Урок внеклассного чтения по литературе для учащихся 9-11 классов «МЫ ВЛАСТНЫ НАД СВОЕЙ ДУШОЙ? ПО ПОВЕСТИ ЛИДИИ ЧУКОВСКОЙ «СОФЬЯ ПЕТРОВНА»
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Куничник Марина Владимировна

О сталинских репрессиях на уроках литературы мы говорим в 11 классе в связи   с обращением к биографическому материалу  некоторых писателей и поэтов, а также при изучении произведения А. Солженицына  «Один день Ивана Денисовича». Но интерес учащихся к этому периоду истории нашего государства очевиден.  Начинать разговор о произведениях, в которых так или иначе отражается   культ  личности Сталина, следует с 9 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chukovskoy_kunichnik_m.v.docx53.33 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ: СОШ п.Горноправдинск

Урок внеклассного чтения по литературе

для учащихся 9-11 классов.

Тема: «МЫ ВЛАСТНЫ НАД СВОЕЙ ДУШОЙ? ПО

ПОВЕСТИ ЛИДИИ ЧУКОВСКОЙ «СОФЬЯ ПЕТРОВНА»

Учитель русского языка и литературы

Куничник Марина  Владимировна

2017

О сталинских репрессиях на уроках литературы мы говорим в 11 классе в связи   с обращением к биографическому материалу  некоторых писателей и поэтов, а также при изучении произведения А. Солженицына  «Один день Ивана Денисовича». Но интерес учащихся к этому периоду истории нашего государства очевиден.  Начинать разговор о произведениях, в которых так или иначе отражается   культ  личности Сталина, следует с 9 класса. Предварять такие уроки могут классные часы, включающие краеведческий материал:     в любом городе, поселке рядом обязательно живут люди, чьи родственники (бабушки, дедушки, родители) стали жертвой сталинских репрессий. Встречи с людьми, не понаслышке знающими об этом страшном времени, будут для учащихся событием-потрясением.

Цели урока:

  • Познакомиться с писательницей Лидией Чуковской, чье имя и творчестводесятилетиями были под запретом.
  • Выявить гражданскую позицию  Л. Чуковской, жившей в годы политических репрессий и оставшейся верной себе и своим близким, чем оказать влияние на воспитание в учащихся гражданской позиции, основанной на правах человека.
  • Формировать принятие  безусловной ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, развивать нравственную культуру и нетерпимое отношение к равнодушию.  
  • Формировать чувство патриотизма через критическое осмысление истории своего государства в пору культа личности, когда ломались судьбы людей, внушались им страх, злоба, равнодушие… (на примере повести «Софья Петровна»).
  • Показать уникальность повести «Софья Петровна» в ряду других произведений о времени политических репрессий в СССР, отметить огромный нравственный потенциал произведения.
  • Проанализироватьповесть «Софья Петровна», выявить ее  несомненные художественные особенности, показатьмастерство писательницы в создании образа  главной героини.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация по биографии Л. Чуковской, презентация о годах репрессий, художественный фильм «Софья Петровна» (учитель решает, какие эпизоды продемонстрировать), портреты и книги  А.Солженицына, М. Дудинцева,А.  Ахматовой, А.  Приставкина, Е.Гинзбург…

Межпредметные связи: литература, история

Организация учебной деятельности: групповая,   индивидуальная работа, фронтальная беседа

Предварительная работа:  

Прочитать повесть Л. Чуковской «Софья Петровна».

Класс  разделен на четыре группы, каждая из которых имела задания:

 1 группа характеризует Софью  Петровну до самого главного несчастья в ее жизни, до ареста сына. (портрет, героиня в роли матери,  в роли служащей в типографии, в роли главной в коммунальной квартире, в отношениях с людьми, с которыми общалась или дружила).

2 группа   характеризует отрицательных героев второго плана (парторг Тимофеев, машинистка Эрна Семеновна,  председатель месткома Анна Григорьевна, лифтерша)

3 группа составляет психологический портрет Софьи Петровны Липатовой до ареста и после ареста сына.

Индивидуальные задания: краткие сообщения о биографии  писательницы Лидии Чуковской, о создании повести «Софья Петровна», о политических репрессиях в СССР, чтение наизусть эпилога поэмы А. Ахматовой «Реквием», работа со словарем.

Ход урока:

Учитель.Организационный момент. Объявление темы урока: «Мы властны над своей душой? По повести Лидии Чуковской «Софья Петровна».

Со дня рождения любимого детского писателя Корнея Ивановича Чуковского прошло 130 лет.  «Айболит», «Тараканище»,  «Краденое солнце», «Федорино горе» … Сколько ярких, удивительных  произведений для детей. Но сегодня мы посвятим урок творчеству дочери замечательного сказочника, Лидии Корнеевне Чуковской.   В  ее жизни, как и в жизни миллионов советских людей, особенно в первые десятилетия советской власти происходили далеко не сказочные события.

         Вы прочитали повесть Л.Чуковской «Софья Петровна». Она  создавалась с 1939 по 1940 годы. Но увидела свет только в конце 80-ых. Почему? Что было причиной столь долгого игнорирования автора на родине, в СССР? Некоторые произведения Чуковской выходили в свет за рубежом, однако до сих пор творчество Лидии Чуковской   в России  мало знакомо либо не известно вовсе.  Все имеет свои причины.  Биография писательницы поможет нам понять их.

