Восхождение
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Усталова Оксана Вячеславовна

Тип урока – урок формирования ценностей

Цели урока

- развитие духовного мира учащихся путем приобщения их к лучшим образцам отечественной литературной и музыкальной классики, тексту Священного Писания, формирование духовно-нравственных ориентиров

- развитие умений сопоставлять, преобразовывать полученную информацию, оценивать ее и высказывать свою точку зрения

- совершенствование навыков анализа художественного текста

Оборудование: портрет А.П. Чехова, Евангелие, репродукция картины Караваджо «Отречение святого Петра», презентация.  Для записи основных положений урока ученики используют двухчастный дневник. В течение урока ребята работают только с первой колонкой (частью) дневника. К концу занятия в дневнике должны быть записи о событиях, которые относят нас к первому, девятнадцатому и двадцатому векам, что еще раз подчеркивает мысль А.П. Чехова о неразрывной связи времен. Вторую часть, где должны фиксироваться комментарии и открытия учеников, учитель предлагает им заполнить дома.  (Домашним заданием к этому уроку было прочтение рассказа «Студент» и евангельской истории об отречении апостола Петра.)

 1 этап - актуализация и целеполагание

·         Урок начинается с прослушивания учащимися аудиозаписи фрагмента оратории митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею» об отречении апостола Петра.

 Учитель: - О чем рассказывает нам эпизод этого музыкального произведения? Какое евангельское событие лежит в его основе? Что мы можем сказать о поведении Петра в эту минуту? Что стало причиной его отречения? Какую фразу вы бы назвали ключевой для этого евангельского отрывка?

Учитель подчеркивает, что в отличие от Иуды, для которого предательство Христа стало его сознательным выбором, Петр отрекается от учителя по своей немощи, он струсил, испугался возможных страданий.

Учащиеся делают  запись в первую колонку своего двухчастного дневника.  Первые десятилетия 1 века нашей эры. Отречение Петра. «Я не знаю Его…»

·         Просмотр слайдов, которые отражают моменты отречения апостола, его раскаяния, прощения Христом. Завершает галерею слайдов изображение  пермского храма во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Учитель: - Что объединяет все эти художественные сюжеты? Что они символизируют? ( Ученики прекрасно понимают, что все эти сюжеты так или иначе связаны с именем апостола. Но задача учителя на данном этапе уроке помочь им осознать, что, несмотря на то, что Петр отрекся от Христа, он страдал от совершенного, он горячо раскаивался и был прощен. Он продолжал свою апостольскую деятельность и верность Богу доказал своей мученической смертью. Слайды, расположенные в таком порядке, символизируют собой его перерождение, иными словами, духовное восхождение). Могут ли эти евангельские события быть актуальными для нас в веке ХХI?

·         Учитель формулирует цель урока: «Наша задача сегодня - поразмышлять, как преломляются  новозаветные события, связанные с именем апостола Петра, в рассказе А.П. Чехова «Студент» и вообще в истории, в судьбах различных людей, что есть для человека истина и каков путь к ней». При этом преподаватель отмечает, что название к уроку ребята подберут самостоятельно в конце занятия.

2 этап – осмысление рассказа «Студент». Анализ текста

Учитель: - В какое время и в какой день происходит действие рассказа? (При этом ученики начинают вторую главу своего дневника.  90-е годы ХIХ века. Страстная пятница… Именно на этом этапе урока следует провести лексическую работу по разъяснению таких понятий, как «Страстная пятница», «Пасха», «Служба Двенадцати Евангелий». Учащиеся зачитывают мини-сообщения, заранее подготовленные дома.)  Расскажите о главном герое, о его семье.  Как вы считаете, нет ли здесь противоречия:  с одной стороны, Страстная пятница, самый скорбный день в году, день сугубой молитвы и поста, а, с другой стороны, Иван Великопольский отправляется охотиться на вальдшнепов? 

Ученики высказывают свое мнение. Чтобы облегчить учащимся восприятие образа Ивана, учитель обращает их внимание на следующее.

·         Я не знаю Его… - одна из ключевых фраз истории отречения апостола Петра. В  рассказе «Студент» она обретает символический смысл.  Давайте задумаемся: глагол не знаю в контексте этой фразы имеет два значения. Первое: Я не знаю человека – то есть не знаком с ним. Но используется этот глагол еще и в ситуации, когда мы говорим о человеке, который, в принципе, нам знаком, но внутренне, глубинно мы его не знаем или не понимаем, не чувствуем. Так вот, Иван, хотя и учится в духовной академии и является сыном дьячка, внутренней, глубинной связи с Богом пока что, видимо, не имеет, потому и идет в такой день на охоту.

Учитель: - Теперь объясните мне, ребята, почему у Ивана, когда он возвращается с охоты домой, мрачное настроение? Почему его мировосприятие крайне пессимистично, а жизнь кажется  просто бессмысленной? Что отягчает его душу? Кого он встречает на своем пути по возвращении из леса? Охарактеризуйте женщин. Почему Иван рассказывает вдовам именно историю Петра? Какова их реакция? Как менялось настроение героя на протяжении его пути?

—  Создание эмоционально-цветовой палитры

Чтобы зримо ощутить, как меняется настроения героя до встречи на вдовьих огородах и после нее, учащиеся под руководством учителя создают эмоционально-цветовую палитру. И также фиксируют ее в своем дневнике. (См. таблицы в презентации.)

1 этап его пути – возвращение с охоты.

