Методическая статья на тему: "Воспитание человека через обучение на уроках словесности".
статья по литературе по теме

Данная статья поможет педагогам разобраться в том, как можно воспитывать  ,обучая  на уроках словесности, какие акценты расставить для достижения той или иной цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

Воспитание человека через обучение на уроках словесности.

                               Яви любовь ближнему и обрящеши спасение души...

В век компьютерных и цифровых технологий растет новое поколение детей, так называемое Z - поколение.

У этих детей другое мышление, нежели у предыдущих.

Значит, перед нами, педагогами, поставлены иные задачи в воспитании этого поколения. То, что нам когда – то казалось очевидным, понятным, нормой, для детей Z – поколения надо открывать, так как  у них размыты границы между моральным и материальным миром.

Возникает вопрос: что выбрать, какой мир, какие ценности?

А именно – что такое моральные ценности?

 Это дружба, товарищество, порядочность, милосердие, патриотизм, гуманизм, но! в основе всего этого лежит – любовь.

ЛЮБОВЬ… Какие ассоциации возникают у каждого из нас с этим словом?

Мама, отец, родные, дом, солнце, улыбка, Родина….

Любовь – это то, без чего невозможно воспитать человека, невозможно прожить полноценную жизнь, создать семью, связать в единое - поколения Рода.

Как это попытаться сделать? Как связать с обучением на уроках?

На уроках словесности мы с ребятами пытаемся понять, разобраться, что же такое эти непреходящие моральные ценности, почему о них говорят писатели, художники и почему благодаря этим темам произведения их стали бессмертными, образцовыми, вечными.

Итак, к основополагающей является любовь. Задаю вопрос учащимся, что такое любовь в их понимании? (Дар, чудо, состояние души, труд, самопожертвование, потребность любить и быть любимым)

Привожу простой пример: Допустим, у вас два цветка в вазонах – один вы холите, лелеете (поливаете, подкармливаете, разговариваете с ним), а с другим - холодны (молча, поливаете, оставляете на солнцепеке или наоборот – на сквозняке), что получится? Тот, что был без особого внимания, без любви, скорее всего, зачахнет, так и человек без любви не может, он начинает болеть… чахнуть.

Но понятие любовь многогранно - это любовь к матери, к Отчизне, к людям…

На уроках мы с ребятами пытаемся рассуждать, пытаемся понять, насколько это чувство необходимо и важно в жизни человека? Как из него получается милосердие, человеколюбие, гуманизм?

Например, в 6 классе, изучая произведение Куприна Александра Ивановича «Чудесный доктор», учащиеся начинают понимать, что любовь к людям рождает в душе профессора Пирогова чувство милосердия, сострадание, и он спешит помочь семье Мерцалова,, не остается равнодушным к его беде, тем самым спасая главу семьи от самоубийства, его детей от голода,,а больного ребенка от гибели.

Потом ребята узнают (не без удивления), что такой профессор жил на самом деле. Звали его Николай Иванович Пирогов. Был он русским хирургом, ученым – анатомом. Основоположник военно – полевой хирургии: он впервые применил перевязку бинтами, пропитанными крахмалом, что оказалось удобнее и прочнее, это он первым в истории медицины начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием в полевых условиях, это он спасал раненых от возможности стать инвалидами, когда применил гипсовую повязку на конечности, дал возможность избежать множества ампутаций, это он являлся основоположником Движения Сестер Милосердия.

Это ли не пример и образец для подражания!

 В произведении «Куст сирени» этого же писателя ребята - восьмиклассники видят спасительную силу любви: жена Верочка спасает мужа, вернее,его чертеж плана местности , который он не сдал профессору из –за жирного пятна.

Жена жертвует своими драгоценностями, заложив их в ломбард, на вырученные деньги умоляет садовника ночью направить рабочих к тому месту, где на плане ее мужа пятно являет собой куст сирени, и посадить там этот куст.

Это тоже материал для размышления и понимания, что любовь – это самопожертвование.

