Заключительные уроки по "Слову о полке Игореве" 9 класс
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Сорокопытова Ольга Геннадьевна

"Слово о полку Игореве" как памятник древнерусской литературы. Заключительные уроки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_zaklyuchitelnye_uroki_po_slovu.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

 (Слайд 1) Тема: «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы

(2 урока).

Оборудование: презентация «Слово о полку Игореве».

 (Слайд 2) Цели:

1. Знакомство с памятником древнерусской литературы.

2. Обучение анализу текста.

3. Воспитание патриотизма.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы побываем в XII и конце XVIII века. Сделать нам это поможет памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» и история его открытия.

Часть 1.

(Слайд 3). «Слово о полку Игореве» предположительно было написано в 1187 году; опубликовано в «Изборнике» XVI века.

(Слайд 4). Это рукописное издание было обнаружено в 90-х годах XVIII века известным собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным (1744-1817). Сам граф, рассказывая о приобретении поэмы, говорил о том, что она куплена его комиссионером «в последние годы» жизни бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского после преобразования монастыря в архиерейский дом.

А.И. Мусин-Пушкин был обладателем одной из самых больших в Москве библиотек и собирателем редкой коллекции древних рукописей. В Москве есть дом, связанный с историей «Слова» — это особняк А.И. Мусина-Пушкина, построенный архитектором М.Ф. Казаковым (д. 2 на Спартаковской улице, в прошлом она называлась Елоховской). Именно здесь хранился экземпляр «Слова», приобретённый графом.

(Слайд 5). В 1800 году А.И. Мусин-Пушкин со своими друзьями, учёными-историками А. Малиновским, Н. Бантыш-Каменским и Н. Карамзиным издают первое в России печатное издание этой древнерусской книги. Она называлась «Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгород-Северского Игоря Святославича, писанная старинным русским языком на исходе XII столетия», и была напечатана в Сенатской типографии в Москве в количестве 1200 экземпляров.

В 1812 году в Москву вошли наполеоновские войска, в городе начался пожар. Особняк А.И. Мусина-Пушкина в пожаре не погиб, но сгорела вся библиотека. Сгорел и «Изборник» и большая часть напечатанного. Но немного раньше для Екатерины II была снята копия (список) с рукописи «Слова». Так что потомкам остались только немногочисленные уцелевшие от пожара экземпляры первого издания «Слова» и эта рукописная копия.

В настоящее время известны около 70 экземпляров этого первого издания. Они хранятся в государственных хранилищах, таких как Российская государственная библиотека, Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук и др. Многие экземпляры находятся в частных собраниях.

2. Выступление учеников (инд. домашнее задание).

Часть 2. (Слайд 6) Историческая основа «Слова».

1-ый ученик.

(Слайд 7) Итак, вторая половина XII века. Русь в то время была уже далеко не такой, как Киевская Русь при Ярославе Мудром. Ярослав разделил её перед смертью между своими сыновьями. Так появились города-княжества: Киев, Чернигов, Смоленск, Переяславль, Владимир-Волынский и другие. В 1097 году при Владимире Мономахе на любечском съезде князей было сказано: «Каждо да держит отчину свою» (каждый пусть владеет землею отца).

А потом начались раздоры: Галич, Рязань, Смоленск, Ростов, Новгород стремились к самостоятельности. А враг, между тем, не дремал, он обладал огромной силой. Половцы занимали большую территорию: степи между Волгой и Днепром, Крым, Балканский полуостров. В 70-е годы XII века набеги половцев на русские земли участились. Каждый из русских князей оборонялся сам со своей дружиной.

(Слайд 8) В 1184 году русские войска объединились под руководством князя Святослава Всеволодовича и разбили половцев. Князь Новгород-Северский Игорь Святославович в этом походе не участвовал, так как гололедица помешала его войску вовремя подоспеть к битве. Игорь и его брат Всеволод решились в 1185 году совершить свой поход против половцев.

2-ой ученик. (Слайд 9). Князь Новгород-Северский Игорь Святославович родился 15 апреля 1151 года. При крещении он был назван Георгием. Женился князь в 1184 году на княгине Евфросинье Ярославовне, дочери князя Ярослава Владимировича Галицкого.

В 1174 году молодой князь Игорь перехватил у переправы через реку Ворсклу возвращавшихся из набега ханов Кончака и Кобяка. Напав из засады, Игорь разгромил их орду, отбив русских пленных.