Внешний план                                                                       Внутренний план

Холод                                                                                        Безысходность

Неуютность                                                                            Уныние

Потемки                                                                                   Темно и глухо на душе

Ветер                                                                                         Одиночество

2 этап – разговор с вдовами у костра

Внешний план                        Внутренний план

Костер                                        Исповедальность

Общение                                  Задумчивость

Свет                                             Размышления

Тепло

 

 3 этап – после разговора на вдовьих огородах

Внешний план                                       Внутренний план

Потемки                                                            Радость

Холод                                                                 Озарение

Неуютность                                                     Движение

Ветер                                                                  «Чувство молодости, здоровья, жизни, ожидания счастья»

«Жизнь полна высокого смысла»

 

Эмоционально-цветовая палитра с фиксацией внешнего плана событий рассказа и внутреннего, психологического плана помогает ученикам детально проследить  изменения в настроении студента.

·         Учитель: - Почему, несмотря на то что в природе все осталось по-прежнему, в душе Ивана «вдруг заволновалась радость»? Что стало отправной точкой для этого? Что именно пробудило в нем радость? Почему жизнь ему стала казаться полной высокого смысла?

По существу, это самый важный этап урока. Ребята должны понять  суть внутреннего преображения Ивана. Помогает нам в этом следующая схема, которую мы составляем вместе.

Схема  «Путь к духовному озарению Ивана» заносится в двухчастный дневник

                          

 

                         

         

 

Учитель: - Итак, какие три встречи произошли с Иваном в ту Страстную пятницу? (Учащиеся приходят к выводу, что это встреча с людьми, с самим собой и с Богом.) В этой связи вспоминается  Евангелии от Матфея, в котором говорится: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». Встреча с вдовами словно бы дала возможность ощутить Ивану единение в Боге, о котором и идет речь в священном тексте.

·         Декодирование информации

Учитель:- Скажите, какая из предложенных ниже фигур-символов передает внутреннее состояние Ивана до разговора с вдовами, а какая состояние нового Ивана? Учащиеся отмечают, что состояние Ивана после встречи знаменует собой стрелочка, вектор движения которой направлен вверх. О чем это говорит? Учащиеся делают вывод, что этот день для Ивана тоже стал своеобразным восхождением к истине, ступенью к внутреннему преображению.

 

 

 

·         Создание кластера

Учитель: - Чехов говорит, что студент после разговора с вдовами осознал, что красота и правда из века в век направляют жизнь человека.  И он так же, как когда-то апостол Петр, будет служить этим истинам. А что входит в эти понятия?

 

3 этап – этап обобщения полученных знаний

·         Учитель: - Какие ценностные ориентиры мы можем извлечь из рассказа А.П. Чехова?

Учащиеся формулируют  выводы сами. Учитель лишь только помогает им более точно выражать мысли. (Запись в двухчастный дневник)

1.       Человек неидеален. Стремясь к совершенству, он должен понимать, что в его жизни возможны ошибки и падения. Даже если они произошли, нельзя опускать руки, нельзя отчаиваться, сила человека – в умении встать после падения, осмыслить  ошибки и продолжать путь.

2.       Евангельские события, связанные с именем апостола Петра, учат нас милосердию, умению прощать любого человека, в том числе и отступившегося, заблудшего. Не обвинять его, а прощать и поддерживать.

3.       Человек должен жить осмысленно, ощущая свое предназначение, по А.П.Чехову – служить правде и красоте. Но служение красоте и правде только тогда найдет отклик в сердце других людей, когда оно основывается на истинных ценностях.

4.       Внутренняя гармония не всегда бывает связана с внешними обстоятельствами. Она возможна, когда в душе есть Бог.

5.       Верность и преданность – прекрасные качества человека, но добродетель эта многотрудная, особенно сложно сохранить верность, когда тебе грозит опасность. Гарантом преданности и веры может служить только любовь.

 

 

·         Проецирование знаний учащихся

Учитель: - Как вы думаете, как сложится дальнейшая судьба Ивана Великопольского?

Чтобы помочь детям представить жизненный путь священника, чье служение придется на годы советского атеистического режима, учитель демонстрирует слайды, которые отражают печальную картину того времени: разрушенные храмы, разбитые колокола, арестованные священники.

Учащиеся делают вывод, что, скорее всего, на долю будущего священника Ивана Великопольского выпадут тяжелейшие испытания. И возможно,  он, как и тысячи русских священнослужителей и верующих мирян, как и когда-то апостол Петр, докажет верность Богу своими страданиями, своей смертью. (Запись в двухчастный дневник: ХХ век. 20-30-е годы. Репрессии против духовенства и Церкви.)

Учитель:- В годы гонений на Церковь пострадали тысячи священнослужителей и верующих людей.  Мы живем с вами в Мотовилихе, сердцем которой всегда была Свято-Троицкая церковь. Учитель демонстрирует учащимся слайды, на которых изображены безвинно пострадавшие в годы репрессий священники: это о. Павел Конюхов, о. Леонид Пономарев. Пройдет какое-то время – и, возможно, об этих людях мы будем говорить как о новых святых Русской  Церкви.

·         Выбор учащимися названия урока. (Выбор должен быть аргументирован.)