Сообщение о биографии Л.Чуковской (подготовленная заранее ученица):

«Я родилась в Петербурге 11(24) марта 1907 года. Через пять лет наша семья переселилась в Куоккалу, дачную местность в тогдашней Финляндии. До 1917 года мы жили там постоянно, зиму и лето. Другом моего отца стала знаменитый художник Илья Ефимович Репин, тоже постоянно живший в Куоккале. К Илье Ефимовичу по средам, а к моему отцу по воскресеньям приезжали из Петербурга художники, писатели, актеры, поэты, историки литературы и публицисты. Девочкой я встречала у нас в доме Шаляпина, Маяковского, Н. Евреинова, Леонида Андреева, Владимира Короленко».

        «После февральской революции 1917 года семья переселилась в Петербург.  Училась в лучших учебных заведениях Петрограда».

        «Летом 1926 года студенткой второго курса, я была арестована. Мне вменялось в вину составление одной антисоветской листовки. Повод заподозрить себя я подала, хотя на самом деле никакого касательства к этой листовке не имела. Приговор: три года административной ссылки в Саратов, однако благодаря заступничеству моего отца я пробыла в Саратове всего одиннадцать  месяцев. В 1928 году я поступила на работу в Ленинградское Отделение Детиздата, главою которого был в то время С.Я. Маршак – поэт, редактор, переводчик».

Дважды была замужем. «Первый брак распался в 1934, осталась дочь Елена.  Второй муж Чуковской физик-теоретик Матвей Петрович Бронштейн был арестован в августе 1937 года и расстрелян в феврале 1938 года (по объявленному семье приговору — «десять лет без права переписки»).

Куда они бросили тело твое? В люк?

Где расстреливали? В подвале?

Слышал ли ты звук

Выстрела? Нет, едва ли.

Выстрел в затылок милосерд:

Вдребезги память.

Вспомнил ли ты тот рассвет?

Нет. Торопился падать.

Л. Чуковская

                                 1940-1979

  О  расстреле  М. Бронштейна  узнали не сразу.  Самой Чуковской, выехавшей в то время с дочерью из Ленинграда в Крым, удалось избежать ареста.

Л.  Чуковская писала литературно-критические очерки,   детские книги, стихи.

        В 1938–1941 и 1952–1962 Чуковская вела подробные записи своих бесед с А.А.Ахматовой, издав их затем со своими комментариями в виде книги «Записки об Анне Ахматовой» (1976–1980). Эта книга стала ярким свидетельством о жизни великого поэта.

Л. Чуковская оказывала помощь тем, кто преследовался властями. За неоднократные выступления в защиту прав человека (в частности, А.Солженицына и А.Сахарова) в 1974 была исключена из Союза писателей. Рассказала об этом в книге «Процесс исключения» (1979). На  её публикации в СССР был наложен полный запрет (до 1987 года).

Умерла Л. Чуковская в Москве 7 февраля 1996.

«В воскресенье 11 февраля на переделкинском кладбище, рядом с могилой ее отца, похоронили Лидию Корнеевну Чуковскую. Она оставила нам книги и рукописи, исполненные прозрения и мужества, доброты и стойкости, пронизанные высоким умом и светлым юмором».В.Корнилов

Учитель:Повесть   «Софья Петровна» уникальна тем, что это единственное произведение,   написанное не после, а во время   страшных событий в России. По прошествии  времени, когда многое известно и объяснено, легче судить о событиях («Большое видится на расстоянии»). Однако   Лидия Корнеевна сумела не только увидеть, но и описать  большую драму,     разыгравшуюся в нашей стране.

Сообщение о создании повести (заранее подготовленный ученик):

«Зимою 39-40 года по свежим следам событий я написала повесть «Софья Петровна». Единственный экземпляр сохранили, с риском для жизни, мои друзья. В 1965 году повесть с большими искажениями вышла в свет в Париже, в 1966-м (почти без искажений) – в США. Она переведена на многие языки мира, но в Советском  Союзе ее не публиковали. Только теперь (сентябрь 1987) появилась надежда, что повесть будет, наконец, напечатана на родине. Не только ни единого слова, написанного мною, но и самое имя мое было запрещено упоминать в печати уже 15 лет. Впервые после запрета имя мое упомянуто в прессе, в «Литературной Газете», 3 июня 1987 года».       «Жду одного, хочу одного: увидеть мою книгу напечатанной в советском Союзе.

У меня на родине. На родине Софьи Петровны.

Жду терепеливо: 34 года.

Я хотела бы подвергнуть повесть одному-единственному суду: моих сограждан, молодых и старых, в особенности старых, переживших то же, что выпало на долю пережить мне и столь непохожей на меня женщине, которую я выбрала героиней своего повествования, - Софье Петровне, одной из тысяч, виденных  мною вокруг».  (Л.Чуковская).        

Учитель:Обратимся к жанру  произведения –  это повесть. Что такое повесть?

  • Литературный жанр описательно-повествовательного типа, в котором жизнь представляется в виде ряда эпизодов из жизни героя, средняя эпическая форма, показывающая этап жизни героя.  

Согласны ли вы, что «Софья Петровна» абсолютно вписывается в рамки этого определения?

  • Действительно,  произведение Чуковской невелико по размерам, главная героиня одна,  в основе повествования отрезок жизни героини, который переворачивает всю ее  (и не только ее) жизнь.

Но мы вернемся к обсуждению жанра произведения после анализа текста.  

Учитель: Обратимся к заглавию повести: «Софья Петровна». О чем оно говорит?

