УМК "Вокруг тебя - Мир..." в системе воспитания толерантной личности
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Николаева Любовь Александровна

Анализ произведений из УМК "Вокруг тебя - Мир..." с точки зрения использования для воспитания в обучающихся качеств толерантной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokrug_tebya_-_mir.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селычинская основная общеобразовательная школа»

Тема: «УМК «Вокруг тебя Мир…»

в системе воспитания толерантной личности»

(методические рекомендации)

Автор: Николаева Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы

с. Селычка, 2018

УМК «Вокруг тебя – МИР…»

в системе воспитания толерантной личности

УМК «Вокруг тебя – Мир…» - это пропедевтический курс к изучению международного гуманитарного права.  Он разработан Министерством образования Российской Федерации, Международным Комитетом Красного Креста и Российским обществом Красного Креста, адресован учителям литературы, преподавателям других гуманитарных дисциплин.

Что же общего имеет этот курс  с литературой?

Размышляя о природе литературы, ее роли в этическом, в идейно-эстетическом воспитании подрастающего поколения, В.А..Сухомлинский писал: «Если словесник не сумел осознать силу и красоту своего предмета, не увидел заложенных в нем огромных возможностей для влияния на формирование мировоззрения воспитанников, то ему не следует заходить даже в класс».

Традиционно на уроках литературы в школах РФ внимание школьников обращается на такие произведения отечественной и мировой литературы, в которых говорится о ценности человеческой жизни, о деятельном сострадании, уважении  человеческого достоинства, ответственности за последствия совершенного, о переосмыслении содеянного, о  выборе средств для достижения цели. Все перечисленное призвано способствовать воспитанию толерантной личности.

Вопросы общедемократических ценностей (защита прав человека, мирное решение конфликтов, поиск компромиссов и др.) должны гармонично вплетаться в учебно-воспитательный процесс, а в уроки литературы прежде всего.

Эти же принципы гуманности лежат в основе норм международного гуманитарного права.

В условиях общеобразовательной школы изучение материалов комплекса единым блоком в объеме указанных в методических рекомендациях часов не представляется возможным. Программа по литературе тоже не предусматривает специальные часы для работы по данному пособию.

Имея же такой ценный материал по распространению знаний о нормах международного гуманитарного права, учитель литературы просто не вправе игнорировать его.

Личный опыт показал, что наиболее приемлемым вариантом работы по пособию является комбинированное использование комплекса.

Каким же образом целесообразно выстроить систему работы?

УМК можно использовать в трех направлениях, прибегая при этом к разным формам проведения занятий:

  1. во внеклассном чтении;
  2. в системе классных часов;
  3. на интегрированных уроках.

При изучении материалов УМК прибегаем к методическим приемам, которые наиболее эффективны как для выявления художественной ценности произведения, так и для выяснения идейно-нравственных проблем, важных для формирования у учащихся понимания необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, проявлять терпимость, исходя из принципа гуманности.

Приведем примеры из системы работы по комплексу в 5-6 классах.

В 5 классе при изучении темы «Сказки народов мира» мы знакомимся со сказкой «Общее счастье», которая включена. В УМК В раздел «Правила». Прочитав сказку, предлагаем определить в ней «намек, добрым молодцам урок». Они без труда делают вывод, что очень важно соблюдать в семье определенные правила, чтобы не было «разлада». Так в любом коллективе, в том числе и в классном, необходимо придерживаться правил общежития, чтобы было в нем «общее счастье». Предлагаем ребятам написать сочинение «Общее счастье моего класса». Вот некоторые выдержки из работ: «Я думаю, у нас  в классе есть общее счастье , потому что мы друг другу всегда помогаем мыть доску, вытирать пыль, поливать цветы, даже если не мы дежурные» (Широбокова Катя)

«Недавно в школе был КВН. Мы самые маленькие, а заняли первое место. Наверное, потому, что у нас в классе есть общее счастье» (Коротчин  Артем).

Сказку «Светофорчик» желательно обсудить на классном часе в начале учебного года. В рамках всероссийской операции «Безопасность жизнедеятельности детей» материал очень своевременен. Учащиеся вспоминают трагические случаи, которые происходили на дороге в селе (село находится на федеральной трассе). Учитель приводит цифры по ДТП по России. Так ребята знакомятся со значением и ролью правил в жизни человека на дорогах.

