Рабочая программа по литературе 10-11 класс
рабочая программа по литературе (10, 11 класс) на тему

Сорокопытова Ольга Геннадьевна

             Рабочая программа по литературе для 10-11 классов разработана на основе:

·  Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

·   Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089).

·  «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев» (М.: Русское слово, 2009).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_literatura_10-11.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов МОУ «Никольская средняя школа» Белгородского района Белгородской области разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089).
  •  «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев» (М.: Русское слово, 2009).

Цели и задачи данной программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

2. Развитий представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном  в процессе.

4. Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети интернет.

        

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану школы обучение литературе в 10-11 классах является обязательным и планируется из расчета 3-х часов в неделю. Рабочая учебная программа по литературе для 10-11 класса рассчитана на 204 часа (102 часа-10 класс; 102 часа 11 класс).

Рабочая программа составлена на основе  «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев» (М.: Русское слово, 2009) и ориентирована на учебник-хрестоматию для 10 класса в 2-х частях, авторы В.И.Сахаров, С.А.Зинин. - М.: «Русское слово», 2009, Литература. 11 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях, авторы В.И. Сахаров, С.А. Зинин (9 издание). – Москва: Русское слово, 2010 г.

Срок реализации рабочей программы 2 года.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

10-11 класс

        В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать 

        • образную природу словесного искусства;

        • содержание изученных литературных произведений;

        • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX веков;

        • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

        • основные теоретико-литературные понятия;

   уметь

        • воспроизводить содержание литературного произведения;

        • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

        • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

        • определять род и жанр произведения;

        • сопоставлять литературные произведения;

        • выявлять авторскую позицию;

        •выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

        • аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

        • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 КЛАСС

      Введение (1 час).

Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).

Из  литературы  первой  половины  XIX  века

А.С. ПУШКИН (4 часа)

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».  

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 часа)

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».

Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)

Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.В. ГОГОЛЬ (3 часа)

Повести: «Невский проспект», «Нос».

      «Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Письменная работа по разделу «Из литературы первой половины 19 века» - 2ч.

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (2 часа).

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ (4 часа)

Пьесы: «Свои люди сочтемся!», «Гроза».

«Колумб Замоскворечья» (слово об  А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие  драмы Н.А. Островского «Гроза». Город  Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме  «Гроза». Сила и слабость характера Катерины.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по творчеству  А.Н. Островского (2 часа).

И.А. ГОНЧАРОВ (5 часов)

Роман «Обломов».

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова

Понятие «обломовщина». Обломов и   Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».

Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по творчеству  И.А.Гончарова (2 часа).

И.С. ТУРГЕНЕВ (8 часов)

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе,  конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» (2 часа).

Урок внеклассного чтения № 1 «Рудин» (1 час).

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (3 часа)

Роман «Что делать? » (обзор).

Злободневное и вечное в романе «Что делать».

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.А. НЕКРАСОВ (8 часов)

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр,  композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Знать опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение-рассуждение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (2 часа).

Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 часа)

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

А.А. ФЕТ (3 часа)

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Письменная работа по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета (1 час)

Н.С. ЛЕСКОВ (3 часа)

Повесть «Очарованный странник».

Художественный мир произведений  Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести».  Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова (1 час).

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (5 часов)

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».

«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь».  Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».  

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Урок внеклассного чтения № 2 (1 час)

Проверочная работа по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина (1 час).

А.К. ТОЛСТОЙ (2 часа)

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии  А.К.Толстого.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого (1 час).

Л.Н. Толстой (12 часов)

Роман «Война и мир».

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг.  в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная  война 1812 г.  Философия войны в романе. «Нет величия там,  где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли:   предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.    

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого (домашнее).

Урок внеклассного чтения № 3 (1 час).

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (6 часов)

Роман «Преступление и наказание».

Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания  социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория  Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда»  Сони Мармеладовой.  Возрождение души Раскольникова.

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (домашнее).

А.П. ЧЕХОВ (5 часов)

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели  человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах.  Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад».  Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад».   Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».

11 КЛАСС

Русская литература ХХ века.

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина. Мотивы и образы бунинской лирики. Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А.Бунина «Антоновские яблоки». Образ «закатной» цивилизации  в рассказе «Господин из Сан-Франциско».  Тема любви и духовной красоты человека «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

Жизнь и творчество А.И.Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет». Красота «природного» человека в повести «Олеся».

Л.Андреев. Нравственно-философская проблематика повестей «Иуда Искариот» и «Жизнь Василия Фивейского».

М.Горький. Рассказы-легенды «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».  «На дне» - социально-философская драма М.Горького. Система образов в пьесе М.Горького «На дне». Три правды в пьесе «На дне». Повесть М. Горького «Фома Гордеев». Протест героя-одиночки.  

 

Серебряный век русской поэзии.

