Программа факультативного курса «Русское слово»
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

В программу факультативного курса введено изучение выразительных  художественных средств языка, что позволит включать их в разговорной речи. Факультативный курс предполагает литературное творчество обучающихся, выполнение работ разных типов и стилей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakult._kurs_rodnoe_slovo.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 40»

ПРОГРАММА

факультативного курса

« Русское слово»

для 5 класса( 34 часа в год)

                                                                                                    Автор-составитель:

   Третьякова Лариса Борисовна

  учитель русского языка и литературы

       МБОУ « СОШ № 40 «

                                                                               2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
  3. Содержание программы
  4. Календарно-тематическое планирование
  5. Список литературы
  6. Приложения

                                        Пояснительная записка

Программа факультативного курса  « Русское слово» для обучающихся 5 классов общеобразовательных организаций является адаптированной и составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  2. Примерной авторской программы рабочей программы внеурочной деятельности по русскому языку « К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы  Т.Н. Трунцева Москва « Вако» 2015г.

Программа факультативного курса рассчитана на 34 учебных часа ( 1 час в неделю) и составлена для учащихся 5-6 классов в образовательных организациях.

Актуальность программыопределяется прежде всего тем, что обучающиеся познакомятся  с некоторыми свойствами языка, позволяющими свободно выражать свои мысли,  научатся различать разговорную и книжную лексику, изучат разновидности  употребления языка, особенности его стилей, видеть синтаксический строй предложений и текста в целом, научатся создавать собственные тексты разных стилей.

Программа расширит понятийный ряд учащихся по программе русского языка и литературы и углубит их познания.  

В программу факультативного курса введено изучение выразительных  художественных средств языка, что позволит включать их в разговорной речи.

Новизна программы:

  1. Использование изученного материала не только на уроках русского языка и литературы, а также на уроках гуманитарного цикла;
  2. Развитие творческих способностей учащихся исходя из их интеллектуального развития;
  3. Совершенствование читательского интереса, внимательное отношение к авторским  художественным средствам;
  4. Практическая направленность преподавания факультатива
  5. Использование различных  форм организации учебного процесса: использованием при работе ИКТ ( интернет-ресурсы, электронные задания).

Цель программы:

Факультатив « Русское слово»  должен приобщить учащихся к богатству русской и мировой словесности, развивать способность воспринимать и оценивать произведения великих классиков, видеть отраженные в них явления жизни, на их основе развивать эстетический вкус, формировать гражданскую и нравственную позицию.

Задачи факультативного курса:

  1. Формирование и развитие логического мышления учащихся, обучение  самостоятельной работе над текстом;
  2. Развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетенции
  3. Формирование навыков работы со справочной литературой, различного рода словарями, совершенствование навыков чтения
  4. Совершенствование речевой деятельности учащихся, освоение норм русского  литературного языка, речевого этикета
  5. Развитие творческих способностей учащихся и духовно-нравственных качеств.

Курс факультатива основывается на принципах связи литературы и языка с жизнью, традиций и новаторства, освоение основных понятий по теории литературы, формирование умения анализировать, сравнивать и синтезировать материал, развивать коммуникативные навыки.

Факультативный курс предполагает литературное творчество учащихся, выполнение работ разных типов и стилей речи.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

 1.1. понимание ценности русского языка  в национально-культурных традициях русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей;

 1.2. уважительное отношение к родному языку;

    1.3.  стремление к речевому совершенствованию;

    1.4.   увеличение словарного запаса;

    1.5. употребление лексических, фразеологических средств для свободного речевого общения

    1.6. создание ситуации для творческой самореализации личности

  1. Метапредметные результаты:

2.1.извлекать нужную информацию из различных источников: СМИ, использовать ресурсы интернета;

2.2.  свободно пользоваться словарями различных типов и справочной литературой;

2.3. уметь  отбирать и систематизировать материал на определенную тему;

2.4.  определять содержание и стилистические особенности текстов различного стиля речи;

2.5. умение воспроизводить прослушанный текст как близко к тексту, так и сжатый;

2.6. умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей;

2.7.  владение монологической и диалогической речью;

2.8. умение находить грамматические и речевые ошибки в устной и письменной речи;

  1. Предметные результаты:

 3.1.  соблюдать основные лексические правила современного литературного языка;

 3.2. проводить лексический анализ слова

 3.3. подбирать к словам синонимы, антонимы, видеть фразеологические обороты

 3.4.  использование различных словарей.

