Литературная композиция "Творчество А.А.Ахматовой"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

Буянтуева Олеся Николаевна

На данном уроке была сделана  попытка реализовать элементы технологии проектного обучения. Перед учащимися была поставлена проблема – создать портрет Ахматовой  с точки зрения заданной темы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ahmatova.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

 МАОУ «Бурятская гимназия №29»

Открытое занятие

Автор: Кутнева Олеся Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 МАОУ «БГ №29» г. Улан-Удэ, РБ

Литературная композиция «Творчество Анны Ахматовой»

На данном  занятии были поставлены следующие цели и задачи:

  1. познакомиться с некоторыми периодами жизни и творчества А. Ахматовой;
  2.  услышать своеобразие авторского голоса, проникнуть в поэтический мир Ахматовой и осознать её творческий дар, предощущение будущей трагедии;
  3. развить исследовательские компетенции и навыки анализа лирических стихотворений, умения анализа, обобщения, аргументирования полученных результатов, интерес к поэзии художественно-эстетический вкус, ассоциативное мышление, творческую самостоятельность;
  4. воспитать любовь к поэзии, внимание к поэтическому, высокую культуру чувств, эмоциональную и нравственную отзывчивость, эстетическую реакцию на художественное слово.

Урок оснащён мультимедийными средствами обучения. Использовались   портреты и фотографии А.Ахматовой, фонозаписи, материалы с Интернет-ресурсов.

На данном уроке была сделана  попытка реализовать элементы технологии проектного обучения. Перед учащимися была поставлена проблема – создать портрет Ахматовой  с точки зрения заданной темы. Деятельность учащихся по решению этой проблемы состояла из следующих этапов:

  1. Исследовательская деятельность учащихся в группах по изучению жизни и творчества А.Ахматовой.

Для более полного представления об Ахматовой, о её личности, о её жизни были предложены для исследования и изучения краткой биографии статьи биографов, письма А.Ахматовой, воспоминания современников о поэтессе, критические статьи М.Крамина, К.Чуковского, Н.Гумилёва, Н.Недоброво, О.Мадельгитама, Эткинда, Э.Эйхенбаума, статья А.Петрова «Мне муж палач, и дом его тюрьма».

  1. Презентация творческих работ учащихся.
  2. Практическая групповая деятельность учащихся, направленная на  исследование творчества Ахматовой.
  3. Сбор, систематизация и анализ полученных данных, оформление результатов, их презентация.
  4. Защита, творческий отчёт под руководством режиссёра (из детей).
  5.  Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

  1. Вступительное слово учителя.

  1. Чтение стихотворения об Ахматовой (М. Цветаева) под лирическую мелодию.

Узкий нерусский стан над фолиантами.

  Шаль из далёких стран пала, как мантия.

         Вас передали одной ломаной чёрной линией

     Холод – в веселье, зной – в вашем унынии.

             Вся ваша жизнь – озноб, и завершится чем она?

                                Облачный тёмен лоб юного демона,

                  В утренний сонный час, кажется, четверть пятого

                                Я полюбила вас, Анна Ахматова!

  1. Слово учителя

Это слова одной великой русской поэтессы Марины Цветаевой о другой. Сегодня, ребята, это мероприятие мы посвящаем творчеству яркой и уникальной звезды на небосклоне поэзии Серебряного века. Имя той звезды – Анна Андреевна Ахматова.  Анна Ахматова для русской читающей публики в ХХ веке стала такой же легендарной, как Пушкин для XIX.

Как черный ангел на снегу

Ты показалась мне сегодня,

И утаить я не могу –

Есть на тебе печать Господня, –

так писал О. Мандельштам, передавая то потрясение, которое рождалось у современников даже при первом взгляде на Ахматову.   Современники отмечали царственную гордость, роднящую Ахматову не только с терпением русских равнин, но и с величием гор Кавказа:

Нечеловечески-мила

Её дремота.

От ангела и от орла

В ней было что-то.

  1. Переход к проектам детей.

- Предлагаю подробнее познакомиться с творчеством первого открывателя женской поэзии, «не поэтессы, а поэта», как она сама говорила, творчеством Анны Андреевны Ахматовой. Итак, мы начинаем… (приглашаются учащиеся группы №1) (2-3 мин)

             1. Выступление группы №1 «Пресс-конференция с Анной Ахматовой»

Режиссёр-постановщик Жадамбаева Светлана (7-8 мин)

                2.Выступление группы №2 «Сборники Ахматовой»

Режиссёр-постановщик Цыденов Доржо (7-8 мин)

                3. Выступление группы №3 «Любовная лирика. Ахматова и Гумилёв»

Режиссёр-постановщик Ненастьева Татьяна (8-9 мин)        

                4. Выступление группы №4 «Поэма «Реквием»

Режиссёр-постановщик Данилова Любовь (8-9 мин)

  1. Подведение итогов. Заключение.     (8-10мин)
  1. Учитель

Только большим поэтам суждено преодолеть время. Ахматова – из их числа.

Я притворюсь беззвучною зимой

И вечные навек захлопну двери,

И всё-таки узнают голос мой,

И всё-таки ему поверят,-

писала Ахматова в одном из стихотворений, и , действительно, прочитав в учебнике её имя, как она сама говорила: «Пусть когда-нибудь имя моё прочитают в учебнике дети..», мы узнали её голос, правдивый, честный, удивительный, и поверили ей.

  1. Беседа

А теперь хотелось бы, ребята, услышать ваши впечатления обо всём услышанном и увиденном.

- Какие источники для сбора информации вы использовали?

- Чем пользовались, как собирали информацию?

- Каковы особенности её творчества вы выявили для себя?

- Какое впечатление оставило творчество Ахматовой?

- Понравилось ли вам работать таким образом? Какие предложения для дальнейшей работы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Она была поэтом" (литературный вечер по творчеству А.А. Ахматовой)

Литературный вечер, посвященный творчеству Анны Андреевны Ахматовой...

Литературный вечер, посвященный творчеству А,А, Ахматовой

Литературный вечер, посвященный творчеству А,А, Ахматовой...

Сценарий литературной гостиной, посвященной страницам жизни и творчества А.А. Ахматовой «...В этом сумраке темно-зеленом был предчувствий таинственный зной»

Сценарий литературной гостиной, посвященной страницам  жизни и  творчества А.А. Ахматовой «...В этом сумраке темно-зеленом был предчувствий таинственный зной»...

Литературно-музыкальная композиция «Я научилась просто, мудро жить…» (эволюция лирической героини А. Ахматовой)

    Из «весёлой грешницы», «царскосельской насмешницы» и юной элегантной дамы Ахмаᴛᴏʙа вместе со своими героинями  вырастает, превратившись  в первую поэтессу родной земли, ...

Литературно-музыкальная композиция. Н.Гумилев, А.Ахматова, А.Модильяни.

Как рождаются великие творения? Какие эмоции предшествуют появлению шедевров?  Здесь вы найдете ответ на эти вопросы....

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ "ГУМИЛЕВ И АХМАТОВА"

ЛИтературная гостиная, посвященная творческому союзу Николая Стапановича Гумилева и Анны Андреевны Аматовой...