  • О  том, что Софья Петровна и есть главная героиня повести.
  • Жизнь главной героини, ее внутренний мир, ее судьба - в центре повествования.

 А еще имя София, Софья означает «мудрая». Но какая героиня на самом деле, нам предстоит разобраться  сегодня на уроке.  

Учитель:   Какие  проблемы поднимаются в произведении? О  чем повесть «Софья Петровна»?

  • О сложной и драматической   эпохе в истории страны.
  • О том, как вполне счастливая, еще не старая женщина, мать превращается в одинокую и измученную страдалицу.
  • О психологии человека, жизнь которого подвергается тяжелым испытаниям.
  • О наивности  и глупости.
  • О подлости  и равнодушии.

Тем и проблем, затронутых в повести, немало. Но сначала обратимся к главной героине.

(Класс предварительно был разделен на группы, каждая из которых предварительно готовилась).

1 группа  характеризует Софью  Петровну до самого главного несчастья в ее жизни, до ареста сына. (портрет, героиня в роли матери,  в роли служащей в типографии, в роли главной в коммунальной квартире, в отношениях с людьми, с которыми общалась или дружила).

Сначала заполняем первый столбик  (все желающие ученики  могут включиться в работу).  Затем  заполняется второй столбик. Учащиеся работают с текстом произведения,  которое цитируют по необходимости.

До ареста сына

После  ареста сына

Завивает волосы, подкрашивает их, следит за одеждой, внешне собранная и подтянутая, легкая  и энергичная походка. Открыто глядит на окружающих

Седые волосы стали серо-зеленого оттенка, висят на лице, не прибраны, внешне  выглядит  как старуха, не хочется одеваться, шевелиться, тяжело ступает больными опухшими ногами. Ни на кого не смотрит

  Заботится  о любимом сыне: о его образовании, благополучии. Терпит неудобства в единственной комнате, когда тот конструирует из досок буер…

Любит сына по-прежнему, стоит в очередях, чтобы узнать о нем хоть что-нибудь.

В типографии работу  выполняет качественно, старается. На  хорошем счету,  повышена в должности.

Ни с кем не разговаривает, работает механически, затем вовсе увольняется.

Уважительное  отношение к С.П. проявляют и сослуживцы, и соседи по квартире

С  ней не церемонятся те, кто раньше проявлял уважение. Ее подозревают, оговаривают, обвиняют, презирают

Добилась   особого статуса, гордится этим                                          

Приобретает  статус изгоя  в обществе, постепенно осознает это

В  квартире является главной

Теперь главным в квартире становится другой человек

Имеет   свой круг общения, приятельниц                                                    

Постепенно  остается одна

Любит свою страну, слепо верит правительству и т. Сталину

Постепенно теряет веру, которая раньше была основой всего ее мировосприятия, на грани безумия

Жизнь  героини полноценная

Жизнь как мучение

У нас получилась сравнительная таблица. Как называется прием, на котором  строится повествование в произведении? Антитеза.

Что осталось в Софье Петровне прежним? Только любовь к сыну,  сначала  ей  сопутствует гордость за Николая, а потом страдания из-за того, что сын в беде.

Софья Петровна не единственная в Ленинграде мать-мученица, вместе с ней  в очередях стоят сотни таких же страдальцев и страдалиц. Значит, что-то происходит в государстве? Газеты, которые попадаются в руки героев повести, отражают  эти  жуткие глобальные перемены. Вопросы при трудоустройстве, есть ли в семьях арестованные, только подтверждают это.

«Мы дети страшных лет России» - такие сроки будут написаны об этом времени.

Сообщение о времени сталинских репрессий (подготовленный заранее ученик)

Учитель:

Работа со словарем: тоталитарное государство, репрессии, культ личности.

О времени сталинских репрессий   мы можем прочитать  исторические документы. Информация становится все  доступнее в наше время.  Раньше предпочитали об этом умалчивать или обходиться сухой информацией, что культ личности был развенчан и осуждён.

Художественная литература тоже откликнулась.(обращаемся к книжной выставке из произведений, посвященных годам репрессий, демонстрируем портреты писателей.)  Мы можем обратиться к произведениям Солженицына А.И., Е.С. Гинзбург, Дудинцеву и др. Многие писатели, поэты не понаслышке знали, что значит оказаться репрессированным в СССР.

 В  художественных произведениях вслед за писателями нас волнуют  частные  судьбы, конкретные люди, но ведь в их судьбах отражается горе миллионов        советских граждан.

Вернемся к обсуждению повести «Софья Петровна», героине которой выпали подобные испытания.

Чтобы  понять перемены, произошедшие в ее жизни,  ответим на вопросы.

