесла недавно двух щенят.

(З.С. Погладила щенят, и одна из собак залаяла. На полу мягкие игрушки.)

И.С.: Сиди, никто не возьмет твоих шаромыжников! Кому–то нужны. Уж два дня ругаю ее, бессовестную.

З.С.: Ладно, пускай живут-то.

Автор: Прошло некоторое время. (Игрушки убрать)

З.С.: Соседка, куда это Малька-то твоя бегает?

И.С.: Да кормить. Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Я ведь щенков–то раздала. Одного забрал тракторист, который к нам часто в деревню-то приезжает. Другого отнесла я в другую деревню, а взамен принесла, глико, молодого рыжего кота. Ведь по лавам бегает на другой берег, бестолковая, одни кривые ноги мелькают по снегу. Я ведь ее и дома запирала, все впустую. Только отвернешься - готово дело, была да нет, побежала кормить свое дитятко. Ладно, сейчас весна, лавы убрали, может дома сидеть будет.

З.С.: Так я тебе ведь новость принесла. Федор мне сейчас рассказал. Малька-то твоя седни подбегает к реке, сунулась туда-сюда. Везде одна вода, лав-то нет. Малька ступила в воду и вдруг поплыла. Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды. Федор смотрит: течение сильное, а сил у Мальки немного. Хорошо Федор не растерялся, поставил лодку поперек течения, подправил ее веслом и выловил Мальку.

И.С.: Ой, дура, куда сунулась. Да разве это дело кормить его дурака! Ведь большой уж, обормот. Пойду, поищу матушку.

З.С.: Подожди, да вон и сам Федор явился вместе с твоей Малькой.

И.С.: Спасибочки тебе, Федор!

Федор: Беда нам с этой всякой живностью. Сами знаете, как я мучаюсь со своим поросенком особенно летом. Поди, ведь помните?

З.С.: Не почто не помним. Федор, расскажи.

Федор рассказывает от 1-го лица рассказ «Валдай и Кузя».


Автор: Ребята, вы, конечно, узнали героев замечательных рассказов В.И. Белова. Как называется книга, из которой взяты эти произведения?

Дети: «Рассказы о всякой живности»

Автор: Вот эта книга. Как называются рассказы, героев которых вы видите? («Малька провинилась», «Еще проМальку», «Валдай и Кузя»)

Назовите другие рассказы, вошедшие в эту книгу. (Если ребята не называют произведения, автор сам говорит название)

Как просто, занимательно, интересно рассказывает читателям автор на первый взгляд эти простые истории о людях и о животных. Но какая в них таится доброта, простота, прелесть.

З.С.: Слышали новость-то, ведь у Васи Белова нынче юбилей был бы. 85 годков стукнуло бы в октябре 23 числа.

И.С.: Седни он уж не Вася, а Василий Иванович Белов - крупный писатель и общественный деятель. Недаром еще в 1981 году получил Государственную премию СССР.

З.С.: Совсем недавно, в 2003 году, опять же награжден Государственной премией РФ в области литературы и искусства.

И.С.: Каких наград только у него нет.


Федор: Ой, уж больно Василий ладно пишет про животных: и о кошках, и о собаках, и о лошадях, и о душном козле ладно написал, да всего и не скажешь.

З.С.: Он и о людях пишет тоже ничего. Сосед мне однажды одну такую завиральню рассказывал, не знаю, что и делать: верить или не верить. Вот уж я дивилась.

Автор:  Речь идёт о книге В. И. Белова, которая называетса «Бухтины Вологодские. Завиральные». Правильнее сказать - это юмористическая повесть, в которой раскрываются характеры простых людей северной деревни, их чувство юмора, доброта, тепло и любовь к жизни.

Героем этой повести является Кузьма Иванович Барахвостов, человек, обладающий великолепным чувством юмора, любящий приврать, ввести в заблуждение своих друзей и знакомых. Давайте послушаем, как рассказывает Кузьма Иванович о своём рождении.

Кузьма Иванович – Маткеев К. М. - рассказывает от 1–го лица «Начало жизни».

И.С.: Ишь, как завирает. Слова-то какие говорит: брюхо, фулиган, куделя, лягаться, шоптаницы, лучина. Ребята, наверно, ничего и не поняли.

Федор: Да все они поняли.

Автор: А это мы сейчас проверим. Я называю слова старинные, часто употребляемые в Вологодской области, а вы называйте ему литературный аналог:

1. насмока – насморк

2. не чует – не слышит

3. судачить – поговорить

4. сулить – обещать

5. портки – брюки

6. шастать – ходить, где не положено

7. полавошник – полка для посуды

8. осьмушка – горсть 1/8 кг

11. корежить – таскать из стороны в сторону

12. лежни – лодыри

14. обуяла – одолела, захватила

15. напостыло – надоело, печалиться

16. нявгать – капризничать

17. волочить – тянуть

18. потачка – поблажка

19. тятя – папа

20. обуться – надеть обувь

21. котомка – сумка

22. форскать – смеяться громко

23. бузить – драться

24. хряснуться – упасть

25. выкомариваться – выделываться, бахвалиться. 11


26. наровить – угождать

27. шибко – сильно

28. маяться – переживать

29. ужо – подождать

30. сатюк – проказник.

