Контролные работы
олимпиадные задания по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Задания по темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6kl.doc47 КБ
Microsoft Office document icon 7_kl.doc44 КБ
Файл 8_kl.docx22.69 КБ
Файл 9_kl.docx16.95 КБ
Файл 10_klass.docx14.42 КБ
Файл 11_kl.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе за I полугодие

I вариант

Тестовая работа

1. Какой из представленных жанров не относится к устному народному творчеству:

А) потешка;    Б) сказка;    В) басня;    Г) поговорка.

2. Определите жанр произведения устного народного творчества: «Ума палата»

А) пословица;      Б) небылица;       В) поговорка;      Г) загадка.

3. Укажите границы древнерусской литературы:

А) VII – X века;       Б) конец X – XII века;       В) конец X – XVII века;        Г) XI – XVIII века.

4. Какой из представленных жанров не относится к древнерусской литературе:

А) сказание;       Б) хождение;      В) поучение;      Г) поэма.

5. Определите жанр произведения. «Повесть временных лет» - это …

А) похвала;       Б) повесть;       В) летопись;       Г) житие.

6. Назовите басню И.А. Крылова, мораль её такова: автор высмеивает заурядных людей, хочет верить, что такие люди не будут оценивать талантливых.

А) «Ларчик»;      Б) «Листы и Корни»;       В) «Ворона и Лисица»;      Г) «Осёл и Соловей».

7. Назовите стихотворение А.С. Пушкина, которое можно отнести к вольнолюбивой лирике:

А) «Зимнее утро»;      Б) «Бесы»;         В) «Узник»;      Г) «И.И. Пущину».

8. Назовите стихотворный размер.  Двусложный размер с ударением на первом слоге –

А) дактиль;         Б) хорей;          В) ямб;        Г) пиррихий.  

9. Определите вид изобразительно-выразительного средства: «Степью лазурною, цепью жемчужною…»

А) метафора;       Б) эпитет;       В) сравнение;     Г) олицетворение.

10. Какого героя нет в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг»:

А) Илюши;       Б) Алёши;       В) Павлуши;        Г) Вани.

1. Определите по предложенному отрывку автора и название произведения:

А) Случается нередко нам                                       Б) Под голубыми небесами

     И труд и мудрость видеть там,                               Великолепными коврами,

     Где стоит только догадаться                                   Блестя на солнце, снег лежит;

     За дело просто взяться.                                            Прозрачный лес один чернеет…

В) «Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели…»

Г) «Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми и белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной  улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку…»

Д) Неохотно и несмело                                             Е) И только замолкли – в дали голубой

     Солнце смотрит на поля.                                          Столбом уж крутился песок золотой,

     Чу, за тучей прогремело,                                           Звонков раздавались нестройные звуки,

     Принахмурилась земля.                                            Пестрели коврами покрытые вьюки…

2. Определите жанр произведения:

А) И.А. Крылов «Осёл и Соловей»;

Б) А.С. Пушкин «Дубровский»;

В) А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка»;

Г) М.Ю. Лермонтов «Утёс».

3. Внимательно прочитайте определение – напишите термин:

А) Построение произведения;

Б) Небольшое эпическое произведение, в котором точно изображаются герои, существовавшие в действительности, и  события, происходившие в реальной жизни;

В) Преувеличение свойств какого-либо предмета или явления;

Г) Двусложный размер стиха, ударение в котором падает на второй слог.

4. Определите стихотворный размер:

А) Люблю грозу в начале мая,                                    Б) Тепло на солнышке. Весна

     Когда весенний, первый гром…                                       Берёт свои права.

5. Определите способ рифмовки стихотворных строк, укажите, какая рифма (точная или неточная) использована автором:

А) Тепло на солнышке. Весна                                    Б) Мама! Глянь-ка из окошка -

        Берёт свои права;                                                  Знать, вчера недаром кошка

     В реке местами глубь ясна,                                                     Умывала нос: …

        На дне видна трава.                                                      Видно, есть мороз.

6. Выпишите из стихотворения все изобразительно-выразительные средства:

    Образец: «гордые пальмы» - эпитет

        

                Весенние воды

        Ещё в полях белеет снег,

        А воды уж весной шумят –

        Бегут и будят сонный брег,

        Бегут и блещут и гласят…

        Они гласят во все концы:

        «Весна идёт, весна идёт!

        Мы молодой весны гонцы,

        Она нас выслала вперёд!»

        Весна идёт, весна идёт!

        И тихих, тёплых, майских дней

        Румяный, светлый хоровод

        Толпится весело за ней.

                        

                        Ф.И. Тютчев

*** С какой целью Ф.И. Тютчев использовал изобразительно-выразительные средства? (Напишите письменное высказывание.)

Контрольная работа по литературе за I полугодие

II вариант

Тестовая работа

1. Какой из представленных жанров не относится к устному народному творчеству:

А) пословица;    Б) поэма;    В) былина;    Г) небылица.