(фронтальная беседа)

Вопросы к классу(перед уроком листы с вопросами разложены на столах):

  1. Софья Петровна живет в молодой советской стране. Каково ее семейное положение? Где она проживает?
  • Она вдова замечательного врача Федора Ивановича, мать обожаемого умного и талантливого сына Коли. Живет в Ленинграде в квартире, хозяйкой которой раньше она была. В далекие первые годы их уплотнили и живут они с сыном в детской Коли, но не сердятся ни на кого, хотя терпят большие неудобства. Напротив, Коля считает стыдным жить в квартире, когда семейство Дегтяревых обитает в подвале.
  1. Охарактеризуйте Софью Петровну  как гражданина своего государства.
  • Она живет жизнью всех советских людей, гордится родиной, верит правительству, партии, т. Сталину. Ничего и никогда не подвергает сомнению. Трудится для сына и для блага своего государства. Посещает собрания трудового коллектива, волнуется за общий результат.
  • Софья Петровна далека от политики. Она поначалу не читает газет, рассеянно  слушает других (даже сына) о распространении фашизма по Европе и других мировых проблемах.  Однако среди самых радостных  моментов  в ее жизни, в том числе, и выступление от беспартийных  работников на мероприятиях в типографии. Фото дорогого сына находится рядом с портретом  Ленина  и бюстиком Сталина. Этим живут миллионы советских граждан.Для нас явна ирония, к  которой неоднократно в повести прибегает автор.
  1. Как  в жизнь Софьи Петровны стучится беда, ставшая общей для миллионов советских людей?
  • Первой ласточкой становится история крестного Коленьки Кипарисова, честного, доброго и  уважаемого доктора,  арест которого произошел во время дела врачей. Однако в дни  убийства Кирова в городе тоже было много   милиции, проводились спецоперации, было много суматохи, но все это казалось далеким, не касавшимся лично.
  1. Пошла ли С.П. в дом к Кипарисовым, чтобы поддержать жену или выяснить произошедшее?
  • Нет, так как три года у них не бывала, сочла не очень удобным зайти, хотя понимала, что следовало бы. Однако повседневная суета отодвинула на второй план эти мысли. Да и испытывала она лишь удивление, но не сомнение в том, что крестный ее сына арестован. Причина, по ее мнению, есть. А как иначе?
  • Встреча с его женой была случайной. Софья Петровна удивлена, как постарела Кипарисова, как перестала следить за собой, за одеждой. Героиня осуждает женщину, считая, что опускаться нельзя ни в коем случае. А разговаривает с Кипарисовой легким тоном, ответной реакции  от нее  не получает. Чужую беду рукой разведу.
  1. Вновь предлагаю вам вспомнить, чего не замечает вокруг себя Софья Петровна?  
  • Не обращает внимания на скрюченного хромого парторга Тимофеева, который неприятен и говорить-то не умеет.  НаЭрну Семеновну, которая нахальна и безграмотна, но почему-то единственная выполняет секретную работу. А ведь резонно было бы такую работу поручать хорошей машинистке. Не замечает явных несоответствий.
  1. Какое событие в типографии ее все же встревожило?
  • Арест директора Захарова, красивого, умного 35-летнего мужчину, хорошего работника, мужа, отца. Она мечтала, что ее Коля буде похож  в будущем на директора типографии. Но и здесь она поразилась, но аргументы  Наташи Фроловой, что  ничего удивительного нет, что директор бывал за границей и мог быть завербован,  развеяли сомнения.
  1. Когда Софья Петровна, подобно миллионам советских граждан слепо верившая в обвинения, усомнилась впервые и напугалась?
  • Когда была уволена Наташа за описку в работе Крыснаявместо Красная армия.  Софья Петровна единственная выступила на собрании в защиту лучшей машинистки Наташи, понимая, что никакого умысла не было. Но она заступилась за близкого ей человека   бессознательно.
  • Когда в стенгазете типографии на следующий же день появилась разоблачительная статья в  адрес С.П.
  1. Пришла беда – отворяй ворота, говорят в народе. Что стало настоящей бедой для матери?
  • Арест любимого сына, ее гордости, ее надежды и смысла жизни.
  1. Можно ли сказать, что именно арест Коли стал точкой отсчета «новой», другой жизни Софьи Петровны?
  • Да, так оно и есть.
  1. Посмотрим на то, что происходит вокруг героини, и как она сама реагирует на происходящее. Обратимся к героям второго плана, окружающим Софью Петровну на службе. Группа ребят готовила характеристики второстепенных героев парторга Тимофеева, Эрны Семеновны и др. 2 группа реализует свое задание, характеризует героев.

  • Парторг Тимофеев – хромой неприятный человек, который совсем не умеет говорить, после каждых двух предложений погружается в тяжелые паузы, хотя его должность все же подразумевает  умение общаться, быть убедительным. После «победы» над директором Захаровым прошагал перед Софьей Петровной удивительно прямо, что сложно при его хромоте. Такая художественная деталь только подчеркивает подлость парторга, ведь его «победа» - это разрушенная жизнь  директора и всей его семьи.
  • Эрна Семеновна – плохая машинистка, безграмотная. Она наглая и высокомерная, постоянно курит, а значит, отрывает время от работы. Ее уводят в отдельный кабинет для выполнения секретной работы в типографии.  Это как минимум странно, ведь такую работу стоит выполнять высококлассной машинистке. Совершая очередную подлость, сделку с совестью, Эрна Семеновна «следовала… с победоносным видом…»
  • Анна Григорьевна, председатель месткома, дама с камеей на груди, произносит на собраниях явно бредовую, но очень взволнованную речь. Ее образ явно ироничен.