Федор: Молодцы, ребята.

Автор:

Ещё хочется отметить одну известную книгу В. Белова. Она называется «Лад» и включает в себя серию очерков о северной народной эстетике.

И.С.: Знаем, знаем эту книгу. Чего только не пересказал Василий в ней: и о временах года, и подмастерьях и мастеровых, и о сапожниках, кузнецах, даже о нищих, да-да была и такая профессия, правда, людей таких было немного, но все-таки встречались, а у русских считалось взять на себя грех, если не подать нищему.

Викторина по книге «Лад»

«Лад» - необычная книга. Очерк – краткое описание жизненных фактов.      Эстетика – учение об искусстве прекрасного в творчестве, природе и жизни.

А что такое лад? В.И. Даль писал: «Лад – мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок».

Какие пословицы знаете о ладе? (Не надо и клад, коли в семье лад. Сядем рядком да поговорим ладком.)

Викторина:

1)        С какого времени года все начиналось на Руси, даже Новый год? (весна)

3)        Что является центром русской избы? (печь, с. 142)

4)        Как называется занятие, результатом которого является это (показать кружева)? (кружевоплетение)

5)        Место на краю деревни, где ставили хлеб в кладях и где его молотили; крытый ток, или ладонь. (гумно)

6)        Вы знаете, что такое вегетарианство. А какая пища называется скоромной? (пища от теплокровных животных: мясо, молоко, масло яйца)

1)        Что называет В.И. Белов «спутником женской судьбы»? (лен)

Восстановить порядок работы со льном: теребление, обмолот, мятка, трепка, очес, пряжа, тканье. (с.81)

2)        О семье с. 140. Большая,  многодетная семья пользовалась в деревне всеобщим уважением. Вставить пропущенные слова в пословице: «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын».

4)        Кто кому и при каких обстоятельствах пел:

Ты прощайся со своей родимой сторонушкой,

Ты мое рожденье сердечное,

Со широкой быстрой реченькой,

Со всеми со полями со чистыми,

Со лужками зелеными.

Ты прощайся, сугрева сердечная,

С Преображением многомилостивым

И со всеми храмами господними.

Как приедешь ты на дальнюю сторонушку…

И поведут тебя на кружало государево,

Под меру под казенную. (проводы в армию)

5)        Народные игры: «решетцо», «имальцы».

6)        Определите жанр устного народного творчества:

          Перебейка из-за дроли

          Потеряла аппетит,

          У меня после изменушки

          Нежевано летит.

         7)        Отгадайте загадки: «В круглом окошке днем стекло разбито, ночью опять цело», «А какую траву и слепой знает?»

 Книга «Лад» рассказывает о ладе, а не о разладе крестьянской жизни. Живите в ладу с миром, с самим собой и тогда будете счастливы.

З.С.: Василий Иванович рассказывал и о вязании, о кружевоплетении, шитье, плетении по бересте, о праздниках рассказывал, играх, песнях и о частушках. 12


Перебейка из-за дроли

Потеряла аппетит,

У меня после изменушки

Нежевано летит.

Автор: Кто такая перебейка? Перебейка – разлучница, соперница.

И.С.: Да что-то мы засиделись. Давайте  повеселимся, попоём. чатушек.

Выдаются учащимся и учителям частушки. Магнитофонная запись с плясовой мелодией. Частушки взяты из книги.

1.Извините, незнакомого

Играть заставила.

Я знакомого-то дролю

Далеко оставила.

2. В незнакому деревеньку

Пришел да и пляшу,

Незнакомому народу

Не подначивать прошу.

3.Худо катаники стукают,

Обую сапоги.

Погулять с хорошей девушкой,

Товарищ, помоги.

4. Извините, в песне спутался,

Дела не веселят,

Мне на этой на неделюшке

Изменушку сулят.

5. Не браните вы меня,

Свою работу знаю я:

Жать, косить, коров доить,

В обе руки молотить.

6. Не машина траву косит -

Косит острая коса;

Не работа парня сушит -

Сушит острая тоска. 13


7. Каменистая дорога,

Серебристая вода.

Мне такого дролю надо,

Боевого, как и я.

8.У меня четыре шали.

Пятая пуховая.

Не одна я боевая -

Вся семья веселая.

9. Интересно было слушать,

Как ругала дролю мать,

Позволенья не давала

С бойкой девушкой гулять.

10. Говорят, иголки колки

Им нельзя неколким быть.

Говорят девчонки бойки,

Им нельзя небойким быть.

11. К нам в деревнюшку ходить -

Протоптана дорожка.

Хорошо того любить,

У кого гармошка.

12. Кабы не было полей,

Не было поляночек,

Кабы не было парней,

Не было гуляночек.

13. Милая моя,

Выйди на поляночку!

Из-за тебя меня побьют,

Побереги тальяночку.

14. По моей по голове

Ходила трость железная.

