Исследовательская работа по теме "Человек искусства в представлении русских писателей"
творческая работа учащихся по литературе (10, 11 класс) по теме

Кезина Елена Витальевна

Исследовательская работа подготовлена для выступления на научно-практических конференциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_iskusstva.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

X ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДОСТИЖЕНИЙ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ

«НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ»

_______________________________________________________

Секция: литературоведение

Тема:

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА ИСКУССТВА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Автор: Яковлев Павел Юрьевич

Научный руководитель: Кезина Елена Витальевна

Место выполнения работы: ГБОУ школа № 543 Московского района г. Санкт-Петербурга

2017-2018

Содержание.

  1. Введение.
  2. Основная часть:
  1. Образ Чарткова из повести Н.В. Гоголя «Портрет».
  2. Образ Мастера из романа «Мастер и Маргарита».
  3. Образ R-13 из романа Е. Замятина «Мы».
  4. Сравнительная характеристика героев.
  1. Заключение.
  2. Список источников.

I. Введение.

Что значит принадлежать искусству?  Что такое искусство по своей форме и сущности? Дать ответы на эти вопросы на первый взгляд легко: принадлежат искусству творцы, а плод их труда и является искусством. Это лишь поверхностное объяснение. Поэтому в данной работе будет рассмотрено понятие «человек искусства». Это понятие рассматривали представители разных наук: психологии, философии, эстетики. Но мы обратимся к произведениям русской литературы, так как нас интересует взгляд именно писателей, наблюдающих за духовной жизнью людей, за проявлениями внутреннего мира человека в его поведении, поступках, в отношении к тому, что их окружает.

Зачем это нужно?

Во-первых, творцы из общества никуда делись: художники, писатели, поэты, скульпторы и многие другие все еще ходят по земле и создают новые произведения искусства. Во-вторых, данный вопрос уже поднимался и не раз, к примеру, в древнегреческой мифологии. В-третьих, данная тема интересна для меня, так как свою будущую профессию я планирую связать с искусством. Таким образом, в своей работе мы ставим перед собой следующие цели и задачи.

Цель: дать представление об образе человека искусства, сложившемся в литературе.

Задачи:

  • Изучить произведения, в которых героями являются люди искусства;
  • Выявить сходные характеристики героев;
  • Определить, как складывается судьба представителей творческих профессий в зависимости от жизненных ценностей.

Методы исследования: анализ литературы, работа с ресурсами Интернета, сопоставление героев.

Данное исследование мы проведём на примере произведений русской литературы: Н.В. Гоголь «Портрет», М.А.  Булгаков «Мастер и Маргарита», Е. Замятин «Мы». В ходе работы будут проанализированы образы Чарткова, Мастера и R-13 из данных произведений.

II. Основная часть.

Данный вопрос уже не раз поднимался в русской литературе и не только. Ещё в древние времена существовало особое представление о творце. Таким примером может служить образ Аполлона, бога искусств, покровителя муз. Его почитали, считали крайне важным богом пантеона. Из некоторых мифов следует, что все певцы и лирики произошли от Аполлона и муз. Таким образом, можно сказать, что творцы обладают и божественным, светлым началом. Его противоположностью считается Дионис, который представляет собой олицетворение, или скорее обожествление, разврата, похоти и распутства. Не случайно Ницше говорил, что в человеке соприкасаются два противоположных по своей сути начала: аполлонистическое и дионистическое. В особенной степени, как подчеркивал он, это выражено у людей творческих.  

В эпоху возрождения ярким примером человека искусства можно считать судьбу Данте Алигьери, написавшего «Божественную комедию», которая получила столь сильный отклик среди населения Флоренции, что довела ситуацию в регионе до невероятного состояния, а именно: возросло количество пожертвований церкви – люди ужаснулись, узрев такой Ад, каким его показал Данте.  Его слово, слово творца, заставило людей посмотреть на мир совсем другими глазами. Не это ли то самое божественное, пророчащее начало?  Также, если обратиться к самому произведению, выяснится, что героя в путешествии по потустороннему миру вел Вергилий, один из известнейших поэтов античности.