2. Определите жанр произведения устного народного творчества: «Хоть шаром покати»

А) пословица;      Б) небылица;       В) поговорка;      Г) загадка.

3. Укажите границы древнерусской литературы:

А) VII – X века;       Б) конец X – XII века;       В) конец X – XVII века;        Г) XI – XVIII века.

4. Какой из представленных жанров не относится к древнерусской литературе:

А) сказание;       Б) хождение;      В) роман;      Г) поучение.

5. Кого считают автором «Повести временных лет»?

А) Илларион;       Б) Пимен;          В) Нестор;         Г) Кирилл.

6. Назовите басню И.А. Крылова, мораль её такова: автор высмеивает пустое мудрствование, глупые речи.

А) «Ларчик»;      Б) «Листы и Корни»;       В) «Ворона и Лисица»;      Г) «Осёл и Соловей».

7. Назовите стихотворение А.С. Пушкина, которое можно отнести к пейзажной лирике:

А) «Зимнее утро»;      Б) «Бесы»;         В) «Узник»;      Г) «И.И. Пущину».

8. Назовите стихотворный размер.  Двусложный размер с ударением на втором слоге –

А) дактиль;         Б) хорей;          В) ямб;        Г) пиррихий.  

9. Определите вид изобразительно-выразительного средства: «Великолепными коврами, // Блестя на солнце снег лежит»

А) метафора;       Б) эпитет;       В) сравнение;     Г) олицетворение.

10. Какого героя нет в произведении А.С. Пушкина «Дубровский»:

А) Кирилла Петрович;    Б) Андрей Владимирович;     В) Антон Пафнутьич;     Г) Шабашкин.

1. Определите по предложенному отрывку автора и название произведения:

А) Трещит затопленная печь.                                  Б)       Не мы ль от зноя пастуха

     Приятно думать у лежанки,                                    И странника в тени прохладной укрываем?

     Но знаешь: не велеть ли в санки                                   Не мы ль красивостью своей

     Кобылку бурую запречь?                                        Плясать сюда пастушек привлекаем?

В) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».

Г) «…волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! …»

Д) Пусть сосны и ели                                           Е) Мотаясь, висели меж твёрдых горбов

     Всю зиму торчат,                                                  Узорные полы походных шатров;

     В снега и метели                                                   Их смуглые ручки порой подымали,

     Закутавшись, спят.                                                И чёрные очи оттуда сверкали…

2. Определите жанр произведения:

А) И.А. Крылов «Ларчик»;

Б) А.С. Пушкин «Дубровский»;

В) И.С. Тургенев «Бежин луг»;

Г) М.Ю. Лермонтов «Тучки».

3. Внимательно прочитайте определение – напишите термин:

А) Последовательность и связь событий в художественном произведении;

Б) Большое повествовательное произведение, со множеством действующих лиц и развитым сюжетом;

В) Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства;

Г) Двусложный размер стиха, ударение в котором падает на первый слог.

4. Определите стихотворный размер:

А) Гремят раскаты молодые,                                       Б) Свет небес высоких,

     Вот дождик брызнул, пыль летит…                           И блестящий снег…

5. Определите способ рифмовки стихотворных строк, укажите, какая рифма (точная или неточная) использована автором:

А) Уж теперь не будет спору:                          Б) Но вот опять лукавый глаз

      За салазки, да и в гору                                           Сверкнул невдалеке.

        Весело бежать! …                                      Постой, авось на этот раз

        «Ну, скорей гулять!»                                        Повиснешь на крючке!

6. Выпишите из стихотворения все изобразительно-выразительные средства:

    Образец: «гордые пальмы» - эпитет

        

        Есть в осени первоначальной

        Короткая, но дивная пора –

        Весь день стоит как бы хрустальный,

        И лучезарны вечера…

        Где бодрый серп гулял и падал колос,

        Теперь уж пусто всё – простор везде, -

        Лишь паутины тонкий волос

        Блестит на праздной борозде.

        Пустеет воздух. Птиц не слышно боле,

        Но далеко ещё до первых зимних бурь –

        И льётся чистая и тёплая лазурь

        На отдыхающее поле…

                        Ф.И. Тютчев

*** С какой целью Ф.И. Тютчев использовал изобразительно-выразительные средства? (Напишите письменное высказывание.)



Предварительный просмотр:

Контрольная работа в 7 классе за первое полугодие

1. Узнайте произведение. Укажите ведущее средство художественной выразительности в отрывке. Дайте ему определение. (Всего 4 балла)

 Все на пиру наедалися,

 Все на пиру напивалися,

 Похвальбами все похвалялися.

 Иной хвастает бессчетной золотой казной,

 Другой хвастает силой-удачей молодецкою,

 Который хвастает добрым конем,

 Который хвастает славным отчеством.

