Открытый урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Урок составлен в соостветствовании с требованиями ФГОС на основе деятельностного подхода. Является вторым уроком в изучении темы "Сказка Паустовского "Тёплый хлеб". Тип урока: систематизация и обобщение изученного. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литература.

Класс: 5

Тема:  Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб», или как не допустить «охлаждение сердца».

Тип: систематизация и обобщение знаний.

Форма: смешанный (преобладание беседы)

Цель: обучающая: выявить идею и основную мысль произведения;

           развивающая: развивать навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения», развивать монологическую речь, уметь ориентироваться в тексте художественного произведения,  обобщать и делать выводы;

          воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Формирование УУД:

Метапредметные.

Регулятивные УУД (Р): умение ставить цель, формулировать её, оценивать результаты учебной деятельности, рефлексировать.

Познавательные УУД (П): уметь отбирать материал из художественного текста, делать выводы из услышанного, прочитанного, искать самостоятельно материал, используя разные источники

Коммуникативные УУД (К): умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её, сотрудничать с классом и учителем; поддерживать учебный диалог

Личностные УУД (Л): осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.

Предметные цели:

создать условия для совершенствования навыков анализа художественного текста, с точки зрения проблематики, идейного замысла, использования средств речевой выразительности;

развивать умение формулировать  вопросы к тексту;

совершенствовать навык выделять главное, сжимать текст;

способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения;

создать условия для расширения знаний о реальном и фантастическом в тексте.

Виды деятельности учащихся на уроке:

Целеполагание.

Овладение знаниями через исследовательскую работу с текстом.

Умение формулировать вопросы для внимательного читателя.

Размышления над проблемными вопросами и ситуациями.

Работа в группе.

Литературоведческие термины: композиция, эпитет, олицетворение, идея произведения, фантастическое

Технологическая карта урока:

Этапы и цели

Приёмы, методы, формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы промежуточного контроля

  1. Мотивация к учебной деятельности

Улыбка и рукопожатие

Когда вам комфортно работать на уроке? Взаимопонимание с соседом по парте важно?! Что вы почувствовали, когда улыбались, жали руку? Тепло!

А что ещё может быть тёплым? «Тёплый хлеб»

Настраиваются на совместную работу

Анализируют ощущения

Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции

  1. Объявление темы и целеполагание

Проблемный вопрос

Слайд №1

Какие задачи ставит перед нами вопрос темы? (Проанализировать поведение и поступки героев, поразмышлять о том, легко ли исправлять ошибки и как это делать; подумать о том, как должен жить человек, чтобы рядом с ним было хорошо; работать над развитие речи; работать над умение анализировать произведение)

Лист самооценивания

Формулируют цели и задачи на урок

Р: умение ставить цель, формулировать её

  1. Реализация домашнего задания

«Расставь пункты плана по порядку» 

слайд №2, №3

Викторина «Самый внимательный читатель»

Проверим, как хорошо вы ориентируетесь в тексте. Соберите пункты плана в нужном порядке.

1. История о вороном коне.

2. Бездумный поступок.

3. Беда.

4. Рассказ бабки.

5. Разговор Фильки с Панкратом.

6. Искупление вины.

7. Прощение и примирение.

Дома вы составляли вопросы к тексту, проверяющие внимательность при чтении. Обменяемся вопросами.

 (отмечает интересные, оригинальные вопросы)

1 работает у доски

остальные самостоятельно  

Задают друг другу вопросы и отвечают на заданные

П: умение работать с планом, знание текста

П: умение формулировать  вопросы к тексту

К: сотрудничать с классом

Оценивание учителя

самоконтроль

самоконтроль

  1. Разработка темы

Проанализировать произведение (характеристика главного героя, особенности жанра, композиции, ИВС)

Подвести к идее произведения

Сжатый пересказ

Частично-поисковый метод

Слайд №4

Если бы вас попросили рассказать об этом произведении, но ограничили одним предложением, как бы вы это сделали?

(В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конём, и из-за этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение).

Мы с вами поговорили сейчас о сюжете, но можно ли сказать, что мы докопались до сути, идеи произведения, ответили на самый главный вопрос урока? Что нужно сделать? (Исследовать произведение более глубоко, глубинные пласты.).