(Слайд 10) 23 апреля 1185 года, во вторник, без сговора с князем Киевским Святославом князь Игорь с сыном Владимиром Путивльским, братом Всеволодом и дружиной выступил в поход на половцев, «поостри сердца своего мужеством, наплънився ратного духа, наведе свои храбрые плъкы на землю Половецкую за землю Руськую».

(Слайд 11) 1 мая у берегов Донца их застало солнечное затмение, по поверьям предвещавшее несчастье. Но Игорь «рече къ дружине своей: «Братие и дружино! Луце жъ потяту быти, неже полонену быти; а всядемъ, братие, на свои бръзые комони, да позримъ синего Дону» — «Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней, да посмотрим на синий Дон».

Первый бой с половцами был выигран, и много было взято пленных, и «злата», и дорогих тканей, одежды, «узорочья» половецкого.

Но уже половецкие князья Гзак и Кончак шли к Дону, со всех сторон обступили русские полки. Два дня бились, и на третий день «падоша стязи Игореве». Князь Игорь был ранен в правую руку, и вскоре его захватили в плен. (Слайд 12) Из всего его войска спаслось только 15 человек, многие утонули, были убиты или взяты в плен.

Впервые русские воины потерпели такое поражение — шеститысячное войско князя Игоря было разгромлено.

Это было позором для русских князей — вместо славы Игорь находит бесславие. Тужит об этом Святослав, упрекает Игоря в том, что один, без киевского князя пошел тот на половцев. О многом Игорь передумал, находясь в плену, и, наконец, решился на побег. 11 дней пробирался Игорь из плена, убегал от погони. И вот он вернулся в Новгород-Северский.

В 1198 году после смерти Ярослава Всеволодовича Черниговского Игорь стал князем в Чернигове. В 1201 году он умер, оставив после себя пятерых сыновей.

3-ий ученик. «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе русского войска, а о его поражении, говорит о том, что раздробленность Руси послужила тому причиной.

Каковы же были печальные последствия этой раздробленности? В 1237 году монголо-татары напали на Русь и почти два с половиной века удерживали своё господство, а русские люди платили им дань. Автор «Слова» был современником этих событий (1184— 85 гг.). Он как бы предупреждал «Словом» русских князей:

«Ярослава все внуки и Всеслава!

Склоните стяги свои,

Вложите в ножны свои мечи повреждённые,

Ибо лишились вы славных дедов,

Вы ведь своими крамолами

Начали наводить поганых на землю Русскую,

на богатства Всеславовы.

Из-за усобиц ведь настало насилие от земли

Половецкой».

(Пер. Д.С. Лихачёва)

Много лет после поражения князя Игоря Русь копила силы для ответного удара. И он состоялся в 1380 году на Куликовом поле. Победу одержали воины князя Дмитрия Донского. В этой битве Русь показала себя сильным единым государством. Так подтвердились идеи «Слова». Через два столетия после поражения князя Игоря звучали слова о победе Дмитрия Донского — в поэме «Задонщина»: «Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамёна у Дона великого на берегу».

(Слайд 13) 4-ый ученик. «Слово» посвящено русскому народу, всей Русской земле. «Сила любви к Родине, к Русской земле, — писал академик Д. Лихачёв, — пронизывает собой всё произведение, проступает в каждой строке. Оно наполняет сердце читателя жгучим горем при описании поражения русского войска, гордостью за свою Родину при описании силы и смелости её князей, острой ненавистью к её врагам...».

«Свой призыв к единению, свое чувство единства Родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской Земли... Войско горя Новгород-Северского — это прежде всего «русичи» (русские сыны). Они идут на половцев за родину; переходя границу Руси, они прощаются с родной — с русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем. «О Русская земля! Уже за шеломянем еси!» (т.е. «О Русская земля! Ты уже за холмом!» — ред.) (Д. Лихачев).

Автор рисует огромное пространство родной земли — «сине море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Немига и другие реки. И города: Корсунь, Тмуторокань, Киев, Чернигов, Курск, Переяславль, Новгород, Галич, Путивль и другие. А природа: ветер, солнце, кровавые зори и чёрные грозовые тучи, реки, море — образ родины, её городов и рек как бы противопоставлены образу пустынной земли половецкой — стране «незнаемой», её оврагам, холмам, болотам.