 Славным отчеством, молодым молодечеством,

 Умный хвастает старым батюшком,

 Безумный хвастает молодой женой.

2. Объясните смысловую связь между похожими эпитетами, определяющими отношение                 к царю и Степану Калашникову. (4 балла)

Не сияет на небе солнце красное,                                     Государь ты мой, красно солнышко

Не любуются им тучки синие:                                           Иль убей меня, или выслушай!

То за трапезой сидит во златом венце

Сидит грозный царь Иван Васильевич…

3. Определите произведение и авторов, откуда взяты следующие герои:

А)  Калашников, Кирибеевич, Алена Дмитриевна

Б) Григорий, монах-летописец, Шуйский

В) Евгений, Параша.

Г) Охрим Гуска, Голокопытенко, Бовдюг, Потоцкий

Допишите  других героев  угаданных произведений в данные группы. (Всего 12 баллов)

4. Из какого произведений взяты эти строки? Назовите автора. Какая авторская мысль скрывается в этих строках? (до 5 баллов)

А) Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Задание по выбору (до 5 баллов):

5.1 Почему «Русский язык» называют стихотворением в прозе?

5.2   Назовите жанровые особенности «Повести о Петре и Февронии Муромских». Приведите примеры, доказывающие ваше мнение.

Ответы.   Таблица оценивания результатов.

№ задания

Ответы

Баллы

Общее количество баллов за задание

1.

Былина «Садко».

1

4

Постоянный эпитет

1

Постоянный эпитет – это эпитет, который обычно характеризует определенное существительное (ясно солнышко, красна девица, добрый конь,  удача молодецкая, славное отечество и т.д.) Это средство выразительности свойственно устному народному творчеству.

2

2.

Подчиненный уважают и боятся грозного царя Ивана Васильевича. Впечатление усиливается природным параллелизмом, т. е сопоставление мира природы и мира человека. Степан Парамонович  - глава семьи, тот же царь для Алены Дмитриевны, которого она любит и боится его немилости. Отношение жены к мужу ярко передает эпитет красно  солнышко. 

4

3.  А

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Герои: царь Иван Грозный

3

12

     Б

А.С.Пушкин, драма Борис Годунов

Герой: Григорий, царь Иван Грозный

3

     В

А.С.Пушкин «Медный всадник»

Герои: статуя Петра I

3

     Г

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Герои: Тарас, Андрий, Остап

3

4.

А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»

2

5

Пушкин размышляет о свободе поэта, его пророческом даре, родственном дару волхвов, и хочет сказать, что поэт обязан говорить и писать правду – то, что думает, чувствует, - не боясь царского гнева, ссылки и других лишений.

3

5. 1

- лирическое начало, ярко выраженные чувства автора

- эмоциональность повествования

- красивый, точный язык; эмоционально окрашенные слова, яркие эпитеты, восклицательные, вопросительные интонации

- ритмичность,музыкальность

- членение на мелкие абзацы, подобные строфам

- небольшой объём

- отсутствие описательных картин, подробной характеристики персонажей

5

5.2

-черты сказки (Агриков меч, змий)

- черты исторической повести (Рязань, село Ласково, Петр, Феврония)

- черты жития (вся жизнь героев произведения является примером для подражания; герои отмечены Богом , он им постоянно помогает; после смерти с телами Перта и Февронии происходят чудеса)

5

Оценка «5» - 30 – 25 баллов

               «4» - 24 –  18 баллов

               «3» - 12 – 17 баллов

                «2» - менее 12 баллов



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе за I полугодие (8 класс)

вариант 1

1. Соотнесите качества характера с персонажами повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

1. честность

2.смелость

3.трусость Гринёв

4.прямота

5. коварство

6.жестокость Швабрин

7. чувство долга и чести

8.эгоизм

2. Чей это портрет: «На другой день поутру я только что стал одеваться, как дверь отворилась, и вошёл молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)?

3. Соотнесите качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются:

А.ум, сметливость 1. освобождение Гринёва

Б, широта натуры, чувство справедливости 2. буран

В.чувство благодарности 3. освобождение Маши Мироновой

Г.смелость, отвага 4. взятие Белогорской крепости

А- Б- В- Г-

4. Какую сказку рассказывает Пугачёв Гринёву? В чём её смысл? (гл.11)

5. Эти слова  «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю» являются эпиграфом к произведению

А) «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Б) «Ревизор» Н.В. Гоголя

В) «Мцыри» М.Ю. Лермонтова

6. Жанр произведения «Мцыри»

А) рассказ

Б) поэма

В) баллада

7. Сюжет «Ревизора» был подсказан Н.В. Гоголю

А) В.А. Жуковским

Б) В.Г. Белинским

В) А.С. Пушкиным

8. Какое произведение НЕ принадлежит М.Ю. Лермонтову?

