Урок литературы в 5 классе "И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа "Муму"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Овчинникова Валентина Владимировна

Урок-знакомство с И.С. Тургеневым и его рассказом "Муму" с использованием технологии развития критического мышления и элементами сингапурской системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_turgenev_mumu.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы: Овчинникова В.В.

Предмет: Литература

Класс: 5

Тема:  И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели: познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель; познакомить учащихся с историей создания рассказа «Муму», углубить представление о И.С.Тургеневе, развивать умение работать с различными источниками информации, развивать аналитические умения сравнивать, делать вводы, обобщать.

Ход урока:

  1. Прием россыпь слов . Как эпиграф к уроку. (Слова Николая  Ивановича Пирогова)

Учитель:

- Сегодня у нас урок-знакомство.  Что такое знакомство?

- Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.

- Когда вы смотрите на человека, на что вы обращали внимание?

(Внешность, одежда).  Достаточно ли этого для того, чтобы узнать человека хорошо?

- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на мнение о нем других людей, на отношение к окружающим людям…).

- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…).

Сегодня мы познакомимся с великим русским писателем И.С.Тургеневым.

Запишите тему урока: Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».                                                                

Конечно, начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Опираясь на тему урока поставим цели.

У – УЗНАТЬ? узнать что-то (о жизни и творчестве Тургенева)

Р – РАЗВИВАТЬ ЧТО? различные умения (работать с текстом и др.)

О – ОБЪЯСНЯТЬ ЧТО? какие-то факты, информацию, которую узнаем

К – КОНТРОЛИРОВАТЬ ЧТО?

1 ЭТАП. Работа с портретом.

Следуя вашему плану, начнем знакомство с И. Тургеневым с портрета. Внимательно посмотрите на экран. Перед вами две работы известных русских художников Алексей Алексеевич Харламов и Илья Ефимович Репин, на которых изображен Тургенева. Рассмотрите внимательно работы, что вы можете сказать о писателе исходя из данных работ. Предположите , сколько ему лет (и вы узнаете примерный год рождения писателя.( На картинах ему 57 и 56 лет), чем он занимается, какой у него характер.

На открытом лбу можно заметить характерные морщины. Они говорят о том, что писатель очень много и напряженно размышляет.

Он умный, взгляд умный. Действительно с 1877 года писатель – почетный доктор Оксфордского университета.

Дополнением этого яркого образа становится борода. Она говорит нам о том, что Тургенев уже в достаточно преклонном возрасте. Перед нами очень мудрый и невероятно начитанный человек.

Если мы начнем внимательно рассматривать портрет, то сможем заметить, что в руках у писателя очки. Вполне естественно, что длительная работа сказалась на зрении писателя. Эта деталь очень важна. Художнику удается ненавязчиво подчеркнуть огромную любовь этого человека к труду.

Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом русском писателе так: «Добрый великан... с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада» — именно так выглядел Иван Сергеевич Тургенев. (рост его был 192см)  Несмотря на большой рост и борцовское телосложение, Тургенев был удивительно добрым и ласковым , неконфликтным человеком.

У Тургенева был тонкий, почти женский голос. Он очень любил петь, хотя музыкальным слухом не обладал. Писемский называл Тургенева «ласковым гигантом, с глазами умирающей газели».

Были у Тургенева и свои странности. По словам Фета, смеялся он самым заразительнейшим образом: «Валился на пол и, стоя на четвереньках, продолжал хохотать и трястись всем телом». Когда на него нападала хандра, надевал на голову высоченный колпак и ставил себя в угол. И стоял там до тех пор, пока тоска не проходила.

Аккуратный. Чистоплотный. Между тем, писатель был весьма чистоплотен и любил порядок во всем. Два раза в день он менял белье и вытирался губкой с одеколоном, садясь писать, приводил в порядок комнату и бумаги на столе. По свидетельствам современников, он не мог писать, если хотя бы одна вещь на письменном столе лежала не на своем месте.

