Рабочая программа по литературе. Литература и театр, 5 класс (ММОШ).
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Кладова Ирина Владимировна

 Предложенная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие направления воспитания и развития обучающихся средствами литературы в соответствии с ФГОС и с учётом Стратегии развития пермского образования до 2030 года, в частности реализует деятельностный подход к преподаванию литературы в рамках внедрения муниципальной модели "Основная школа-пространство выбора" (ММОШ).

 Одним из ведущих элементов ММОШ является поточно-групповой метод организации учебного процесса, который позволяет создавать реальное пространство для образовательного выбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_.mmosh_._literatura_i_teatr.docx85.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа по литературе

5  класс

Группа «Литература и театр»  

Составила: Кладова И.В., учитель русского языка и литературы

 высшей кв.категории МАОУ"СОШ№64"г.Перми.

1

Кол-во часов на годовой курс

102 часа

2

Кол-во часов в неделю

3 часа

3

Наименование программы по литературе

Программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С.Збарского, В.П. Полухиной  (М.:Просвещение, 2013)

4

Основной учебник для учащихся

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч.  (2-е изд. - М.: Просвещение, 2013)

5

Специфика практической деятельности

Повышение интереса к чтению, формирование навыков грамотно и выразительно говорить, строить эффективные коммуникации   средствами театрализации литературных произведений

6

Название группы для школьников

Литература и театр

7

Основной «продукт» работы в группе

Актерский опыт участия в прочтении литературных произведений

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с использованием авторской программы по литературе к предметной линии учебников В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и других.

Предложенная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие направления воспитания и развития обучающихся средствами литературы в соответствии с федеральным стандартом и с учетом Стратегии развития пермского образования до 2030 года, в частности реализует деятельностный подход к преподаванию литературы в рамках внедрения муниципальной модели «Основная школа – пространство выбора» (далее ММОШ).

Одним из ведущих элементов ММОШ является поточно-групповой метод организации учебного процесса (далее ПГМ), который позволяет создавать реальное  пространство для образовательного выбора.    

Поточно-групповой метод  представляет собой организацию учебного процесса, главной отличительной чертой которого является отсутствие деления на классы в ходе преподавания предметов учебного плана.

        В рамках предмета учебного плана учащимся предлагается для выбора несколько различных подходов к организации изучения предметного материала на деятельностной основе и на основании их выбора формируются группы временного состава на одну учебную четверть.

        Для того, чтобы школьники смогли выбрать группу для изучения литературы, необходимо предложить им такие основания для выбора, которые были бы им понятны, в которых они уже имели бы некоторый собственный опыт.

Специфика данной программы связана с использованием элементов театрализации в ходе преподавания литературы.

На уроках литературы педагоги, так или иначе, используют приемы  театрализации, но это происходит без определенной системы и в основном при работе с пьесами. Тем не менее, такая деятельность, как постановка театральных сценок, мини-спектаклей и т.д. имеет большой потенциал в достижении целей литературного образования. Она формирует потребность в регулярном чтении, развивает чувственную сферу ребенка, влияет на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на формирование таких качеств личности, как  ответственность, внимательность, коммуникабельность.

Практические работы в группе «Литература и театр» представляют собой занятия двух видов:

  • школа актерского мастерства: овладение школьниками основными приемами сценической речи и сценических движений (продолжительность занятия 15-25 мин.);
  • школьный театр: участие в полноценной театральной постановке  (продолжительность 40-45 мин.).

Самым сложным для педагога при организации практической деятельности по реализации специфики группы является подбор литературных произведений для использования их в театральной деятельности на уроке.

В представленной программе «Литература и театр» для проведения занятий  в школе актерского мастерства и при реальном инсценировании используются программные произведения и произведения для внеклассного чтения. Кроме того, к этим произведениям подобраны экранизации, что позволяет иллюстрировать занятия в школе актерского мастерства.

Для того, чтобы охватить как можно больше детей для участия в спектакле, нужно использовать несколько актерских составов. В этом случае все дети примут участие в читке пьесы, репетициях и показах. При проведении итогового спектакля используется прием «отыгрывания» разных сцен разными актерскими составами.