А) «Бородино»

Б) «Полтава»

В) «Тучи»

9. В характеристике героя

...Как серна гор, пуглив и дик,

И слаб и гибок, как тростник… -

автор использует

А) метафору

Б) сравнение

В) гиперболу

10. Смерть Мцыри трактуется как

А) трагедия человека, не сумевшего противостоять силам природы

Б) протест против насилия над личностью

В) освобождение от зависимости, обретение свободы

11. Поэма «Мцыри» относится к направлению

А) классицизм Б) сентиментализм В) романтизм

12. Род литературы, к которому относится произведение «Ревизор» Н.В. Гоголя

А) эпос

Б) лирика

В) драма

13. Хлестаков в пьесе Н.В. Гоголя

А) всерьёз хочет жениться на дочери Городничего

Б) всё делает как бы случайно, не планируя и не думая о последствиях

В) хочет набрать как можно больше денег в долг

14. Кульминационная сцена в пьесе «Ревизор»

А) беседа Городничего и Хлестакова в трактире

Б) сообщение об инкогнито Бобчинским и Добчинским

В) сцена вранья в доме Городничего

15. Главная тема повести Н.В. Гоголя «Шинель»

А) трагедия «маленького человека»

Б) неудовлетворённость героя жизнью

В) человек и общество

16. Служба Башмачкина заключается в

А) создании новых законов

Б) переписывании готовых документов

В) в исправлении чужих недочётов

17. Имя «Акакий» в переводе с греческого означает

А) вздорный Б) злобный В) незлобивый

18. Мечта сшить новую шинель

А) не повлияла на поведение героя

Б) ожесточила и озлобила героя

В) придала решительности и целеустремлённости

19. Пафос произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

А) комический

Б) сатирический

В) героический

20. Важную роль в «Истории…» играет

А) антитеза

Б) сравнение

 В) гротеск

21. Найдите «лишнее»:

А) Хлестаков

Б) Савельич

В) Земляника

 Г) Бобчинский

22. Главная тема повести «Шинель» Н.В.Гоголя:

1) любовь к Родине

 2) человек и общество

3) неудовлетворённость героя жизнью

4) трагедия «маленького человека»

23. Сюжет повести «Шинель» возник у Гоголя под впечатлением:

1) фантастической истории 2) песни. 3) анекдота

24. Что определяет образ жизни великосветского франта в рассказе Н.С.Лескова «Старый гений»?

1) забота о людях 3) развлечения;

2) непосильный труд 4) постоянная помощь родным.

Ответы на задания В1 – В2 необходимо дать в виде слова, словосочетания или 1 предложения

В1. В каком чине состоял Акакий Акакиевич, герой повести «Шинель»?

В2. Почему народ, о котором рассказывается в романе «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина, называют головотяпами?

Ответы из задания С1 – С3 необходимо дать в виде связного текста в объеме 5 – 10 предложений. (на выбор)

С1. Трагичен или смешон Акакий Акакиевич?

С2 Кого высмеивает Салтыков-Щедрин М.Е. в романе «История одного города»?
С3.Как объяснить название рассказа Лескова «Старый гений»?

Контрольная работа по литературе за I полугодие

вариант 2

1. Соотнесите качества характера с персонажами повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

1. корысть                                         Гринёв

2.искренность

3.отступник                                      Швабрин

4.сердечность

5.доброжелательность

6. мстительность

7 предательство

8. клеветник

2. Чей это портрет: «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)?

3. Соотнесите качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются:

А.понимание перспектив восстания         1. освобождение Маши Мироновой

Б.жестокость                                               2. разговор с Гриневым в мятежной слободе

В.свободолюбие                                          3.сцена суда в Белогорской крепости

Г.широта натуры, чувство справедливости 4. сказка старой калмычки

А- Б- В- Г-

4. Назовите эпиграф, предпосланный А.С. Пушкиным повести. В чем его смысл?

5.Эти слова  «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» являются эпиграфом к произведению

А) «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Б) «Ревизор» Н.В. Гоголя

В) «Мцыри» М.Ю. Лермонтова

6. Жанр произведения Н.В. Гоголя «Ревизор»

А) рассказ

Б) поэма

В) комедия

7. Какое произведение НЕ принадлежит Н.В. Гоголю?

А) «Ночь перед Рождеством»

Б) «Заколдованное место»

В) «Дубровский»

8. В характеристике одного героя пьесы «Ревизор» Городничий глуп, как сивый мерин автор использует

А) метафору

Б) сравнение

В)гиперболу
9. Главная идея в решении образа Мцыри

А) смирение и покорность героя обстоятельствам

Б) любовь к путешествиям

В) духовная связь героя с родиной

10. Главы, предшествующие исповеди Мцыри, в композиции поэмы являются

А) завязкой

Б) экспозицией

В) кульминацией

11. Род литературы, к которому относится произведение «Шинель» Н.В. Гоголя

А) эпос

Б) лирика

В) драма

12. Хлестаков в пьесе Н.В. Гоголя способен

А) быть логичным

Б) удивлять окружающих искрящимся юмором

В) произносить нелепости и врать без остановки

13. Хлестаковщина - это

А) стремление следовать моде во всём

Б) беззастенчивое, безудержное хвастовство и неосмысленные, неожиданные для самого героя действия

