Внеклассное мероприятие по литературе. "Костромичи - герои произведений Н.А. Некрасова". 5 класс.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Ларина Марина Германовна

 Литературное краеведение. Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного мероприятия согласно требованиям ФГОС

Тема: Костромичи - герои произведений Н.А. Некрасова.

Класс: 5 класс

Цель: познакомить учащихся с творческой деятельностью Н.А.Некрасова, основанной на костромском материале и героями - костромичами.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в  устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
  • личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

– воспитание любви к родному краю, чувства гордости историей, культурой, традициями, достижениями своего народа;

- развитие культуры чтения школьников;

- воспитание у детей интереса к личности и творчеству Н.А. Некрасова;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– формирование эстетических потребностей;

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять  альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

Оборудование занятия: диафильм "Генерал Топтыгин".

Предварительная подготовка:

Раздаточный материал: иллюстрации к стихотворениям  художников П.П. Соколова, В. Лосева,

Б. Кустодиева.

Текст стихотворения "Пчелы".

Пчелы.

 "Натко медку! с караваем покушай,

Притчу про пчелок послушай!

Нынче не в меру вода разлилась,

Думали, просто идет наводнение,

Только и сухо, что наше селение

По огороды, где ульи у нас.

Пчелка осталась водой окруженная,

Видит и лес, и луга вдалеке,

Ну и летит, - ничего налегке,

А как назад полетит нагруженная,

Сил не хватает у милой. Беда!

Пчелами вся запестрела вода,

Тонут работницы, тонут сердечные!

Горю помочь мы не чаяли, грешные,

Не догадаться самим бы вовек!

Да нанесло человека хорошего,

Под благовещенье помнишь прохожего?

Он надоумил, христов человек!

Слушай, сынок, как мы пчелок избавили:

Я при прохожем тужил-тосковал;

"Вы бы им до суши вехи поставили", -

Это он слово сказал!

Веришь: чуть первую веху зеленую

На воду вывезли, стали втыкать,

Поняли пчелки сноровку мудреную:

Так и валят и валят отдыхать!

Как богомолки у церкви на лавочке,

Сели - сидят.

На бугре-то ни травочки,

Ну, а в лесу и в полях благодать:

Пчелкам не страшно туда залетать.

Всё от единого слова хорошего!

Кушай на здравие, будем с медком.

Благослови бог прохожего!"

Кончил мужик, осенился крестом;

Мед с караваем парнишка докушал,

Тятину притчу тем часом прослушал

И за прохожего низкий поклон

Господу богу отвесил и он.

Отрывок из стихотворения "Дедушка Мазай и зайцы"

….Зайцы вот тоже, - их жалко до слез!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут, -

Нет! еще мало! бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть ?.. Я раз за дровами

В лодке поехал - их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет, -

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой -

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

" То-то! - сказал я, - не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"

Этак гуторя, плывем в тишине.

Столбик не столбик, зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его - тягота невелика!

Только что начал работать веслом,

Глядь, у куста копошится зайчиха -

Еле жива, а толста как купчиха!

Я ее, дуру, накрыл зипуном -

Сильно дрожала... Не рано уж было.

Мимо бревно суковатое плыло,

Зайцев с десяток спасалось на нем.

"Взял бы я вас - да потопите лодку!"

Жаль их, однако, да жаль и находку -

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок...

Было потехи у баб, ребятишек,

Как прокатил я деревней зайчишек:

"Глянь-ко: что делает старыйМазай!"

Ладно! любуйся, а нам не мешай!

Мы за деревней в реке очутились.

Тут мои зайчики точно сбесились:

Смотрят, на задние лапы встают,

Лодку качают, грести не дают:

Берег завидели плуты косые,

Озимь, и рощу, и кусты густые!..

К берегу плотно бревно я пригнал,

Лодку причалил - и "с богом!" сказал...

И во весь дух

Пошли зайчишки.

А я им: "У-х!"

Живей, зверишки!

Смотри, косой,

Теперь спасайся,

А чур зимой

Не попадайся!

Прицелюсь - бух!