Возможные варианты: «Восхождение», «Я не знаю Его?..», «Три встречи Ивана Великопольского», «Мост через вечность», «Во имя правды и красоты»…

(На наш взгляд, наиболее подходящим является первый вариант названия, потому что тема восхождения  проходит красной нитью через весь урок: восхождение апостола Петра, внутреннее преображение главного героя рассказа А.П. Чехова Ивана Великопольского, подвиг во имя Христа новомучеников ХХ столетия – это тоже ярчайший пример духовного восхождения.)

 

 

4  этап –  рефлексия

Учитель предлагает учащимся провести устную рефлексию.

Продолжите фразу:

—  Сегодня я узнал…

—  Урок дал мне для жизни…

—  Меня удивило…

—  Мне захотелось…

—  Я впервые задумался…

Учитель благодарит учащихся за урок и в качестве домашнего задания   предлагает заполнить вторую часть двухчастного дневника, куда ребята запишут свои впечатления, ощущения, мысли относительно каждого этапа урока.Тип урока – урок формирования ценностей

Цели урока

- развитие духовного мира учащихся путем приобщения их к лучшим образцам отечественной литературной и музыкальной классики, тексту Священного Писания, формирование духовно-нравственных ориентиров

- развитие умений сопоставлять, преобразовывать полученную информацию, оценивать ее и высказывать свою точку зрения

- совершенствование навыков анализа художественного текста

Оборудование: портрет А.П. Чехова, Евангелие, репродукция картины Караваджо «Отречение святого Петра», презентация.  Для записи основных положений урока ученики используют двухчастный дневник. В течение урока ребята работают только с первой колонкой (частью) дневника. К концу занятия в дневнике должны быть записи о событиях, которые относят нас к первому, девятнадцатому и двадцатому векам, что еще раз подчеркивает мысль А.П. Чехова о неразрывной связи времен. Вторую часть, где должны фиксироваться комментарии и открытия учеников, учитель предлагает им заполнить дома.  (Домашним заданием к этому уроку было прочтение рассказа «Студент» и евангельской истории об отречении апостола Петра.)

 1 этап - актуализация и целеполагание

·         Урок начинается с прослушивания учащимися аудиозаписи фрагмента оратории митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею» об отречении апостола Петра.

 Учитель: - О чем рассказывает нам эпизод этого музыкального произведения? Какое евангельское событие лежит в его основе? Что мы можем сказать о поведении Петра в эту минуту? Что стало причиной его отречения? Какую фразу вы бы назвали ключевой для этого евангельского отрывка?

Учитель подчеркивает, что в отличие от Иуды, для которого предательство Христа стало его сознательным выбором, Петр отрекается от учителя по своей немощи, он струсил, испугался возможных страданий.

Учащиеся делают  запись в первую колонку своего двухчастного дневника.  Первые десятилетия 1 века нашей эры. Отречение Петра. «Я не знаю Его…»

·         Просмотр слайдов, которые отражают моменты отречения апостола, его раскаяния, прощения Христом. Завершает галерею слайдов изображение  пермского храма во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Учитель: - Что объединяет все эти художественные сюжеты? Что они символизируют? ( Ученики прекрасно понимают, что все эти сюжеты так или иначе связаны с именем апостола. Но задача учителя на данном этапе уроке помочь им осознать, что, несмотря на то, что Петр отрекся от Христа, он страдал от совершенного, он горячо раскаивался и был прощен. Он продолжал свою апостольскую деятельность и верность Богу доказал своей мученической смертью. Слайды, расположенные в таком порядке, символизируют собой его перерождение, иными словами, духовное восхождение). Могут ли эти евангельские события быть актуальными для нас в веке ХХI?

·         Учитель формулирует цель урока: «Наша задача сегодня - поразмышлять, как преломляются  новозаветные события, связанные с именем апостола Петра, в рассказе А.П. Чехова «Студент» и вообще в истории, в судьбах различных людей, что есть для человека истина и каков путь к ней». При этом преподаватель отмечает, что название к уроку ребята подберут самостоятельно в конце занятия.

2 этап – осмысление рассказа «Студент». Анализ текста

Учитель: - В какое время и в какой день происходит действие рассказа? (При этом ученики начинают вторую главу своего дневника.  90-е годы ХIХ века. Страстная пятница… Именно на этом этапе урока следует провести лексическую работу по разъяснению таких понятий, как «Страстная пятница», «Пасха», «Служба Двенадцати Евангелий». Учащиеся зачитывают мини-сообщения, заранее подготовленные дома.)  Расскажите о главном герое, о его семье.  Как вы считаете, нет ли здесь противоречия:  с одной стороны, Страстная пятница, самый скорбный день в году, день сугубой молитвы и поста, а, с другой стороны, Иван Великопольский отправляется охотиться на вальдшнепов? 

Ученики высказывают свое мнение. Чтобы облегчить учащимся восприятие образа Ивана, учитель обращает их внимание на следующее.

·         Я не знаю Его… - одна из ключевых фраз истории отречения апостола Петра. В  рассказе «Студент» она обретает символический смысл.  Давайте задумаемся: глагол не знаю в контексте этой фразы имеет два значения. Первое: Я не знаю человека – то есть не знаком с ним. Но используется этот глагол еще и в ситуации, когда мы говорим о человеке, который, в принципе, нам знаком, но внутренне, глубинно мы его не знаем или не понимаем, не чувствуем. Так вот, Иван, хотя и учится в духовной академии и является сыном дьячка, внутренней, глубинной связи с Богом пока что, видимо, не имеет, потому и идет в такой день на охоту.