В) карьеризм, мошенничество

14. Сюжет повести «Шинель» возник у Н.В. Гоголя под впечатлением

А) фантастической истории

Б) анекдота

В) песни

15. «Сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья»

А) значительное лицо

Б) голод

В) северный мороз

16. Создавая образ значительного лица, Гоголь подразумевал

А) конкретного человека

Б) обобщённый тип чиновника

В) характер одного из чиновников, показанных в «Ревизоре»

17. Кульминацией повести «Шинель» является

А) сцена кражи шинели

Б) смерть Башмачкина

В) сцена значительного лица

18. Пафос произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

А) героический

Б) комический

В) сатирический

19 Важную роль в «Истории…» играет

А) сравнение

Б) гротеск

В) антитеза

20. Найдите «лишнее»:

А) Пугачёв,

Б) Гринёв,

В) Хлопов,

Г) Швабрин

21. Н.В.Гоголь продолжает развивать тему «маленького человека» в повести «Шинель»:

1) вслед за Державиным

 2) вслед за Карамзиным

3) вслед за Пушкиным

4) вслед за Лермонтовым

22.Какое отношение к главному герою повести «Шинель» хочет вызвать Гоголь у читателя?

1) презрение

2) сочувствие

3) ненависть

4) восхищение

23. С какой целью автор подробно описывает отсутствие каких-либо ответов великосветского франта на письма доброй старушки в повести Н.С.Лескова «Старый гений»?

1) выявляет жалость героя к людям

2) показывает бессердечие человека, его внутреннюю пустоту

3) характеризует психологическое состояние героев

4) подчёркивает социальное положение героя.

Ответы на задания В1 – В2 необходимо дать в виде слова, словосочетания или 1 предложения

В1. Назовите фамилию главного героя произведения Н. В. Гоголя «Шинель».

В2. Назовите сатирические приемы, которые лежат в основе изображения глуповцев (роман М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»)?

Ответы из задания С1 – С3 необходимо дать в виде связного текста в объеме 5 – 10 предложений. (на выбор)

С1. Почему повесть о судьбе маленького человека названа «Шинель»?

С2. Какие проблемы поднимаются в рассказе Лескова Н.С. «Старый гений»?

С3. Что принесло головотяпам самовластие?



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе для 9 класса (I полугодие)

1. В основе произведения «Слово о полку Игореве»:

а) историческая реальность;

б) художественный вымысел;

в) фантастика.

2. Жанр произведения Карамзина «Бедная Лиза»:

а) очерк;

б) повесть;

в) рассказ.

3. Эраст женился на богатой вдове, потому что:

а) благосостояние для него было важнее любви;

б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;

в) в армии проиграл свое имение и остался без средств.

4. Завязкой в произведении Грибоедова « Горе от ума» является:

а) монолог Лизы;

б) диалог Лизы и Фамусова;

в) приезд Чацкого.

5. Характер и личность Чацкого раскрываются:

а) в отношениях героя с другими персонажами;

б) в его монологах;

в) в оценке его поступков другими персонажами.

6. Молчалин смог добиться расположения Софьи, так как:

а) искренне сожалел, что такая чудесная барышня страдает из-за предательства Чацкого, покинувшего её;

б) был холоден и расчетлив, умело шел к своей цели, используя все дозволенные и недозволенные методы;

в) был добропорядочным и воспитанным человеком;

7. Талант, которым обладает Молчалин:

а) умеренность и аккуратность;

б) умеренность и обходительность;

в) порядочность и аккуратность.

8. Посетовав на неосторожное поведение Софьи, испугавшейся за жизнь Молчалина, последний сказал, что «злые языки страшнее пистолета». В этой ситуации Молчалин:

а) беспокоится о своей репутации;

б) защищает честь Софьи;

в) хочет скрыть от всех свои чувства.

9. Молчалин любит Софью:

а) искренне;

б) по должности;

в) от скуки.

10. «Хрипун, удавленник, фагот» - это:

а) Чацкий;

б) Молчалин;

в) Скалозуб.

11. Чацкий заставил Софью возненавидеть его, когда:

а) неожиданно приехал после трех лет отсутствия;

б) посмеялся над московским обществом;

в) нелестно высказался о Молчалине.

12. Когда Чацкий говорит об уме Молчалина и душе Скалозуба, он:

а) серьезен;

б) ироничен;

в) смешон.

13. Софья строит свою жизнь:

а) по образцу, по традиции, ничего не меняя;

б) по-своему;

в) так, как скажет отец.

14. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - говорит:

а) Фамусов;

б) Чацкий;

в) Молчалин.