К данной теме особенно часто обращались русские поэты и писатели. И Державин, и Пушкин, и Лермонтов, и многие другие создали свои произведения для того, чтобы объяснить свой взгляд на роль поэта и поэзии, а значит и искусства в целом, в жизни общества. Всем известны такие произведения, как «Пророк» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасова, «Разговор с фининспектором о поэте о поэзии» В.В. Маяковского. И это не полный список. Таким образом, для русской литературы тема искусства стала одной из основных тем.

В своей работе более подробно мы рассмотрим литературные образы героев-творцов из разных произведений русских писателей: художника Чарткова из повести Николая Гоголя «Портрет», Мастера из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», R-13 из романа Евгения Замятина «Мы». Для анализа мы подобрали разные по жанру произведения: повесть, роман и антиутопию. Они были написаны в разное время в совершенно разных условиях. Тем интереснее сравнить героев этих произведений. Каждый из них будет проанализирован по следующему плану: портрет, переживаемые события, отношения с обществом, мотивация к творчеству, произведения и отношение к ним, судьба.

1. Образ Чарткова из повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» была опубликована в 1835 году. Это произведение состоит из двух частей, каждая из которых рассказывает о судьбах двух художников. В первой части речь идет о молодом, талантливом и почти нищем художнике Чарткове, который находит в одной из антикварных лавок портрет ростовщика, портрет, потрясший его своим мастерством исполнения. Этот портрет в конечном итоге и погубит Чарткова.

Во второй части повести Н. В. Гоголь рассказывает о судьбе безымянного художника, некогда создавшего тот страшный портрет, олицетворение зла. Раскаявшись в том, что впустил в мир зло через этот портрет, художник уходит в монастырь и после долгих лет самоотречения и затворничества пишет другую картину, полную гармонии и света.

Обратимся к главному герою повести "Портрет"2. Это молодой художник Чартков, житель Петербурга. Ему 22 года. Он бедный молодой человек. У него есть один единственный крепостной крестьянин - слуга Никита. Одевается художник бедно и не заботится о своей внешности.
Чартков снимает скромную комнату в доме на 15-ой линии Васильевского острова.
Но художник Чартков обладает многообещающим талантом. Его учитель пророчит Чарткову большое успех в искусстве, если тот будет работать над собой и развиваться.

Купив странный портрет в лавке, он находит в нем сверток с тысячью червонцами внутри. "И как взглянул он ещё раз на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность. Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки. Ух, как в нем забилось ретивое, когда он только подумал о том!"2. Чарткова погубила его страсть к деньгам. Скорее, не страсть - её как таковой не было, а обычная жадность. И молодой художник оказался слишком слаб, чтобы противостоять соблазнам. Он выбирает богатую дорожку. Его творчество начинает служить его собственному материальному обогащению. Сможет ли низкое желание породить высокое искусство?

Его работы превращаются в штампы, твердо заученные, он покупает свою славу, а не зарабатывает. А назад дороги нет - слишком поздно возвращаться, когда тебя уже заключили в рамки и превратили в машину. Вспомним первых заказчиков Чарткова. Некая дама приходит к нему с просьбой нарисовать ее дочку: «На Lise сейчас платье; я бы, признаюсь, не хотела, чтобы она была в платье, к которому мы так привыкли; я бы хотела, чтоб она была одета просто и сидела бы в тени зелени, в виду каких-нибудь полей, чтобы стада вдали или роща, чтобы незаметно было, что она едет куда-нибудь на бал или модный вечер. Наши балы так убивают душу, так умерщвляют остатки чувств»2. Как смешно выглядят эти дамы, ставшие уже, как говорит Гоголь, "восковыми" от балов и вечеринок, уже не знающие, как бы развлечь себя! «Простоты, простоты чтобы было больше!»2- капризно требует дама, уставшая от всего на свете. Чартков пытается написать ее дочку такой, какая она есть: с голубоватым оттенком лица, с желтизной, прыщиком на лбу. «Ах, зачем это? Это не нужно. У вас тоже. Вот, в некоторых местах как будто бы несколько желто и вот здесь совершенно как темные пятнышки. Lise только сегодня немножко не расположена, а желтизны в ней никакой не бывает, и лицо ее поражает особенно свежестью краски», - говорит дама, уязвленная правдивым рисунком. Чартков идет на поводу у своих заказчиков, становится рабом их прихоти. Богатство и пресыщение растлевают его душу.