  1. Какова роль этих героев в раскрытии образа Софьи Петровны?(фронтальная беседа)
  • К  этим  людям героиня   не испытывает расположения с самого начала, но и не замечает  в них явного.   Парторг Тимофеев водит Эрну Семеновну, видимо, для того чтобы писать доносы, перед арестом директора Захарова их совместная «работа» участилась. Эрна все больше заносится перед людьми, в том числе своей начальницей Софьей Петровной. Но Софья Петровна ничего этого не осознает то тех пор, пока  не грянул гром в ее собственной жизни и в жизни близких ей людей. Беда ходит совсем рядом с героиней, но она не хочет замечать ее.
  • Можно еще добавить несколько слов о лифтерше, например, которая произнесет совершенно дурацкое обвинение в адрес ни в чем не виноватой секретарши (все ездит в лифте туда-сюда), о машинистках, которые поначалу робели при Софье Петровне и старались работать, а потом  игнорировали, молчали, делая вид, что ничего не происходит. Их вежливое прощание с бывшей начальницей («Всего хорошего») фальшиво, как фальшиво  рукопожатие одной из «мужественных, благородных девушек» (как оценила Софья Петровна). Можно вспомнить всегда вежливого бухгалтера и на прощание его: «Покидаете нас? Ай-я-яй, нехорошо! Смотрите же, заглядывайте, не забывайте старых друзей».
  • Помимо сослуживцев героини в повести есть и соседи, среди которых тоже полно наглых, бессовестных и алчных людей, забывших, что живут в квартире, некогда принадлежавшей Липатовым. Они не только не благодарны, но и равнодушны, и готовы растоптать без того погибающего человека.
  • Все эти герои помогают нам увидеть слепоту и глухоту Софьи Петровны. Они же безжалостные «обвинители» ни в чем не повинных людей.  
  1. Что происходит с людьми? Действительно ли подвиг - пожать руку человеку, который уходит со службы совсем?
  • Подлость, равнодушие, страх, боязнь самому оказаться на месте поверженного и изгнанного – все это ужасная смесь человеческих качеств, которые хочется назвать бесчеловечными.

Вспомним, в каком молчании клеймили Наташу Фроленко на собрании (трижды после реплик предместкома идет авторское: «Молчание» - лексический повтор), после собрания говорили обо всем (о покупке рейтузов, о трамваях), но только не о случившемся.

  1. Является ли такое поведение по отношению к людям, попавшим в репрессии, гарантией собственной безопасности и безопасности своей семьи?
  • Конечно, нет. В конце повести мы узнаем, что и парторг Тимофеев потеряет должность, приобретенную подлым образом.

Учитель:Репрессии напоминают морские волны в шторм: одна накатывает на другую, накрывая ее собой. Так было и с людьми: те, кто сознавался неведомо в каких грехах, сам или под угрозами оговаривал других, никак не могли спастись. Их накрывало следующей волной, и теперь те, кто был «наверху»,  оказывался внизу.

В повести среди героев второго плана есть не только негодяи, но и жертвы. Жена директора Захарова.  Мария Эрастовна Кипарисова – жена арестованного крестного Коли. Какая это героиня? Какова ее роль в раскрытии образа Софьи Петровны?

  • Жена доктора Кипарисова,  хорошего приятеля покойного Федора Ивановича, талантливого врача, Мария Эрастовна раньше Липатовой узнала, что значит репрессии. Софья Петровна обратила внимание «на высокую старуху в платке поверх шапки, в валенках, в калошах, с палкой в руке…» М.Э. «с видимым усилием изобразила на лице приветливую улыбку»;  «не глядя ей в лицо»; «угрюмо сказала», «мрачно смотрела на нее огромными черными глазами».

Весь вид Марии Эрастовны говорил о том, что с арестом ее мужа она попала в беду,  ее семья переживает настоящую трагедию, но Софья Петровна при всем своем добром сердце делает вывод: «Для женщины много значит не распускаться, следить за собой… ну кто теперь носит валенки?» Очень скоро сама героиня будет выглядеть не лучше, но пока трагедию Кипарисовых она склонна называть «недоразумением».

Именно Мария Эрастовна будет давать полезные советы Софье Петровне т.к. ее опыт больше и страдания дольше.

  • В очереди она встретит дочь и жену директора (раньше она казалась Софье Петровне нарядной и молодой, а теперь помада была выше и ниже губ, которые  болезненно кривились), измученных очередями и страшным будущим. Но мысли у героини такие: «Значит, он таки был виноват. Вот уж никогда б не сказала…»

Учитель:        Ожидающие  в очередях  матери, жены, близкие в страшные годы репрессий  – это отдельный разговор. Из биографии Лидии Чуковской мы знаем, что не понаслышке описывала она очереди к глухому окошку,  до которого надо было днями стоять, чтобы хоть что-то узнать о своих.  И она стояла и ждала, известий об арестованном  мужеМ. П. Бронштейне. В 1939 году он был расстрелян. Корней Иванович Чуковский  прикладывал много сил, чтобы узнать о судьбе зятя и спасти дочь Лидию от ареста, который ей  тоже грозил.   Преступления  против  собственного народа  в СССР совершались в атмосфере лжи и строгой секретности, только спустя десятилетия  люди стали узнавать о правде и страшной цене, которую заплатили ни в чем не повинные люди в годы репрессий.

        Лидия Чуковская была лично знакома с поэтом Анной Ахматовой, сынакоторой,Льва Николаевича Гумилева, арестовывали трижды. Чувства обезумевшей от горя матери вылились в строки:

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

        И ожидая своей очереди к злополучному окошку, из которого можно узнать весточку о сыне или, если позволят, передать что-нибудь, Анна Андреевна Ахматова   разделяла судьбы сотен несчастных женщин Советского Союза.

         Поминальным колокольным звоном звучат строки из поэмы  «Реквием» Анны  Ахматовой.

Ученик  наизусть читает Эпилог  из поэмы «Реквием»  А. Ахматовой:

                  II

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой,

Сказала: "Сюда прихожу, как домой".

