Интегрированный урок литература-ОБЖ (по рассказу Шекли "Абсолютное оружие"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Николаева Любовь Александровна

Интегрированный урок литературы, связанный с темой по ОБЖ "Оружие массового пороажения". Фантастический рассказ Р.Шекли "Абсолютное оружие" - это рассказ-предупреждение человечества об угрозе миру в связи с применением средств массового поражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (литература-ОБЖ)«Средства массового поражения» (на основе фантастического рассказа «Абсолютное оружие» Р.Шекли из УМК «Вокруг тебя – Мир…»)

Цели:1) Продолжить разговор с  учащимися о важности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости сознавать ответственность за возможные последствия сделанного выбора.

2)Познакомить с современными видами оружия массового поражения (в целом) и дать характеристику поражающих факторов ядерного оружия.

Материал к уроку

1.Книга «Вокруг тебя  - Мир…» (8 класс)

2,Презентация по средствам массового поражения

3.Фильм о Хиросиме и Нагасаки

2.Записи на доске.

3.Слайды с  изображениями поражающих факторов современного оружия

Записи на доске

Эпиграф к уроку:

«Я не ставлю задачу предвидеть будущее, я хочу его предотвратить»

                                        Рэй  Бредбери

«Обещают космонавты и мечтатели, что на Марсе будут яблони цвести»

( слова из песни)

Абсолютный – 1)Безусловный, исключительный, несомненный

                2)Достигший высшего предела; совершенный, полный, непревзойденный.

Методы и приемы

1.Анализ прочитанного

2.Работа над афоризмами и терминами

4.Текстовая характеристика героев

5.Цитирование текста

6.Сравнительная характеристика героев

7.Лекция -рассказ с презентацией о средствах массового поражения

Замечание: рассказ прочитан на предыдущем уроке, проверено первичное восприятие учащимися, проведена словарная работа, определено жанровое своеобразие новеллы, даны сведения об авторе

Ход урока

1.Сообщение цели урока

2.Слово учителю литературы

Читаем эпиграф к уроку и спрашиваем у учащихся :

  - Почему Рэй Бредбери  (писатель-фантаст) желает предотвратить будущее? Что его пугает? Можно ли связать его опасение с содержанием прочитанного нами рассказа?

 - Возможно, он тоже хочет предупредить, что человек может сам себя уничтожить при неразумном использовании результатов технического прогресса или по причине неправильно сделанного выбора. Можно сказать, что это рассказ-предупреждение.

- С каким же значением использовано слово «абсолютный» в  рассказе?

- Со значением «совершенный, непревзойденный».

- Что же произошло на Марсе?

- Марсианская цивилизация исчезла в результате использования абсолютного оружия , которое они изобрели, потому что не было средств защиты против него.

-  С какой целью отправились люди на Марс?

- Герои рассказа Эдсель, Парк и Факсон отправились в экспедицию, чтобы найти оружие марсиан. У каждого была своя роль. Эдсель обладал свитком, Факсон финансировал, Парк умел читать по-марсиански.

- Можно ли назвать их друзьями?

 - Нет, потому что в ходе экспедиции они друг друга убивают.

- каждый ли из них способен на убийство?

 - Пожалуй, Факсон нет, потому что главное для него - деньги, но сам он не хочет стрелять и убивать, хотя оружие готов продать кому угодно. Он понимает опасность марсианского оружия.(«Ведь что-то из того, что здесь лежит, возможно, уничтожило марсианскую расу»)

- С помощью каких средств автор создает характеристику героев?

- С помощью эпитетов, описания их действий, внутренних монологов, описания настроения героев (в зависимости от обстоятельств), голоса.

        Учащиеся дают текстовую характеристику героям (работа ведется в группах).Можно выписывать или отмечать карандашом в тексте и зачитывать.

Факсон –«коротышка», «веселый», «мечтал о куче денег»»умоляющим голосом сказал», «сколько мы денег загребем», «глаза при этом загорелись»

Эдсель – «хотелось кого-нибудь убить», нервы сдавали», «спросил зловеще низким голосом», подумал «пулю ему в голову», «ласково погладил пистолет», «убить смогу в любое время», «был в прекрасном настроении»( когда нашел оружие), «с удовольствием таскал оружие», «умолчал о том, что на месте Парка так бы и сделал»( убил)

Парк – «молча тащился», молча пожал плечами», молча кивнул», «ходил между грудами оружия, но ни к чему не прикасался», «спокойно стоял на месте», «наоборот, одобряю»(убийство Факсона), « проклятый дурак, придумал королевство, такая власть для меня , человека, который переделывает историю» ( думал об Эдселе) « аккуратно прострелил ему голову».

-Что скрывалось за молчаливостью Парка?

- Он держал камень за пазухой, т.е. мечтал избавиться от всех и одному завладеть всем оружием. Он оказался коварнее всех.

- Когда его спокойствие было впервые нарушено?

- Когда абсолютное оружие начало к нему приближаться. («Нервы у Парка сжались в тугой комок», «Он с трудом подавил панический ужас», «Сгинь, исчезни! –завизжал Парк», «нервы у него начали рваться»)

- Как описывается в рассказе картина исчезнувшей марсианской цивилизации?

- Это мертвая пустыня, где встречаются курганы («Водянистое солнце таращилось на них»)

Лежат сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы. Все это следы «жестоких войн». Нет разумного существа, нет животных.

