Методическая разработка урока по литературе 20 века "Бренная пена морская: жизнь, творчество, основные темы лирики М.И.Цветаевой"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Хайруллина Светлана Ахтямовна

Данный урок проводится на 2 курсе в разделе изучения поэзии серебряного века. Является первым в изучении творчества Цветаевой. проводился в качестве открытого урока на конкурсе "Лучший преподаватель-2018" (требуется переработка в технологическую карту) ( к сожалению, не загружаются презентация и романс "Мне нравится, что вы больны не мной).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetaeva_otkrytyy_29.03.2018.doc75 КБ
Файл samoanaliz_uroka_tsvetaevoy.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Туймазинский агропромышленный колледж

Методическая разработка

открытого урока

по дисциплине: «Русская литература»

Целевая аудитория: 1 курс ППССЗ или 2 курс ППКРС

тема: «Бренная пена» «серебряного века»: жизнь и творчество, основные темы лирики М.И.Цветаевой

Разработано:

преподавателем

Хайруллиной С.А.

2016 г.

План – конспект урока литературы

Тип урока: урок - исследование

Задачи:

1. Обучающие: познакомить обучающихся с фактами биографии М.Цветаевой, оказавшими влияние на её творчество; рассмотреть разнообразие тематики её поэзии; показать исключительность дарования , трагическое величие М.Цветаевой, .

2. Развивающие: развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией, навыки конспектирования лекции, развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству М.И.Цветаевой и к литературе в целом, их творческие способности с учетом их индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода.

3. Воспитательные: пробудить чувство гордости за богатство и разнообразие творчества уникальной поэтессы, воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности.

В результате проведения урока:

обучающийся должен знать:

– основные этапы биографии М.И.Цветаевой;
– основные темы творчества поэтессы.

обучающийся должен уметь:

– давать связный ответ в устной форме на поставленный вопрос;
– управлять потоком информации;
– устанавливать причинно-следственные связи между биографией и творчеством автора;
– устанавливать причинно-следственные связи между творчеством автора и процессами, происходящими в обществе.

Реализуемые УУД:

личностные: осознают непреходящую эстетическую ценность русской поэзии как части национальной культуры;

предметные: продолжают знакомиться с поэзией «серебряного века», актуализируют ранее полученные знания, применяют их при работе с литературным материалом, совершенствуют навыки тематического анализа стихотворных произведений;

метапредметные: развивают ключевые компетенции (анализ и систематизация знаний), развивают навыки аудирования, аналитической работы с текстом, выразительного чтения.

Методические приемы: словесный (слово учителя, организация беседы), частично-поисковый («мозговой штурм»), наглядный.

Средства обучения: доска, тетради, раздаточный материал, мультимедиа, распечатки стихотворений М.Цветаевой.

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент – 2 мин.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, его цели – 6 мин.

III. Изучение нового материала- 25 мин.

IV. Заключительное слово учителя по теме урока – 3 мин.

V. Итог урока оценивание работы учащихся – 2 мин.

VI. Домашнее задание- 2 мин.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся, представление, отметить отсутствующих, нацеливание на работу.

  1. Вступительное слово. Определение темы урока, его целей и задач.

Слайд 1. Фотографии поэтов «Серебряного века».

Вопросы: Чьи портреты вы узнали, назовите фамилии поэтов? О каком периоде русской литературы пойдет речь? (в случае затруднения дать подсказки: юноша с волосами цвета пшеницы – С. Есенин, высокий громогласный, как рупор – В. Маяковский, написавший цикл «Стихов о прекрасной Даме» и самое революционное произведение – поэму «Двенадцать» - А. Блок.

Ответ: «серебряный век».

А теперь я предлагаю послушать романс.

(Звучит романс «Мне нравится…»)

Учитель: Узнали ли вы, ребята, что это было за произведение и где вы могли его слышать? Конечно, Вы все узнали романс из кинофильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Может быть, кто-нибудь из вас знает, кто написал слова к этой песне?  

Ученики: Стихи к этой песни написала Марина Цветаева.

Учитель: Правильно. Именно Марина Ивановна автор стихотворения «Мне нравится, что вы больны не мной…». Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с фактами биографии М.Цветаевой, оказавшими влияние на её творчество и рассмотрим разнообразие тематики её поэзии.

      Итак, как же мы определим тему урока? Назвать «Жизнь и творчество М.И.Цветаевой» слишком просто. А мы назовем наш урок красиво: (слайд 2).