Итак, нам удалось получить информацию о И.С. Тургеневе из его портрета? (да). Только лишь внимательно изучая портрет писателя, мы многое о нем узнали. Но можем ли мы считать достаточной эту информацию? Можем ли сказать, что теперь всё знаем о Тургеневе?  (нет)

 

2 этап. Знакомство с биографией писателя. Просмотр видео. Работа с таблицей.

Поэтому я предлагаю вам следующее задание.  Сейчас вы посмотрите видеофрагмент фильма из серии  «Мой живой журнал» об Иване Сергеевиче Тургеневе»  и заполните таблицу. Она у каждого из вас в рабочем листе есть.

3 этап. Работа с текстом. 

Что вы узнали из данного видеофрагмента? (ответы детей).Да, мы уже кое-что узнали о Иване Сергеевиче. Ещё более полную информацию о нем я предлагаю вам рассмотреть с помощью текста.   Работать теперь будем в группах. Выберите для начала капитана. Сейчас каждая группа получит текст (у каждой группы свой!),  вы внимательно прочитаете его и выделите ту информацию, которая сегодня еще не звучала .  

4 этап. Межгрупповой обмен информацией.

Каждая группа выбирает, кто остается за столом и будет объяснять материал пришедшим к ним другим группам, а кто пойдет «добывать» новые знания. Нужно выбрать коммуникатора и реципиентов.

Коммуникатор-это человек, который  передаёт какую-либо информацию получателю.  А реципиент - это получатель информации.

5 этап. Обмен информацией внутри своей группы. 

Затем группы возвращаются на свои  места и происходит обмен полученной информацией уже внутри своей группы.

6 этап . Контроль. 

Далее этап рефлексии, выясняем какая группа сумела получить максимальную информацию .

Взаимопроверка группами друг друга, выставление оценок. Сравнение, чья группа поработала наиболее эффективно. Это внешняя оценка, теперь дайте внутреннюю оценку работе вашей группы, ответьте на вопросы.

-Все ли члены группы принимали участие в работе? Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? - Тебе понравился результат работы группы?

Соотнесение целей урока и результатов, к которым пришли.

 Вернемся к целям урока

У – УЧИТЬСЯ ЧЕМУ? Чему сегодня учились, что узнали?

Р – РАЗВИВАТЬ ЧТО? Какие умения сегодня развивали? (работать с текстом, работать в группе и т.д.)

О – ОБЪЯСНЯТЬ ЧТО? Объясняли друг другу материал.

К – КОНТРОЛИРОВАТЬ ЧТО? Проконтролировали, как вы уяснили тему урока.

Итоги урока.

Вы молодцы, все цели урока достигнуты, пора подвести итоги уроки. Сегодня у нас произошла первая встреча с великим русским писателем И.С. Тургеневым,  мы узнали о его детстве, о том, где он получил образование, какие произведения писал, как и где был написан рассказ «Муму». С его творчеством  более подробно мы еще будем знакомиться в 6, 7, 8 и старших классах. В 5 классе в центре нашего внимания будет рассказ «Муму». Вы уже знаете , что он основан на реальных событиях. С детства Тургенев наблюдал за ужасами крепостничества, за тем, как жестоко наказывали крепостных крестьян.

А что такое крепостное право? сегодня неоднократно это словосочетание нам встречалось, а что это?

Домашнее задание.   Дома вы должны подготовить краткую историческую справку о том, что такое крепостное право, кто такие крепостные, когда оно было отменено.  

Кроме того перечитываем  первую главу, как рисует Тургенев образ барыни (ее занятия, характер и т.д.) , образ Герасима (его жизнь до приезда в дом барыни, его занятия в городе коморка и т.п).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.

Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения,  названы электронные ресурсы к уроку....

Урок литературы по теме "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс

Урок литературы по теме: "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс...

Конспект урока литературы "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения", 7 класс

Конспект урока литературы, 7 класс  "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения"....