И ляжешь... Ууу-х!.."

Мигом команда моя разбежалась,

Только на лодке две пары осталось -

Сильно измокли, ослабли; в мешок

Я их поклал - и домой приволок,

За ночь больные мои отогрелись,

Высохли, выспались, плотно наелись;

Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул - и дали стречка!

Я проводил их всё тем же советом:

"Не попадайся зимой!"

Я их не бью ни весною, ни летом,

Шкура плохая, - линяет косой... "

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

Цель активизация учащихся.

Вступительное слово учителя

Имя поэта Николая Алексеевича Некрасова хорошо знакомо каждому в нашей стране. А мы,  жители Костромского края, по праву можем считать его своим земляком : так многое в жизни поэта связано с нашим краем, здесь он находил вдохновение для создания многих известных произведений.

 Наше занятие сегодня будет посвящено связи судьбы и творчества Н. А. Некрасова с Костромским краем. Родовая усадьба Некрасовых Грешнево находилась вблизи от границы Ярославской и Костромской губерний.   В Костроме началась военная служба отца поэта, А. С. Некрасова, который и позднее часто бывал здесь. Н. А. Некрасов был связан с Костромским краем на протяжении значительной части своей жизни: он многократно приезжал в губернский город Кострому, охотился в лесах и болотах по реке Костроме, посещал многие селения Костромского и Буйского уездов. Документально известно, что поэт бывал в деревнях Шоде и Вёжи, селах Мисково и Жарки; не вызывает сомнений, что он посещал села Саметь, Шунгу, Спас-Вёжи (Спас), Сущево, Куниково, Пустынь и др.

На костромском материале Некрасов написал ряд наиболее известных своих произведений.Об этом чуть позднее.

 

Учащиеся слушают учителя.

Знакомятся с костромскими истоками многих произведений Некрасова

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности.

Личностные: мотивация к познанию.

2

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

Постановка цели

Организация  стимулирования интереса учащихся к изучению конкретной темы

Давайте и мы сегодня  поговорим о тех людях – костромичах, которые стали героями произведений поэта, познакомимся с ними, поразмышляем, почему они заинтересовали великого поэта Некрасова.

Вспоминают известную им информацию о Некрасове.

Личностные,

Коммуникативные, регулятивные

Регулятивные: определять цель учебной деятельности.

3

Изучение нового материала.

Организация усвоения содержания учебной темы

Предлагаю начать  наш разговор, мысленно переместившись из Костромы в деревню Дровинки   (сейчас  это рядом с Костромой железнодорожный разъезд, а ранее ближайшая к Костроме почтовая станция). Здесь, по рассказам старожилов, произошел  необычный случай. Пока ямщик и поводырь медведя развлекались в дровинковском кабаке, лошади, напуганные  седоком-медведем, помчались по Галичскому тракту  и остановились лишь на следующей станции Антипино. Верст 15 мчали лошади по костромской зимней дороге.

Послушаем, как этот случай описан Некрасовым в стихотворении «Генерал Топтыгин».

Просмотр диафильма «Генерал Топтыгин».

Познавательные: Выполнять анализ и синтез; выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям;. Сопоставлять и отбирать полученную информацию.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие; читать про себя художественный текст, вычитывать все виды текстовой информации. Оформлять мысли в устной речи. Быть готовым корректировать свою точку зрения. Понять позиции других людей, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана. Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; при необходимости исправлять ошибки .

4

Работа над стихотворением "Генерал Топтыгин"

Рассмотрим иллюстрации к стихотворению.

Понравилось ли вам это стихотворение?

Знали его раньше?

Знали ли, что события, отраженные в стихотворении, связаны с нашим краем?

Чем интересны герои (наши земляки) данного стихотворения?

Как к своим героям относится поэт?

Просмотр иллюстраций Соколова, Лосева, Кустодиева.

Беседа по вопросам

Учащиеся отмечают такие качества героев

, как добродушие и любопытство, желание выпить, рабскую покорность перед генералом.

Учащиеся отмечают иронию автора.