Грех убивает талант, умаляет его, страсти уничтожают. Стоит погасить едва разгоревшееся пламя, и его уже не вернешь, как ни пытайся, да и озарение приходит слишком поздно. "С его очей вдруг слетела повязка, - пишет Гоголь про Чарткова, понявшего, что он потерял свой талант безвозвратно. - Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть, теплившегося в груди, может быть, развившегося теперь в величии и красоте, может быть, также исторгнувшего бы слезы умиления и благодарности! И погубить это, погубить без всякой жалости! Пот усилия проступил на лице; весь обратился он в одно желание и загорелся одной мыслию: ему хотелось изобразить отпадшего ангела. Но, увы! Фигуры его, позы его, группы, мысли ложились принужденно и несвязно"2.

Гоголь показывает, как, пытаясь вернуть талант, Чартков принимается за работу, он надеется, что в нем осталась хотя бы крупица дара. Он запирается в кабинете и не выходит оттуда несколько дней, но напрасно: талант ушел, а рука выводит лишь привычные, затверженные линии. Чартков начинает скупать гениальные произведения искусства за сумасшедшие деньги и уничтожает их, движимый завистью. Наконец, он сходит с ума и умирает в полной нищете.

Чарткова, разумеется, прельстили возможности, открывшиеся для него после находки в раме тысячи червонцев. Лишенный до этого богатства, он быстро перешел от маленьких желаний обеспечить себе хотя бы нормальные условия для работы к роскошной одежде, помадам, духам и полному пресыщению и деградации. Да, это было абсолютно естественное желание, присущее каждому из нас. Но кто-то остановился и смог противостоять соблазнам, а кто-то идет на поводу у своих страстей и желаний. «Смотри, брат, - говорит Чарткову его профессор, - у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец. У тебя и теперь уже что-то начинают слишком бойко кричать краски. Смотри, как раз попадешь в английский род. Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи. Твое от тебя не уйдет»2. Но Чартков оказался слишком слабым. Он уничтожил свою душу грехами, убил свой талант и зря растратил жизнь.

Художник, показанный нам во второй части "Портрета", соприкоснулся в своем искусстве с самой сущностью дьявола, но он смог очиститься после долгого покаяния и пребывания в монастыре. Он вымолил прощения у своего ученика, которому завидовал, и развил свой талант. Картина художника, которую он, словно в искупление, написал после долгих лет самоотречения, молитвы и поста, была прекрасна. Она стала венцом его творчества и, наконец, прямой противоположностью той дьявольской сущности, что была отражена в портрете ростовщика. Сам настоятель, умиленный, восхищается творением мастера.

 Очистившийся, освободившийся от сил зла художник изменился не только внутренне, но и внешне. Его сын ждет увидеть перед собой дряхлого старика, а видит старца, который словно светится изнутри чудесным светом: «… как же я изумился, когда предстал передо мною прекрасный, почти божественный старец! И следов измождения не было заметно на его лице…»2

Гоголь говорит о том, что искусство может нести в мир добро или зло, о том, какую огромную силу может иметь произведение, сколько судеб способно поломать искусство во имя зла и сколько хорошего может сделать искреннее творение. Зло, когда-то выпущенное безымянным художником в мир, продолжает свой путь: погубив Чарткова, портрет таинственно исчезает. Где и когда он появится вновь? Сможет ли его новый владелец противостоять соблазну?.

Но главной мыслью писателя, на наш взгляд, является мысль о том, что рано или поздно перед каждым творцом встаёт выбор: куда идти, чему служить, как распорядиться своим талантом, поддаться ли своим страстям и желаниям. Те, кто выбирает свои амбиции, будут наказаны, потому что впустую растратили себя и потеряли, как драгоценный алмаз, божественный дар, ниспосланный свыше. Но как вознаграждены будут те, кто сохранил его и развил!

С точки зрения писателя, художник в ответе за свое произведение, в ответе за то, что несет в мир его творчество. Как сказал Пушкин, "гений и злодейство - две вещи несовместные".

Гоголь говорит нам о том, что настоящий талант надо сохранить и вырастить. Как легко потерять его, променять на бездарную глупость! Нам кажется, что есть пути легкие и тяжелые, но это не так: нет того пути, где в конце не было бы расплаты. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое. Но ему не простится. 