Главное правило работы педагога в этой группе: не нужно предлагать детям самостоятельно писать сценарии. Они пришли в группу «Театр» не для того, чтобы быть авторами, для этого существуют другие группы. Они пришли попробовать себя на сцене. Педагогу нужно использовать готовые сценарии, которые предлагаются в большом количестве на различных интернет - ресурсах.  

Во все разделы рабочей программы включена специфика практической деятельности на уроках. В разделе планируемых результатов курсивом выделены те результаты, на формирование которых направлены практические работы, отражающие специфику группы.

Содержание учебного курса усилено использованием элементов театрализации на программном материале и расширено за счет литературных произведений внеклассного чтения, которые позволяют создать условия для формирования личностных качеств школьника при театрализации фрагментов произведений, связанных с ситуациями из реальной жизни детей.

В тематическом планировании в отдельной графе обозначены практические работы, основой которых является театральная деятельность (в разных графах указаны практические работы по основным произведениям и произведениям для внеклассного чтения).  Отдельно приведена таблица с указанием произведений для каждой практической работы и темы для школы актерского мастерства. Учитывая, что условиях ПГМ организации учебного процесса на начало каждой четверти состав групп меняется, занятия школы актерского мастерства строятся без учета опыта, приобретенного учащимися в прошлой четверти.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • формирование способности чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
  • воспитание российской гражданской идентичности, любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  • осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  • первичная ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
  • формирование способности к осознанному, ответственному выбору;
  • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в обсуждении и решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные результаты

  • умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути решения своих образовательных задач, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней.

Содержание учебного  курса

Введение

     Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

    Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эсте- тическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

    «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

    «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

    «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.                    

  Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древней литературы

     Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

     «Повесть временных лет» как литературный памятник.

     «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

      Летопись (начальные представления).

Из литературы XVIII века

     Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.

     «Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

     Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из русской литературы XIX века

Русские басни

     Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор). Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

     «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

     Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.

 Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский 

Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

     «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

     «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

 Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин

Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение

     «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

     «У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

    «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка XIX века

    Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов

 Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

    «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь

 Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

    «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

    «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.  

Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов

Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

    Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

    «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)

Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев

 Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

    «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.

Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет

Краткий рассказ о поэте.

    Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой

Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

   «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов

 Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

    «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

 Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)

    Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Стихотворный ритм как средство пере- дачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин

 Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

    «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

     Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

    «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин

 Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

    «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский

 Краткий рассказ о писателе.

    «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак

 Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.  «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра  над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

 Андрей Платонович Платонов

 Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — 15 жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев

 Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

    «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

     Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

      К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о родине, родной природе

    И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

    Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.  

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон

 Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо

 Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен

 Краткий рассказ о писателе.  

   «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Художественная деталь (начальные представления).

Марк Твен

 Краткий рассказ о писателе.

    «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

 Джек Лондон

 Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении человеческих отношений.

Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов по программе

В том числе

изучение темы

практические работы

практические работы

(внеклассное чтение)

контрольные работы

1 четверть

27

21

5

1

1

Введение

2

1

1

Писатели о роли книги в жизни человека.

1

Практическая работа №1

1

2

Устное народное творчество

1

1

Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).

1

3

Русские народные сказки

8

7

1

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые.

1

3.1

«Царевна-лягушка»:

2

3.1.1

Народные идеалы в сказке "Царевна-лягушка"

1

3.1.2

Волшебный мир сказки "Царевна-лягушка"

1

Практическая работа №2

0,5

3.2

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»:

2

3.2.1

Художественные особенности героической сказки "Иван-крестьянский сын".

1

3.2.2

Нравственные качества героя сказки "Иван-крестьянский сын".

1

Практическая работа №3

0,5

3.3

«Журавль и цапля». Художественные особенности сказок о животных. 

1

3.4

«Солдатская шинель».  Художественные особенности социально-бытовых сказок.

1

4

Из древнерусской литературы

2

1

«Повесть временных лет». Русское летописание. Комментированное чтение

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

Практическая работа №4

1

5

Из русской литературы XVIII века

2

2

5.1

Михаил Васильевич Ломоносов:

2

5.1.1

Михаил Васильевич Ломоносов.

Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

1

5.1.2

Юмористическое нравоучение в стихотворении М.Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…»

1

6

Из литературы XIX века

42

6

Из литературы XIX века (1 четверть)

12

9

3

6.1

Русские басни:

2

6.1.1

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). 