Почему «бренная пена»? На этот вопрос вы услышите ответ в конце урока.

Исходя из темы, какие задачи мы сегодня решим?

Ответы: узнаем факты биографии, определим основные темы лирики.

    III. Изучение нового материала.

    Объяснение деятельности обучающихся.

По ходу урока вам нужно будет заполнить карточки (приложение № 1), которые лежат у каждого из вас на столе. Это будет своеобразный конспект. Поэтому вам нужно внимательно следить за ходом нашего занятия и слушать выступления друг друга. Затем эти карточки вклеите себе в тетради. Здесь же вы можете записать дату урока и его тему. Итак, приступаем.

  Изучение темы урока.    

Лекция преподавателя:

             Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой, Сергея Есенина, Осипа Мандельштама, Владимира Маяковского яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой (слайд № 3).

            Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии.

        О судьбе Марины Ивановны Цветаевой нельзя говорить равнодушно. Эта женщина пережила столько трудностей и горя в своей жизни, что не каждый из нас может представить, как можно пережить такие испытания судьбы и, вместе с тем, создавать уникальные произведения. 

      Родилась Марина Цветаева 26 сентября 1892 года в старом московском переулке Трёхпрудном.

    Впоследствии она пишет стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…», посвящённое дню своего рождения.

 Домашний мир Цветаевых был пронизан постоянным интересом к искусству и музыке.

      Сама Марина Цветаева скажет о себе: «Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие… Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи и одиночество». Факт того, что писать стихи Цветаева начала рано, она отразит позже в стихотворении «Моим стихам, написанным так рано…»

      Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать. Не подвергаться чужим влияниям, «быть самой собою» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда. Именно поэтому Цветаева не входила ни в одно литературное объединение, ни в один кружок, в отличие от других поэтов «серебряного века».

Вопрос: А какие литературные направления развивались в поэзии «серебряного века»?

Обучающиеся: символизм (А. Блок), акмеизм (Л.Гумилев), футуризм (В. Маяковский), имажинизм (С.Есенин).

 Преподаватель: Первая книга стихов Марины Цветаевой, которая вышла в 1910 году, называлась «Вечерний альбом». С первых же строк Цветаева выражала собственную независимость. Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение. Несмотря на то, что первый сборник состоял практически из полудетских стихов, он получил высокую оценку других поэтов, в частности Николая Гумилева.

     (слайд № 4) 5 мая 1911 года Марина Ивановна встретилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Встреча состоялась в Коктебеле. Это была любовь с первого же дня - и на всю жизнь. Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в 1912 году, в этом же году родилась дочь Ариадна. В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину.

      Цветаева любила и гордилась своим мужем, но их семейное счастье было недолгим: его разрушила Гражданская война. Сергей Эфрон вместе с Белой армией эмигрировал из России, она осталась одна с 2-мя дочерьми. Но в 1920 году умирает её младшая дочь от голода в приюте в Кунцево в Подмосковье в возрасте 3 лет. Это одно из самых трагических событий жизни поэтессы, матери. Она пишет стихотворение «Две руки». Послушайте, какая горечь звучит в его строчках (прочитать стихотворение).

      В 1922 году Марина Цветаева, измученная долгой разлукой с мужем, уезжает вместе с дочерью за границу к Сергею.

      Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. Вокруг все теснее смыкалась глухая стена одиночества. "Мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят..." - писала Марина Цветаева. Находясь 17 лет в эмиграции, она постоянно думала о Родине. И это не могло не отразиться на её творчестве.

      Из Берлина Марина Цветаева с семьёй переехала в Чехию, где родился сын Георгий в 1925 году. Потом были метания по Франции. Летом 1939 года Марина вместе с семьёй вернулась в Россию.

      Именно тогда в нашей стране было время жестокого и беспощадного террора, репрессий. Сергей Яковлевич и Ариадна были обвинены в измене Родине и арестованы. Марина Ивановна никогда больше не увидит своего мужа и дочь. После это Цветаеву с сыном отправили в Елабугу, которая стала для Марины последним местом жительства. Не было ничего, даже работы. Но она продолжает писать и надеется, что когда-нибудь, в далёком будущем её поэзия будет востребована.