2. Образы Мастера из романа «Мастер и Маргарита»

Следующий образ, который будет рассмотрен, - это образ Мастера из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Данный герой является ключевым в произведении и требует тщательного анализа. Каким мы видим героя в произведении? Вот что читаем о нём в 13 главе1: "...с балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми..."; "...засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М»; «...печальная черная шапочка с желтой буквой «М»1. Именно таким мы видим Мастера в тот момент, когда он появляется в произведении. Этот портрет нам говорит о некоторой отрешенности героя от остального общества. Его вид нельзя назвать презентабельным, да и среди людей ему тоже трудно, ведь он сам нам говорит, что отверг собственную фамилию и теперь просит называть себя Мастером. Вы можете себе представить такую ситуацию в жизни? Однозначно, что такого человека вы бы направили к психотерапевту. Сам Мастер о себе выражается таким образом: "Я в общем не склонен сходиться с людьми, обладаю чертовой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен..."1 

Другие люди о нем отзываются не лучше: "...ах, ты, маловерный, несчастный человек..."1.

 Видно, что прошлое у такого человека не самое приятное, места в жизни нет, хотя уже тридцать восемь лет… Работал когда-то в музее, историк по образованию и в один день выиграл крупную сумму денег в лотерее. Эти деньги позволили Мастеру покинуть работу и заняться новым, великим делом.

И вот герой берется за написание романа о Понтии Пилате. Он полностью погружается в мир собственного произведения. Герой дышит, питается, живет собственным творением. Для него нет остального мира, лишь скромная квартирка в подвале, среди горы книг, камина, письменного стола, пера и рукописи. Все его мысли лишь об одном – о творении. С этих пор роман становится частью самого Мастера и их судьбы сплетены. Творец переживает судьбу творения, если так можно выразиться.

Итак, судьба творца и творения теперь тесно сплетены. Мастер после долгих сомнений относит роман в издательство с целью напечатать его. Результат оставляет желать лучшего – разрешено напечатать только маленький кусочек из произведения, да и тот со значительными корректировками. Мастер впадает в глубокую депрессию, которая лишь усиливается после прочтения критических отзывов, оставлявших желать лучшего. Герой решает расстаться с проклятым творением, погубившим его жизнь, и бросает его в огонь, а потом попадает в психиатрическую лечебницу, где еще больше утверждается в мысли, что зря, зря он корпел над рукописью, что все это было бессмысленно. Его ожидает смерть и иной мир.

Особого внимание в романе заслуживает эпизод, описывающий, как Мастер получает рукопись. Булгаков подмечает такую деталь: рукопись вся засалена, со следами от пролитого кофе. О чем это может говорить – рукопись читали и неоднократно! Само собой, роман понравился редакторам данного издательства. Откуда тогда гневные отзывы и запрет в полноценной печати? Вспомним, в каком государстве живет герой -  тоталитарном, социалистическом, где любые вольности, противоречащие государственной идеологии, пресекаются на корню! Критика в адрес Мастера - фикция, очевидно. Это не является человеческой позицией, а позицией государственной.

Кто такой Творец в мире без свободы и правды? Судьбу Мастера и его творения многократно повторили многие реальные писатели и поэты: Зощенко, Ахматова, Пастернак. Такое происходит оттого, что истинное призвание творца заключается в том, чтобы высказывать настоящие истины, но это не устраивает принятый обществом порядок. И не потому, что человек должен идти против системы, а потому, что система ошибается, идя против человека. Это становится первопричиной гибели Мастера как творца: мир его отверг, как и он предал собственное произведение, вследствие внешнего давления жестокой системы, не щадящей никого.

3. Образ R-13 из романа Е. Замятина «Мы».

Теперь обратимся к образу- R-13 из романа Евгения Замятина «Мы». Данное произведение и герой в целом сильно отличаются от рассматриваемых ранее произведений, хотя и написано оно было в промежутке между созданием ранее рассматриваемых произведений.