Русский символизм и его истоки. Дм. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Соловьев

Лирика поэтов-символистов. В. Брюсова и К.Бальмонта

А.А.Блок. Образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Тема страшного мира в лирике А.Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Тема Родины в лирике А.Блока. «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови». Образ Христа и христианские мотивы в  поэме «Двенадцать».

Поэзия И. Ф. Анненского как звено между символизмом и акмеизмом.

Лирика Н. С. Гумилёва: «Жираф», «Волшебная скрипка». Неоромантизм в лирике Н. Гумилёва.

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Любовная Лирика : «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…». Судьба России в лирике А.Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…» Поэма «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Особенности жанра и композиции.

М.И.Цветаева. Поэзия М. Цветаевой: «Моим стихам, написанным так рано…», «Имя твоё – птица в руке..». Тема Родины, «собирание» России. Дискретность стиха. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству поэтов Серебряного века. «Короли смеха» из группы «Сатирикон».

 Литературные направления и группировки в 20-е годы.

Тема революции в произведениях писателей «новой волны». Общая характеристика «Разгрома» А. Фадеева, «Конармии» И.Бабеля.

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно».

Бунтарский пафос поэмы «Облако в штанах».  Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. «Прозаседавшиеся», «О дряни». Своеобразие любовной лирики В.Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову…».  Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».

С.А.Есенин. Жизнь и  творчество. Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. Тема революции в поэзии Есенина…  Поэзия «русского бунта» в поэме «Пугачов». Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст».  Нравственно-философское звучание поэмы «Анна Снегина».

 Литературный процесс 30-40 х гг.

 Обзор творчества Н. Островского, М. Шолохова, И. Бунина, И.Шмелева.

О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи.

А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности.

 М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы» как пролог романа-эпопеи «Тихий Дон». Картины жизни донских казаков в романе «Тихий  Дон». Проблемы и герои романа.  Изображение революции и Гражданской войны в романе М.А.Шолохова. Идея Дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон». Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

 М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. История создания романа «Мастер и Маргарита». «Мастер и Маргарита» как роман со сложной философской проблематикой. Поиск истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». «Нечистая сила» в романе «Мастер и Маргарита». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости.

Б.Л. Пастернак. Основные темы и мотивы поэзии.  Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.  

 А. Платонов. Жизни и творчество. Рассказ «Июльская гроза». «Сокровенный человек». Тип платоновского героя - мечтателя, романтика.

В.В. Набоков. «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев.

Проза и публицистика военных лет.

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.

Лирика военных лет. Песенная поэзия.

Основные мотивы лирики А.Твардовского. Поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание.

Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека.

Литературный процесс 50 - 80-Х гг.

Общая характеристика литературы послевоенных лет.

 Поэтическая «оттепель»: «громкая» и «тихая» лирика. Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина.

«Деревенская проза» 50 - 80-х годов. Ф.Абрамов, Ю.Казаков, В.Белов, А. Вампилов.

«Окопный реализм» писателей-фронтовиков. Ю. Бондарев, В. Васильев, Е. Носов.

 Авторская песня как песенный монотеатр 70 - 80-х годов. А.Галич, Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий.

Творчество В. Шукшина. Тип героя-«чудика» в новеллистике В. Шукшина.  Тема города и деревни в прозе Шукшина. 

Н. М. Рубцов. Одухотворённая красота природы в лирике.

В. П. Астафьев. Человек и природа в повести «Царь-рыба».

Проблема утраты человеческого в человеке в рассказе Астафьева «Людочка».

В. Г. Распутин. Дом и семья как составляющие национального космоса. Повести «Последний срок», «Живи и помни».

Эпическое и драматическое начало прозы писателя. Повесть «Прощание с Матёрой».

Этапы творческого пути А.И. Солженицына.

 Отражение «лагерных университетов» писателя в повести  «Один день Ивана Денисовича».

 Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матрёнин двор».

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х гг. Общая характеристика переломной эпохи.

Своеобразие современной реалистической прозы. Л. Петрушевская, Л. Улицкая, Т. Толстая.

Поэзия и проза с модернистской доминантой. Поэма в прозе «Москва-Петушки» В. Ерофеева.

Поэзия и судьба И.А.Бродского. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта.

 Обзор зарубежной литературы первой половины XX века.

Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы.

Англия в изображении Б. Шоу

 Э.М.Хемингуэй. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

10 КЛАСС

№ темы/раздела

Название темы/раздела

Количество часов

  1. 1

Введение. «Прекрасное начало…»

1

  1. 2

Из литературы первой половины 19 века

14

  1. 3

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века.

2

  1. 4

А.Н.Островский

6

  1. 5

И.А.Гончаров.

7

  1. 6

Творчество И.С.Тургенева.