      Наконец, настало время ее стихов, когда мы по достоинству можем оценить талант поэтессы. Значит, жизнь была прожита не зря, хоть и завершилась она трагично. 31 августа 1941г. в Елабуге М. Цветаева приняла решение уйти из жизни. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели.  Она устала бороться за жизнь, устала от безысходности. До сих пор доподлинно неизвестно, где похоронена Марина Цветаева. (слайд № 5)

       Таковы основные моменты жизни Марины Ивановны. Безусловно, это всего лишь маленькая часть биографии Цветаевой. Более подробную информацию вы сможете найти в учебниках или в Интернете, открыв, например, Википедию, и на следующем уроке поделиться интересными фактами.

Этап рефлексии:

Преподаватель:  По ходу моего рассказа вы заполнили карточки. Давайте проверим, что у вас получилось, что вы записали (опрос).

      Сейчас начнём работать над второй частью нашего урока: основные темы, которые Цветаева раскрывает в своих стихотворениях, а вы продолжаете свой конспект.

Но прежде нам нужно вспомнить, что такое тема произведения, как мы ее определяем, что является подсказками в определении темы.

(опрос) 1. Что такое тема?

ТЕМА – это то, о чём идёт речь в произведении. 

2. Что помогает определить тему?

Название, содержание, ключевые слова, 6дата написания, соотнесение с фактами биографии.

Мы с вами уже изучили творчество некоторых поэтов. Давайте вспомним темы лирики А. Блока. Ответы:

 «Стихи о прекрасной Даме» - тема любви.

Поэма «Двенадцать» - тема революции.

«На поле Куликовом», «Россия», «Русь» - тема Родины.

Преподаватель: Совершенно верно. И сейчас, чтобы более точно понять, определить темы лирики Цветаевой, мы будем читать стихи.

       Перед вами листы со стихами. Я даю вас пару минут, чтобы вы просмотрели незнакомый вам текст. Итак, читаем про себя.

       А теперь читаем вслух: напоминаю, что читать нужно так, чтобы вас слышали окружающие, с интонацией, выражением, правильно расставляя ударение в словах и не забывая о знаках препинания. Итак, у кого на парте стихотворение «С.Э.»? Прочтите, пожалуйста (чтение) (слайд № 6). А теперь определите его тему.

       Совершенно верно – тема любви. А кому посвящено это стихотворение? Да, мужу, Сергею Эфрону.

       Следующее стихотворение «Тоска по Родине, давно…» (слайд № 7). Слушаем.

       Тема данного стихотворения – тема Родины. Она определяется уже в названии. И написано оно было, посмотрите на год, в годы эмиграции, как и большинство стихотворений этой темы.

       Следующее стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» (слайд № 8). Эти стихи о назначении поэта и его творчества.

      Итак, мы определили три основные темы творчества Марины Цветаевой, допишите примеры стихотворений, но не закрывайте скобки, так как вы еще будем дописывать примеры дома.

      Помимо этих основных трёх тем, можно выделить ещё одну тему, которая была присуща лирике Цветаевой – это стихи о Москве. Цветаева создала целую карту своего любимого города в стихах. У вас нет текстов, поэтому дома вы должны будете дописать к этой теме названия стихотворений, также, как и дополнить имеющийся список. Кроме того, можно говорить о том, что в творчестве Цветаевой можно выделить стихотворения о детстве, матери, доме.

      Таким образом, мы можем сделать своеобразный вывод о творческом облике М. И. Цветаевой: он необычайно многогранен -  перед читателем предстает самобытный поэт, исследователь литературы и глубокий, парадоксальный мыслитель.

IV. Заключительное слово по теме урока.

    У Марины Цветаевой есть высказывание: «Стихи – есть бытие», т.е. стихи для Цветаевой есть сама жизнь. Мы с вами проследили, что действительно, вся ее жизнь отразилась в стихах.

Талант Марины Ивановны Цветаевой невозможно переоценить. Она была уникальной поэтессой, художником слова.

Каждый из нас в своей жизни переживал моменты радости и грусти. Кто-то выражает их через песни, кто-то через рисунки, а Марина Ивановна выражала свои чувства в стихотворениях.

Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что у каждого из вас сформировалось определённое отношение к творчеству Цветаевой, а это – самое главное – ни один не остался равнодушным к творчеству этой поэтессы.

V. Оценивание учащихся.

Урок наш был, я считаю, очень плодотворным. Активными на уроке были вы все, но особенно наши чтецы. На следующем уроке мы продолжим анализ стихотворений и у вас буду оценки с учетом этого урока.

