Вопросы для анализа стихов Б.Пастернака "Свеча горела"..., "Когда разгуляется.."
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Минкина Надежда Михайловна

Данная  презентация  содержит вопросы для анализа двух стихотворений Б.Пастернака: "Свеча горела...", "Когда разгуляется...". Вопросы  развивают навыки анализа, помогают  понять смысл стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b.pasternak_analiz_stihov.pptx243.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопросы для анализа стихов Б.Пастернака Составила Минкина Надежда Михайловна, учитель ГБОУ лицея №488 Санкт - Петербурга

Слайд 2

Борис Пастернак Зимняя ночь Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле, Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела. 1 . Опишите картинку, созданную в 1-ой строфе. В каком значении употреблено слово ПРЕДЕЛЫ? 2. 2-ая строфа. Какое воспоминание рождается? Каким чувством проникнуто? Как можно объяснить употребление глагола СЛЕТАТЬСЯ применительно к снегу? Какая температура за окном, если снег идёт хлопьями? 3. 3-я строфа. Как понимаете первые две строчки? С кем сравнивается метель? Почему на стекле получаются «кружки и стрелы»? 4. 4-я строфа. Почему поэт из синонимической пары ОСВЕЩЁННЫЙ – ОЗАРЁННЫЙ выбирает второй вар.? Какое значение имеет выражение СУДЬБЫ СКРЕЩЕНЬЯ? 5. 5-я строфа. Кому принадлежат «два башмачка»? Какая ассоциация возникает, когда читаете эти слова? Как понимаете две последние строки? 6. 6-я строфа. Как понимаете выражение ВСЁ ТЕРЯЛОСЬ? Почему мгла названа «снежной, седой и белой»: ведь эти слова принадлежат к одному синонимическому роду, не избыточно ли их одновременное употребление? 7. 7-я строфа. Как вы думаете, о каком явлении идёт речь в первой строке? Слово СВЕЧА употребляется в другой форме. Почему? Как понимаете выражение ЖАР СОБЛАЗНА? Определите значение и стилистическую принадлежность глагола ВЗДЫМАЛ. Подберите ему нейтральный синоним. 8. 8-я строфа. Чем вызывается в воображении поэта образ поднимающихся крыльев? Сравнение ЖАР СОБЛАЗНА… КАК АНГЕЛ… соответствует ли христианской религии? Нравится ли оно вам? 9. В последней строфе как понимаете выражение ТО И ДЕЛО?

Слайд 3

Борис Пастернак Когда разгуляется (1956г) Большое озеро как блюдо. За ним — скопленье облаков, Нагроможденных белой грудой Суровых горных ледников. По мере смены освещенья И лес меняет колорит. То весь горит, то черной тенью Насевшей копоти покрыт. Когда в исходе дней дождливых Меж туч проглянет синева, Как небо празднично в прорывах, Как торжества полна трава! Стихает ветер, даль расчистив, Разлито солнце по земле. Просвечивает зелень листьев, Как живопись в цветном стекле B церковной росписи оконниц Так в вечность смотрят изнутри В мерцающих венцах бессонниц Святые, схимники, цари. Как будто внутренность собора — Простор земли, и чрез окно Далекий отголосок хора Мне слышать иногда дано. Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, B слезах от счастья отстою. 1.1-4 строфы представляют собой развёрнутую картину природы. Какую основную черту природы вы бы отметили? 2. Что является источником природы, жизни на Земле? 3. Проследите, как на протяжении 16 строк изменяется «колорит», переливаются, переходя один в другой , цвета. Постройте «цветовой» ряд, подтвердив строчками из текста. 4. 5-6 строфы. С чем сравнивается природа? Объясните своеобразие этого образа. 5. В последней строфе как называет природу поэт? В чем видит поэт своё назначение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны)

Великая Отечественная война... Наверное, есть среди сегодняшнего молодого поколения те, кто считает, что за те шесть с половиной десятилетий, которые прошли после войны, произошло немало других мировы...

"В тех и в других война вдохнула... мрачный хмель разгула..." И.Э.Бабель."Конармия»

Презентация к урокам  по творчеству И.Бабеля.Содержит биографические материалы и вопросы для анализа рассказа "Письмо"....

"Разгуляй, Масленица"

сценарий проведения уличной праздничной программы...

Урок литературы 8 класс (II вид) «Стихи М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».

Урок предназначен для детей обучающихся в коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей...

"Картофельный разгуляй"

В нашей школе каждый год традиционно проводится праздник "День Урожая". Здесь показано как представить защиту овоща- картофеля в театрализованном представлении....

Что? Где? Когда? Финал конкурса стихов «Азбука пешехода»

Что? Где? Когда? Финал конкурса стихов «Азбука пешехода» Цель: Закрепить знания детей по правилам дорожного движения, оназначении дорожных знаков. Программное содержание: в игров...