  • Почему это сказка, что необычного в этой сказке?
  • У кого было охлаждённое сердце, и какое отношение он имеет к главному герою?
  • Как поступки характеризуют героев?
  • Почему называется «Тёплый хлеб», какое значение имеет этот образ в сказке?

Работа в группах и озвучивание результатов работы (консультирует, координирует работу)

Задание 1

Дайте развёрнутые ответы на вопросы:

Почему это сказка? Что здесь сказочно, а что реалистично?(обратите внимание на героев и события)

Природа в произведении сказочна или реальна? Найдите примеры, доказывающие вашу точку зрения.

Можно ли сказать, что здесь соблюдена сказочная композиция: герой сталкивается с бедой – обретает волшебных помощников - преодолевает трудности – награждается за выполненные с честью подвиги?

Можно ли назвать финал сказочным?

Задание 2

Дайте развёрнутый ответ на вопросы:

Для чего бабка рассказывает историю о злом мужике?

Что общего между злым мужиком и Филькой?

Мужик помер от «охлаждения сердца». Как вы понимаете это словосочетание?

Филька совершил такой же проступок, почему его не постигла участь мужика?

Задание 3

Сколько раз в сказке звучит фраза «Да ну тебя», в каких ситуациях? Попробуйте при чтении этих фраз подобрать нужную интонацию.

Рассмотрите рисунки, изображающие  Фильку. На каком из них, по вашему мнению, удалось передать образ героя наиболее точно.

Меняется ли что-то в Фильке к концу произведения?

Самооценка работы в группе.

Решают поставленную задачу

Корректируют деятельность

Формулируют вопросы для дальнейшей работы

Работают в группе,

Озвучивают результаты работы

П: навык сжатого пересказа

Р: внесение необходимых дополнений и корректив в план работы

К: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её, сотрудничать с классом и учителем; поддерживать учебный диалог

П: навык выразительного чтения; уметь отбирать материал из художественного текста, делать выводы из услышанного, прочитанного

взаимоконтроль

самоконтроль

  1. Физкультминутка

Комплекс подвижных упражнений

Р: способы поддержания активности

  1. Формулирование вывода, ответа на проблемный вопрос

Доклады

Аналитическая беседа

(слайд 7)

Письменный развёрнутый ответ

Ни одно слово в произведениях классиков не напрасно. Интересную пищу для размышлений дают имена. Полина Моисеева разбиралась с вопросам о говорящих именах и названиях.

(Интересно, что герой обретает имя только после своего примирения с конём

Панкрат – колдун, добрый помощник, отсыл к сказочному образу)

Тёплый хлеб – образ-символ, появляющийся в конце произведения. Белячков Семён о значении хлеба в культуре народов России.

Какие 2 злых поступка совершил Филька?

В каком значении употребляется здесь слово «тёплый»?

Тёплый хлеб - символ чего здесь?

(Теплый – значит, добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода  искупление вины мальчика. Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла.)

А если ты совершил ошибку? Что делать?

Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда.

Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.

Исправление. Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.

Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил.

Мы выполнили поставленные задачи? Но не ответили на главный вопрос. Ответьте письменно на него. (Несколько вариантов заслушиваются)

Слушают 2 докладчиков

Поддерживают учебный диалог

Формулируют ответ на проблемный вопрос урока

Самостоятельная письменная работа

П: навык публичного выступления

К: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её

Л: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.

Оценка

самоконтроль

  1. Рефлексия

Подвести итоги урока

Слайд  №9, №10

Домашнее задание (объяснение)

Подсчёт результатов.

Что было интересно?

Что было трудно?

Желаю вам, чтобы ваше сердце никогда не стало холодным, чтобы рядом с вами всегда было тепло и уютно.

Р: рефлексировать

Самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Понять причины поступков литературного героя - значит осознать что-то и в себе самом. Данный урок способствует прежде всего научению детей на примере вымышленного персонажа нахождению пути выхода из н...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...

Открытый урок литературы К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Фантастическое и реальное в сказке.

Ученики анализировали  художественное пространство сказки и оформляли в виде      «Диаграммы Венна», «Обращения Сороки»,  «Кластера», ...

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...

Открытый урок Литература 9 класс М.Цветаева . "Прохожий "

Особенности поэтики  Марии  Ивановны Цветаевой..(Стихотворение  «Прохожий »)с переводом на тувинский язык .Сравнение выразительных средств языка.познакомить с биографией пис...