Учитель: - Теперь объясните мне, ребята, почему у Ивана, когда он возвращается с охоты домой, мрачное настроение? Почему его мировосприятие крайне пессимистично, а жизнь кажется  просто бессмысленной? Что отягчает его душу? Кого он встречает на своем пути по возвращении из леса? Охарактеризуйте женщин. Почему Иван рассказывает вдовам именно историю Петра? Какова их реакция? Как менялось настроение героя на протяжении его пути?

—  Создание эмоционально-цветовой палитры

Чтобы зримо ощутить, как меняется настроения героя до встречи на вдовьих огородах и после нее, учащиеся под руководством учителя создают эмоционально-цветовую палитру. И также фиксируют ее в своем дневнике. (См. таблицы в презентации.)

1 этап его пути – возвращение с охоты.

Внешний план                                                                       Внутренний план

Холод                                                                                        Безысходность

Неуютность                                                                            Уныние

Потемки                                                                                   Темно и глухо на душе

Ветер                                                                                         Одиночество

2 этап – разговор с вдовами у костра

Внешний план                        Внутренний план

Костер                                        Исповедальность

Общение                                  Задумчивость

Свет                                             Размышления

Тепло

 

 3 этап – после разговора на вдовьих огородах

Внешний план                                       Внутренний план

Потемки                                                            Радость

Холод                                                                 Озарение

Неуютность                                                     Движение

Ветер                                                                  «Чувство молодости, здоровья, жизни, ожидания счастья»

«Жизнь полна высокого смысла»

 

Эмоционально-цветовая палитра с фиксацией внешнего плана событий рассказа и внутреннего, психологического плана помогает ученикам детально проследить  изменения в настроении студента.

·         Учитель: - Почему, несмотря на то что в природе все осталось по-прежнему, в душе Ивана «вдруг заволновалась радость»? Что стало отправной точкой для этого? Что именно пробудило в нем радость? Почему жизнь ему стала казаться полной высокого смысла?

По существу, это самый важный этап урока. Ребята должны понять  суть внутреннего преображения Ивана. Помогает нам в этом следующая схема, которую мы составляем вместе.

Схема  «Путь к духовному озарению Ивана» заносится в двухчастный дневник

                                        

Учитель: - Итак, какие три встречи произошли с Иваном в ту Страстную пятницу? (Учащиеся приходят к выводу, что это встреча с людьми, с самим собой и с Богом.) В этой связи вспоминается  Евангелии от Матфея, в котором говорится: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». Встреча с вдовами словно бы дала возможность ощутить Ивану единение в Боге, о котором и идет речь в священном тексте.

·         Декодирование информации

Учитель:- Скажите, какая из предложенных ниже фигур-символов передает внутреннее состояние Ивана до разговора с вдовами, а какая состояние нового Ивана? Учащиеся отмечают, что состояние Ивана после встречи знаменует собой стрелочка, вектор движения которой направлен вверх. О чем это говорит? Учащиеся делают вывод, что этот день для Ивана тоже стал своеобразным восхождением к истине, ступенью к внутреннему преображению.

 

 

·         Создание кластера

Учитель: - Чехов говорит, что студент после разговора с вдовами осознал, что красота и правда из века в век направляют жизнь человека.  И он так же, как когда-то апостол Петр, будет служить этим истинам. А что входит в эти понятия?

 

3 этап – этап обобщения полученных знаний

·         Учитель: - Какие ценностные ориентиры мы можем извлечь из рассказа А.П. Чехова?

Учащиеся формулируют  выводы сами. Учитель лишь только помогает им более точно выражать мысли. (Запись в двухчастный дневник)

1.       Человек неидеален. Стремясь к совершенству, он должен понимать, что в его жизни возможны ошибки и падения. Даже если они произошли, нельзя опускать руки, нельзя отчаиваться, сила человека – в умении встать после падения, осмыслить  ошибки и продолжать путь.

2.       Евангельские события, связанные с именем апостола Петра, учат нас милосердию, умению прощать любого человека, в том числе и отступившегося, заблудшего. Не обвинять его, а прощать и поддерживать.

3.       Человек должен жить осмысленно, ощущая свое предназначение, по А.П.Чехову – служить правде и красоте. Но служение красоте и правде только тогда найдет отклик в сердце других людей, когда оно основывается на истинных ценностях.

4.       Внутренняя гармония не всегда бывает связана с внешними обстоятельствами. Она возможна, когда в душе есть Бог.

5.       Верность и преданность – прекрасные качества человека, но добродетель эта многотрудная, особенно сложно сохранить верность, когда тебе грозит опасность. Гарантом преданности и веры может служить только любовь.

·         Проецирование знаний учащихся

Учитель: - Как вы думаете, как сложится дальнейшая судьба Ивана Великопольского?

Чтобы помочь детям представить жизненный путь священника, чье служение придется на годы советского атеистического режима, учитель демонстрирует слайды, которые отражают печальную картину того времени: разрушенные храмы, разбитые колокола, арестованные священники.

Учащиеся делают вывод, что, скорее всего, на долю будущего священника Ивана Великопольского выпадут тяжелейшие испытания. И возможно,  он, как и тысячи русских священнослужителей и верующих мирян, как и когда-то апостол Петр, докажет верность Богу своими страданиями, своей смертью. (Запись в двухчастный дневник: ХХ век. 20-30-е годы. Репрессии против духовенства и Церкви.)

