В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Трушкова Лариса Николаевна

Конспект урока по литературе разработан для инклюзивного класса (нормотипия, слепые обучающиеся)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Человек и природа в рассказе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Обучающие:

  • Продолжить знакомство с рассказом В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
  • Обучать  анализировать художественный  текст.
  • Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения от первого лица.
  • Развивать навыки групповой работы.
  • Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Коррекционно - развивающие:

  • развивать и корригировать  внимание, слуховую и тактильную память незрячих обучающихся;
  • развивать и корригировать  речь    незрячих обучающихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания, обогащать словарный запас;
  • развивать осязание и мелкую моторику пальцев и кистей рук через восприятие рельефного рисунка, обследование натуральных предметов.

Воспитательные:

  • Помочь обучающимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
  • Воспитывать любовь к родному краю, природе.

Оборудование:

  • Компьютер, доска, проектор
  • Презентация к уроку
  • Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Коровина и др. М.: Просвещение, 2009
  • Тетради по литературе

Для незрячих обучающихся:

  • рельефный рисунок охотничьего ружья
  • натуральные предметы: орехи, спички, хлеб
  • Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 3. / Автор-составитель: Коровина и др. М.: М.:«МИМО РЕПРО», 2013г

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний, побуждение интереса к теме.

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд, а девочки на предметы, лежащие перед вами на парте. Девочки, попробуйте определить, что лежит перед вами. Что это за предметы, как связаны они с темой нашего урока?

(обследование натуральных предметов, использование при необходимости наводящих вопросов)

Ученики: Это спички и кусочек  хлеба, которые помогли выжить герою рассказа «Васюткино озеро», когда он заблудился в тайге.

Учитель: Почему именно спички и соль.

Ученики: «Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”.

Учитель: Откуда афоризм?

Ученики: Из рассказа «Васюткино озеро»

Учитель: Правильно ребята, на прошлом уроке мы начали знакомиться с творчеством В.П.Астафьева и его произведением «Васюткино озеро». Дома вы должны были дочитать рассказ до конца.  Мы отметили, что этот рассказ автобиографичен. Почему? Что лежит в основе рассказа.

(уточняется, что такое автобиография.

 Автобиографичность-свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.)

Учитель: Ребята, подумайте чего не хватает в том ряду предметов, который  я вам представила.

Ученики: Охотничьего ружья.

Учитель Девочки, что такое ружье? Вы знаете, как  оно выглядит?  Перед вами рельефное изображение ружья. Посмотрите. Мальчики, помогите девочкам представить, как выглядит ружье.

(по ходу обследования девочками рельефной  картинки - один из учеников дает словесное описание предмета)

Ученик: Ружье состоит из приклада- эту часть делают из дерева, ствола- изготовленного из метала, спускового крючка. Во время охоты охотник прикладывает приклад на плечо, прицеливается, наводя ствол на добычу и раздается выстрел.

Учитель: Куда отправился Васютка, взяв с собой краюху хлеба,  спички и ружье?

Ученики: в тайгу.

Учитель: Что такое тайга? Вчера, когда я перечитывала рассказ, у меня возникли такие строчки:

Тайга.

Щедрая, суровая.

Манит, завораживает, испытывает.

Тайга наша кормилица, хлипких не любит.

Лес.

Учитель: Что это? Как называется такое стихотворение?

Ученики: Синквейн.

Учитель: Давайте вспомним правила составления  синквейна.

                                     (повтор алгоритма написания стихотворения)

Учитель: А теперь попробуйте написать синквейн, описав в нем героя рассказа Васютку.  Мальчики продолжают работать с Юлианой и Софьей в паре. Обсуждаете строки и записываете их в тетрадь. Остальные работают самостоятельно.

(проверка задания)

Учитель: Молодцы. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Можем мы взять эти слова эпиграфом к нашему уроку?

Ученики: Да.

Учитель: Что же помогало Васютке не сдаваться, что помогло ему выжить?

Ученики: мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

Учитель: Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Ученики: Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе Васютка и природа находят общий язык.

Учитель: Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы ”. Девочки, вам понятен смысл названия?

(тема урока выводится на экран вместе с эпиграфом)

II. Беседа по тексту произведения:

Учитель: Зачем Васютка отправился в тайгу?

