Разработка урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита": Особенности композиции и проблематика.
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Разработка урока литературы в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulgakov.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

 Разработка урока по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

Особенности композиции и проблематика.

Цели урока:

1. Познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа Булгакова.

2.Развивать навыки анализа произведения.

3.Научить составлять сравнительную характеристику литературных героев.

Оборудование: проектор, иллюстрации эпизодов из романа «Мастер и Маргарита»

Ход урока:

  1. Организационный момент. ( сообщение темы и целей урока)
  2. Повторение

- история создания романа «Мастер и Маргарита»

- выборочное чтение эпизодов романаобучающимися.

- Викторина по тексту романа (задания на листочках)

  1. Вставить пропущенные эпитеты в предложениях
  2. Чей это портрет?

-Азазелло

-Коровьев

-Варенуха

-Бездомный

  1. Какой из «миров» романа наиболее заселён?

-библейский

-потусторонний

-московский

3. Слово учителя. Знакомство с художественными особенностями романа.

             - Беседа(выяснение жанрового своеобразия произведения)

                   - О чём этот роман? ( О Понтии Пилате? О явлении Воланда и его свиты москвичам? О великой силе любви Маргариты?)

             Роман отличается многоплановостью, всё переплетено как в жизни.

                - Попробуйте определить жанр романа.

            Это и бытовой роман, в котором воспроизведены картины жизни Москвы 30-х годов, и фантастический, и философский, и любовно-лирический, и сатирический, и автобиографический.

      4. Работа с учебником

           Необычна и композиция романа, в её создании автор выступает новатором.

                - В чём новаторство Булгакова?

          Найдите ответ на этот вопрос в статьях учебника (с.66-68) «Композиция. Два стилистических потока»  и « Новаторство романа. Философская концепция».

           Прочитайте статью и ответьте на вопросы:

            - Как объясняется художественное единство романа?

            Почему Булгаков в ершалаимских главах изображает высших представителей общественной пирамиды, в московских- относительно рядовых людей, его современников?

  1. Работа с текстом

- чтение глав 2,16,25,26 ( «ершалаимские» главы, представляющие «роман в романе»).

- краткий пересказ сюжета романа Мастера.

- Где и когда происходят события?

 - зачитайте портретные зарисовки Понтия Пилата и Иешуа.

- Что они дают для понимания авторской задумки?

- О чём спорят эти два человека?

В центре внимания вопрос: что такое истина.

- Был ли шанс на спасение прокуратором Иешуа?

- Какое значение имеет появление ласточки?

- Почему Пилат утвердил смертный приговор?

Поведение прокуратора после вынесения приговора. Муки совести рождают в его душе ужас.

(чтение главы 25)

-Как наказан Пилат за свою трусость?

(чтение главы 32 « Прощение и вечный покой»)

Тема бессмертия.

Образ Левия Матвея.

-Как он выполнит свой последний долг перед учителем?

(чтение главы 26)

  1. Подведение итога урока

- Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём – параллельно повествованию о современности ввести рассказ о событии, которое произошло две тысячи лет назад?

Роман посвящён вечным проблемам: они существуют в настоящем так же, как и много веков назад. Перечислить их:

 - Что такое истина?

 - Человек и власть.

 - Внутренняя свобода и несвобода человека.

 - Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.

 - Верность и предательство.

 - Милосердие и всепрощение.

-В чём смысл евангельской истории, воспроизведённой автором в романе?

6. Домашнее задание.

Перечитать главы романа.

Ответить на вопросы 3 и 6 на стр.71 учебника(ч.2).

5.Чтение стихотворений (по выбору)

         « Братские могилы»

         « Он не вернулся из боя»

         « Штрафные батальоны»

         « Охота на волков»

         « К вершине»

         «Маринка, слушай, милая Маринка»

         « Мой чёрный человек в костюме сером…»

        6. Заключительное слово учителя,  прослушивание песни « Прерванный полёт»

        7. Подведение  итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема урока:  Сатирическое изображение московского общества в романе  М. Булгакова  «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...

Серия уроков по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Представлены разработки уроков по основным сюжетным линиям романа....

Разработка урока по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

В данной разработке представлен урок, дающий полный глубокий анализ трёх сюжетных линий романа....

презентация к уроку по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"в 12 классе для слабослышащих детей

Материал дан учителем для краткого ознакомления с произведением,ввиду проблем со слухом дети обладают малым словарным запасом ,многое им неизвестно.Поэтому легче всего рассказать ,используя картинки с...

Методическая разработка уроков по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Уроки литературы являются важнейшим средством формирования у учащихся и студентов нравственных и эстетических ценностей. Я хочу поделиться опытом своего прочтения романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргар...