Исследовательская работа "Почему люди мало читают?"
творческая работа учащихся по литературе (6 класс) на тему

Канаш  Надежда  Геннадьевна

Интерес к книге,чтению,книжной культуре с каждым годом снижается. В современном мире компьютерной информации изменилось отношение людей к книгам.Дети стали меньше читать книги,перестали обсуждать прочитанное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

НРМОБУ Салымская СОШ №1»

Исследовательская работа

«Почему дети мало читают?»

         

Выполнила :

ученица 6б класса

Зинченко Виктория

Руководитель

Канаш Н.Г.,

учитель русского языка

и литературы

Салым,2016

Содержание

Введение        2

Основная часть        4

Заключение        7

Список использованных источников        8

Приложение        9

Введение

«Кто не ищет — тот не читает, кто не читает — тот не знает. Кто не знает — тот не живёт! И ГЛАВНОЕ в жизни МИМО пройдёт!»

Фетисов С.

Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть, ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания.

Те времена, когда дети читали под одеялом с фонариком, давно ушли в прошлое. Будут ли дети читать или днями просиживать возле компьютера, теперь зависит только от родителей. Истина о том, что книга является источником знаний, давно устарела. Для добычи полезной информации большинство школьников используют Интернет. Тут придраться не к чему — Интернет намного удобнее и быстрее такой альтернативы, как поход в библиотеку. Что касается нежелания проводить досуг с книгой, то здесь тоже все понятно: за дни учебы дети получают такой поток различной информации, что на чтение книг у них не остается ни желания, ни сил.

Чтение — это не только развлечение, но и серьезная работа для мозга, поэтому ребенку проще заполнить свободное время общением с друзьями и играми в соцсетях. В большинстве случаев родители сами усаживают своих детей за компьютеры, чтобы те не приставали с расспросами и дали родителям отдохнуть. В некоторых семьях дети не читают не только из-за Интернета, но и из-за семейных традиций, точнее, их отсутствия. Если ребенок не видит книг, журналов и газет в руках родителей, и если вместо сказок на ночь ему предлагают посмотреть телевизор, то вряд ли он потянется к литературе. В таких случаях приучить ребенка к чтению будет очень сложно. Все зависит только от мамы и папы. На приобщение ребенка к литературе уйдет много времени, но оно того стоит!

Проблема недостатка чтения у детей и взрослых наблюдения исследования в Росси на протяжении 20 лет. За это время уже выросло два поколения не читающих граждан, у не читающих родителей подрастают не читающие дети, которые всё больше увлекаются компьютерными играми, телевидением и интернетом. В связи с чем, чтение упало в самые низы рейтинга развлечений детей и подростков?

Тема уровня низкой начитанности учащихся и их родителей привлекла меня своей актуальностью и злободневностью. Я сама увлекаюсь чтением намного больше, чем современные информационные технологиями и средства досуга. Из-за чего нередко возникают проблемы в общении со сверстниками, с которыми я не могу обсудить прочитанные произведения и интересные сведения, почерпнутые из детских энциклопедий.

Объектом моего исследования являлись учащиеся 5-х классов в нашей школе.

Предметом исследования - проблема чтения среди учащихся. Я поставила перед собой цель - привлечь наибольшее количество учеников 5-х классов к чтению научно - популярной и художественной литературы.    В последствие  выявленные занятия  можно  применить  на практике  с  целью увеличения интереса чтения у всех учащихся школы.

Актуальность исследования: Интерес к книге, чтению, книжной культуре с каждым годом снижается. В современном мире компьютерной информатизации изменилось отношение людей к книгам. Дети стали меньше читать книги, перестали обсуждать прочитанное.

Цель исследования - выяснить, любят ли читать книги дети школы и как они читают.

Поставленная цель предполагала следующие задачи:

  1. Показать значения чтения для развития навыков ребёнка.
  2. Проанализировать данные имеющихся исследований 5-х классов нашей школы и выяснить причины снижения интереса к чтению.
  3. Выяснить, какие мероприятия могут способствовать пробуждению интереса к чтению.

Гипотеза исследования: Любовь к книгам и навык быстрого чтения у школьников будет развиваться успешно при условии, если:

  • семья будет приобщать ребёнка к чтению своим собственным примером;
  • выполнять ряд требований и рекомендаций по улучшению техники чтения.

В работе над проектом мной были использованы следующие методы и приёмы: сбор, обобщение и анализ информации, Анкетирование, интервьюирование.