Иван Андреевич Крылов

Краткий рассказ о баснописце. 

1

6.1.2

Басни И.А.Крылова: анализ исполнение. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Волк на псарне»

1

Практическая работа №5

0,5

6.2

Василий Андреевич Жуковский:

2

6.2.1

Василий Андреевич Жуковский.

Жизненный и творческий путь. «Кубок». Художественное своеобразие

баллады. Благородство и жестокость. Герои баллады.

1

6.2.3

«Спящая царевна». Литературная сказка, её художественные особенности. 

1

6.3

Александр Сергеевич Пушкин:

5

6.3.1

Александр Сергеевич Пушкин

Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

1

6.3.2

«Няне».Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа.

1

Практическая работа №6

0,5

6.3.3

«У лукоморья дуб зеленый…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила».

1

Практическая работа №7

0,5

6.3.4

Основные образы сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 

1

Практическая работа №8

0,5

6.3.5

Победа добра над злом в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».  

1

Практическая работа №9

1

2 четверть

21

14

6

1

6

Из литературы XIX века

15

14

1

6.4

Антоний Погорельский

«Черная курица, или Подземные жители»

Краткий рассказ о писателе. Фантастическое и достоверно – реальное в сказке.

2

2

Практическая работа №10

0,5

6.5

Михаил Юрьевич Лермонтов:

2

6.5.1

Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова.

1

6.5.2

Художественные особенности стихотворения М.Лермонтова «Бородино».

1

Практическая работа №11

0,5

6.6

Николай Васильевич Гоголь:

4

6.6.1

Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя

1

Практическая работа №12

0,5

6.6.2

Знакомство с первым сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Реальное и фантастическое в повести «Заколдованное место»

1

6.6.3

Комментированное чтение повести «Заколдованное место».

1

6.6.4

Идея повести «Заколдованное место».

1

Практическая работа №13

0,5

6.7

Николай Алексеевич Некрасов:

2

6.7.1

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова.

«Мороз, красный нос» (отрывок из поэмы)

Поэтический образ русской женщины.

1

6.7.2

«Крестьянские дети»

Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина.

1

Практическая работа №14

0,5

6.8

Иван Сергеевич Тургенев:

5

4

1

6.8.1

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму". 

1

Практическая работа №15

1

6.8.2

Герасим и его окружение в рассказе "Муму".

1

Практическая работа №16

0,5

6.8.3

Герасим и Муму: счастливый год.

1

Практическая работа №17

0,5

6.8.4

Бунт Герасима в рассказе "Муму".

1

Практическая работа №18

0,5

6.8.5

Контрольная работа по рассказу И.С.Тургенева "Муму".

1

Практическая работа №19

1

3 четверть

30

25

4

1

6.9

Афанасий Афанасьевич Фет

Поэтический образ Родины в стихотворениях поэта.

1

1

6.10

Лев Николаевич Толстой:

5

6.10.1

Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого.

1

6.10.2

Рассказ Л.Толстого "Кавказский пленник"-протест против национальной вражды.

1

6.10.3

Жилин и Костылин - два характера, две судьбы.

1

6.10.4

Жилин и татары. Жилин и Дина.

1

6.10.5

Бессмысленность и жестокость национальной вражды в рассказе Л.Толстого"Кавказский пленник".

1

Практическая работа №20

0,5

6.11

Антон Павлович Чехов:

3

6.11.1

Жизненный и творческий путь А.П.Чехова.

1

6.11.2

Речь персонажей как средство их характеристики в рассказе А.Чехова «Хирургия».

1

6.11.3

Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова.

1

6.12

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Выразительное чтение стихотворений.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Весенние воды»

А.Н. Плещеев «Весна»

И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок)

А.Н. Майков «Ласточки»

И.З. Суриков «Зима»(отрывок)

2

2

7

Из литературы XX века

16

15

1

7.1

Иван Алексеевич Бунин: первые шаги. Человек и природа в рассказе «Косцы».

Восприятие прекрасного.

1

1

7.2

Владимир Галактионович Короленко:

3

7.2.1

Личность В.Г.Короленко. Знакомство с повестью "В дурном обществе". Вася и его отец.

