Рабочая программа элективного курса по подготовке обучающихся к олимиаде по литературе
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Канаш  Надежда  Геннадьевна

Данная программа представляет систему индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по литературе,напрвленных на формирование навыков анализа художественного текста.Курс рассчитан на 17 часов,предназначен для обучающихся 8-11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НР МОБУ «Салымская СОШ №1»

Рабочая программа элективного курса

ПОДГОТОВКА ОБУЩАЮЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

                                                   Составила:

                                                                         учитель русского языка и

                литературы Канаш Н.Г.

2016 год


Пояснительная записка

         Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию одарённых детей.

        Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к литературе, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.

Цель настоящего курса: подготовка учащихся к олимпиаде по литературе. пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности.

Задачи: 

  • подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
  • сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
  • научить пользоваться справочной литературой и словарями;
  • потренировать в решении наиболее часто встречающихся литературоведческих понятий.

        Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.

        Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

        Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, творческие задания.

        В результате прохождения данного курса учащиеся должны:

  • знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
  • знать различные  виды  анализа текста;
  • уметь нестандартно подходить к решению поставленных задач;
  • уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по литературе.

К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и видит учитель свою роль.

Данная рабочая программа представляет систему индивидуальных занятий по подготовке учащихся к олимпиаде по литературе, направленных на формирование навыков анализа художественного текста.

Анализ художественного текста – основное задание на олимпиаде по литературе, которое позволяет проверить и владение учащимся навыками анализа художественного текста, и владение литературоведческой терминологией, и самостоятельность суждений, и умение строить связное высказывание.

Программа содержит подробное тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся.

 Курс рассчитан на 17  часов, предназначен для учащихся 8-11 классов.

Программа предназначена для учителей литературы общеобразовательных учреждений.

Литература:

Анализ одного стихотворения / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985.

Кожинов В.В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества.  М., 1970.

Лотман Ю.М.  О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста.  СПб., 1996.

Поэтический строй русской лирики / Отв. ред. Г.М. Фридлендер.         Л., 1973.

Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2006. Анализ одного стихотворения / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985.

Кожинов В.В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества.  М., 1970.

Лотман Ю.М.  О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста.  СПб., 1996.

Поэтический строй русской лирики / Отв. ред. Г.М. Фридлендер.         Л., 1973.

Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2006.

Гаспаров М.Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа. http://www.durov.com/literature2/gasparov-97b.htm 


Индивидуальный образовательный маршрут

Обучающихся            8 класса НРМОБУ «Салымская СОШ №1"

по подготовке к школьному  этапу Всероссийской олимпиады школьников

 по литературе в 2016 год

Дата

Тема

ЗУН

Задания, способы, виды, средства деятельности на занятии с учителем

Домашнее задание для самостоятельной работы

Формы контроля

Отметка о выполнении

Решение заданий всероссийской олимпиады школьников.

(2 часа)

Знать фамилии, имена и отчества писателей, названия произведений и имена героев. Уметь по фрагменту текста узнавать автора, название произведения и его героев. Развивать исследовательские навыки.

Решение олимпиадных задач. Устные ответы ученика. Устная аргументация ответа. Устные комментарии учителя.

Решение олимпиадных заданий по книге «Олимпиадные задания по русскому языку и литературе» Коротковой.

1)консультация

выполнено

Аспекты анализа лирического произведения

(1ч)

Знать понятия: имманентный анализ, контекстуальный, герменевтический

Лекция учителя

Сделать контекстуальный анализ стихотворения

1)консультация

Выполнено

Уровни поэтической структуры лирического текста при имманентном анализе

(по Б.И.Ярхо,М.Л Гаспарову)

(1ч)

Уровни анализа лирического текста

(верхний, средний, низкий)

Лекция учителя

Проанализировать стихотворение на стилистическом уровне

1)консультация

выполнено

Художественный мир стихотворения  «Гроза» Н.А. Заболоцкого

(1ч)

Роль частей речи на уровне эмоциональной окраски, предметного мира и динамики

Составить траекторию частотности  использования частей речи

Составить таблицу по уровням восприятия

таблица

выполнено

Художественное пространство и временная структура стихотворения  «Гроза» Н.А. Заболоцкого

(1ч)

Прошлое, настоящее, вне времени, всегда, в вечности

Определить временные рамки

Продолжить работу

текст

выполнено

Сопоставительный анализ стихотворений. План анализа.

 (2 час)

Знать структуру анализа стихотворения. Уметь сравнивать, выделять тему, идею, проблему произведения, формулировать мысли. Развивать навык составления текста сопоставительного характера, развивать исследовательские и филологические  навыки.

Выразительное чтений стихотворений.

Беседа.

1)Написать сопоставительный анализ стихотворений

Набокова «Гроза», Брюсов «Летняя гроза»,Лермонова «Гроза», и др.