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век

Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

Около 10 марта 1940, Фонтанный Дом

Учитель:А.Ахматова плакала, когда Л.Чуковская читала ей свою повесть. С судьбой Ахматовой схожа история героини повести Софьи Петровны: единственный её сын попал в страшную мясорубку, из которой выйти доведется  не многим.

  1. Поговорим о героине как матери. Какая она мать?
  • Хорошая. Гордится сыном, после смерти мужа пошла на службу исключительно ради него, ведь надо было дать Коле высшее образование. Мечтает о том же,  как и все матери, что сын потом полюбит и женится на хорошей и красивой девушке.
  1. Каким вырос Коля, оправдывал ли материнские надежды?
  • Да, в детстве он вместе с другом Аликом что-то конструировал (мать терпела неудобства в  единственной комнате, пришлось перешагивать через доски и смириться с грязью – надо было для развития Коли), занимался, чтобы поступить в институт. Был неравнодушен, самостоятелен в суждениях (История с Сашкой Ярцевым, который назвал одноклассника жидом.В товарищеском суде Коля выступил обвинителем.)
  • Николай вырос крепким и красивым, лучше отца в молодости. Является безусловным лидером и в школе, и  в институте (именно он с Аликом отправлен работать на завод с правом доучиться заочно), и на заводе в Свердловске (именно он новым способом получил шестеренку). Его уважают, признают, его любят (Наташа Фроленко).
  1. Чувствует ли Николай людей, понимает ли их?
  • Мать обожает его, ждет из  писем вестей о том, как устроен его быт: что он ест, как одевается, чиста ли одежда, есть ли у него девушка и т.д. А Коля, как заботливый сын, пишет каждую неделю о заводе, об успехах, о планах, о выработке.
  • Наташа любит Николая, поддерживает его мать, заботится о ней, а когда ее выгоняют с работы, оказывается в роли «прокаженной», без средств к существованию, но Коля пишет матери ужасные вещи: полковничья дочь, Наташа не может вызывать доверия, надо быть бдительной и т.д. А ведь Наташа до конца была ему предана и ни разу после ареста не усомнилась в его невиновности.
  • Рядом с Николаем находится Алик, преданный друг. По просьбе Софьи Петровны, он постоянно заботится о Коле: носит белье в прачечную, сам утром готовит завтрак, ездит из Свердловска в   Ленинград и обратно, хлопоча за арестованного друга, стоит в очередях, помогая Софье Петровне. Он, Алик, сам сирота, всегда голодный, неухоженный  (Софья Петровна понимает и видит это),  именно ему нужна забота. Однако Коля привык брать, а не давать. Перед отъездом в Свердловск свой чемодан   Коля нес шутя, легко, а маленький и щуплый Алик потел, тянул свои вещи с большим трудом, но помощи  не дождался. Да и Софья Петровна не стала передавать денег для арестованного Алика из-за боязни и перестраховки – неблагодарность.
  • А из последнего его письма матери читателю  становится ясно, что Коля    ничего не понимает в сложившейся  в государстве ситуации. Это хоть как-то объяснимо в отношении к Софье Петровне, которая не разбиралась в политике и не интересовалась ничем, кроме сына. Но Коля, образованный, умный, активный, уже год находящийся в тюрьме, просит уже обезумевшую от горя мать написать заявление,  которое (исходя из ситуации в стране) ничего не решит, а лишь усугубит дело. Да и мать Коля не жалеет, сообщая, что долго там, где он сейчас находится, не живут.

Учитель:Слепота и глухота становятся страшными недугами общества. Уйти в себя, не заметить страданий другого – многие выбрали для себя именно такой тип поведения. Но спасло ли это кого-нибудь?  Безжалостная машина уничтожения людей перемалывает любого: и передовика Николая Липатова, и   скромную, аккуратную Наташу Фроленко,  и Софью Петровну, и директора типографии, и  парторга Тимофеева.

Давайте составим психологический портрет главной героини

3 группа составляет психологический портрет Софьи Петровны до ареста сына и после него

До ареста сына

                   После  ареста сына

Жизнерадостная

Измученная страданием за сына

Трудолюбивая, требовательная к себе и людям

Безразличная ко всему

Общительная

Одинокая  и апатичная

Наивная и даже глупая, по-человечески близорукая, доверчивая

Наивная, глупая, не замечает очевидного, недоверчивая

Все склонна видеть в розовых тонах (ведь у нее все хорошо)

Все видится мрачным и безысходным

Учитель:Фронтальная беседа с классом.

(Делается обобщение)Это психологический портрет  не только  Софьи Петровны, а многих людей, чьи семьи пострадали.   Внешне героиня  тоже походит на стоящих в очередях женщин. Значит, это не только судьба главной героини, это жизнь миллионов репрессированных людей СССР. Почему стало возможным, чтобы живущие полноценной жизнью советские люди стали одинаково запуганными, одинокими, загнанными в угол?

Равнодушие, преступное бездействие, злоба, непорядочность … - все то, что позволяет злу плодиться безнаказанно.