1

Практическая работа №21

0,5

7.2.2

Жизнь среди серых камней. Отношения Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе").

1

7.2.3

Васина дорога к правде и добру (по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе").

1

7.3

Павел Петрович Бажов:

3

7.3.1

Слово о П.П.Бажове. Знакомство со сказами П.Бажова.

1

7.3.2

Судьба Танюшки в сказе П.Бажова "Малахитовая шкатулка".

1

7.3.3

Реальность и фантастика в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка".

1

7.4

Самуил Яковлевич Маршак:

3

7.4.1

Слово о С.Я, Маршаке. Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

1

Практическая работа №22

0,5

7.4.2

Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

1

7.4.3

Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

1

Практическая работа №23

0,5

7.5

Сергей Александрович Есенин

«Я покинул родимый дом…»

«Низкий дом с голубыми ставнями…»

«С добрым утром!»

Рассказ о поэте. "Поэт бревенчатой Руси". Поэтическое изображение родной природы.

1

1

Практическая работа №24

0,5

7.6

Константин Георгиевич Паустовский:

4

3

1

7.6.1

Краткий рассказ о К.Г.Паустовском. Литературная сказка 20 века.Черты народной и литературной сказки в произведении «Теплый хлеб». Судьба Фильки.

1

7.6.2

Человек и природа в рассказе К.Г.Паустовского "Заячьи лапы".

1

7.6.3

Контрольная работа по творчеству К.Г.Паустовского.

1

Практическая работа №25

0,5

7.7

Андрей Платонович Платонов:

Краткий рассказ о писателе. Быль и фантастика в рассказе «Никита».

1

1

Практическая работа №26

1

4 четверть

24

17

3

2

2

7

Из литературы XX века

12

9

2

1

7.8

Виктор Петрович Астафьев:

«Васюткино озеро»

Краткий рассказ о писателе. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах.

3

7.8.1

Слово о В.Астафьеве. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро».

Черты характера героя рассказа и его поведение в лесу.

1

7.8.2

Человек и природа в рассказе в.П.Астафьева «Васюткино озеро».

1

7.8.3

Контрольная работа по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро".

1

Практическая работа №27

0,5

7.9

Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945)

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

К.М. Симонов

«Майор привез мальчишку на лафете»

А.Т. Твардовский

«Рассказ танкиста»

2

2

Практическая работа №28

0,5

7.10

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

Конкретные пейзажные зарисовки - обобщенный образ России. Личностное восприятие мира как основа поэтического произведения.

И.Бунин  «Помню долгий зимний вечер…»

Н. Рубцов «Родная деревня»

Дон-Аминадо «Города и годы»

2

2

7.11

Писатели улыбаются:

3

7.11.1

Саша Черный

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

1

7.11.2

Саша Черный

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

 «Игорь-Робинзон»

1

7.11.3

Юлий Черсанович Ким

«Рыба – кит»

Краткий рассказ о писателе. Стихотворение-шутка.

1

Практическая работа №29

1

8

Из зарубежной литературы

12

8

3

1

8.1

 Марк Твен:

3

8.1.1

Слово о М.Твене. Комментированное чтение глав из повести «Приключения Тома Сойера».

1

8.1.2

Комментированное чтение глав из повести «Приключения Тома Сойера».

1

8.1.3

Том и Гек. Дружба мальчиков (по М.Твена повести «Приключения Тома Сойера»).

1

Практическая работа №30

0,5

8.2

Даниэль Дефо

«Робинзон Крузо»

Краткий рассказ о писателе. Обзор романа.

1

1

Практическая работа №31

0,5

8.3

Ханс Кристиан Андерсен:

2

8.3.1

Слово о Х.К.Андерсене. Образы героев в сказке «Снежная королева».

1

8.3.2

Нравственные уроки сказки «Снежная королева».

1

Практическая работа №32

0,5

8.4

Роберт Льюис Стивенсон

«Вересковый мед»

Краткий рассказ о писателе. Художественные особенности баллады Р.Стивенсона.

1

Практическая работа №33

0,5

8.5

Джек Лондон

«Сказание о Кише»

Краткий рассказ о писателе. Образ главного героя.

1

8.6

Контрольная работа по произведениям зарубежной литературы.

1

Практическая работа №34

1

102

Приложение

Перечень практических работ

Группа «Литература и театр»

Практическая работа

Произведение

Вид чтения

1 четверть

1

Школьный театр «Сценки - импровизация: миниатюры на темы из школьной жизни».

Фрагменты из фильмов

Рассказы В.Ю. Драгунского о школе

Внеклассное чтение

2

Школа актерского мастерства:  читка сценария по сказке «Царевна  - лягушка», распределение ролей

 Тема: «Сценический диалог». Мой любимый эпизод.

Волшебные русские народные сказки

Основные произведения

3

Школа актерского мастерства:  репетиция спектакля «Царевна  - лягушка»

 Тема: «Правила поведения на сцене»

Волшебные русские народные сказки

Основные произведения

4

Спектакль «Царевна - лягушка»

Волшебные русские народные сказки

Основные произведения

5

Школа актерского мастерства:  читка спектакля «Русские бытовые сказки»

 Тема: «Особенности речи актера»

Фрагменты из фильмов

Бытовые сказки

Основные произведения

6

Школа актерского мастерства:  репетиция спектакля «Русские бытовые сказки»

 Тема: «Правила передвижения актера по сцене»

Бытовые сказки

Основные произведения

7

Школа актерского мастерства:  репетиция спектакля «Русские бытовые сказки»

 Тема: «Костюм и грим актера»

Бытовые сказки

Основные произведения

8

Школа актерского мастерства:  репетиция спектакля «Русские бытовые сказки»

 Тема: «Диалог и монолог на сцене»

Бытовые сказки

Основные произведения

9

Спектакль «Бытовые сказки»

Бытовые сказки

Основные произведения

2 четверть

10

Школа актерского мастерства:  читка спектакля «Калейдоскоп»

 Тема: «Амплуа актера»

Фрагменты из фильмов

Т.Ш. Крюкова рассказы о школе «Женька Москвичев и его друзья»

Внеклассное чтение

11

Школа актерского мастерства:  проба актеров на роли в спектакле «Калейдоскоп»

 Тема: «Амплуа актера»

Т.Ш. Крюкова рассказы о школе «Женька Москвичев и его друзья»

Внеклассное чтение

12

Школа актерского мастерства:  репетиция спектакля «Калейдоскоп»

 Тема: «Выразительность речи»

Т.Ш. Крюкова рассказы о школе «Женька Москвичев и его друзья»

Внеклассное чтение

13

Школа актерского мастерства:  репетиция спектакля «Калейдоскоп»

 Тема: «Взаимодействие партнеров на сцене»

Т.Ш. Крюкова рассказы о школе «Женька Москвичев и его друзья»

Внеклассное чтение

14

Школа актерского мастерства:  репетиция спектакля «Калейдоскоп»

 Тема: «Актерское сотрудничество на сцене»

Т.Ш. Крюкова рассказы о школе «Женька Москвичев и его друзья»

Внеклассное чтение

15

Спектакль «Калейдоскоп школьных миниатюр»

Т.Ш. Крюкова рассказы о школе «Женька Москвичев и его друзья»

Внеклассное чтение

16

Школа актерского мастерства:  просмотр и обсуждение съемок со  спектакля «Калейдоскоп»

 Тема: «Формула актерского успеха»

Т.Ш. Крюкова рассказы о школе «Женька Москвичев и его друзья»

Внеклассное чтение

3 четверть

17

Школа актерского мастерства:  проба актеров для спектакля «Школьный Ералаш»

 Тема: «Особенности сценической речи»

Н.Н. Носов рассказы о школе «Витя Малеев в школе и дома»

Внеклассное чтение

18

Школа актерского мастерства:  репетиция спектакля «Школьный Ералаш»

 Тема: «Взаимодействие актеров на сцене»

Н.Н. Носов рассказы о школе «Витя Малеев в школе и дома»

Внеклассное чтение

19

Спектакль «Школьный Ералаш»

Н.Н. Носов рассказы о школе «Витя Малеев в школе и дома»

Внеклассное чтение

20

Школа актерского мастерства:  читка спектакля «Двенадцать месяцев»

 Тема: «Амплуа актера»

Фрагменты из фильмов

С. Я. Маршак

«Двенадцать месяцев»