«Слово» — не просто военная хроника. Это проникновенное слово о Земле Русской.

- Какова композиция «Слова»?

Составление плана-схемы (работа со слайдом 14).

5-ый ученик. (Слайд 15, 16, 17) И сегодня чарует читателей прекрасная песнь женской любви, плач княгини Ярославны о своем муже, которого называет она ласково «ладо»: «О ветр, ветрило! Зачем, господине, так сильно веешь? Зачем мчишь вражьи стрелы на своих легких крыльях на воинов моей лады? Иль мало тебе высоко под облаками веять, лелея корабли на синем море?»

Чудесны женские образы «Слова». Ярославна, горюющая о воинах своей «лады», обращается к ветру, солнцу, Днепру. «Свычаи и обычаи» прекрасной Глебовны (Ольга Глебовна, жена князя Всеволода) упоминает рассказчик. «Жены русских воинов после поражения Игорева войска плачут о своих павших мужьях. Их плач, полный нежности и беспредельной грусти, носит глубоко народный характер: «Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати». (Д. Лихачев)

Часть 5. «Неразгаданные загадки» (слайд 18).

Учитель: Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна (слайд 19), прославлявшего воинские подвиги русских князей. Принося дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель «Слова» не хочет быть его подражателем.

- Ответим на вопрос: кто же автор «Слова»?

- Автор неизвестен.

- Но мы многое можем о нём сказать. Что же? (Ответы учащихся).

Итак, наше знакомство со «Словом о полку Игореве» заканчивается. Но не заканчивается интерес к этому уникальному памятнику древнерусской литературы.

(Слайд21)

«Слово» — это многолетний дуб, дуб могучий и раскидистый. Его ветви соединяются с кронами других роскошных деревьев великого сада русской поэзии XIX и XX веков, а его корни глубоко уходят в русскую почву».

Д.С.ЛИХАЧЁВ

«Это прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения».

В. БЕЛИНСКИЙ

«Все образы тут почерпнуты из природы; характеры рисованы с натуры, и пока не изменится природа славянства, поэма об Игоре всегда будет народной и, больше того, сохранит печать актуальности».

А. МИЦКЕВИЧ

 «Слово о полку Игореве» — это источник, от которого начались реки русской поэзии».

Е. ИСАЕВ

Подведём итог (слайд 22) – запись в тетради.

1. Открытие: начало 90-х годов XVIII века

2. Первое издание: 1800 год

3. Время написания: 1187 год.

4. Тема: поход князя Игоря на половцев

5. Идея: единение русских земель

6. Основные образы: князь Игорь, русские князья,

дружина, Ярославна, Русская земля

7. Автор «Слова» неизвестен

8. Жанр: лиро-эпическая поэма

Домашнее задание (слайд 23):

Сочинение «Уроки «Слова о полку Игореве».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключительный урок русского языка в 5 классе "Путешествие в страну русского языка"

Тема урока:     Повторение основных разделов русского языка за курс 5 класса.    Цели:    -проверить знания детей по основным разде...

Заключительный урок математики в 5-м классе по теме "Натуральные числа"

Учитель математики, начиная работать с пятиклассниками, легко может увлечь их своим предметом, но этот интерес надо поддерживать. Чтобы всем детям была интересна математика, я применяю на уроках игров...

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11-ых КЛАССОВ Тема: "ХИМИЯ, ФИЗИКА, БИОЛОГИЯ - И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ"

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11-ых КЛАССОВТема: "ХИМИЯ, ФИЗИКА, БИОЛОГИЯ - И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ"Цель: последний урок в школе должен стать памятным для выпускников....

Брейн-ринг. Заключительный урок по физике в 7 классе

Материал представлен в виде телевизионной игры Брейн-ринг. Целью урока является вспомнить материал прошедшего учебного года, закрепить знания , полученные на уроках в течении года, в игровой...

презентация к заключительному уроку русского языка в 7 классе по теме Наречие "У наречий званый вечер"

Презентация к заключительному уроку русского языка в 7 классе по теме Наречие "У наречий званый вечер"  Данная презентация создавалась по материалам Интернет-ресурсов. Цель урока - повторить изуч...

Заключительный урок по комедии "Недоросль" 7 класс

Данная методическая разработка постороена с использованием метода "6 шляп" технология ТРКМЧП...