Личностные, познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать, учет разных мнений)

5

Работа со стихотворением "Пчелы"

А сейчас вашему вниманию предлагаем другое стихотворение Н. А. Некрасова.

Понравилось ли вам это стихотворение? Как вы его поняли?

Выясняем, что рассказчик  поведал  о пчелах, спасенных догадливым прохожим: пчелы гибли в половодье, не долетали до улья - странник посоветовал поставить на их пути вехи (шесты), чтобы пчелы могли отдыхать. Вовремя поданный совет спас пчел от голодной смерти, и крестьяне не остались без меда

Прототип данного героя-рассказчика в этом стихотворении – крестьянин Мисковской волости (Мисково сегодня  находится в 40 км от Костромы). Место событий – нынешнее Горьковское водохранилище, район села Петрилова. В 70-80 годах 19 века в этих краях было более 300 ульев.

Какие черты характера отличают героя-костромича?

Знаменитый художник Б. Кустодиев нарисовал иллюстрацию к этому стихотворению. Давайте рассмотрим ее.

Этот милый дедушка также стал героем другого стихотворения Н. А. Некрасова. Сейчас прозвучит отрывок этого произведения, а вы, конечно же,  назовете  название стихотворения.

Учащиеся получают текст стихотворения

Добродушный дед- христианин нравится обучающимся своим гостеприимством, благодарностью к смекалистому человеку.

Работа с иллюстрацией

Личностные, коммуникативные (регулятивные (оценка своей деятельности), познавательные (осознанное построение речевого высказывания)

6

Работа с отрывком из стихотворения "Дедушка Мазай и зайцы"

Чтение учителем

Вспомните название и сюжет стихотворения.

Дед-пасечник, он же Дед  Мазай, житель   деревни Вежи, что рядом с  Костромой, нынешним селом Петриловым, изображен поэтом в другой жизненной ситуации.  

- Как относится к своему герою Н.А. Некрасов?

Н. А. Некрасову явно симпатичен это костромич, который уже второй раз становится героем его стихотворения

-Что еще можно сказать об этом герое, нашем земляке?

Кстати, Дед Мазай, литературный герой Николая Некрасова, станет скоро новым туристическим брендом Костромской области наравне со Снегурочкой. В честь сердобольного охотника, спасавшего зверей от весеннего половодья, будет назван один из островов Горьковского водохранилища. Данный остров, открытый научной экспедицией совсем недавно, планируется использовать для создания нового туристического объекта. Сейчас на нем установлен дорожный знак «Остров Деда Мазая».

Работа над сюжетом стихотворения.

Работа над образом героя

«Дедушка  Мазай и зайцы»,  и сюжет: весной, в половодье, плыл  старик по разлившейся реке и подбирал зайчишек, спасая их.

Бережное отношение к животным отличает и здесь крестьянина Мазая.  Совестливый, душевно щедрый, неравнодушный, он не может смотреть, как погибнут звери.

 Поэт внушает нам, читателям, любовь и уважение к простому народу.   Сердечность  и  щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай симпатичны нам, читателям. Простой костромич, крестьянин и охотник пронизан подлинной любовью ко всему живому. Он  гуманист, рачительный хозяин и добрый охотник, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам.

Коммуникативные, познавательные (работа с информацией), регулятивные 

7

Работа со стихотворением "Крестьянские дети"

Герои - костромичи, изображенные поэтом Н. А. Некрасовым, это не только взрослые люди.

 Однажды охотник и поэт Н. А.  Некрасов забрел в сарай в деревнеШоде , что располагалось  на судиславской земле. Проснувшись, поэт увидел, как в щели на него смотрят дети.

Поэт слышит разговор детей, обсуждающих его персону, и его собаку, и ружье. Этот эпизод, по воспоминанию  современника поэта А. А. Буткевича, не выдуман, привезен с костромской земли.

Что сообщает поэт о детях? Как относится к ним?