15. Эпиграф к стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» взят Пушкиным из произведения:

а) Горация;

б) М.В. Ломоносова;

в) Г.Р. Державина.

16. Действие первой главы «Евгения Онегина» происходит:

а) в деревне дяди Онегина;

б) в Петербурге;

в) в Москве.

17. Татьяна Ларина зачитывалась сентиментальными романами:

а) Ричардсона и Руссо;

б) Ричардсона и Грандисона;

в) Грандисона и Ловласа.

18. Героиня, которая:

В глазах родителей…

Цвела как ландыш потаенный,

Незнаемый в траве глухой

Ни мотыльками, ни пчелой… -

а) Татьяна;

б) Ольга;

в) мать Татьяны и Ольги.

19. Письмо Татьяны к Онегину автор называет «необдуманным», потому что:

а) в нем не были соблюдены правила эпистолярного жанра;

б) оно написано в порыве чувств, без учета этических норм, принятых в обществе;

в) оно лишено логики.

20. Портрет Ольги Лариной:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые… -

Составлен с использованием:

а) сравнения;

б) гиперболы;

в) литоты.

21. Персонаж, для которого любовь является романтической мечтой:

а) Евгений Онегин;

б) Владимир Ленский;

в) Ольга Ларина.

Ответы:

  1. А
  2. Б
  3. А
  4. В
  5. Б
  6. Б
  7. А
  8. А
  9. Б
  10. В
  11. В
  12. Б
  13. А
  14. Б
  15. А
  16. А
  17. А
  18. Б
  19. Б
  20. А
  21. А



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе за I полугодие

I. Терминологический контроль.

1. Главный вопрос, поднимаемый в произведении.

2. Род литературы, рассказывающий о героях и событиях.

3. Построение произведения.

4. То, о чем говорится в произведении.

5. Одна стихотворная строка.

6. Отрывок произведения с законченным смыслом.

7. Изобразительно-выразительные средства языка.

8. Изменения порядка слов или событий.

9. Противопоставление.

10. Нравоучение, высказанное напрямую автором в произведении.

II. Сопоставьте авторов и произведения.

1. «Демон»

2. «Портрет»

3. «Невский проспект»

4. «Валерик»

5. «Обломов»

6. «Гроза»

7. «Медный всадник»

8. «Эллегия»

9. «Мой Демон»

10. «Нет, я не Байрон…»

А) М.Ю.Лермонтов

Б) А.Н.Островский

В) Н.В.Гоголь

Г) А.С.Пушкин

Д) А.С.Грибоедов

Е) И.С.Тургенев

Ж) И.А.Гончаров

III. Развернутый ответ на вопрос

Выберите один из вопросов и дайте на него развернутый ответ.

I вариант.

С какими социальными явлениями, схожими с представленным в романе И.А.Гончарова, вы знакомы по классической литературе? Можно ли назвать их социально опасными? Почему?

II вариант.

Почему гроза в одноименной пьесе А.Н.Островского играет такую важную роль? Что скрывается за ее образом?


Ключи к контрольной работе по литературе за I полугодие

I. Терминологический контроль:

1. Проблема.

2. Эпос.

3. Композиция.

4. Тема.

5. Стих.

6. Эпизод.

7. Тропы.

8. Инверсия.

9. Антитеза

10. Мораль.

II. Соотнесение.

1.г

2.в

3.в

4.а

5.ж

6.б

7.г

8.г

9.а

10.а

III. Развернутый ответ на вопросы:

Критерии оценки развернутого ответа на вопрос

Критерий оценки

Количество баллов

Полнота и фактологическая точность ответа

  1. Ответ полный, без фактических ошибок, видно знание текста. 3 балла
  2. Ответ неполный или/и есть 1 фактическая ошибка, видно поверхностное знание сюжета 2 балла
  3. Ответ неполный, есть фактические ошибки 2-3 1 балл
  4. Ответ содержит больше 3 фактических ошибок или/и не соответствует теме 0 баллов

Логическое построение текста

  1. Работа выполнена без логических ошибок   2 балла
  2. Есть 1-2 логические ошибки    1балл
  3. Есть 3 и больше логические ошибки   0 баллов

Речь

  1. Речевых ошибок нет      2 балла
  2. 1-2 речевые ошибки       1 балл
  3. 3 и больше речевых ошибок     0 баллов

Итого максимальное количество баллов:    7 баллов

Всего за работу максимальное количество баллов:  27

Если по критерию К1 ученик получает 0 баллов, все остальные критерии не учитываются, т.е. развернутый ответ считается 0 баллов.