Каждый человек волен устроить свою жизнь так, как хочется: можно не обращать внимания на чью-то боль, можно замечать страдания, но не углубляться в них, ведь они чьи-то, не твои. Так в Наташе Фроленко Софья  Петровна  ценит аккуратность, скромность, старательность.Страдания Наташи, конечно, огорчают Софью Петровну, но она переводит разговор на что-то другое, когда девушку в очередной раз не принимают в комсомол. Но от того, что Наташа  не сказала всего, что чувствует, что думает, стало ли ей лучше? Мать не замечает, что Наташа любит ее Николая, пока не  прочитает предсмертной записки девушки, а ведь именно Фроленко приходила к Софье Петровне, поддерживала ее, уговорила уволиться, чтобы потом иметь хоть малый шанс устроиться и зарабатывать на хлеб, стояла в очередях, чтобы узнать о Коле. Смерть Наташи – отчаяние, доведенное до крайности: она давно потеряла родителей, ее отторгает социум, в тюрьме ее любимый. Жить с клеймом человека отверженного, не имеющего возможности устроиться хоть на какую-то работу, не имеющего будущего,  девушка дальше не может. А ведь еще недавно она взволнованно читала газеты и слепо верила в негодяев и врагов. Самоубийство Наташи - это тихий вызов всему, что происходит в государстве. Только государство уничтожает своих граждан сотнями и смерть какой-то полковничьей дочери для него не событие.

Не  событием был и расстрел М. Бронштейна, мужа Лидии Чуковской. Стихи, которые она посвятила  его памяти, показывают глубину страданий, одиночество женщины, отлично понимающей происходящее в стране.

Ученик  читает наизусть

М. (Матвею Бронштейну)

Консервы на углу давали.

Мальчишки путались в ногах.

Неправду рупоры орали.

Пыль оседала на губах.

Я шла к Неве припомнить ночи,

Проплаканные у реки.

Твоей гробнице глянуть в очи,

Измерить глубину тоски.

О, как сегодня глубока,

Моя река, моя тоска!

1939


Учитель:Вернемся к обсуждению жанра произведения.  Вспомним, что такое роман.

Роман – большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни. В романе становится ясной судьба героев.

Из повести  «Софья Петровна» мы узнаем, какой стала судьба главной героини. Но  только ли ее судьба?  Нет, в частной истории читатель  видит жизни миллионов советских людей, раздавленных тоталитарным  государством. Это трудный урок, преподнесенный самой историей нашему народу и всему человечеству. И усвоить его надо навсегда. Годы сталинских репрессий – это аресты, казни, страдания, унижения людей, свято веривших вождю народов.

        Эпический  размах «Софьи Петровны» куда шире, чем отдельный эпизод из ее жизни, это позволяет нам сравнивать повесть с романом.

Сегодня на уроке мы обращали внимание на мастерство писателя, на художественные приемы, к которым он прибегал в тексте повести. Назовите приемы, в которых, по вашему мнению, ярче всего угадывается позиция автора.

  • Антитеза – повесть можно условно разделить на две части: жизнь героини до ареста сына Николая и после него (В антитезе реализуется важное для автора обобщение происходящего в стране:до того  вполне полноценная жизнь  матери превращается в сущий ад,но так уже давно живут тысячи несчастных людей, и число их растет).
  • Ирония – прием, неоднократно встречающийся на страницах повести. Этот прием ярче всего  характеризует автора.  Л.Чуковская  наделила рассказчика в произведении  беспристрастной манерой повествования.   Читателю предоставляется возможность самому разобраться в описанных событиях, без подсказки извне. И только иногда ироничный тон  писательницы выдает читателю ее взгляд, ее мировоззрение, ее объективную оценку происходящему. Вспомним, что писалась «Софья Петровна» в 1939-40 гг., когда многие не способны были понять и осмыслить события.

Какими способами автор создает  характер главной героини?

  • Выбор героини,   сюжет, в котором раскрываетсяее характер; внесюжетные элементы (письма, например); самохарактеристика героини (портрет, ее монологи, поступки, внутренняя речь); художественные детали,  сопоставления с другими героями  (с Кипарисовой), косвенные характеристики (ее размышления о сыне, об окружающих,  об арестах…) – это детали серьезной и глубокой работы писательницы над повестью.

Отметим «зеркальность» в повести: ни одно событие, ни один даже вскользь упомянутый герой не проходит бесследно – все обязательно «всплывет» в повествовании еще раз.

Приведем примеры из текста:

  • Сашка Ярцев, оскорбивший одноклассника и обвиненный Николаем  Липатовым, окажется причиной ареста Коли;  внешний вид «опустившейся» Кипарисовой, про себя осужденный Софьей Петровной, окажется вскоре зеркальным отражением самой героини; любимый портрет Сталина с девочкой на коленях однозначно приходит на память, когда славную дочурку директора   героиня встретит измученной в бесконечной очереди  рядом с взрослыми

Учитель:Софья Петровна  оказывается на грани безумия; придумав, что Коля уже на свободе, женщина даже чувствует себя бодрее, рассказывает всем об этом несуществующем  событии.  В конце повести она получает от сына тайное долгожданное письмо. Надежда бежатькуда-нибудь с этим письмом и выручать сына гаснет быстро. Беседа с  женой Кипарисова действует как отрезвляющий душ.

 Какое решение принимает Софья Петровна? Зачитаем финальную сцену(анализ эпизода). Обратим внимание на предложение «Измятое,   скомканное, оно корчилось на столе» (письмо). Как вы его понимаете?

  • Использовано олицетворение:  корчилось письмо, а по сути измятой и скомканной стала жизнь героини, ее сына.
  • Мать не только подожгла письмо, а бросила его на пол и растоптала огонь ногой. – Вера, которой всегда жила наивная и недалекая женщина, иссякла: не к кому идти, не у кого просить помощи.  