Планируемые результаты:

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками :

1. Понимать и анализировать текст по определенному плану.

2. Читать текст бегло и выразительно, используя правильную интонацию и орфоэпические нормы.

3. Определять выразительные и художественные средства текста, обозначать их роль в произведении.

4. Выявлять основную нравственную проблему текста, видеть концепцию автора, уметь ее правильно истолковать.

5. Составлять план (простой и сложный) по тексту, уметь систематизировать материал, делать сравнительный анализ эпизодов и героев текста.

6. Воспринимать многозначность слов, применять подбор синонимов и антонимов.

7. Уметь пересказывать текст ( сжато или подробно ).

8. Писать рассуждения на заданную тему, приводя нужные аргументы из прочитанных произведений.

Содержание программы факультативного курса « Русское слово»

  1. Язык  и письменность( 8 часов)

Язык в мире людей

 Язык и власть

Знаки животных. Жесты приветствий.

Письменность

Загадочные письмена, палеография

Язык и речь. Вдоль и поперек языка

Славянские языки. Мертвые языки

Происхождение русского алфавита

  1. Удивительные тропы( 4 часа)

Омонимия. Виды омонимов

Синонимы. Группы синонимов, их роль в речи

Антонимы. Многозначность антонимов. Фразеологизмы

Фокусы мягкого знака

  1. Стили речи (4 часа)

Книжная и письменная речь.

Разговорная речь

  1. Звуковой состав слова(3 часа )

Звуки русского языка

Орфоэпия

Слово-знакомый незнакомец

  1. Состав слова( 3 часа)

Части слова – морфемы

Две работы морфем

Словообразование: как делаются слова

  1. Пунктуация ( 2 часа )

Что может запятая

Дойти до точки!

  1. Морфология( 7 часов)

Морфология – раздел грамматики о форме и структуре слова

Имена существительные: категория числа

Имена существительные: категория падежа

Прилагательные-эпитеты

Живость глаголов

Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета.

Употребление глагольных форм

Что такое грамматика? ( 1 час)

Культура речи (1 час)

Игра « Умники и умницы» ( 1 час)

 Содержание программы по темам курса

  1 раздел  Язык и письменность

Тема 1

Язык в мире людей. Роль языка в жизни человека. Письменная и разговорная речь. Загадочные письмена, составление письма в древности. Эволюция письменности. Язык жестов и животных. Виды языков. Славянские языки. Работа со словарными статьями из разных языков ( 8 часов)

  2 раздел  Удивительные тропы

Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: просторечные слова, диалекты, жаргоны, арго.  Язык художественной литературы, изобразительные средства: синонимы, антонимы, сравнения, многозначные слова. Значение и роль фразеологических оборотов, их использование в художественной литературе. Умение пользоваться справочной литературой( 4 часа)

3 раздел   Стили речи

Особенности стилей, сфера их употребления. Создание текстов различных стилей, нахождение и исправление речевых ошибок. Классификация речевых ошибок в устной и письменной речи. ( 4 часа)

4 раздел    Звуковой состав слова

Различие гласных и согласных звуков, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные. Орфоэпические нормы в русском языке. Что слышу -  не всегда пишу. Работа с орфоэпическим словарем( 3 часа)

5 раздел  Состав слова

Морфемы – значимые части слова. Нулевые морфемы. Слова без корня. Способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ и другие способы. Определение способов образования слов. Слова – новаторы. Умение составлять словообразовательную цепочку. Работа со словообразовательным словарем. ( 3 часа)

6 раздел  Пунктуация

Определение роли знаков препинания в тексте: точка, запятая, двоеточие, многоточие. Выразительное чтение текстов с соблюдением правил синтаксиса. Определение смысла прочитанного от перестановки знаков препинания. Работа с текстами Маяковского. ( 2 часа)

7 раздел   Морфология

Изучение грамматических форм и признаков разных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола. Определение их морфологических признаков для характеристики предметов, признаков и действий. Работа с текстами из научной литературы. Понятие об определениях в научном стиле. Знакомство с новыми словами. ( 7 часов )