Критерии оценивания работы:

«5» - 27-25 балл

«4» - 24-20

«3» - 19-14

«2» - 13 и меньше




Предварительный просмотр:

Контрольный тест по литературе за 1 полугодие (11 класс)

1. Какие важные исторические события происходили в России на рубеже XIX - XX веков:

а) три революции

б) отмена крепостного права

в) восстание декабристов

г) крымская война

2. Кто ввел определение «серебряный век»:

а) Н.Бердяев

б) Н.Оцуп

в) А.Блок

г) Вл.Соловьев

3. Какой из поэтов не принадлежит к Серебряному веку:

а) К.Бальмонт

б) Н.Гумилев

в) А.Фет

г) В.Брюсов

4. Кому из русских писателей начала прошлого века была присуждена Нобелевская премия:

а) А.Блоку

б) А.Куприну

в) А.Чехову

г) И.Бунину

5. К какому поэтическому направлению принадлежит творчество Н.С.Гумилева:

а) футуризм

б) акмеизм

в) имажинизм

г) символизм

6. Кто из поэтов не принадлежал к акмеизму:

а) А.Ахматова

б) К.Д.Бальмонт

в) О.Мандельштам

г) Г.Иванов

7. Героем, какого рассказа Горького является Лойко Зобар:

а) Старуха Изергиль

б) Макар Чудра

в) Челкаш

8. Для какого произведения Горького не характерна композиция «рассказ в рассказе»:

а) Старуха Изергиль

б) Макар Чудра

в) Челкаш

9. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»: 

а) Сатину

б) Луке

в) Актеру

10. Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию:

а) Бубнов

б) Сатин

в) Клещ

г) Лука

11. К какому направлению относится раннее творчество А.Блока:

а) Футуризм

б) Акмеизм

в) Символизм

12. Какое стихотворение А.Блока относится к теме «страшного мира»:

а) «Фабрика»

б) «К Музе»

в) «Осенняя воля»

г) «Я стар душою»

13. К какому этапу творчества («трилогия вочеловечения») А.Блок отнес цикл «Стихи о Прекрасной Даме»:

а) Теза

б) Антитеза

в) Синтез

14. Из какого произведения Блока эти строки: «Ты рванулась движеньем испуганной птицы/ Ты прошла, словно сон мой легка…»:

а) «В ресторане»

б) «Незнакомка»

в) «Двенадцать»

15. Цикл стихотворений А.Блока «На поле Куликовом» является произведением:

а) на историческую тему

б) о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего

в) о современности

16. Какой мелодии не слышно в поэме А.Блока «Двенадцать»:

а) танго

б) марш

в) частушка

г) романс

17. Какой художественный прием использует А.Блок в следующих строках: «И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу»:

а) метафора

б) эпитет

в) антитеза

г) аллегория

18. Как называлось литературное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства. Характерным признаком, которого, является недосказанность и замена образа:

а) акмеизм

б) символизм

в) футуризм

г) имажинизм

19. Как называлось литературное направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, отказ от мистической туманности, создание зримого, конкретного образа:

а) акмеизм

б) символизм

в) футуризм

г) имажинизм

20. К какому литературному направлению принадлежали поэты: Д.Бурлюк, В.Каменский, В.Хлебников:

а) акмеизм

б) символизм

в) футуризм

г) имажинизм

21. Кто из поэтов принадлежал к «эгофутуристам»:

а) И.Северянин

б) В.Хлебников

в) З.Гиппиус

22. Поэтов какого литературного направления вдохновляла философия Вл.Соловьева:

а) футуристов

б) акмеистов

в) символистов

23. Как назывался пароход, на котором путешествовал главный герой произведения И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»:

а) Атлантида

б) Паллада

в) Чайка

г) Титаник

24. Как звали главного героя рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»:

а) Ромашов

б) Желтков

в) Шеин

г) Николаев

25. К какому литературному направлению принадлежит творчество В.Маяковского: 

а) имажинизм

б) футуризм

в) символизм

г) акмеизм

Контрольный тест по литературе 11 класс

1 вариант

1. Какое из перечисленных произведений А.П.Чехова заканчивается словами : «Прощайте, пожалуйста! И машет платком».

А) «Ионыч»

б) «Крыжовник»

в) «О любви»

г) «Хамелеон»

2.Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?

а) Н.Гумилев

б) В.Маяковский

в) Ф.Тютчев

г) А.Блок

3.Кто из поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?

А) В.Брюсов

б) К.Бальмонт

в) И.Анненский

г)Н.Гумилев

4. Кому из героев драмы М.Горького «На дне» принадлежит фраза о «карете прошлого», в которой «далеко не уедешь»?

а) Пеплу

б) Сатину

в) Клещу

г) Актеру

5. Кто из поэтов Серебряного века осознавал себя художником, «революцией мобилизованным и призванным»?

а) А.Блок

б) С.Есенин

в) В.Маяковский

г) Н.Гумилев

6.Укажите название приема, к которому прибегает С. Есенин в создании образа: Дымом половодье зализало ил, Желтые поводья месяц уронил…

а) олицетворение

б) сравнение

г) эпитет

д) метафора

7. Укажите верное определение гротеска:

а) вид комического, наиболее беспощадно высмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки;

б) одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное;

в) способность искусства постигать и изображать процессы психической жизни человека.