Следует обратить  внимание на то, что это роман-антиутопия, он был написан в 1920-ом году. Это тяжелый этап как для писателя, так и для страны: ещё идёт гражданская война, но советская власть уже укрепляется, а впереди годы индустриализации и коллективизации. Замятин в своем произведении изобразил будущее этого общества, которое формировалось на его глазах. Злой шуткой автор прошелся по новому миру в своем романе, можно найти массу совпадений между изображаемыми и реальными событиями, произошедшими в годы гражданской войны. В качестве примера можно привести концепцию борьбы города и деревни. Критики не лучшим образом восприняли данное произведение, и впервые в полном объеме оно было издано только в 1952-ом году.

Именно поэтому данный пример особо ценен для нашей работы – образ человека-искусства в мире, где свобода – наказуема, «душа – болезнь»3. Даже в таком мире существует тот, кто продолжает творить.

Итак, перед читателями губастый герой, поэт, R-13: такие характеристики можно найти в книге о данном персонаже. Этот человек искренне верит в то, что делает, и в то, что делают люди вокруг него. Для него муза – идея, он живет тем миром, который построен вокруг него, пусть все систематично, все идет по тому сценарию, который был исходно задуман за него кем-то, а он продолжает искать в чем-то действительно простом – красоту: «Вечно влюбленные дважды два,/ Вечно слитые в страстном четыре,/ Самые жаркие любовники в мире —/ Неотрывающиеся дважды два…»3 

Герой посвящает самому простому понятию стихотворение. Да, это необычно, но это другая форма любви. Его мир отличается от нашего. У него совсем другие мысли, ценности, идеалы, но это не мешает ему любить нечто подобное. Простое умственное достижение человека – основа, которую каждый из нас осознает с раннего детства. Еще до того момента, как мы впервые увидели таблицу умножения, уже нам было известно такое простое выражение. Чем это хуже золотого солнца, или серебристой травы, или молочного снега.  Это часть нашего мира, вернее, нашего представления о нем, и именно такой мир вдохновляет героя. Он живет в мире алгоритмов, где чаще видишь таблицу умножения, нежели солнечные лучи. В этом и живет душа поэта – творца. Видеть в самом простом и обыденном красоту способен исключительный человек. Поэтому необходимо поведать о герое, представляющем бессмертный столп искусства простоты.

Вглядимся в этого героя: «R-13 говорил захлебываясь, слова из него так и хлещут, из толстых губ — брызги; каждое "п" — фонтан, "поэты" — фонтан»3. Видите ли вы в этом искренность, которая льется из него? Он живет тем, что говорит, во что верит. Его губы – «инструмент творения», поэтому автор на этом неоднократно заостряет внимание читателя: «Мокрые, лакированные губы добродушно шлепнули: Ну чего там…»3. Этот герой выражает простодушие и искренность.

Однако, судьба не щадила еще ни одного поэта. Даже в этом мире судьба творца – тяжкое бремя. Жизнь R-13 вскоре заканчивается. Главный герой романа спотыкается о тело Поэта. Это все, что мы узнаем о его смерти. Однако можно проследить в этом герое перемены: он становится похож на главного героя, «заболевшего» душой, как говорят некоторые критики, к концу романа  R-13 и Д-503 становятся вовсе неразличимы7.

Следующий этап становится последним в жизни поэта – он умирает, обратим внимание на его смерть – описания нет. Мы видим его настоящего в последний раз лишь глазами Д-503 (даже после смерти герой будто еще хочет что-то сказать. Его «негрские губы»3 готовы продолжать петь!), думаем, такая деталь не случайна. Оба героя оказались «больны» и, как следствие, не нужны системе. Тоталитарное общество отрицает R-13 и не удостаивает его гибель никаким вниманием. Для Единого Государства, машины, все люди – винтики и не более. Каждый из нас уникален? Не для страны, где запрещено быть человеком.

Ирина Белобровцева считает, что прототипом для R-13 мог быть В. В. Маяковский. Она утверждает, что буквенно-цифровой код имени поэта (R-13) – отсылка к Владимиру Владимировичу. Буква R – отражение Я, что является названием сборника стихов поэта, написанного в 1913 году. Также критик подмечает схожесть поздних стихов Маяковского и тех строк, что написаны в самом романе. Возможно, это стало пророческим предзнаменованием Замятина. Смерть, духовная смерть поэзии и души изображена в истории Единого Государства из романа. R-13, как и Маяковский, работал на благо страны, в которую верил, которую восхвалял, поэтизировал, но пришел в итоге к простой бесславной смерти, не удостоенной и капли внимания. Пастернак говорил о Владимире Владимировиче: « не стало поэзии ничьей, ни его собственной, ни кого-либо другого… скажем проще, прекратилась литература»7.