8 раздел  Грамматика

Освоение литературных норм русского языка: образование и употребление сравнительной степени имени прилагательного, употребление имен числительных, образование форм повелительного наклонения глагола ( 1 час)

9 раздел   Культура речи

Умение выразительно читать текст, соблюдая нормы русского языка. Составлять различного рода тексты: послание, письмо, поздравительную открытку, объявление. Уметь написать заявление, автобиографию

    Календарно-тематическое планирование программы факультативного курса

« Русское слово»

Тема занятия

Количество часов

 Результаты

1-2

Язык в мире людей

2

 Понимать роль языка в жизни людей. Отличие устной речи от письменной

3-4

Письменность

2

 Проследить долгий путь письменности, узнать о

загадочныхписьменах и

палеографии. Составить письмо древнему человеку

5-6

Язык и речь. Вдоль и поперек языка

2

 Познакомиться со старославянской письменностью. Знать группы языков. Определить понятие

«Мертвые языки»

7

Славянские языки

1

8

Происхождение русского алфавита

1

Знать великих русских составителей русского языка

9

Фокусы мягкого знака

1

Место Ь и его роль в словах

10

Словари-сокровищницы мира

1

Толковые словари и их создатели, знакомство со словарями, умение пользоваться , правильно находить нужное слово

11

Омонимия. Виды омонимов

1

Умение находить омонимы в текстах, работа с художественной литературой.

Воспринимать многозначность слов в художественных текстах, определять их роль, подбирать синонимы к словам, расширять лексикон.

12

Синонимы. Группы синонимов. Функция в речи

1

13

Антонимы. Многозначность антонимов. Фразеологизмы

1

14-15

 Письменная речь

2

О культуре речи

Речь современного города. Виды разговорной речи : жаргоны, диалектные слова, арго

16-

Разговорная речь

1

17

Игра умники и умницы

18

Слово – знакомый незнакомец

1

Столпотворение ошибок

19

Звуки русского языка

1

Работа над поэтическими текстами. Слышать музыку,  цвет и форму звуков, прослушивать записи чтения поэтических произведений

20

Орфоэпия

1

21

Части слова - морфемы

1

Слово без корня, может ли такое быть? Создание подобных слов. Знакомство с поэзией Маяковского

Нулевые суффиксы, а это как? Ответьте на вопрос

22

Две работы морфем

1

23

Словообразование: как делаются слова

1

24

Пунктуация. Что может запятая

1

Роль знаков препинания в предложениях. Можно ли обойтись без этих знаков?

25

Дойти до точки!

1

26

Морфология – раздел грамматики о форме и структуре слова

1

Различать части речи и формы слова, определять по признакам часть речи, находить недостающие признаки части речи.

Использование прилагательных для создания эмоциональной окраски речи.

Подбирать глаголы-синонимы для характеристики действий

27

Имена существительные: категория числа

1

28

Имена существительные: категория падежа

1

29

Прилагательные-эпитеты

1

30

Живость глаголов

1

31

Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета

1

32

Употребление глагольных форм

1

33

Что такое грамматика?

Нахождение и классификация речевых ошибок. Проверка творческих работ

34

Культура речи

 

Список используемой литературы

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс М. « Вако» 2012г.
  2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение 2012 г.
  3. Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка 5 класс М. « Издательство НЦ ЭНАС» 2007 г.
  4. Татьяна Рик « Игры на уроках русского языка 5 класс М. « Вако» 2011 г.
  5. Издательство « Учитель» Нетрадиционные уроки 5-6 классы Волгоград 2005 г.
  6. Панов М.В. Занимательная орфография М. « Просвещение» 2009Г.