2)Решение олимпиадных заданий всероссийской олимпиады школьников.

1)Проверка тетради для творческих работ.

2) консультация.

выполнено

Контекстуальный анализ стихотворения  «Гроза» Н.А. Заболоцкого в сопоставлении с другими авторами

(1 час)

выполнено

Изобразительно-выразительные средства языка как средства создания образа в художественном произведении.

(1 часа)

Знать, какие  изобразительно-выразительные средства создают образ в художественном произведении. Уметь находить их в произведении и формулировать их функцию. Развивать филологические навыки, навык исследовательской деятельности.

Найти изобразительно-выразительные средства в произведении и указать их роль, функцию.

Беседа

  1. Анализ изобразительно-выразительных средств в стих. М. Ю. Лермонтова.

Решение олимпиадных заданий всероссийской олимпиады школьников (по книге «Литература. Всероссийские олимпиады. Вып.3»Тодоров Л.В., 2011 г.)

1) Проверка тетради для творческих работ.

2) консультация.

выполнено

Комплексный анализ прозаического произведения.

(2 часа)

Знать структуру анализа прозаического текста. Уметь составлять и структурировать собственный текст, делать выводы.  Развивать аналитические, филологические и исследовательские навыки.

Составьте  тезисный план анализа прозаического произведения.

Беседа.

Написать комплексный анализ рассказа В. М. Шукшина «Критики»

Решение олимпиадных заданий всероссийской олимпиады школьников

1) Проверка тетради для творческих работ.

2) консультация.

выполнено

Художественный метод в литературе 18-19 века.

(1 час)

Знать характеристику художественных методов в литературе  18-19 века (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Уметь относить художественное произведение к тому или иному художественному методу и аргументировать выбор. Развивать навык исследовательской деятельности.

Определить к какому художественному методу относится произведение. Аргументировать выбор.

Беседа.

1.Решение олимпиадных заданий всероссийской олимпиады школьников (по книге «Литература. Всероссийские олимпиады. Вып.3»Тодоров Л.В., 2011 г.)

2.Создание собственного текста в заданном жанре.

консультация

выполнено

Жанровое своеобразие художественных произведений.

(1 час)

Знать жанры русской и зарубежной литературы. Уметь характеризовать каждый жанр. Развивать исследовательские навыки.

Назовите  жанр произведения и его автора. Назовите жанровые особенности произведения.

Решение заданий всероссийской олимпиады школьников.

(1 час)

Знать фамилии, имена и отчества писателей, названия произведений и имена героев. Уметь по фрагменту текста узнавать автора, название произведения и его героев. Уметь определять стихотворные размеры. Развивать исследовательские навыки.

Узнайте героя произведения по фрагменту текста. Назовите автора и название произведения. Грамотно оформите ответ в письменной форме.

Решение олимпиадных заданий всероссийской олимпиады школьников

Дистанционная консультация

Комплексный анализ прозаического произведения.

(1 час)

Знать структуру анализа прозаического текста. Уметь составлять и структурировать собственный текст, делать выводы.  Развивать аналитические, филологические и исследовательские навыки.

Составьте  тезисный план анализа прозаического произведения.

Беседа.

Напишите комплексный анализ прозаического произведения.

Проверка тетради для творческих работ.

Решение заданий всероссийской олимпиады школьников.

(1 час)

Знать фамилии, имена и отчества писателей, названия произведений и имена героев. Знать факты из биографии писателей и поэтов.  Уметь по фрагменту текста узнавать автора, название произведения и его героев. Уметь определять стихотворные размеры. Развивать исследовательские навыки.

Узнайте героя произведения по фрагменту текста. Назовите автора и название произведения.

Определите размер стихотворения. Сопоставьте факты из биографии писателя и фамилию писателя. Грамотно оформите ответ в письменной форме.

Решение олимпиадных заданий всероссийской олимпиады школьников

Дистанционная консультация.

выполнено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для подготовки к ЕГЭ в 10 классе

       Структуру элективного курсасоставляют теоретическая и практическая часть в области чтения, говорения, письма, грамматики и аудирования. Основными методическим достоин...

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"

Рабочая программа элективного курса  "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 класс"

Рабочая программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ 10-11 класс. Включает календарно-тематическое планирование по каждому классу...

Рабочие программы элективного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ (Основы обществоведческих знаний)" для 10-11 классов

p { margin-bottom: 0.21cm; } Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ...

Рабочая программа элективного курса по подготовке к ГИА-9 "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....

Программа элективного курса предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов. "Преобразование графиков функций".

Стратегия модернизации содержания образования, концепция профильного обучения предполагает переход в старших классах на профильное обучение. В 9-ых классах должна осуществляться предпрофильная подгото...

Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса "Введение в экономику"

Файл содержит  рабочую программу элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы "Введение в экономику", составленную на основе авторской программы ...