Таким образом, мысль Замятина ясна – есть мир, в котором настоящее искусство гибнет. Эта реальность отрицает правду и пророка-творца, даже если он старается стать её частью. Жизнь и этого творца заканчивается смертью.

4. Сравнительная характеристика героев.

Итак, теперь взглянем со стороны на каждого из героев.

У нас есть Чартков, который избрал страстный путь. Его искусство служило не той высокой роли искусства, которой ему стоит быть, по нашему мнению, а той низкой, сладострастной, жадной – темной! Искусство Чарткова служило злу.

Перед ним однажды встал выбор – жить ради искусства или жить ради самого себя, и он избрал последнее. Мы вовсе не осуждаем этот выбор – все мы люди и каждый волен избирать путь по душе. Чартков идет по велению толпы по сладострастной дороге. Его влекут материальное состояние, слава, а что за ними? Его выбор приводит к тому, что он растрачивает все свое духовное богатство. Творец умирает, в нем не остается ничего того, что вело по высокому пути. Человеческая жадность и жажда власти побороло в нем божественное начало. Итог – смерть.

Теперь обратимся к Мастеру – ему выпала честь стать одним из служителей искусства, пожалуй, очень талантливым, ведь даже сам Дьявол похвалил его творение (а он уж точно ценитель)! Но творец оказался не нужен тоталитарному, социалистическому обществу – свобода, истина никого не интересует в таком обществе. Требуется исполнять заданный представителями власти алгоритм. Душа творца не смогла вынести отрицания общества. Такое отношение привело его к смерти и отказу от собственного детища. Мастер уходит из жизни в этом мире, умирает, испив вина с ядом, поданным слугой Дьявола. Затем герой отправляется в потусторонний мир, все так же не принимая своей божественной сути. Творец в нем иссыхает. Итог – смерть.

Остается R-13, который тоже живет в тоталитарном обществе, как и предыдущий герой, но жизнь этого общества уже дошла до абсурда, когда сама душа становится презираема и воспринимается как недуг. Поэт любит страну, порядок и всю ту систематичность, которая ей свойственна. Однако государству, отрицающему волю выбора, не нужен тот, кто видит правду и издает ее своими устами. Герой остается лежать на земле, он прекращает творить. Итог – смерть.

Каждый из них сталкивается с выбором – в какое русло направить свою божественную суть: добро или зло, как и каждый из нас не раз  оказывается в подобной ситуации.  Но для творца это что-то особенное. Ни один Поэт не прожил еще спокойной и счастливой жизни. Быть пророком -  дар и проклятие. Этот крест каждый несет по-своему, но итог один, вне зависимости от избранного пути – путь этот трагичен. Каждый из выше указанных героев, да и не только их, переживает уникальную, но очень схожую судьбу. Стоит отметить, что каждого из этих героев автор изображает отрешенным от общества, про каждого из них окружающие люди говорят, что они не от мира сего или, как минимум, что они выглядят странно. Не зря существует стереотип об особой эпатажности во внешности и образе художников, поэтов, писателей и прочих творцов.

Каждый автор по-своему изображает судьбу творца, но каждый ставит своего героя перед такими вопросами: идти вслед за своим призвание и честно исполнять свой долг или же направить свой дар на собственное обогащение, стоит ли продолжать творить, когда ты и твое произведение не нужны?

III. Заключение.

Таким образом, проанализировав и сравнив судьбы героев-творцов, мы пришли к выводу, что вне зависимости от жизненных установок и ценностей жизнь таких людей – тяжкое бремя. Каждый из них заканчивает свой путь трагично. Божественный дар творца для них становится  проклятием, с которым они продолжают жить. Пусть их отвергают или они стремятся избавиться от благословения, они все равно не избегают мучительной участи. Страдания и тлен окружают Поэта, в высоком его понимании.