11

  1. 7

Н.Г.Чернышевский

4

  1. 8

Н.А.Некрасов

10

  1. 9

Ф.И.Тютчев

3

  1. 10

А.А.Фет

3

  1. 11

Анализ лирики Тютчева и Фета (по выбору)

1

  1. 12

Н.С. Лесков

4

  1. 13

М.Е.Салтыков-Щедрин

7

  1. 14

А.К.Толстой

3

  1. 15

Л.Н.Толстой

13

  1. 16

Ф.М.Достоевский

6

  1. 17

А.П.Чехов

5

  1. 18

Обобщение по курсу литературы

3

Итого

102 ч.

11 КЛАСС

№ темы/раздела

Название темы/раздела

Количество часов

  1. 1

Введение. Русская литература ХХ века.

17

  1. 2

Серебряный век русской поэзии

18

  1. 3

Обзор литературы 20-х годов

14

  1. 4

Литературный процесс 30-40-х гг.

20

  1. 5

Литература периода Великой Отечественной войны

6

  1. 6

Литературный процесс

50-90-е г.г.

17

  1. 7

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х гг.

5

  1. 8

Обзор зарубежной литературы.

5

Итого

102 ч.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Система контроля и оценки достижения планируемых предметных результатов освоения программы по литературе в 10-11 классах осуществляется учителем-предметником и включает в себя следующие виды контроля:

  • текущий контроль – осуществляется контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия. В данный период обучающийся должен иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение обучающегося к контролю. В журнале фиксируются только положительные отметки;
  • тематический контроль – определяется уровень сформированности знаний и умений по предмету по итогам изучения крупной темы (форма контроля: проверочные письменные работы/тесты/). Результаты проверки фиксируются в классном журнале;
  • промежуточный контроль – определяется уровень достижения планируемых результатов изучения русского языка за учебный год (форма контроля: сочинение);
  • итоговый - тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

10 КЛАСС

Основная литература

1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. – М.: Вако, 2009.

2. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», авторы-составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А.Чалмаев. – М.: «Русское слово», 2009.

Дополнительная литература

1.Открытые уроки по литературе. 9-11 классы. /Авторы-составители: Л.И. Косивцева, Л.А. Тропкина. – Волгоград: Учитель, 2003.

2. Курганова Л.А. По страницам литературных произведений. 5-11 классы: викторины / авт.-сост. Л.А.Курганова. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Литература. 5-9 классы: активные формы обучения / авт.-сост. Л.И. Тареева и др. – Волгоград: Учитель, 2008.

Справочные пособия

  1. Ожегов  С.И. Словарь русского языка /- М.: Просвещение, 2000.

Оборудование и приборы

  1. А.С.Пушкин. Альбом репродукций.
  2. Комплект портретов русских писателей (54 портрета).
  3. Комплект «Теория литературы в таблицах». Москва. Дрофа, 2007.
  4. Л.Н.Толстой. Альбом репродукций.
  5. М.Ю. Лермонтов. Альбом репродукций.
  6. Компьютер.
  7. Принтер.
  8. Экран.
  9. Магнитно-маркерная доска «К уроку».
  10.  Проектор.

11 КЛАСС

Основная литература

  1. Литература. 11 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. (9 издание). – Москва: Русское слово, 2010 г. Авторы В.И. Сахаров, С.А. Зинин.
  2. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе (4-е издание). – Москва, 2008.

Справочники

1.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская АН; Российский фонд   культуры; - 2-е изд.,   испр. и доп. – Москва: АЗЪ, 1995. – 928 с.

Оборудование и приборы

  1. Альбом «Л.Н.Толстой» (1828 – 1910)
  2. Альбом «А.М.Горький» (1868 – 1936)
  3. Альбом «В.В.Маяковский» (1893 – 1930)
  4. Альбом «М.А.Шолохов» Просвещение, 1982 

5. Компьютер.

6. Принтер.

7. Экран.

8. Магнитно-маркерная доска «К уроку».

9. Проектор.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Электронный репетитор-тренажер «Учимся вместе», издательство «Учитель», 2007
  2.  «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru).
  3. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» (http://lit.1september.ru).  
  4. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала (http://litera.edu.ru).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса.Авт. В.П. Полухина. Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. - М.:Просвещение, 20

Рабочая программа по литературе  для обучающихся 6    класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе (базовый уровень)...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса. Учителя русского языка и литературы МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа» Домниной Ирины Хабибуловны.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по литературе для 8 класса,учителя  русского языка и литературыМКОУ «Новослободская  средняя общеобразовательная школа»Домниной Ирины Хабибуловны....

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая программа по литературе 5-11 класс, КТП по литературе 6 класс

Разработана на основе  авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией В.Я.Коровиной (Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Беляева Н. В. Литерат...

Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год

Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результ...

Рабочая программа "Родной язык" 10 класс.Рабочая программа "Родная литература" 10-11 класс.

Рабочая программа "Родной язык" 10 классРабочая программа "Родная литература" 10-11 класс...