VI. Домашнее задание: (слайд № 9) 1. вам нужно будет проанализировать любое стихотворение Марины Цветаевой. Для этого вам нужно вспомнить  план анализа лирического произведения и посмотреть в литературоведческих словарях те понятия, которые вам  непонятны. 2. Определить своеобразие лирики Цветаевой. Для этого я предлагаю вам просмотреть учебную лекцию канала «Бибигон». Кстати, на этом канале очень много материала к урокам литературы.

Но вернемся к началу урока. Почему мы взяли такой эпитет к определению образа марины Цветаевой? У каждого поэта есть стихотворение, которое является его своеобразной характеристикой. Например, Сергей Есенин писал о себе:

 Я московскийозорной гуляка.

По всему тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

Есть и у Цветаевой подобное стихотворение Послушайте, и станет понятно, почему именно так мы назвали наш урок (прочитать «Кто создан из камня, кто создан из глины…») (слайд № 10).

Преподаватель: Наш урок на это закончен. Спасибо нашим гостям за внимание, вам, ребята, спасибо за урок. 

Примечание : при остаточном времени прочитать высказывание Цветаевой о поэте: «Большим поэтом может быть всякий — большой поэт. Для большого поэта достаточно большого поэтического дара. Для великого самого большого дара — мало, нужен равноценный дар личности: ума, души, воли и устремление этого целого к определенной цели, то есть устроение этого целого».

Приложение 1.

Дата проведения урока ________________

Тема урока ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Факты биографии Марины Ивановны Цветаевой

По ходу моего рассказа биографических сведений поэтессы, вам нужно будет заполнить пропуски.

Факты биографии Марины Ивановны Цветаевой

М.И.Цветаева родилась в ______ году в городе _____________. Стихи начала писать с_____ лет. Первый сборник стихов вышел в ________ году. Он называется "_________________________________". Сборник получил положительную оценку других поэтов, в частности ________________________. В __________ году, познакомилась с будущим мужем __________________. В ________ году состоялось венчание М.Цветаевой и С.Эфрона. В _______г. родилась дочь ______________. 13 апреля
_________ г. родилась дочь ____________, которая впоследствии умерла от истощения. В 19_____ году уезжает за границу. В19_____ - рождение сына _______________. В 19____году - возвращение на Родину после 17 летней эмиграции. В 19 ___г.  ушла из жизни в городе _________.

 Основные темы лирики Цветаевой:

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

Приложение 2.

МОИМ СТИХАМ, НАПИСАННЫМ ТАК РАНО...

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Май 1913, Коктебель

С.Э.

Я с вызовом ношу его кольцо!

— Да, в Вечности — жена, не на бумаге! —

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза — прекрасно-бесполезны! —

Под крыльями раскинутых бровей —

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

— Всем вам, кто жил и умирал без страху! —

Такие — в роковые времена —

Слагают стансы — и идут на плаху.

                                                                     

3 июня 1914, Коктебель

РОДИНА

О, неподатливый язык!

Чего бы по̀-просту — мужик

Пойми, певал и до меня:

— Россия, родина моя!

Но и с калужского холма

Мне открывалася она —

Даль — тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная как боль,

Настолько родина и столь

Рок, что повсюду, через всю

Даль — всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: вернись

Домой! Со всех до горних звезд

Меня снимающая мест.

Недаром, голубей воды,

Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь —

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля —

Гордыня, родина моя!

12 мая 1932

* * *

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —

Тем гроб и нагробные плиты…

— В купели морской крещена — и в полете

Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня — видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена — веселая пена —

Высокая пена морская!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока «Бренная пена» «серебряного века»: жизнь и творчество, основные темы лирики М.И.Цветаевой.

  1. Характеристика урока

по основной дидактической цели: урок ознакомления с новым материалом;

по основному способу проведения: урок – экскурсия;

по структуре: урок включает 5 этапов:

                1. сообщение темы, цели и задач

     2.актуализация опорных знаний

     3. восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное         осознание заложенной в ней информации

     4. обобщение и систематизация (рефлексия)

     5. подведение итогов, выдача заданий.

2. Место урока в системе раздела: урок является первым из двух отведенных на изучение творчества М. И. Цветаевой, в целом является продолжением изучения темы «Поэзия «серебряного века», подраздела «Литературный процесс 30-х годов».