Учитель:- В годы гонений на Церковь пострадали тысячи священнослужителей и верующих людей.  Мы живем с вами в Мотовилихе, сердцем которой всегда была Свято-Троицкая церковь. Учитель демонстрирует учащимся слайды, на которых изображены безвинно пострадавшие в годы репрессий священники: это о. Павел Конюхов, о. Леонид Пономарев. Пройдет какое-то время – и, возможно, об этих людях мы будем говорить как о новых святых Русской  Церкви.

·         Выбор учащимися названия урока. (Выбор должен быть аргументирован.)

Возможные варианты: «Восхождение», «Я не знаю Его?..», «Три встречи Ивана Великопольского», «Мост через вечность», «Во имя правды и красоты»…

(На наш взгляд, наиболее подходящим является первый вариант названия, потому что тема восхождения  проходит красной нитью через весь урок: восхождение апостола Петра, внутреннее преображение главного героя рассказа А.П. Чехова Ивана Великопольского, подвиг во имя Христа новомучеников ХХ столетия – это тоже ярчайший пример духовного восхождения.)

 

 

4  этап –  рефлексия

Учитель предлагает учащимся провести устную рефлексию.

Продолжите фразу:

—  Сегодня я узнал…

—  Урок дал мне для жизни…

—  Меня удивило…

—  Мне захотелось…

—  Я впервые задумался…

Учитель благодарит учащихся за урок и в качестве домашнего задания   предлагает заполнить вторую часть двухчастного дневника, куда ребята запишут свои впечатления, ощущения, мысли относительно каждого этапа урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx51.62 КБ
Файл a.p.chehov_student_prezentatsiya.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Восхождение…  (Урок-размышление по рассказу А.П. Чехова «Студент») 10 класс.  

Учитель: Усталова Оксана Вячеславовна

Тип урока – урок формирования ценностей

Цели урока

- развитие духовного мира учащихся путем приобщения их к лучшим образцам отечественной литературной и музыкальной классики, тексту Священного Писания, формирование духовно-нравственных ориентиров

- развитие умений сопоставлять, преобразовывать полученную информацию, оценивать ее и высказывать свою точку зрения

- совершенствование навыков анализа художественного текста

Оборудование: портрет А.П. Чехова, Евангелие, репродукция картины Караваджо «Отречение святого Петра», презентация.  Для записи основных положений урока ученики используют двухчастный дневник. В течение урока ребята работают только с первой колонкой (частью) дневника. К концу занятия в дневнике должны быть записи о событиях, которые относят нас к первому, девятнадцатому и двадцатому векам, что еще раз подчеркивает мысль А.П. Чехова о неразрывной связи времен. Вторую часть, где должны фиксироваться комментарии и открытия учеников, учитель предлагает им заполнить дома.  (Домашним заданием к этому уроку было прочтение рассказа «Студент» и евангельской истории об отречении апостола Петра.)

 1 этап - актуализация и целеполагание

  • Урок начинается с прослушивания учащимися аудиозаписи фрагмента оратории митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею» об отречении апостола Петра.

 Учитель: - О чем рассказывает нам эпизод этого музыкального произведения? Какое евангельское событие лежит в его основе? Что мы можем сказать о поведении Петра в эту минуту? Что стало причиной его отречения? Какую фразу вы бы назвали ключевой для этого евангельского отрывка?

Учитель подчеркивает, что в отличие от Иуды, для которого предательство Христа стало его сознательным выбором, Петр отрекается от учителя по своей немощи, он струсил, испугался возможных страданий.

Учащиеся делают  запись в первую колонку своего двухчастного дневника.  Первые десятилетия 1 века нашей эры. Отречение Петра. «Я не знаю Его…»

  • Просмотр слайдов, которые отражают моменты отречения апостола, его раскаяния, прощения Христом. Завершает галерею слайдов изображение  пермского храма во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Учитель: - Что объединяет все эти художественные сюжеты? Что они символизируют? ( Ученики прекрасно понимают, что все эти сюжеты так или иначе связаны с именем апостола. Но задача учителя на данном этапе уроке помочь им осознать, что, несмотря на то, что Петр отрекся от Христа, он страдал от совершенного, он горячо раскаивался и был прощен. Он продолжал свою апостольскую деятельность и верность Богу доказал своей мученической смертью. Слайды, расположенные в таком порядке, символизируют собой его перерождение, иными словами, духовное восхождение). Могут ли эти евангельские события быть актуальными для нас в веке ХХI?

  • Учитель формулирует цель урока: «Наша задача сегодня - поразмышлять, как преломляются  новозаветные события, связанные с именем апостола Петра, в рассказе А.П. Чехова «Студент» и вообще в истории, в судьбах различных людей, что есть для человека истина и каков путь к ней». При этом преподаватель отмечает, что название к уроку ребята подберут самостоятельно в конце занятия.

2 этап – осмысление рассказа «Студент». Анализ текста

Учитель: - В какое время и в какой день происходит действие рассказа? (При этом ученики начинают вторую главу своего дневника.  90-е годы ХIХ века. Страстная пятница… Именно на этом этапе урока следует провести лексическую работу по разъяснению таких понятий, как «Страстная пятница», «Пасха», «Служба Двенадцати Евангелий». Учащиеся зачитывают мини-сообщения, заранее подготовленные дома.)  Расскажите о главном герое, о его семье.  Как вы считаете, нет ли здесь противоречия:  с одной стороны, Страстная пятница, самый скорбный день в году, день сугубой молитвы и поста, а, с другой стороны, Иван Великопольский отправляется охотиться на вальдшнепов?  