Ученики: Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.

Учитель: Почему Васютка спокойно шёл по тайге?

Ученики: Следил за пометками на деревьях.

Учитель: Как  в рассказе называются пометки?

Ученики: Затесь

Учитель: Юлиана, Софья вам понятно, что такое затесь? Кто может пояснить девочкам, что такое затесь.

(объяснение значения слова)

Учитель: С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется? Ученики: Кедровка.

Учитель: Девочки, как вы думаете, откуда птица получила такое название?

Ученики: от названия дерева-кедр.

Учитель: А нас растут кедры?

Ученики: да.

Учитель: Что узнали вы  о повадках кедровки? Найдите и зачитайте в тексте.

Ученики: С.128 . “Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”.

Учитель: Какую пользу приносит эта птичка?

Ученики: Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра.

Учитель: Девочки, перед вами на тарелочке кедровые орешки. Посмотрите.

Ребята, какое видение заставило Васютку забыть о сборе шишек?

Ученики: Большая черная птица – глухарь.

Учитель: Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитать.

Ученики: С.129-130 . “…глухаря часто берут с собакой…”

Учитель: О чем говорит поведение Васютки?

Ученики: В нем проснулся охотничий азарт.

Учитель: В какой момент Васютка понял, что заблудился?

Ученики: Когда потерял затеси.

Учитель: Как вы думаете, страшно ли было Васютке?

Уеники:Да.

Учитель: Перескажите, что было дальше от лица Васютки.

(ребята по цепочке пересказывают Васюткины похождения в лесу –работают все)

Учитель: Сложно ли вам было пересказывать? Что передает рассказ от лица героя?

Ученики: Сложно, потому что нужно изложить не только события, которые происходили с героем, но и показать то, что он чувствовал, передать эмоции.

Учитель: Молодцы, давайте еще раз повторим, что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

• наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;

• умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;

• умение ориентироваться.

Учитель: А теперь представьте, если бы  мы с вами оказались на месте Васютки, смогли бы мы выжить, обладаем ли мы теми знаниями, умениями, которые есть у  героя Астафьева?  Сложно сказать. Давайте на минуту представим, что мы в лесу.

Физкультминутка

Учитель: Закройте глаза и представьте, что мы с вами в летнем лесу, послушайте пение птиц… Откройте глаза. Идите тихо по лесу, чтобы не спугнуть зверей и птиц, перешагивая через пни, раздвигая ветки…

Вдохните полной грудью свежий лесной воздух. Потянитесь к солнышку, выше, выше, выше, погрейтесь под его ласковыми лучами. Идите дальше. Осторожно, не наступите на ромашки, нагнитесь понюхать цветы, присядьте, чтобы рассмотреть их. Идите дальше. Перед нами ручей, помойте руки в прохладной воде, встряхните их. Выходите из леса.

III. Обобщение.

Учитель: Почему же так назван рассказ?

Ученики: Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.

Учитель: В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”. Какое из этих названий вам нравится больше? Почему?

Учитель: Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

Ученики: Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих.

Учитель: Молодцы, запишите домашнее задание:

Девочки: письменно ответить на вопрос: Каким я представила себе Васютку?

Остальные ребята: составить памятки: «Советы идущему в лес», «Если ты заблудился».

(дифференцированное домашнее задание)

Учитель: оценки за урок…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мультимедийная презентация к уроку "Рассказ В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Человек и природа"

данная презентация содержит иллюстративный материал к рассказу Астафьева, документальный фильм "Тайга", аудиоматериал "Звуки тайги", творческие задания...

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа

ЦелиКратко познакомить учеников с биографией В.П. Астафьева; повторить элементы композиции произведения; развивать навыки пересказа текста, составления плана....

Тема: В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа

Кратко познакомить учеников с биографией В.П. Астафьева; повторить элементы композиции произведения; развивать навыки пересказа текста, составления плана....

«В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».

Обучение анализу прозаического текстаПредметные умениянавыки анализа текстаумение понимать и формулировать тему, идеюумение характеризовать героев произведениявладение терминологиейсопоставление сюжет...

Урок литературы в 5 классе на тему: «В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».

Цель: Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения....

Статья " Сила духа по рассказу В. Астафьев "Васюткино озеро"".

История о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П...