3. Связь с последующим уроком, курсом: этот урок предваряет изучение гражданской лирики Цветаевой, предшествует аналитической работе по анализу стихотворений, позволяет использовать его материал при подготовке с дифференцированному зачету, связать символические образы разных поэтов.

4. Особенности данного урока:

А) посчитала необходимым начать урок с музыкального сопровождения для концентрации внимания, кроме того музыкальное сопровождение помогает сориентироваться в зрительных ассоциациях, услышать, т.е. настроиться на понимание чувства лирического героя, т.е. Цветаевой;

Б) так как материал по теме урока объемный, посчитала необходимым разбить его на 2 части: на уроке – минимум в карточках, в д/ з – дополнение информации;

В) исходя из объема изучаемого материала по тематике лирики учащимся были подготовлены тексты стихотворений, позволяющие справиться с определением тем с последующим усложнением в д/з в виде анализа;

Г) начало урока позволило, на мой взгляд, нацелить на изучение нового материала, заинтересовать, далее, усложняя задачу, переход к части урока, в которой требовалось продемонстрировать умение слушания и отбора необходимой информации (карточки). Затем работа еще более усложняется чтением на аудиторию и тематический анализ, что требовало не только эмоционального восприятия, но и демонстрации определенных знаний, таких как выразительно читать, умение находить ключевые слова, выдвигать гипотезы и доказывать их.

5. Основу урока составлял диалог преподавателя и обучающихся, поэта и читателя, потому что главная задача таких уроков не просто дать какие-то знания, но подтолкнуть к размышлению.

6. На уроке были созданы условия для усвоения обучающимися материала. Для этого применялись следующие методы: 

                - по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, исследовательский;

               - по источнику знаний: словесные, наглядные;

               - по мыслительной деятельности: аналитические;

               - для стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

               - для контроля и самоконтроля: устные, письменные;

             - по организационной деятельности: индивидуальные.

7. Для создания проблемной ситуации я использовала прием «А знаете ли вы...», после которого обучающимся было предложено подобрать тему урока и определить цели и задачи.

8. Первичное закрепление проведено в письменной форме: заполнение карточек.

9. С целью формирования исследовательских навыков было предложено д/з: вспомнить; если не вспомнили, найти; подобрать текст; использовать Интернет и другие источники информации.

10. В конце урока я использовала прием кольцевой композиции: вернула обучающихся в начало – определение темы, что, на мой взгляд, способствует лучшему запоминанию и пониманию личности Цветаевой.

11. Рефлексия проведена по этапам изучения темы: 1) жизнь, 2) темы лирики, что помогло мне увидеть целесообразность методов, подобранных для проведения данного урока.

12. Какие особенности обучающихся были учтены при составлении урока? С точки зрения психологии 1-2 курсы (10-11 классы по школе) – это пора ассоциативных связей с миром, в этом возрасте обучающимся – подросткам важно осмыслить мир как целое и определить свое место в нем. Именно с этой целью были подобраны тексты для чтения и преподавателя: стихотворение «Родина» - патриотическое воспитание, «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…» - осознание себя – личности, «С.Э» - определение любви как ценности, «Две руки, легко опущенные…» - определение семьи, детей, материнства как высшей ценности.

Вывод 1: считаю, что цели урока достигнуты.

Вывод 2: недостатком (недостатками) считаю _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, не достигнуты следующие цели: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Причины, на мой взгляд, ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись.  Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...

Методическая разработка урока по литературе для Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества. Номинация «Педагогические идеи и технологии».

. Представленный вашему вниманию урок «Внеклассное чтение. Борис Васильев «Не стреляйте белых лебедей» проводился в рамках заседания методического объединения учителей русского языка и литературы в 20...

Методическая разработка урока башкирской литературы посвященного творчеству М.Карима "Это правда - любовь!"

Башҡортостан РеспубликаһыБорай районы муниципаль районыныңдөйөм урта белем биреү муниципаль бюджет учреждениеһы«Оло Баҙраҡ ауылы дөйөм урта белем биреү мәктәбе»  Башҡортостандың халыҡ шағиры...

Методическая разработка урока башкирской литературы посвященной творчеству Б.Бикбая "Все на нашей совести"

Башҡортостан РеспубликаһыБорай районы муниципаль районыныңдөйөм урта белем биреү муниципаль бюджет учреждениеһы«Оло Баҙраҡ ауылы дөйөм урта белем биреү мәктәбе»  Башҡортостандың халыҡ шағиры...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...