Технологическая карта урока литературы в 7 классе.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Грачева Дарья Сергеевна

Технологическая карта урока литературы в 7 классе.

Тема урока: Биография И.С.Тургенева. Рассказ «Бирюк».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 7 классе.

Тема урока: Биография И.С.Тургенева. Рассказ «Бирюк».

Цель: расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя, изучить рассказ «Бирюк».

Задачи урока:

    - актуализировать знания учащихся о писателе; познакомиться с фактами биографии, связанными с «Записками охотника»;

- совершенствовать навыки характеристики героя;

- углубить понятие о русском национальном характере;

- обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений; 

- воспитать интерес к произведениям автора.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку, настраивает на урок

Готовятся к уроку.

II. Мотивация.

Учитель предлагает детям выбрать лепестки из ромашки, прикрепленной на доске, и ответить на попавшиеся им вопросы:

1 вопрос. Твой любимый рассказ. Почему?

2 вопрос Любимый писатель. Почему?

3 вопрос Любимый поэт. Почему?

4 вопрос. Любимое стихотворение. Почему?

 - Мы вспомнили, что читали раньше, что каждому особенно запомнилось. А сегодня мы переходим к И.С.Тургеневу, который писал не только прозаические произведения, но и стихотворения в прозе.

Отвечают на вопросы ромашки, вспоминают запомнившиеся произведения.

III. Актуализация.

- Ребята, мы с вами сегодня начинаем разговор о жизни и творчестве одного из самых интересных, и в то же время сложных и противоречивых писателей русской литературы – Ивана Сергеевича Тургенева.

а) Работа в тетрадях.

- Открываем тетради, пишем число и тему урока.

- Теперь запишите в тетрадях слова И.С.Тургенева:

Душа моя, все мысли мои в России

И.С.Тургенев

- На протяжении урока мы с вами поразмышляем над смыслом  высказывания автора.

б) Работа над портретом.

Вопрос-ответ:

 - Как писатель выглядит?

 - Какие особенности, черты выдвигаются на передний план?

 - Что можно сказать,  увидев портрет Тургенева?

Открывают тетради, записывают число, тему урока, эпиграф.

Отвечают на вопросы учителя по портрету писателя.

IV. Изучение нового материала.

 Знакомство с жизненными этапами И.С.Тургенева.

а) Слово учителя.

б) Сообщение учащегося (биография И.С.Тургенева).

в)  Работа в тетрадях.

 - Пожалуйста, подводя итог всему, что вы сейчас услышали, и, пользуясь статьей учебника (стр. 212 – 213), составьте план биографии писателя.

Слушают сообщение учителя и одного из учащихся по биографии И.С. Тургенева.

Составляют в тетрадях план.

V. Динамическая пауза.

Учитель предлагает игру «Муха».

VI. Изучение рассказа «Бирюк».

 а) Беседа с учащимися:

- Да, первые литературные опыты Ивана Сергеевича Тургенева были поэтическими. Его стихи и поэмы (в основном – подражание В.А.Жуковскому и М.Ю.Лермонтову) были напечатаны в журнале «Современник». Но настоящую славу принесли рассказы из цикла «Записки охотника».

– С каким рассказом этого цикла мы с вами знакомились в 6 классе?

– Кто является главным героем рассказа «Бежин луг»?

– Почему Тургенев уделяет столько внимания ребятишкам?

– А кроме описания мальчиков, чему ещё уделяется много внимания в рассказе «Бежин луг»?

 - Итак, за «Записки охотника» Тургенев был сослан в родовое имение Спасское-Лутовиново, где сама природа вдохновляла его на создание новых шедевров. Одним из рассказов цикла «Записки охотника» является рассказ «Бирюк», с которым мы и познакомимся в этом году.

б)  Словарная работа.

 - На ваших столах лежат словари. Пожалуйста, найдите в них значение словам «Бирюк», ведь не всем понятен смысл этого слова.

в) учитель предлагает поработать в группах. Детям даны карточки с заданиями: описать пейзаж, интерьер, портрет героя, лексику. После групповой работы представитель группы озвучивает анализ, другие группы записывают выводы одноклассников в таблицу.

Отвечают на вопросы.

Работают со словарем.

Работают в группах.

VII. Первичное закрепление.

Беседа по вопросам.

1. Скажите, против чего боролся писатель?

2.  От чьего лица ведется повествование? Значит ли это, что писатель является заинтересованным действующим лицом?

3.  Что лежит в основе рассказа?

4.  Расскажите подробно, как писатель попал в дом лесника?

5. Какие говорят о бедственном положении этой семьи?

6. Только ли одна семья жила в  России  в таких условиях?           О чем это говорит?

 7. Почему автор так  называет героя?

8.  И  все же в словах писателя о главном герое,  какие сквозят чувства, какое отношение к леснику?

9. Как относились к нему крестьяне? Почему они боялись его, как огня? Найдите и прочитайте  это место?

10. Каким же мы видим Бирюка в сцене с мужиком?

11. Что же скрывается за суровой внешностью Бирюка?

12. Оправдывает ли Бирюк свое прозвище? Какое чувство наполняет нас по отношению к мужику и к Бирюку?

13. Что, какая причина повергла этих людей в такое состояние?

14. Какова же позиция Тургенева в этом вопросе? Как он относится к крепостному праву?

      Соотнесите свой ответ с эпиграфом

15. Почему же мы говорим, что этот рассказ направлен против крепостного права?

Отвечают на вопросы.

VIII. Закрепление.

Учитель предлагает выполнить тестовую работу в тетрадях на печатной основе.

Выполняют работу в тетрадях на печатной основе.

IX. Домашнее задание.

1) подготовить пересказ «Бирюка» от лица одного из персонажей.

2) нарисовать иллюстрацию к рассказу (по желанию).

Записывают домашнее задание.

X. Рефлексия.

Детям предлагается ответить на вопросы анкеты.

Отвечают на вопросы анкеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...