Ученики высказывают свое мнение. Чтобы облегчить учащимся восприятие образа Ивана, учитель обращает их внимание на следующее.

  • Я не знаю Его… - одна из ключевых фраз истории отречения апостола Петра. В  рассказе «Студент» она обретает символический смысл.  Давайте задумаемся: глагол не знаю в контексте этой фразы имеет два значения. Первое: Я не знаю человека – то есть не знаком с ним. Но используется этот глагол еще и в ситуации, когда мы говорим о человеке, который, в принципе, нам знаком, но внутренне, глубинно мы его не знаем или не понимаем, не чувствуем. Так вот, Иван, хотя и учится в духовной академии и является сыном дьячка, внутренней, глубинной связи с Богом пока что, видимо, не имеет, потому и идет в такой день на охоту.

Учитель: - Теперь объясните мне, ребята, почему у Ивана, когда он возвращается с охоты домой, мрачное настроение? Почему его мировосприятие крайне пессимистично, а жизнь кажется  просто бессмысленной? Что отягчает его душу? Кого он встречает на своем пути по возвращении из леса? Охарактеризуйте женщин. Почему Иван рассказывает вдовам именно историю Петра? Какова их реакция? Как менялось настроение героя на протяжении его пути? 

  • Создание эмоционально-цветовой палитры

Чтобы зримо ощутить, как меняется настроения героя до встречи на вдовьих огородах и после нее, учащиеся под руководством учителя создают эмоционально-цветовую палитру. И также фиксируют ее в своем дневнике. (См. таблицы в презентации.)

1 этап его пути – возвращение с охоты.

Внешний план                                                      Внутренний план

Холод                                                Безысходность

Неуютность                                        Уныние

Потемки                                                Темно и глухо на душе

Ветер                                                Одиночество

2 этап – разговор с вдовами у костра

Внешний план                     Внутренний план

Костер                        Исповедальность

Общение                        Задумчивость

Свет                        Размышления

Тепло

 3 этап – после разговора на вдовьих огородах

Внешний план                         Внутренний план

Потемки                                 Радость

Холод                                         Озарение

Неуютность                                 Движение

Ветер                                          «Чувство молодости, здоровья, жизни, ожидания счастья»

«Жизнь полна высокого смысла»

Эмоционально-цветовая палитра с фиксацией внешнего плана событий рассказа и внутреннего, психологического плана помогает ученикам детально проследить  изменения в настроении студента.

  • Учитель: - Почему, несмотря на то что в природе все осталось по-прежнему, в душе Ивана «вдруг заволновалась радость»? Что стало отправной точкой для этого? Что именно пробудило в нем радость? Почему жизнь ему стала казаться полной высокого смысла?

По существу, это самый важный этап урока. Ребята должны понять  суть внутреннего преображения Ивана. Помогает нам в этом следующая схема, которую мы составляем вместе.

Схема  «Путь к духовному озарению Ивана» заносится в двухчастный дневник

                           

                         

         

Учитель: - Итак, какие три встречи произошли с Иваном в ту Страстную пятницу? (Учащиеся приходят к выводу, что это встреча с людьми, с самим собой и с Богом.) В этой связи вспоминается  Евангелии от Матфея, в котором говорится: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». Встреча с вдовами словно бы дала возможность ощутить Ивану единение в Боге, о котором и идет речь в священном тексте.

  • Декодирование информации

Учитель:- Скажите, какая из предложенных ниже фигур-символов передает внутреннее состояние Ивана до разговора с вдовами, а какая состояние нового Ивана? Учащиеся отмечают, что состояние Ивана после встречи знаменует собой стрелочка, вектор движения которой направлен вверх. О чем это говорит? Учащиеся делают вывод, что этот день для Ивана тоже стал своеобразным восхождением к истине, ступенью к внутреннему преображению.

  • Создание кластера

Учитель: - Чехов говорит, что студент после разговора с вдовами осознал, что красота и правда из века в век направляют жизнь человека.  И он так же, как когда-то апостол Петр, будет служить этим истинам. А что входит в эти понятия?

3 этап – этап обобщения полученных знаний

  • Учитель: - Какие ценностные ориентиры мы можем извлечь из рассказа А.П. Чехова?

Учащиеся формулируют  выводы сами. Учитель лишь только помогает им более точно выражать мысли. (Запись в двухчастный дневник)

  1. Человек неидеален. Стремясь к совершенству, он должен понимать, что в его жизни возможны ошибки и падения. Даже если они произошли, нельзя опускать руки, нельзя отчаиваться, сила человека – в умении встать после падения, осмыслить  ошибки и продолжать путь.
  2. Евангельские события, связанные с именем апостола Петра, учат нас милосердию, умению прощать любого человека, в том числе и отступившегося, заблудшего. Не обвинять его, а прощать и поддерживать.
  3. Человек должен жить осмысленно, ощущая свое предназначение, по А.П.Чехову – служить правде и красоте. Но служение красоте и правде только тогда найдет отклик в сердце других людей, когда оно основывается на истинных ценностях.
  4. Внутренняя гармония не всегда бывает связана с внешними обстоятельствами. Она возможна, когда в душе есть Бог.
  5. Верность и преданность – прекрасные качества человека, но добродетель эта многотрудная, особенно сложно сохранить верность, когда тебе грозит опасность. Гарантом преданности и веры может служить только любовь.

  • Проецирование знаний учащихся

Учитель: - Как вы думаете, как сложится дальнейшая судьба Ивана Великопольского?