Рассказ «Петя Ростов» (отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир») можно использовать после чтения рассказа «Кавказский пленник». Дети читают его дома. Им предлагается подумать, какая общая проблема есть в рассказах. Они должны провести сравнительно-сопоставительную работу : отношение Дины к Жилину и Пети Ростова  к пленному мальчику-французу Висене. Они отмечают, что Дина с риском для жизни заботилась о Жилине, а Петю очень беспокоили вопросы: «А не голоден ли мальчик? Не забыли ли его покормить? Не обидел ли кто? Каково ему?». В результате работы мы подводим ребят к мысли, что и на войне необходимо помнить о милосердии,  человеколюбии, терпимости. Дети впервые знакомятся с понятием «гуманный», «гуманистический», «гуманитарный».

После изучения рассказа «Дети подземелья» В.Г.Короленко мы переходим к творчеству А.Куприна. В этот момент необходимо обратиться к его рассказу «Чудесный доктор». Дети получают задание прочитать его дома.

Приступая к анализу рассказа, спрашиваем ребят:

 - Как вы думаете, что общего в этих двух произведениях?

Ученики высказывают свои мнения:

- Семья Тыбурция и семья Мерцалова находятся в одиноково бедственном положении.

- Когда Вася узнал о Валеке и Марусе, старался им постоянно чем-то помочь. Он приносил им яблоки, булку, куклу для Маруси. Вася помогал Валеку выносить девочку на свет, чтобы она видела солнце, траву, цветы. Особенно она обрадовалась кукле. Маленькая кукла сделала чудо: Маруся стала ходить! (обращаем особое внимание на слово «чудо»)

- В рассказе «Чудесный доктор» неизвестный человек помог семье, после чего у них все сложилось хорошо.  Обращаем внимание детей  на то, что, несмотря на разницу в возрасте, эти люди совершают одинаково благородные поступки (делают благо людям). После этого снова возвращаемся  к названию раздела « Деятельное сострадание».- Чем оно отличается от просто «сострадания»

- Деятельное, деять, делать  - значит не просто смотреть и сочувствовать, а делать дело, предпринимать что-то.

Особый мир платоновских героев открывается пятиклассникам впервые в рассказе «Никита» После рассказа «Никита» читаем сказку-быль «Неизвестный цветок» (урок под названием «Братство звезд, людей и зверей» по  рассказу прилагается)

В разделе «Об уважении и сострадании» есть рассказ» Е.Носова «Трудный хлеб».

Обращаемся к детям с вопросом:

- За какие качества можно уважать человека?

Они называют доброту, скромность, заботливость, внимательность и др.

После прочтения рассказа приступаем к обсуждению:

- Какие черты характера проявил охотник по отношению к Чангу?

- Он оказался заботливым хозяином, уважал свою собаку за его заслуги. Чанг добывал свой хлеб трудно, но честно.

- Почему он брал с собой Чанга?

- Он хотел, чтобы собака  не чувствовала свою ненужность, не была одинокой.

По этому рассказу можно также провести классный час «Мы в ответе за тех, кого приручили»/

Знакомству со сказкой «Мальчик-звезда» Оскара Уайльда отводим урок до или после изучения сказки Андерсена «Снежная королева». Выясним общность жанра литературной сказки, близость проблем: гуманность, себялюбие, добро и зло. Делаем сравнительный анализ характеров и поступков героев. Выясним, что значит иметь «каменное» или «ледяное» сердце.

Спрашиваем у ребят:

 - Каково приходится окружающим рядом с людьми с такими сердцами?

- Трудно.

Определяем причины, по которым Кай и Мальчик-звезда стали такими и что они чувствовали после излечения от такого состояния. Зачитываем фрагменты сказок: « И крик радости сорвался с его (Мальчика-звезды) уст, и, бросившись к своей матери, он осыпал поцелуями раны на ее ногах и оросил их слезами».

«Тогда Герда заплакала: горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. …Кай вдруг залился слезами и плакал так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами.

Спрашиваем у детей:

- А почему люди плачут?

- От горя, от радости, от боли, от жалости, от раскаяния.

- По какой причине плачут герои сказок?

Кай и Мальчик-звезда плачут от раскаяния и от радости.

Подтверждаем мысли детей: да, действительно слезы здесь как символ раскаяния, очищения, излечения от зла и скверны.

Самым главным, пожалуй, в 5 классе должен быть урок по знакомству с Анри Дюнаном. Это может быть вступительный урок или заключительный.  Эффективен (из опыта работы) интегрированный урок с ОБЖ, когда ребята изучают тему «Первая медицинская помощь», в частности «Виды повязок» (урок прилагается).

В 6 классе нам предстоит обсуждать проблему соперничества в различных его формах, проблему выбора подростками поведения в конфликтных ситуациях с точки зрения гуманности (на уровнях межличностных и межгрупповых отношений). Увеличивается объем информации правого характера, которая дается под рубрикой «Знаешь ли ты…»

Здесь тоже находит место тема общего счастья. Сказку Р.Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе» берем, как правило, на обсуждение на классный час по теме «Каждый сам по себе? Или как?» (В форме диспута). Одной из важнейших задач, продолжая формирование классного коллектива, является воспитание у ребят ответственности друг пред другом за порученные дела. Дети должны почувствовать и осознать, что от вклада каждого из них своей лепты в общее дело будет зависеть успех в целом. Эпиграфом к беседе берем слова Ф.де Ларошфуко: «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее». Таким образом, мы все друг с другом связаны, все друг другу нужны.

После прочтения и обсуждения выводим с учащимися заповеди для классного коллектива:

- нельзя подводить друзей;

         - нельзя лгать;

- нельзя обижать тех, кто слабее тебя;

- нужно быть милосердным;

- надо помогать слабым;

- нужно преодолевать страх и нерешительность;

- необходимо хранить тебе доверенное.

По фрагменту из романа В.Скотта «Айвенго»  из раздела «Кто лучше? Кто сильнее?» можно провести интегрированный урок (история-литература)по теме «Средневековый замок и рыцари». Это может быть урок-конференция по материалам учебника. Прослушав сообщения, выясняем, как это все нашло отражение в романе.

Выясняем, что служило гарантией того, что рыцари не нарушат правила(«Каждый рыцарь, нарушивший правила турнира или как-нибудь иначе погрешивший против законов рыцарства, подвергался лишению доспехов…»)

Познакомившись с фрагментом из романа Дюма «Три мушкетера», проводим сопоставительный анализ и подводим детей к вопросу:

- Какой русской пословицей можно обозначить главное правило рыцарских поединков?

С нашей помощью они должны вспомнить:

- Лежачего не бьют.

Произведения из раздела «Порочный круг» можно использовать многопланово.

Так, например, «Месть Ольги» почти дословно приводится в материалах учебника по истории для 6 класса под редакцией Т.А.Черниковой (с.14 «Создание древнерусского государства» . Используется для дополнительного материала )

Сравниваем материалы учебника и УМК, анализируем в соответствии с заданиями.

Дети с этого занятия должны сделать вывод, сформулированный в русской пословице «Зло порождает зло».

Как поступит человек, когда он одержим жаждой мщения: подчинится ли слепому чувству и вступит в этот порочный круг или сможет побороть это разрушительное желание – вот проблемы, которые решаются в этом разделе.

Свое представление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации, предлагает нам автор повести «Матерь человеческая» В.А.Закруткин.

Повесть можно взять  в качестве материала для беседы на классный час « У войны – не женское лицо». На детей она производит очень сильное впечатление.

Знакомим ребят с кратким содержанием этого произведения, сообщаем о том, что по повести поставлен одноименный фильм.

Учащиеся пишут небольшое сочинение «Почему Мария не отомстила немцу?»