                                                            Приложения

  1.  К разделу звуки  русского языка  

 По толкованию  назвать само слово

- Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете

- Вид соревнования в беге

- Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота

- Широко распространившаяся болезнь

- Команда корабля, самолета, танка

- Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место

- Себялюбивый человек

- Посещение, поездка, путешествие группой лиц со специальной целью

- Очень срочный, спешный, неотложный

- Упругий, гибкий

- Изысканный, изящный

- Научное справочное пособие по всем отраслям знаний

- Железнодорожный состав для массовых дальних перевозок

- Помост для казни

- Мировое пространство, в котором распространяются радиоволны

-Отражение звука от предмета

- Белая поверхность, на которой демонстрируется фильм

- Вывоз товаров за границу

-Отдельный предмет на выставке

- Научный опыт

-Проверочное испытание по учебному предмету

- Предварительный набросок рисунка, картины

- Короткое сатирическое стихотворение

- Мороженое, глазированное шоколадом

Все слова на букву Э

  1. К разделу омономия

Объяснить значения следующих выражений

- затянуть ремень ( песню)

-издать звук ( книгу)

-косить косой ( глазами)

-метать икру ( петли)

-назвать гостей ( свое имя)

-настроить домов ( рояль)

-развить веревку ( способности)

-растопить печь ( свинец)

-сдержать коня ( слово)

-снять шляпу ( квартиру)

чинить часы ( препятствия)

                                                                        Рецензия

на программу адаптированного типа факультативного курса « Русское слово»

Автор программы: Третьякова Лариса Борисовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ « СОШ № 40» г. Ангарска

Программа адаптированного типа факультативного курса « Русское слово» для учащихся 5 классов ориентирована на личностно-развивающее, личностно-ориентированное обучение, требующее активного участия детей в учебном процессе, вовлечение их в социальную среду, выработку гражданской позиции.

Данная программа является адаптированной и составлена на основе Примерной  внеурочной программы по  русскому языку « К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология». 5-6 классы, Т.Н. Трунцева  Москва « Вако» 2015 г.  и нацелена на формирование УУД ( развитие личности ребенка). Личностные результаты, межпредметные умения и результаты).

Новизна курса определяется многим: формами организации учебного процесса, использованием при  работе ИКТ( интернет-ресурсы, электронные задания), разнообразие заданий дает возможность всем иметь возможность его выполнения ( ситуация успеха),развивает коммуникативные умения, формирует навыки лингвистического анализа.

Представленная программа содержит все необходимые системно-структурные элементы, что является необходимым условием положительной оценки любого программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Содержание курса рассчитано на 34 часа  в год ( 1 час в неделю)

Программа содержит задания проблемно-поискового и творческого характера, занимательные задания, и поучительные упражнения, что повышает мотивацию учащихся.

Программа основывается на принципах связи с жизнью, единства традиций и новаторства, осмысления историко-культурных ценностей, усвоения понятий теории, истории литературы, овладения разнообразными выразительными средствами языка.

Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации Российского образования.

В результате освоения содержания курса « Русское слово» учащиеся получат возможность совершенствовать и расширять круг учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Рецензируемая работа полностью отвечает  требованиям, предъявляемым к программам адаптированного типа, может быть рекомендована к апробации и широкому использованию для проведения занятий факультативного курса по выбору в общеобразовательных учреждениях г. Ангарска.

Зам. директора МБОУ « СОШ№37»                           _____________                 Лапченко М.С.

учитель русского языка и литературы

высшей  кв. категории

Подпись Лапченко «заверяю»          _______________                                       Желтоногова О.А.

Директор  МБОУ» СОШ 37»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Сначала было слово» Класс: 10 Количество часов: 17

 Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования по русскому языку, сборника нормативных документов учебного плана 2004 ...

Программа факультативного курса "В мире слов" для 5 класса.

Программа разработана на основе: рабочей программы внеурочной деятельности по русскому языку. 5–6 классы /Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с. – (Рабочие программы)....

Рабочая программа факультативного курса "Слово и текст".

Курс расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельнсоть, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету....

Программа факультативного курса по русскому языку в 7 классе "Слово и текст".

Программа факультативного курса по русскому языку в 7 классе "Слово и текст"....

рабочая программа факультативного курса русского языка в 8 классе "Удивительное рядом... Практическая фразеология"

Факультативный курс «Удивительное рядом… Практическая фразеология» пробудит интерес учащихся к фразеологии, научит их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, обогатит фр...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

Рабочая программа факультативного курса "Развивайте дар слова" 9 класс

Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом и формированию читательской грамотности.Цель  курса – научить девятиклассников  слушать текст, анализироват...