В практической части работы я провела анкетирование учащихся 5-х классов, взяла интервью у школьного библиотекаря. По итогам проделанной работы мной был сделан анализ всей собранной информации и применены на практике выявленные в ходе исследования и методы увеличения интереса к чтению на учащихся 5-х классах.

Основная часть.

Чтение и «читательская» грамотность (или читательская культура личности), сегодня высоко ценятся.

Чтение - это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счётом. Навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребёнка в школу. И это не случайно, так как чтение можно считать основным, главным навыком. Без способности читать и понимать текст, невозможно изучение других учебных дисциплин и дальнейшего интеллектуального развития ребёнка.

Для реализации своей работы «Почему дети мало читают?» я сначала занялась поиском информации о проблемах чтения в нашей стране. Ситуация в России и п. Салым оказалось схожей. Ещё совсем недавно, ценность книги и чтения у нас была очень велика. В 70-80 годы СССР был один из читающих в мире.

Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьёзной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», книгособерательство и создание своих домашних библиотек - всё это способствует чтению и реально подкрепляло наши представления как о самой читающей стране. Но на рубеже веков ситуация значительно изменилась.

На основании данных статистических исследований я узнала, что около 44% россиян вообще не читают. Идёт процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живёт в неблагополучных условиях. По этому поводу начинают бить тревогу не только специалисты. За последние 20 лет в нашей стране появилось два не читающих поколения. Очень мало российских семей имеют домашнюю библиотеку. Я провела опрос среди учащихся 5-х классов: На вопрос «Есть ли у них дома библиотека?» 39 человек ответили «нет», что составило 78%.

Чтение совсем не пользуется популярностью у детей и подростков. Гораздо охотнее они играют в компьютерные игры, проводят время в сетях интернета и за просмотром телевизионных программ.

Причина снижения чтения - это распространение компьютерных технологий, которые занимают с каждым годом всё большее место в информационном пространстве. Информация, полученная при помощи компьютера и телевизора, лишена основных свойств, присущих книжному тексту.

Сведения подают в легко доступной, сжатой форме: в виде схем, таблиц, каталогов, картинок с подписями. Современные обучающие интерактивные программы очень эффективны и позволяют добиться быстрых результатов, но они не приучают к вдумчивой самостоятельной работе с текстом. Проще выбрать правильный ответ из трёх предложенных и щёлкнуть по нему мышью, чем перечитывать несколько раз параграф или статью, о поисках нужной информации.

Чтение не всегда сопровождается картинками, и детям, для того чтобы понять, о чём идёт речь, нужно самостоятельно представить себе, как выглядят герои, что они делают, где разворачиваются события, достроить к тексту видеоряд. Сказка часто передаёт слова героев в косвенной речи, и ребёнку нужно мысленно воссоздать диалог. Всё это очень сложная интеллектуальная работа. При просмотре телевизора задача существенно облегчается: текст сопровождается динамичным видеорядом, герои ведут только в прямой речи, а значит, мозг получает информацию в упрощённом виде, и в результате у детей замедляется способность самостоятельно воспринимать, структурировать и анализировать текст.

В итоге мозг, привыкнув без труда получать информацию, отказывается самостоятельно извлекать её из текстов, и текстовое мышление развивает крайне плохо. Из-за этого дети с трудом могут разобраться в том, что написано в книге, плохо запоминают тексты, читают мало и неохотно. Это ведёт к снижению желания читать.

В ходе работе, мною было проведено анкетирование учащихся 5-х классов, из которого узнала, что лишь 35% учащихся увлекаются чтением в свободное от учебы время, читают дополнительную литературу, помимо программных произведений, и 65%. Ребята моего класса недостаточно хорошо информированы о новых изданиях в мире книжной индустрии, тогда как реклама новых компьютерных игр широко распространена как в Интернете, так и на телевидении, которые не читают книги, а больше пользуются источниками интернета.

На основании информации школьного библиотекаря я выяснила, какие книги пользуются наибольшим спросом, кто из пятиклассников чаще всего приходит в библиотеку и какие книги берут. Из диаграммы видно, что больше всего обучающиеся нашей школы отдают предпочтение фантастическим рассказам и только 10% детей читают книги разных направлений.