8.Кому из действующих лиц пьесы «Вишневый сад» принадлежат следующие слова: «Детская, милая моя, прекрасная комната…я тут спала, когда была маленькой» 

9.Кому из пьесы М.Горького «На дне» принадлежат слова: « Когда труд-удовольствие, жизнь - хороша!»

10.Чей это портрет (рассказ «Господин из Сан-Франциско»): «…высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных».

11.Чей это портрет (поэма «Двенадцать»): В зубах - цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!

12. Строки какого отрывка принадлежат А.Блоку?

а) До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, - В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.

б) Под насыпью, во рву некошеном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке на косы брошенном, Красивая и молодая.

13.Какую престижную литературную премию получил И. Бунин в 1933 году, став первым русским писателем-лауреатом этой премии?

14.Какой рассказ А.Куприна носит название драгоценного камня?

15. Прочитайте отрывок:        

А Туркины? Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым.

1. Определите автора, название, жанр произведения, из которого взят этот отрывок. 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении:

    а) открывает повествование;

    б) завершает повествование;

    в) является кульминацией любовного сюжета.

3. Найдите в отрывке слово, повтор которого указывает на неподвижность, застойность семейства Туркиных, запишите его.

Контрольный тест по литературе 11 класс

2 вариант

1.Три рассказа А. П. Чехова, связанные между собой сюжетом, идеей, персонажами, называют «маленькой трилогией». Какой из рассказов не входит в этот цикл?

а) «Человек в футляре»

б) «Ионыч»

в) «О любви»

г) «Крыжовник»

2. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?

а) Б.Пастернак

б) В.Хлебников

в) К.Бальмонт

г) А.Фет

3.Творчество какого поэта не было связано с футуризмом?

а) В.Маяковский

б) А.Крученых

в) В.Хлебников

г) Н.Гумилев

4. Кто из персонажей пьесы М.Горького «На дне» не является участником любовного конфликта?

а) Пепел

б) Василиса

в) Бубнов

г) Наташа

5.Какое из стихотворений не принадлежит А.Блоку?

а) «Вхожу я в темные храмы»

б) «Незнакомка»

в) «Несказанное, синее, нежное..»

6. Какой литературный прием использовал В.Маяковский при написании следующих строк? Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разрыдалась так по-детски…

а) гротеск

б) гипербола

в) олицетворение

г) сравнение

7.Укажите верное определение понятия «лирический герой»:

а)образ героя в произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Он не идентичен образу автора.

б) изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ;

в) лицо, выступившее в печати без указания своего имени или псевдонима.

8.Кому из действующих лиц пьесы «Вишневый сад» принадлежат следующие слова: «Отец мой, правда, мужик был а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд…»

9.Кому из героев пьесы М.Горького «На дне» принадлежат слова: «Человек! Это - великолепно! Это звучит…гордо!»

10.Чей это портрет (рассказ «Господин из Сан-Франциско»): «Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова»

11.Чей это портрет (поэма «Двенадцать»): Помнишь, как бывало, Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ.

12.Строки какого отрывка принадлежат С.Есенину?

а) Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу.

б) Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду…

13. Кто из русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии? 14.Назовите фамилию героя рассказа «Гранатовый браслет», безнадежно любившего княгиню Веру Николаевну Шеину?

15. прочитайте отрывок:

Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит своим неприятным голосом: «Извольте отвечать только на вопросы!» Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.

1.Определите автора, название произведения, жанр произведения из которого взят данный фрагмент.

2.Главной темой этого произведения является

   а) тема оскудения «дворянских гнезд»

   б) тема духовной деградации человека

   в) тема внутреннего раскрепощения личности

3.Выпишите сочетание слов, в которых открыто выражена авторская позиция по отношению к герою.

Ключи к вопросам по литературе 11 класс

Балл

№ вопроса

1 вариант

2 вариант

1 балл

1

а

б

1 балл

2

в

г

1 балл

3

г

г

1 балл

4

б

в

1 балл

5

в

в

1 балл

6

а

в

1 балл

7

б

а

2 балла

8

Раневской

Лопахину

2 балла

9

Сатин

Сатин

2 балла

10

Дочери господина

Господина

2 балла

11

попа

2 балла

12

б

б

1 балл

13

Нобелевскую

И. Бунин

1 балл

14

«Гранатовый браслет»

Желтков

  1. баллов

15

  1. Чехов. «Ионыч». Рассказ
  2. По-прежнему
  1. Чехов. «Ионыч». Рассказ
  2. Жадность одолела

Итого 26 баллов

0 - 13 б - «2»

13 – 18 – «3»

19 – 23 – «4»

24 – 26 – «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...

Контролная работа поповести А.Куприна "Гранатовый браслет"

Контрольная работа поповести А.Куприна " Гранатовый браслет". Работа требует не развернутые ответы на поставленные вопросы...