Чтобы помочь детям представить жизненный путь священника, чье служение придется на годы советского атеистического режима, учитель демонстрирует слайды, которые отражают печальную картину того времени: разрушенные храмы, разбитые колокола, арестованные священники.

Учащиеся делают вывод, что, скорее всего, на долю будущего священника Ивана Великопольского выпадут тяжелейшие испытания. И возможно,  он, как и тысячи русских священнослужителей и верующих мирян, как и когда-то апостол Петр, докажет верность Богу своими страданиями, своей смертью. (Запись в двухчастный дневник: ХХ век. 20-30-е годы. Репрессии против духовенства и Церкви.)

Учитель:- В годы гонений на Церковь пострадали тысячи священнослужителей и верующих людей.  Мы живем с вами в Мотовилихе, сердцем которой всегда была Свято-Троицкая церковь. Учитель демонстрирует учащимся слайды, на которых изображены безвинно пострадавшие в годы репрессий священники: это о. Павел Конюхов, о. Леонид Пономарев. Пройдет какое-то время – и, возможно, об этих людях мы будем говорить как о новых святых Русской  Церкви.

  • Выбор учащимися названия урока. (Выбор должен быть аргументирован.)

Возможные варианты: «Восхождение», «Я не знаю Его?..», «Три встречи Ивана Великопольского», «Мост через вечность», «Во имя правды и красоты»…

(На наш взгляд, наиболее подходящим является первый вариант названия, потому что тема восхождения  проходит красной нитью через весь урок: восхождение апостола Петра, внутреннее преображение главного героя рассказа А.П. Чехова Ивана Великопольского, подвиг во имя Христа новомучеников ХХ столетия – это тоже ярчайший пример духовного восхождения.)

4  этап –  рефлексия

Учитель предлагает учащимся провести устную рефлексию.

Продолжите фразу:

  • Сегодня я узнал…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Я впервые задумался…

Учитель благодарит учащихся за урок и в качестве домашнего задания   предлагает заполнить вторую часть двухчастного дневника, куда ребята запишут свои впечатления, ощущения, мысли относительно каждого этапа урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восхождение… Урок-размышление по рассказу А.П.Чехова «Студент»

Слайд 2

Этап актуализации I век н.э. Отречение Петра. Звучит аудиозапись фрагмента произведения митрополита Илариона Алфеева «Страсти по Матфею» Он отвечал ему: Господи. С тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Пётр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды отречёшься, что не знаешь Меня. Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Пётр же следовал издали. Когда они развели костёр среди двора и сели вместе, сел и Пётр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у окна и всмотревшись в него, сказала: И этот был с Ним. Но он отрёкся от него, сказав женщине: Я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: И ты один из них. Но Пётр сказал этому человеку: Нет! Прошло с час времени, ещё некто настоятельно говорил: Точно и этот был с Ним, ибо он Галиленянин . Но Пётр сказал тому человеку: Не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда ещё говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Пётр вспомнил слова Господа, как Он сказал ему: Прежде нежели пропоёт петух, отречёшься от меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал. (Из Евангелия от Луки) К какому времени отсылает нас этот эпизод Евангелия? О ком идет речь в нем? Какой момент евангельской истории в нем запечатлен? В чем трагедия апостола? И может ли этот эпизод Нового Завета быть актуальным для нас сегодня?

Слайд 3

. Что символизируют эти сюжеты?

Слайд 4

Лексическая работа Двенадцать Евангелий – особое богослужение, совершаемое вечером Страстного Четверга, это своего рода благовестие о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений, по числу часов ночи, чем указывается, что верующие должны всю ночь провести в слушании Евангелий, подобно апостолам, сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский. Великая пятница (Страстная пятница) — день памяти распятия, крестной смерти Христа. Является днем самого строгого поста перед праздником Пасхи. Пасха - древнейший и самый главный христианский праздник, отмечавшийся ещё во времена апостолов и установленный в честь Воскресения Христа .

Слайд 5

Этап осмысления прочитанного 90 -е годы Х I Х века. Рассказ Чехова «Студент». Беседа о прочитанном Кто главный герой рассказа (где он учится, кто его родители)? Откуда и куда он направляется? В какой день происходит действие? Нет ли здесь противоречия: Страстная пятница и охота на вальдшнепов? Как вам кажется, живет ли Бог в сердце Ивана?

Слайд 6

Иван воспитывался в семье церковнослужителя, наверняка в свое время он окончил духовную семинарию, а сейчас учится в духовной академии, из которой выходят не только приходские священники, но и иерархи церкви. Но все дело в том, что, прекрасно владея богословскими знаниями, зная историю церкви и ее предание, веры живой, сердечной в душе Ивана не было. Иван готовится к служению Богу, но, видимо, встречи (именно глубинной, душевной) с Богом до этого разговора на вдовьих огородах у него не было.

