Конспект урока литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Конспект открытого урока  литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Free Powerpoint Templates Иван Алексеевич БУНИН Автор: Мешковская Е.Ю., Учитель русского языка и литературы МОУ Межозерной СОШ

Слайд 2

Воронеж. Дом, в котором родился И.А. Бунин

Слайд 3

Людмила Александровна Бунина Алексей Николаевич Бунин

Слайд 4

Бунинская Россия. Деревня Озерки Имение бабушки Анны Ивановны Чубаровой

Слайд 6

Free Powerpoint Templates Расскажите о жизни И.А.Бунина Иван Алексеевич Бунин родился в______году , Он принадлежал к старинному_____________ роду. Раннее детство провёл в небольшом фамильном поместье ( хутор____________ уезда________губернии ). В _________лет был отдан в___________ гимназию,где проучился с _________ года, был исключен(____________) и вернулся в деревню. Получил домашнее образование, в основе которого лежало прежде всего ____________________________ . Уже в детстве проявились _____________, качества, которые легли в основу его художественной личности.

Слайд 7

Free Powerpoint Templates Чествование И.А. Бунина по поводу присуждения ему Нобелевской премии. Стокгольм. 1933 г.

Слайд 8

Free Powerpoint Templates Тема России в рассказе И.А. Бунина «Косцы»

Слайд 9

Free Powerpoint Templates 1 ряд: картины, иллюстрации. 2 ряд: окружающие звуки. 3 ряд: настроение.

Слайд 10

“Я пишу о красоте... всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души” И.А. Бунин

Слайд 11

Free Powerpoint Templates Г.Г. Мясоедов “Страдная пора (Косцы)” А.А. Пластов “Сенокос”.

Слайд 12

Free Powerpoint Templates Каждому свой край сладок. В какой народ придёшь, такую шапку и оденешь. Своя сторона не бывает холодна. В родном углу всё по нутру. Человек без родины, что человек без песни. Своя земля и в горсти мила.

Слайд 13

Free Powerpoint Templates Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин )

Слайд 14

Как вы думаете, за какие особенности творчества, отмеченные вами в рассказе, мог получить Бунин Нобелевскую премию?

Слайд 15

Домашнее задание Подобрать стихотворение по теме «Родина» Мини-сочинение «Что является для меня малой Родиной»



Предварительный просмотр:

МОУ Межозерная СОШ.

Конспект открытого урока

по литературе в 5 классе.

Тема Родины в рассказе И.А. Бунина «Косцы».

Учитель русского языка и литературы

МОУ Межозерной СОШ

Мешковская Е.Ю.

2015 г.

Тема: Тема России в рассказе И.А. Бунина «косцы»

Цель:

 Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.

  • Развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссоздания
  • основных образов произведения, способы выражения авторской позиции.
  • Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений.
  • Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения.
  • Развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.
  • Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.

Метод : проблемный

Тип: усвоение новых знаний

Приёмы: создание проблемной ситуации, проблемно-диалоговая беседа, групповая работа, сочинение-миниатюра, выразительное чтение художественного текста, эвристическая беседа, слово учителя.

Оборудование:  презентация, аудиозапись рассказа «Косцы», аудиозапись русской песни «Степь широкая»,  раздаточный материал, компьютер, телевизор, доска.

Структура и ход урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный момент. Мотивация.

Создать благоприятный психологический настрой на работу

2. Введение в тему урока. 

3. Постановка проблемного вопроса.

Подвести к формулированию проблемного вопроса

4. разработка проблемного вопроса

Проанализировать рассказ «Косцы», выявить микротемы, рассмотреть систему образов, выйти на идею

5. Защита работы, выход на решение проблемного вопроса

6. Обобщение, итоги.

1. Вводная беседа.

- Кто из вас путешествовал в других странах мира?

- А кто из вас хотел бы жить в какой-нибудь другой стране? Почему?

- Что для вас значит слово Родина? Может ли человек, живущий в другой стране быть патриотом и любить свою Родину?