Некрасов, не скрывая своей искренней зависти, во всей красе описывает жизнь деревенской детворы, которая, не осознавая всей тяжести будущей жизни, могла позволить себе жить так, как захочется. Конечно, судьба этих детей уже предрешена, и они обречены на тяжёлый крестьянский труд до конца своей жизни, к которому их приучают с первых же лет жизни. Однако Некрасов показывает, и все прекрасное, чем обладают его герои. Он утверждает, что дети, выросшие в деревне, награждены особой мудростью и рассудительностью. А также характеризует их как независимых и свободолюбивых людей.

Один из мальчиков произносит: « И видно не барин: как ехал с болота, Так рядом с Гаврилой». Гаврила - это Гаврила Яковлевич Захаров, житель села Шахова, что под Судиславлем. Охотник Захаров – приятель поэта Некрасова, с которым он часто охотился, приезжая  в костромские края.Г. Я. Захаров, незаурядная личность, обладал редким ремеслом: он изготовлял охотничьи ружья, которые продавал местным охотникам, знал кузнечное и слесарное дело, легко мог подковать лошадь. Ближайшим следствием знакомства с Гаврилой Яковлевичем и поездки в Шоду стало написание Некрасовым  и «Крестьянские дети», о которых мы вели разговор, и поэмы «Коробейники», знакомство  с которой у вас впереди.

Ученик читает стихотворение

Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи  
Чу! шёпот какой-то… а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!

О милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей;

Но если бы даже ты их ненавидел,

Читатель, как "низкого рода людей",-

Я все-таки должен сознаться открыто,

Что часто завидую им:

В их жизни так много поэзии слито,

Как дай бог балованным деткам твоим.

Счастливый народ! Ни науки, ни неги

Не ведают в детстве они.

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.  

Поэт не скрывает своей зависти  к крестьянским детям. Он любит их и любуется ими.

Регулятивные: самоконтроль.

Итог урока. Рефлексия

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Подводит итоги урока. 

В старших классах вы узнаете, что многие уголки  костромской земли запечатлел Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: Буй - городок, Корежина, Унжа, Босово и др.  Герои этой поэмы имеют, как подтверждают исследователи, имеют костромские корни.

Подводя итоги нашего разговора, вспомним основное:

- Случайно ли костромичи считают поэта Н.А. Некрасова своим земляком?

- Какие герои-костромичи нашли отражение в произведениях поэта?

-Какие черты характера подметил Некрасов у костромичей?

-Какое произведение Н.А. Некрасова вам захочется перечитать?

Отмечают удачные и неудачные моменты в работе на уроке. Оценивают, решена ли учебная задача. 

Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументируя ее.

Прогнозируемы результат:  ходе внеклассного занятия учащиеся

На занятии  учащиеся учатся:

  • овладевать  способностью  принимать и сохранять поставленную задачу;
  • планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);
  • слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Победители XXX Олимпиады – герои нашей страны!"

Внеклассное информационно-развлекательное спортивное мероприятие, построенное в форме литературно - музыкальной композиции с использованием стихов  Георгия Ривлина,  Натальи Лубянк...

внеклассное мероприятие. в гостях у героев мордовских сказок

Заинтересованность   учащихся   5 -6 классов  к чтению  сказок и занимательной математики....

Внеклассное мероприятие «Погружение в древность», игра для учащихся 5-х классов «По следам героев Эллады»

Ресурс содержит конспект и презентацию внеклассного мероприятия по теме "Древняя Греция", который позволяет через проектную деятельность и игру систематизировать знания учащихся 5-х классов  по д...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню юного героя - антифашиста.

Целями данного мероприятия являются воспитание любви к Родине, чувства благодарности защитникам Отечества;воспитание уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенн...

Внеклассное мероприятие. Урок мужества "День Героев Отечества"

Внеклассное мероприятие. «Урок мужества».   Мероприятие посвящено Дню Героев Отечества. Материал  содержит информацию об истории создания праздника и как чествовали в разные времена и ч...

Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие по городам-героям".

к сценарию прилагается презентация, выполненная в программе Prezi...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого 100-летию Героя Советского союза В.Ф. Михалькова, чьё имя носит школа

Мероприятие, посвящённое 100-летию Героя Советского союза В.Ф. Михалькова, чьё имя носит школа...