Жить с этим или пытаться избавиться от этого есть выбор каждого, кто становится узником этого дара. Однако это великая ответственность – быть пророком и вести своим словом других людей.

Эти судьбы нельзя называть фантастикой или выдумкой. В нашем мире через такой же путь прошли многие и многие сегодня великие творцы, чьи имена знакомы каждому из нас. Ранее мы уже упоминали в работе о том, что некоторые герои имели своими прототипами реальных великих людей. Однако имеет место быть и обратная ситуация, когда человек повторяет судьбу героя. Таким примером может служить удивительное переплетение судьбы Мастера из романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» и Бориса Леонидовича Пастернака с его знаменитым сегодня произведением «Доктор Живаго».  То же общественное гонение, отрицание, сложность во всем и в конце концов: череда арестов, запреты в печати и т.д. Сам роман впервые издан был даже не на родине, ибо его было запрещено издавать. Борис Пастернак пошел на отчаянный поступок ради своего искусства, фактически обрекая себя на гибель, потому что в те годы подобный поступок был равносилен самоубийству. Но стоит отметить, что Пастернак не отказывался от своего творения, несмотря ни на что. Но это не значит, что такого никогда не случалось. Стоит вспомнить про сожжение Гоголем второго тома «Мертвых душ» или Шолоховым заключения романа  «Они сражались за Родину».

Образ творца порой неоднозначен, но все они обладают сложной судьбой. Каждый из них метался, страдал, нес тяжелейшее бремя пророка, который обладает божественным даром видеть и нести истину. Кому творец будет служить – ответ найдется в сердце, и он будет у всех свой.

IV. Список источников.

  1. Булгаков М. А. «Я хотел служить народу…»: Проза. Пьесы. Письма. Образ писателя. – М.: Педагогика, 1991.
  2. Гоголь Н. В. Портрет: Повесть/Прим. Г. Фридлендера; Худож. В. Панов.- М.: Дет. Лит., 1998.
  3. Замятин Е. И. Мы: роман, повести, рассказы/ Евгений Замятин; [вступ. Ст. Н. Кольцевой]; худож. С. Дергачев.- М.: Дет. Лит., 2010.
  4. http://www.hintfox.com/article/tema-iskysstva-i-prednaznachenija-hydozhnika-v-mirovoj-literatyre.html
  5. http://www.literaturus.ru/2015/12/Master-roman-Master-i-Margarita-Bulgakov-obraz-harakteristika.html
  6. http://www.literaturus.ru/2016/08/obraz-harakteristika-chartkov-portret-gogol.html?m=1
  7. http://www.magazines.russ.ru/zvezda/2002/3/beloc.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вечные сюжеты» искусства в произведениях русских писателей и поэтов.

Для понимания смысла произведения большую роль играет активное усвоение  общекультурного материала. Это позволяет поддерживать живой интерес учеников к литературному произведению.(из Лекции 8...

Мастер-класс: «Стендовая защита и мультимедийная презентация исследовательской работы «Сопоставительный анализ имени числительного в русском и ненецком языках».

Аннотация: мастер-класс предназначен для учителей-предметников, учителей, занимающихся внеклассной работой, участников исследовательских проектов. На занятии демонстрируется Стендовая защита, предназн...

Научно -исследовательская работа "Образ кошки в английских и русских идиомах"

Умелое использование идиоматических выражений делает речь выразительной, меткой, обнаруживает уровень речевой культуры говорящего. При употреблении в речи иноязычных идиоматических выражений мог...

Исследовательская работа ученицы 8 класса А "Роль русской песни в произведениии (по роману А.С.Пушкина Капитанская дочка)

В работе исследуется роль песен в создании внесценического пространства произведения....

Исследовательская работа "Природные образы Тунки в произведениях бурятских писателей"

Наша исследовательская работа посвящена рассмотрению образов природы Тункинской долины в бурятской литературе. Бесспорно, что природа Бурятии разнообразна и прекрасна, но для человека иной культуры об...

Проектно-исследовательская работа по изобразительному искусству «Нетрадиционные способы рисования»

Рисование – один из важных видов искусства, который является не только способом передать то или иное изображение, но и внутренние чувства, восприятие внешнего мира, эмоции, фантазии и многое дру...