- Вопросы эти не случайны. Мы сегодня будем говорить про творчество писателя, который долгое время прожил за границей. И.А. Бунин – ещё при жизни признан классиком русской литературы, обладатель универсального таланта поэта, писателя, переводчика, литератором.(слайд 1)

2. Слово учителя.

Родился в Воронеже. Мать – Людмила Александровна, отец – Алексей Николаевич. Места и природа, окружавшая Б. в детстве, впечатления. Образование. Юлий.  Университетская программа. Подражание Лермонтову и Пушкину. (слайд 2-5)

3.  Работа со статьёй учебника. (С. 3-4)

Приём «слепой текст» (слайд 6)

4. Формулирование проблемного вопроса урока.

- И.А.Бунин - признанный мастер слова, первый из русских писателей, удостоившийся Нобелевской премии.  Кто может пояснить, что такое Нобелевская премия? (мировая с 1901, химик Альфред Нобель, присуждается в области медицины, физики, химии, миротворчества, литературы, экономики)

- За что Бунину присудили премию? (эпиграф к статье)

- Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вы согласны с этим?

- Исходя из темы (слайд 8) и из того, что уже было сказано, сформулируйте проблему, над которой мы будем сегодня работать? (фиксирование на доске вопросов)

Можно ли Бунина назвать человеком, любящим свою Родину?

Чем для Бунина является Россия? Любил ли Бунин свою Родину?

В чём притягательность бунинской прозы?

За какие заслуги Бунину присуждена Нобелевская премия?

- Как вы предлагаете искать ответ на этот вопрос? Подумайте, план работы. Что мы должны сделать, чтобы ответить на поставленный вопрос(ы)?

5. Анализ рассказа «Косцы»

- Выясним, что понимает под словом Родина Бунин? Прослушаем начало рассказа. Вы при слушании представляйте, что видится, что слышится, какие запахи улавливаются. Какая картина появляется у вас при прочтении.

- Запишите по ходу прослушивания (слайд 9).

1 ряд: картины, образы, иллюстрации к произведению.

2 ряд: окружающие звуки

3 ряд: настроение текста

- Поделитесь своими впечатлениями.

6. Работа по группам

У каждой группы своё опорное слово, нужно доказать, что оно имеет отношение к рассказу, подобрав цитаты, объяснив его. (природа,  труд, песня, Родина, родство, счастье)

Природа: (слайд 10)

  • “Я пишу о красоте...всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души”,- говорил Бунин. Удалось ли автору выразить «с природой часть своей души»?
  • Какой представлена природа в рассказе Бунина? Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Свои ответы подтверждайте текстом.
  • Какой пейзаж должен быть изображён на иллюстрации к этому произведению?
             Труд: (слайд 11)
  • С какими героями рассказа связана тема труда?
  • Кто же эти косцы? Что знает о них автор и что рассказывает нам? Что его удивляет в них, восхищает?
  • Рассмотрите репродукции картин Г. Мясоедова «Страдная пора» и «Сенокос» А.Пластова (форзац). Какая из них больше соответствует тексту рассказа?

Песня: (слайд 12) прослушивание песни «Ах, ты, степь, широкая»

  • В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.
  • Как вы думаете, это песня была грустная или весёлая?

      Родина:

  • Найдите строки, посвящённые Родине, России.
  • С каким чувством нужно читать эти строки? Какое чувство передать при чтении?

          Родство:

  • Найдите строки, где поясняется это слово.
  • С кем или чем  автор чувствует своё «кровное родство»?

Счастье:

  • Найдите размышление писателя о счастье.
  • Как вы поняли, чувствует ли писатель себя счастливым? Почему вы так считаете?

7. Защита работы группы.

Составляют «дом» (символичный дом)

- Подберите самую подходящую фразу к нашей символичной схеме. (наш общий дом была - Россия)

- Какая пословица, на ваш взгляд близка по смыслу к рассказу «Косцы» (слайд

- Когда Бунин написал свой рассказ?

В одном из своих стихотворений он с горечью пишет:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать «Прости» родному дому!

8 Аналитическая беседа.

-Вернёмся к началу нашего урока, как бы вы теперь ответили на эти вопросы?

Можно ли Бунина назвать человеком, любящим свою Родину?

Чем для Бунина является Россия? Любил ли Бунин свою Родину?