Слайд 7

Беседа с классом Кого он встречает на своем пути? Охарактеризуйте женщин. Почему Иван рассказывает вдовам именно историю Петра? Какова их реакция? Как менялось настроение героя на протяжении его пути? Создание эмоционально-цветовой палитры

Слайд 8

Возращение с охоты Внешний план Внутренний план Холод Неуютность Потемки Ветер Безысходность Уныние Темно и глухо на душе Одиночество

Слайд 9

Встреча у костра Внешний план Внутренний план Костер Общение Свет Тепло Исповедальность Задумчивость Размышления

Слайд 10

После встречи Внешний план Внутренний план Потемки Холод Неуютность Ветер Радость Озарение Движение «Чувство молодости, здоровья, жизни, о жидания счастья» «Жизнь полна высокого смысла»

Слайд 11

Эмоционально-цветовая палитра Внешний план Внутренний план Холод Неуютность Потемки Ветер Безысходность Уныние Темно и глухо на душе одиночество Внешний план Внутренний план Огонь Жизнь Свет тепло Исповедальность Задумчивость Размышления Внешний план Внутренний план Потемки Холод Неуютность Ветер Радость Озарение Движение «Чувство молодости, здоровья, жизни, о жидания счастья» «Жизнь полна высокого смысла»

Слайд 12

Беседа с классом Почему, несмотря на то что в природе все осталось по-прежнему, в душе Ивана «вдруг заволновалась радость»? Что именно пробудило в нем эти чувства? Почему жизнь ему стала казаться полной высокого смысла? Какие открытия он для себя сделал?

Слайд 13

История Петра растрогала вдов Почему? Потому что они воспринимают ее не как книжное предание, а как реальные события, которые происходили с реальными людьми. Жизнь Петра близка им. Они сочувствуют ему. Жизнь во имя Христа, жизнь по законам правды и красоты не закончилась первым столетием, она и сейчас продолжается. Как тогда Бог не оставлял человека, так и сейчас он заботится о нем и направляет его путь к истине. Он начинает чувствовать веру сердцем и познает Бога не разумом, а душой . И вместе с этим познает и единение с людьми, на внутреннем, духовном уровне, и это духовное единение связывает все поколения, жившие, живущие и грядущие. Маловерие исчезает. С обретением внутреннего понимания Бога приходит осознание смысла жизни, своего предназначения в ней. Как встреча с вдовами повлияло на мировоззрение Ивана? Какие три встречи произошли в этот день со студентом?

Слайд 14

Открытия Ивана Великопольского

Слайд 15

Какая из предложенных ниже фигур-символов передает внутреннее состояние Ивана до разговора с вдовами, а какая состояние нового Ивана?

Слайд 16

Создание кластера. «Красота» и «правда» в понимании А. П.Чехова?

Слайд 17

Этап обобщения. Ценностные ориентиры, которые мы можем извлечь из рассказа Человек неидеален. Стремясь к совершенству, он должен понимать, что в его жизни возможны ошибки и падения. Даже если они произошли, нельзя опускать руки, нельзя отчаиваться, сила человека – в умении встать после падения, осмыслить ошибки и продолжать путь. Евангельские события, связанные с именем апостола Петра, учат нас милосердию, умению прощать любого человека, в том числе и отступившегося, заблудшего. Не винить его, а поддержать. Человек должен жить осмысленно, ощущая свое предназначение. По А.П.Чехову – служить правде и красоте. Но служение красоте и правде только тогда найдет отклик в сердце человека, когда оно строится на истинных ценностях. Внутренняя гармония не всегда бывает связана с внешними обстоятельствами. Она возможна, когда в душе есть Бог. Верность и преданность – прекрасные качества человека, но добродетель эта многотрудная, особенно сложно сохранить верность, когда тебе грозит опасность. Гарантом преданности и веры может служить только любовь.

Слайд 18

Проецирование судьбы героя рассказа Как вы думаете, как сложится дальнейшая судьба Ивана? Останется ли он верным принципам красоты и правды?

Слайд 19

ХХ век

Слайд 20

ХХ век Храм Святой Троицы в Мотовилихе на Висиме Священник храма Павел Конюхов с женой

Слайд 21

Выбор названия урока Варианты: «Восхождение», «Я не знаю Его?..», «Три встречи Ивана Великопольского», «Мост через вечность», «Во имя правды и красоты»…

Слайд 22

Этап рефлексии Продолжите фразу Сегодня я узнал… Урок дал мне для жизни… Меня удивило… Мне захотелось… Урок дал мне для жизни… Домашнее задание: заполните вторую часть своего двухчастного дневника.

Слайд 23

Урок разработала Усталова Оксана Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №47». Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Восхождение на Пик знаний о производной»

В ходе игры проверяются знания по теме "Производная"...

Урок математики в 5 классе "Восхождение на пик "Хочу всё знать!"

Действия с натуральными числами и десятичными дробями. На уроке используются межпредметные связи. Материал содержит конспект урока и презентацию....

физико-математическая игра по подготовке к ЕГЭ "Восхождение"

Представлен материал, где испльзуются задания ЕГЭ "В"по математике и задания "С" по физике, показывающий связь математики и физики. "Слеп физик без математики" М.В.Ломоносов...

Звездный час « Восхождение к вершине»

Внимание! Начинаем наше состязание  умных и смекалистых, находчивых и умелых!...

Восхождение на вершину "Интеграл".

Презентация к повторительно - обобщающему уроку по теме: «Интеграл».  Содержит 16 слайдов.Содержит :Повторение формул первообразных;Использование формул первообразных при помощи устного сче...

Восхождение на вершину "Интеграл".

Урок-зачет, который проводится в форме игры, что позволяет активизировать учащихся, сделать урок более живым и разнообразным по видам деятельности. Групповая форма работы способствует развитию ч...

Восхождение на вершину "Интеграл"

Презентация к повторительно - обобщающему уроку по теме: «Интеграл».  Содержит 16 слайдов.Содержит :Повторение формул первообразных;Использование формул первообразных при помощи устного сче...