А также узнала, что многие ребята из класса очень редко ходят в библиотеку, На вопрос «Хотели бы вы, что в школе был кружок чтения?», где можно было всем вместе читать интересные книги, журналы, обсуждать уже прочитанные рассказы,   на   основе   прочитанных   книг   делать   театральные   постановки, большинство ребят ответили «да», результаты вы видите на диаграмме №3.

 Заключение

В ходе работы была собрана и обработана информация, а также данные независимых исследователей на эту тему и анкетирование учащихся 5-х классов, интервьюирование библиотекарей. Проведён анализ всей собранной информации и апробирование выявленных и ходе исследования методов увеличения интереса к чтению на учащихся 5-х классов.

  • В результате этой работы были выяснены причины снижения интереса к чтению:
  •  появления и распространение мультимедийных технологий;
  • отсутствие пропаганды чтения в средствах массовой информации;
  • достаточно высокая цена на детскую литературу;
  • занятость родителей и недостаточное внимание, которое уделяют своим детям.

Проведя этот эксперимент, возникла проблема, как сделать так, чтобы чтение привлекало детей больше, чем современные компьютерные технологии и телевидение. Исследовательская работа «Почему дети мало читают?» позволила выяснить причины снижения чтения в 5-х классов, выяснить, какие мероприятия нужно провести для популяризации чтения в классах, помогла мне обрести больше друзей среди сверстников, дала пищу для интересных бесед во время перемен, и после уроков и расширил кругозор.

Данная работа заинтересовала не только меня, но и моих сверстников. Ребята с интересом согласились участвовать в рекламной компании книжных новинок, рисовать рекламные плакаты, которые будут способствовать пропаганде чтения.

Я хочу с помощью своей работы заинтересовать чтением не только одноклассников, но и других ребят школы. Очень надеюсь, что у меня это получиться.

Для этого во всех классах нужно создавать инициативные группы, которые будут просвещать других ребят о книжных новинках.

«Хорошая книга — точно беседа с умным человеком. Читатель получает от нее знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь».

Толстой А.Н.

Список использованных источников

Список использованной литературы:

  1. Самохина М.М. Молодёжь в информационном пространстве: Потребности возможности//Молодёжь и общество на рубеже веков:Международ, науч. - практ. Конф.- М, 1998. - с. 51 - 53
  2. Самохина М.М. Кто и что сегодня читает и зачем это нужно // Новое литературное обозрение. - 2001. - №51
  3. Хаксли О. Писатели и читатели: Пер. с англ.// Иностр. Лит. - 1998 - №4 -с.211 -224.
  4. Чудинова В.П. Чтение детей России: По материалам исслед. В регионах // Библиотековедение - 2000 - №2 - с. 62 - 66
  5. Чудинова В.П. Читающие дети в мире книжной и «электронной» культуры Человек Читающий: Ното 1е§еп8 - 2. М., 2000. - с.55 - 664

Интернет - ресурсы:

  1. Ытр: АУУУУУ.гшгеаёога.ш - Русская ассоциация чтения
  2. ЫДр:/Лус1от.ш/поуо811/риЬИк.ас11-у-8т1/риЪИ1сас11а/31пд1е/12026.Мт1 - Всероссийский центр изучения общественного мнения.
  3. Ьйр://та§; 1с1атр.ш Автор: Ася Штейн -:журнал Уез!о

Источник: http://www.wherewoman.ru/mama/3378-reading.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Люди и звёзды"

Исследовательская работа по астрологии ученицы 9 класса Игнатьевой Вероники...

Исследовательский проект "Люди моего посёлка"

Исследовательский прект рассчитан на три года.Предполагает общение с интересными людьми....

Научно-исследовательский проект "Моя малая Родина" для детей подготовительной группы

Тип проекта: исследовательский, долгосрочный .Цель проекта: Проект создан с целью  сохранения информации о родном селе, его достопримечательностях, улицах, жителях    для пото...

Исследовательская работа "Моя малая родина"

Исследование культуры народов Новосибирской области...

Исследовательский проект "Моя малая Родина"

Содержание   1)Введение---------------------------------------------------------------------------  3 стр.  2)Глава I. Знакомьтесь – моя малая Родина.--------------...

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Статья об исследовательской деятельности в открытом образовательном пространстве как инструменте формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины....

Исследовательская работа " Патриоты малой родины. участники СВО"

Проблема заключается в том, что Российский патриотизм отличается исторической преемственностью. Оторвать современность от традиций невозможно. Поэтому важно воспитать патриота и гражданина своей ...