Его  рассказы и стихотворения, написанные вдали от России, по-прежнему неразрывно связаны с ней, ее широтой и неповторимостью. Писатель много размышляет о  связях между прошлым и будущим, национальным и общечеловеческим, сиюминутным и вечным, определяющими судьбу России. Он пытался понять, что же представляет собой характер русского человека, русская душа.

Бунин видел, что жизнь меняется, что возврата к прошлому нет и не может быть. Поэтому в его рассказах время неумолимо отсчитывает срок, отпущенный старому миру. Но каким будет новый мир, что ждет Россию, он предвидеть не мог. Поэтому Россия Бунина осталась заповедной страной одухотворенных пейзажей и удивительных  людей, ищущих и не находящих свое место в новом мироустройстве. 

9. Самостоятельная работа

За какие особенности прозы Бунин мог получить нобелевскую премию?

10 Домашнее задание.

Подобрать стихотворение, созвучное теме рассказа.

«Моя малая Родина»

Включаются в учебный процесс.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

 Строят понятные для собеседника высказывания.

Работают со «слепой» статьёй

Работают со статьёй в учебнике

Формулируют проблему

Предлагают решения

Слушают аудиофрагмент

Выделяют образы рассказа,   составляют ассоциативный ряд

Работают в группе

Защищают работу группы

Работают с текстом

Применяют новые знания на практике

3 мин

2 мин

2 мин

3 мин

5 мин

4 мин

2 мин

10 мин

5 мин

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

- ум. концентрировать внимание

- нав. с публицистическим работы с текстом

- ум. выбирать главное.

- нав. работы со статьёй

- ум. формулировать устное высказывание

- нав. целеполагания

-ум. формулировать проблемные вопросы?

- нав. планирования

- нав. словесного рисования

- ум. образно «вживаться» в текст

- ум. осмысленно слушать текст

- разв. коммуникативной компетенции

- ум. подбирать нужные цитаты

- ум. доказывать свою точку зрения, подкрепляя её выдержками из текста

- ум. планировать работу

- нав. выступления перед аудиторией

- нав. составления письменного высказывания

Слово учителя.

  Великий писатель, Иван Алексеевич Бунин в Воронеже. Алексей Николаевич Бунин, отец писателя, принадлежал к древнему дворянскому роду. Мать писателя, Людмила Александровна Бунина (Чубарова), также имела старинные дворянские корни. Несмотря на это, семья Буниных жила очень скромно, так как Алексей Николаевич был заядлым игроком, проматывая как свое состояние, так и состояние жены. В 1874 г. семья Алексея Николаевича Бунина поселилась на хуторе Бутырки. В воскресные и праздничные дни Бунины часто наезжали к бабушке Анне Ивановне Чубаровой в ее усадьбу в Озерках

Образованием будущего писателя занимался домашний воспитатель, который преподал ему первые уроки чтения и письма. Особого интереса к учебе Иван Алексеевич не проявлял, хотя всегда любил читать книги. В 1881 году, в возрасте 11 лет, мальчик поступил в Елецкую гимназию, которую пришлось бросить через пять лет, так как у родителей не было средств на дальнейшее образование сына. Вернувшись в родной дом, под руководством своего старшего брата Юлия, прошел всю программу гимназии, а со временем и программу университета.

В 17 лет Иван Алексеевич написал первые стихи, в которых он подражал творчеству Лермонтова и Пушкина (которому старался подражать даже в почерке). В 1887 году состоялся первый дебют молодого поэта в печати. Его произведение опубликовали в журнале «Родина». Еще через год стихи Бунина взяли для печати в издание «Книжки недели», где публиковались произведения известных литераторов  Щедрина, Толстого и Полонского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7класс

   Развёрнутый план-конспект урока с использованием приёмов технологии РКМЧП.  Презентация к уроку....

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

Конспект урока литературы по рассказу Чехова "Пари"

Какой палач человечнее? Тот, который убивает вас за несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь на протяжении многих лет? На эти и другие вопросы ответят учащиеся 10-11 классов на уроке ...

Конспект урока литературы по рассказу "Хвостик".

Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева "Хвостик"....