Основные произведения

21

Школа актерского мастерства:  читка спектакля «Двенадцать месяцев»

 Тема: «Выразительность актерской речи»

С. Я. Маршак

«Двенадцать месяцев»

Основные произведения

22

Школа актерского мастерства:  распределение ролей в спектакле «Двенадцать месяцев»

 Тема: «Взаимопомощь актеров на сцене»

С. Я. Маршак

«Двенадцать месяцев»

Основные произведения

23

Школа актерского мастерства:  репетиция спектакля «Двенадцать месяцев»

 Тема: «Поведение актера на сцене»

С. Я. Маршак

«Двенадцать месяцев»

Основные произведения

24

Школа актерского мастерства:  репетиция спектакля «Двенадцать месяцев»

 Тема: «Взаимодействие актеров на сцене»

С. Я. Маршак

«Двенадцать месяцев»

Основные произведения

25

Школа актерского мастерства:  репетиция спектакля «Двенадцать месяцев»

 Тема: «Костюм и грим актера»

С. Я. Маршак

«Двенадцать месяцев»

Основные произведения

26

Спектакль «Двенадцать месяцев»

 

С. Я. Маршак

«Двенадцать месяцев»

Основные произведения

4 четверть

27

Школа актерского мастерства:  репетиция спектакля «Из школьной жизни»

Тема: «Выразительность актерской речи»

Л.Д. Каминский «Рассказы о школе»

Внеклассное чтение

28

Школа актерского мастерства:  репетиция спектакля «Из школьной жизни»

Тема: «Правила поведения на сцене»

Л.Д. Каминский «Рассказы о школе»

Внеклассное чтение

29

Спектакль «Из школьной жизни»

Л.Д. Каминский «Рассказы о школе»

Внеклассное чтение

30

Школа актерского мастерства:  знакомство с пьесой «Приключения Тома Сойера»

Фрагменты из фильма

Марк Твен «Том Сойер»

Основные произведения

31

Школа актерского мастерства:  определение актерских составов для спектакля «Приключения Тома Сойера»

Тема: «Выразительность речи актера»

Марк Твен «Том Сойер»

Основные произведения

32

Школа актерского мастерства:  репетиция спектакля  «Приключения Тома Сойера»

Тема: «Костюмы, грим и реквизит спектакля»

Марк Твен «Том Сойер»

Основные произведения

33

Школа актерского мастерства:  репетиция спектакля «Приключения Тома Сойера»

Тема: «Взаимодействие актерской команды»

Марк Твен «Том Сойер»

Основные произведения

34

Спектакль «Приключения Тома Сойера»

Марк Твен «Том Сойер»

Основные произведения

Литература для внеклассного чтения

 

1 четверть

1

В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы»

2 четверть

2

Т.Ш. Крюкова «Женька Москвичев и его друзья»

3 четверть

3

Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

4 четверть

4

Л.Д. Каминский «Рассказы о школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога по литературе в 7 "Б" классе на 2012-2013 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы под редакцией  В. Я Коровиной. Авторы программы - В. Я. Коровина...

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии", 5 класс

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии" и тематическое планирование для 5-го класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русской литературе для учащихся 5 класса с родным языком обучения

Рабочая програма составлена по учебнику русская литература под редакцией Ахметзянова. Программа состоит из 8 разделов : 1 раздел - пояснительная записка, 2 раздел - учебно-тематическое планирование, 3...

Рабочая программа педагога по литературе для 8"б" класса общеобразовательной школы

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев...

Рабочая программа по русской литературе для 5-11 классов (авторы С.К. Бирюкова, Н.Н. Вербовая, К.М. Нартов, Н.С. Русина, Р. С. Петросова. /под общ. ред. К.М. Нартова/)

Рабочая программа по русской литературе для 5-9 классов  (авторы С.К. Бирюкова, Н.Н. Вербовая, К.М. Нартов, Н.С. Русина, Р. С. Петросова. /под общ. ред. К.М. Нартова/) в расчёте часов для национа...

Рабочая программа элективного курса "Литература и кино" 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Литература и кино" 10 класс...

Рабочая программа по предмету «литература» для учащихся 8 класса

Рабочая программа рассчитана на УМК В. Я. Коровиной при 3 часах литературы в неделю (всего 102 часа)....