Учитель: Сегодня мы провели урок внеклассного чтения по литературе, на котором много говорили об истории, о времени политических репрессий в СССР, когда писалась повесть; познакомились с «возвращенной» литературой и ее автором Л.Чуковской, чьё литературное мастерство несомненно; обсудили жанр произведения и смысл его заглавия; рассмотрели главного и второстепенных героев, благодаря чему сумели погрузиться в атмосферу жизни советских людей в пору культа личности Сталина. Но особенно  хочется, чтобы нравственные  уроки, преподанные историей и повестью Чуковской, никогда не забывались.

«Не чья-то злая воля, не роковые стечения обстоятельств, не политика государств заставляют его (человека) отказываться от власти над своей душой, а только собственная лень и тяга к бестревожному существованию». (Ю. Сычева)цитата в кадре презентации

По мнению Г. Белой, самой серьезной угрозой человеческому существованию является одно свойство психологии человека: склонность подменять реальность версией о реальности, жить вслепую. И Лидия Чуковская отлично понимала это. Можно ли уйти от проблем, стараясь не замечать их? Судьба Софьи Петровны и людей, ее окружавших, доказывает это: при полном молчании, бездействии, деланном или искреннем равнодушии могут совершаться бесчестные и бесчеловечные дела.  Не позволяйте своей совести спать.

«Память о прошлом – надежный ключ к настоящему. Перечеркнуть счет, дать прошедшему зарасти бурьяном путаницы, недомолвок, недомыслей?Никогда!» - Л.Чуковская

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание – рефлексия: написать сочинение-эссе по повести Л.Чуковской «Софья Петровна».  Тему определить самостоятельно (учитель сможет понять,  какой след оставлен в душе учащихся повестью и уроком, что особенно затронуло и взволновало каждого).

Список литературы

  1. Белая Г. Процесс выпрямления.//Московские новости.-1990.-№49
  2. Берестецкая А. Не понапрасну служим. — www.chukfamily.ru

  1. Дубинская Т. Здравствуйте, Софья Петровна. // В мире книг. - 1989. - № 4.
  2. Кораллов М. Надо жить долго. // Новый мир. - 1988. - № 11.
  3. Крючков П.Возвращение долгов.- www.chukfamily.ru
  4. Лурье С. Евангелие ежа. // Колокол. - 2002. - №3.

  1. Мальцев Ю. «Вольная русская литература 1955-1956 г.», «Посев». - Франкфурт-на-Майне. – 1976 г.
  2. Мещерякова М.И. «Литература в таблицах и схемах» - М.: Рольф, 2000 – 224с.
  3. Неллер П. Фантастическая явь. // Октябрь. - 1988. - №10.
  4. Седакова О. Посредственность как социальная опасность. - http://sedakova.narod..ru/
  5. Сычева Ю. Люблю свой гнев. // Лебедь.—2003.— 16 ноября, 23 ноября.
  6. Чуковская Л. Автобиография.www.chukfamily.ru
  7. Чуковская Л. Процесс исключения. - М. - 1990.
  8. Чуковская Л. «Не казнь, но  мысль, но слово» -http://www.chukfamily.ru/Lidia/Publ/nekazn.htm
  9. Чуковская Л. Собрание сочинений в двух томах. - М. -АРТ-ФЛЕКС, - 2001.
  10. Чуковская Л.  Стихи http://www.chukfamily.ru/Lidia/Poems/stihi.htm#13*
  11. Чуковский К.И., Чуковская Л.К., «Переписка: 1912 - 1969»  http://www.litagent.ru/clioperisrecensio.asp?KPrLitRec=4
  12. http://www.chukfamily.ru/Lidia/Proza/protsess.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказам Солженицына в 6 классе

Анализ рассказов из сборника "Крохотки"...

Урок внеклассного чтения. "Итальянские стихи" А.Блока. 11 класс. Урок-путешествие

2011 год был объявлен в России Годом Италии. Эта страна издавна считается местом паломничества лучших людей России. А.А.Блок – самый, пожалуй, европейски образованный русский поэт, трижды путешествова...

Открытый интегрированный урок (внеклассное чтение и русский язык)- Специальный коррекционный класс 8 вида (5,6,7,9кл.)

Интегрированный урок; внеклассное чтение и русский язык по темам:" С.Я.Маршак- детям "и "Работа со словарными словами и повторение изученных орфограмм". В ходе урока  происходит отработка уч...

Урок внеклассного чтения по литературному краеведению в 7 классе Тема: «Земля моя прекрасная!» (Образ «малой родины» в творчестве местных авторов и художников).

Урок внеклассного чтения  по литературному краеведению включен в планирование с целью воспитания у учащихся любви к природе родного края. При подготовке к уроку были использованы стихи и картины ...

Презентация к уроку внеклассного чтения по английскому языку в 4 классе

Презентация даёт возможность в интерактивной форме  провести работу по прочитанному текстую. Упражнения позволяют проверить  знания лексических единиц и их правописание, структуру английског...

Разработка урока внеклассного чтения "Русские пословицы и поговорки" 5 класс

Урок внеклассного чтения  представлен на Всероссийский  конкурс "Мой  урок - 2018"...

Урок внеклассного чтения по литературе в 10-м классе.

Данный урок является итогом групповой работы после самостоятельного изучения книги «Татарстан: всё для фронта, всё для победы. 1941-1945». Все учащиеся распределены по группам - «мин...