Вот некоторые выдержки из работ детей:

«Он плакал и гладил ее руки. Мария поняла, что мальчик никого не убивали и даже еще не воевал. Он был совсем молодой, не был похож на тех немцев, каких она видела. Когда он произнес слово»мама», она поняла, что этот молодой немец давно не видел свою мать и никогда больше не увидит» ( Николаев Саша)

«Мария не отомстила немцу, ее разжалобило то, что он был еще ребенком. Она понимала, что является последним человеком, кого этот мальчик видит. Мария не могла убить ребенка, потому что сама пережила смерть сына» (Кольцова Наташа)

«В тот момент, когда Мария уже подняла вилы, до ее слуха донеслось слово «мама». Она дрогнула от этого слова, потому что уже некому было ее так называть. Ее сына убили немцы. А когда Мария упала на колени, то увидела светло-голубые, совсем детские глаза» (Каштанова Вика)

Здесь уместно сказать детям о природе русского характера. Сказать, например, что наши солдаты во время Великой Отечественной войны спасали детей на улицах Берлина, выносили их из горящих домов. Неслучайно в Берлине стоит памятник русскому солдату со спасенной девочкой на руках.

Рассказ «Мститель» В.Солоухина может послужить хорошим материалом для беседы на классном часе «Око за око» - хорошо это или плохо?»

Обязательно привлекаем к разговору случаи из жизни ребят, конфликтные моменты, возникавшие между ними, вспоминаем, когда и как они разрешались.

Вывод из этой беседы следует такой: месть или отказ от мести – выбор, перед  которым может оказаться каждый.

Фрагменты из произведений, помещенные в разделе «Жестокие игры», дети читают к уроку перед началом изучения рассказа В.Распутина «Уроки французского». Задание учащиеся получают по группам (каждая группа читает и готовит пересказ одного из фрагментов)

После обсуждения прочитанного приходим к выводу: в одних случаях объект издевательства, насмешек избегал ответных действий, связанных с насилием ( Илинька и Лена), в других – перерастает в драку ( Вадик и Птаха бьют беззащитного мальчика)

Иногда бывает трудно строить взаимоотношения с другими людьми, определить свое место среди сверстников. Постоянная внутренняя работа, способность к переосмыслению поступков могут помочь удержаться в конфликтных ситуациях от чрезмерной жестокости. Чтобы прийти к такому выводу, необходимо тщательно обсудить вопросы к фрагменту из рассказа В.Распутина «Уроки французского», так как дальше пойдет работа по этому произведению.

Нельзя на этом уроке избегать разговоров о чрезмерной жестокости подростков, которая, к сожалению, нередко встречается и приводит зачастую к драматическому исходу.

Материалы из разделов «SOS», «Право безоружного», «Твой выбор» можно использовать для бесед на классных часах по темам: «В жизни всегда есть место подвигу», «Что значит вести себя с достоинством», «Умей проигрывать».

Рассказ Е.Носова «Тридцать зерен»  - хороший дополнительный материал к уроку внеклассного чтения по произведениям русских писателей и поэтов о природе, например, «Природа – наш общий дом» (По М.Пришвину).

Стихотворение А.Яшина «Покормите птиц» тоже очень созвучно по своему содержанию  с рассказом Е. Носова (стихотворение в учебнике литературы для 6 класса в разделе «Русские поэты XX века о  природе».

Таким образом, УМК «Вокруг тебя Мир…» можно использовать комплексно в системе учебно-воспитательной работы по формированию нравственных  качеств  у учащихся, по воспитанию толерантной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание толерантной личности"

В статье речь идёт  о приёмах на уроке, которые способствуют развитию толерантности у учащихся....

Воспитание толерантной личности в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения

Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы....

Статья "Информационный обмен и передача опыта воспитания толерантной личности в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга"

В статье представлен опыт проведения городского детского фестиваля "Мировой город" в Санкт-Петербурге....

Статья "Информационный обмен и передача опыта воспитания толерантной личности в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга"

В статье представлен опыт организации межрайонного Детского фестиваля "Мировой город" в 2013 году,...

Материал для проведения родительского собрания по теме "Воспитание толерантной личности"

Материал для проведения родительского собрания по теме "Воспитание толерантной личности"...

Рефлексия этнокультурного компонента и воспитание толерантной личности при изучении английского языка

Единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности отвечает требованиям широко пропагандируемой «гуманитарной культуры». Система языковой подготовки должна быть ор...

Система воспитательной работы классного руководителя по воспитанию толерантной личности

Система воспитательной работы, которую я назвала “Лестница успеха”, основана на том, чтобы помочь учащимся увидеть себя не только как дносителей духовных ценностей, но понять, что уже сего...