О. Генри «Дары волхвов», думаю, всем известно это произведение, в нем также говорится о любви и о какой!  

О самой что ни на есть настоящей!

Делла, так зовут героиню, продает свои волосы, чтобы купить подарок мужу Джиму – цепочку к его карманным часам на Рождество.

Джим тоже не остается в долгу, он покупает жене набор черепаховых гребней( ее мечту иметь такие) для волос, продав свои фамильные часы…

Эти двое глупых детей, как называет их сам писатель, отдали самое дорогое из материальных ценностей, что у них было, ради любви друг к другу.  Ради настоящей любви…    

   И это есть образец для подражания.

 

****

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой…

…………

Но я люблю – за что не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

…..

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз,

На холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез…

                                  Михаил Юрьевич Лермонтов.

На уроках изучения творчества этого поэта мы также подробно анализируем данное произведение, которое называется «Родина».

И ребята начинают понимать, что так любить Родину мог только настоящий патриот.

Звучит признание в любви, но в какой!!! Эта любовь не подчиняется рассудку, она идет из глубины души, от самого сердца.  Любить Родину за то, что она есть и этого не мало. Любить такою, какая она есть и видеть в ее неярких будничных красках настоящую красоту.

И ребята начинают рассуждать, что любить Родину -  значит, понимать ее, ценить , потому что она и есть та истинная ценность,  то несметное богатство для каждого из нас .

Итак, процесс обучения тесно переплетается с процессом воспитания на уроках русского языка и литературы. И отделить одно от другого невозможно. Если мы хотим воспитать человека, не заронив зерна духовного, то есть тех понятий, которые называем моральные ценности, то ничего не получится. Прежде всего человек должен научиться любить, сострадать, жертвовать и понимать , что это необходимо.

И хотя сейчас нам – педагогам приходится не сладко: статус учителя не в почете, родители трудные, дети чаще нарадивые – все –таки надо понимать, что на нас большая ответственность.

В заключение хочу рассказать притчу:

По пустыне идут двое, каждый несет на спине свой крест. Один взмолился и просит: Господи! Дай крест поменьше…. Сил нет… услышал Бог и внял.

Так брели они еще долго, и тот, который роптал, выпросил крест совсем маленький… Дошли до пропасти…, на другом краю которой оазис, а перебраться на ту сторону никак… тогда тот, что нес свой крест молча, снял его, перекинул через пропасть и хватило длины креста его ровно, чтоб перекрыть расселину – так и спаслись оба…

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение школьных библиотекарей «Читательское развитие через обучение»

Предлагаю методическое объединение школьных библиотекарей на тему «Читательское развитие через обучение», где говорится о  деятельности библиотекаря по формированию активного читателя,...

статья «Развитие филологического мышления школьников через обучение аналитическому чтению художественных текстов английском языке в рамках элективного курса»

Как важно современному человеку уметь выражать свои мысли, читать вдумчиво, а если это ещё и на английском языке? Научите своих учеников думать и мир станет лучше! В этом Вам поможет элективный курс п...

Выступление на методическом объединении на тему: «Воспитание инициативы и самостоятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через учебную и трудовую деятельность, как фактор социализации в современное общество».

Материал может быть использован педагогом-психологом для выступления на методическом объединении учителей трудового обучения, учителей-предметников и всех педагогов специальных (коррекционных) школ 8 ...

Статья по теме "Воспитание патриота и гражданина Отечества на уроках литературы, русского языка, на факультативных занятиях "Основы Православной Культуры".

В наше время, когда разрушено «мы», когда в школе видишь много растерявшихся «я», лишенных прежних «идеалов» и не нашедших новых, мы, учителя, должны помочь обрести их. Как бы ни было нам трудно, мы д...

Статья на тему "Воспитание этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося на уроках истории и обществознания".

Статья для участия в XII Всероссийской научно - практической  конференции: "Поликультурное образование: опыт и перспективы"....