- Могут ли в этих условиях яблони зацвести?

- Нет.

Что значит «жестокие войны»?

- Это войны, которые уничтожили беспощадно все до основания, всю марсианскую цивилизацию

- Какие виды оружия встречаются в рассказе? Как их автор описывает?

- Там было «много оружия разного типа, разной конструкции мощности. Изумительно компактные тепловые и радиационные автоматы, оружие, мгновенно замораживающее, и оружие сжигающее, оружие, умеющее рушить, резать, коагулировать, парализовать и другими способами убивать все живое».

- Есть ли средство защиты от этих видов оружия?

- Это силовое поле в виде голубой прозрачной стены , которая, как полагает Парк, возможно выдержит и взрыв атомной бомбы.

- Какими средствами автор показывает равнодушие, бездушие абсолютного оружия?

- Он называет его чудовищем, оно хохочет, глаза немигающие, оно заглатывает жертву. «Оно приближалось к Парку с широкой ухмылкой», «оглядывается кругом в поисках протоплазмы», т.е. вещества животных и растительных клеток, которые являются основой жизненных процессов в них.

- Может ли быть победитель в войне с применением абсолютного оружия?

- Никто не мог стать победителем в войне, ведь оно никому не подчиняется, никто не может им управлять. Действие его никем и ничем не ограничено, оно не делает различия между «своими» и «чужими», воюющими и невоюющими; его цель – поиск и поглощение как «спокойной», так и «активной» протоплазмы.

- Как вы думаете, почему автор придает этому оружию обличие человека?

- Наверное, хочет сказать, что человек разумный поступает неразумно по отношению к самому себе, т.е. работает на самоуничтожение.

- С этим трудно не согласиться, автор еще раз дает сигнал предупреждения.

- А какие еще есть предупреждающие моменты в рассказе?

- Факсон неоднократно предупреждает, что «оно может взорваться или еще что-нибудь», « вызвать атомную реакцию или еще что-нибудь», он также прямо сказал: « Ведь что-то из того, что здесь лежит, возможно, уничтожило всю марсианскую расу». Кроме того. На дверях, за которыми было спрятано «абсолютное оружие», было предупреждение, чтобы не входили.

- А какие цвета встречаются в рассказе?

 - Красный, черный ( цвета, предупреждающие об опасности). Черная шкатулка, черный ящик, пурпурная форма синтетов.

-А еще? Как описывается абсолютное оружие?

- Это «облако, поблескивающее металлическим отсветом» (холодный металлический цвет).

- Какие слова, заменяющие слово «оружие», вам кажутся особенно кощунственными, циничными?

- «Хороша штучка», «полезная игрушка».

- Игрушка – это предмет развлечения детей. Самое страшное может случиться, если эти «игрушки»окажутся в руках людей с детским, неразвитым сознанием или в руках психически неуравновешенных людей.

- Существует ли для героев рассказа проблема выбора средств  для достижения целей?

- Нет, они готовы ради наживы, ради собственных удовольствий идти на любые жертвы, в итоге сами оказались заложниками и жертвами собственной алчности.

- Вот об этом, вероятно, хотел сказать Рэй Бредбери, как бы подтверждая основную мысль рассказа Р.Шекли «Абсолютное оружие».

Русский писатель Л.Леонов писал: « О, как безумно хочется хотя бы через травинку, чрез парящее в небе облачко, даже со сверхптичьего полета взглянуть потом на наше продолжение в веках…»

Пусть же будет у человечества продолжение, пусть будет кому смотреть в будущее на Земле.

А чтобы было именно так, многое зависит и от вас, ребята, потому что будущее предстоит строить именно вам.

3. Часть урока по ОБЖ

-А сейчас я слово предоставляю Владимиру Владимировичу (учителю ОБЖ).

Учитель ОБЖ делает вступление к своему рассказу:

-К  счастью, человек еще не изобрел подобное оружие, но существует много других, близких к тем, которые обнаружили герои рассказа.

        Далее идет характеристика (общая) современных видов оружия массового уничтожения

( с презентацией)

В заключение спрашиваем у  учащихся, почему выбрана именно такая форма урока. С ответом они не затрудняются. Это урок-предупреждение  

Выводы:

1) На Земле накоплено столько оружия, что это может привести к мировой катастрофе

2)Мировое сообщество должно приложить все усилия для предотвращения военных конфликтов с использованием оружия массового поражения.

Заключение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Интегрированный урок литературы и биологии "Едины божие созданья" (на материале рассказа Ф.Абрамова "О чём плачут лошади"

интегрированный урок позволяет учащимся с разных точек зрения рассмотреть один объект - познакомиться с важными характеристиками лошади как животного класса Млекопитающие, затронуть проблему нравстенн...

Интегрированный урок литературы и биологии 8 класс "Наш дар бесценный - речь" (на материале рассказа А.Платонова "Возвращение")

Интегрированный урок поможет учащимся обращать внимание на речевые характеристики героев, раскрывать идейный замысел автора, награждающего своих персонажей особенностями речи...

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» подготовлен в рамках авторской программы "Человек и природа"...

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...

Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")

Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....

Конспект интегрированного урока (литература-музыка) по рассказу К.Паустовского "Старый повар"

Формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар» и музыкальной пьесы Моцарта «Фантазия»...