Это все из-за тебя,

Сударушка любезная. 14


15. Велят милку забывать,

Горячим чаем запивать,

А я пью холодну воду,

Не забуду ее сроду.

16.Не пойду я в тот конец:

Там милашку бьет отец,

Бьет отец. Ругает мать,

Не велят со мной гулять.

17. Меня дома-то ругают,

Я из дома убегу.

Все равно свиданье будет

Где-нибудь на берегу.

18. Эх ты, Сохта, эх, ты, Сохта,

Два крутые бережка!

По тебе, роднаяСохта,

Два уехали дружка.

19. Где-то, где-то красно лето,

Где-то шарфик голубой,

Где-то милая подружка,

Где-то дроля дорогой.

И.С.: Умеет молодежь нынче веселиться. А как про сударушек да про дроль-то поют. Видать знают, кто есть кто.

Кто же такой дроля?

А кто такая сударушка?

З.С.: Поди не только петь умеют, а играть любят. А мы-то в молодости как умели играть. В теплое время соберемся перед домом, мужчины и женщины, парни и девушки. Мужики приветствуют друг друга снятием шапки с головы, а мы, женский пол, встречаем их с улыбкой. Девчонки-то помоложе начинают перешептываться, похихихивают. Мужики над ними начинают подтрунивать, и всюду уже слышится простосердечный15


хохот. Тогда разговор становится живее, беседа откровеннее, перестают чуждаться, подступают друг другу ближе, и делается общий круг.

И.С.: Появляется откуда не возьмись гармонья, парень посмелее выходит вперед и, сняв шапку, просит девушку повеселиться с ним. Тут робятишки забегают, замешают всем, отвлекают внимание своей беготней и играми. Ничего не остается, как принять и взрослым участие в этих игрищах.

"Колыбельная" (инсценировка)

Автор: А сейчас слово предоставляется нашему гостю, К. М. Маткееву. Он предоставил нам книги для выставки из личной библиотеки.

Выступление К. М. Маткеева.

Автор: Надо сказать, что слова В. И. Белова никогда не расходились с делом. Он берёт в руки топор и восстанавливает храм, идёт на трибуну, которую не очень любит, и требует от депутатов Верховного Совета прекратить произвол с землёй и крестьянином, встаёт на защиту До

ма Союза писателей России, борется против насильственного поворота северных рек, едет выступать в защиту русского слова и нашего народа в Якутск, Иркутск, Омск, Краснодар, Орёл и Уфу. Всё это - поступки, доказывающие, что слово и дело у В. И. Белова нераздельны и нефальшивы.

Стихотворение "Россия"

Автор: Спасибо Василию Ивановичу Белову за его труд, за книги, за этот бесценный клад, который он подарил нам, читателям. В.И. Белов не афишировал свои достижения, не страдал манией величия, неохотно рассказывал о своей жизни и боялся только одного, чтобы факты его жизнедеятельности не были извращены или вымышлены, точно соответствовали тому, что было на самом деле.

В.И. Белов был простым, обычным человеком, разве что отличающимся от других данным Богом писательским талантом, который он употребил с пользой и в полную меру.

Подводятся итоги викторин, награждаются победители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по творчеству А.С. Пушкина литературный вечер "Я вас любил"

Материал представляет собой трогательный рассказ о любви поэта к своей жене Н.Н. Гончаровой и производит незабываемое впечатление на школьников....

Литературный вечер «Певец родной Орловщины», посвящённый И. С Тургеневу.

Орел - один из крупнейших центров национальной культуры русского народа. Его литературные традиции берут свои истоки в народном творчестве, которыми всегда славился орловский край.Здесь родились...

Литературный вечер "Как они любили"

Лиературный вечер для старшеклассников "Как они любили" , проведённый в День Святого Валентина. Расскажет учащимся о любви и дружбе великих людей. Используется литературный материал, музыкальное сопро...

Сценарий литературного вечера, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова «КЛЯНУСЬ, Я ИСКРЕННО ЛЮБИЛ!»

Время ли говорить о поэте, чьё творчество, будем откровенны, сегодня почти забыто и мало читаемо?.. Но, если мы хотим быть великой нацией, мы должны помнить и знать свою историю и культуру, значимой ч...

Литературный вечер «Великий сын России» ( посвящён памяти А. И. Солженицына )

- Познакомить учащихся с жизнью, деятельностью и произведениями А. И. Солженицына,  способствовать развитию у учащихся интереса к  его творчеству, раскрыть новые грани личности писател...

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Э. А. Асадова "Сражаться, верить, и любить"

Литературный вечер посвящен жизни и творчеству замечательного русского поэта Эдуарда Асадова и призван не только познакомить учеников с фактами биографии и произведениями поэта, но и подвести их к выв...

«Я вас любил…» (Сценарий литературного вечера, посвящённого теме любви в творчестве А.С.Пушкина)

Литературный вечер-спектакль для учащихся 9 - 11 классов был проведён в школе в год 200-летия темы любви в творчестве Пушкина. Несколько фотографий этого праздника можно увидеть на главной странице мо...