Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Тема "Образ Родины в лирике 20 века".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Антонина Николаевна Узких

Технологическая карта содержит план урока, его цели, прогнозируемые результаты, 6 этапов ведения урока,  методы обучения, формируемые УУД, деятельность учителя и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta._pisateli_20_veka_o_rodine.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Составила: Узких Антонина Николаевна,

учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории,

МБОУ «СШ № 6»  г. Нижневартовска.

Предмет: литература

Класс: 5

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: Т.Ф. Курдюмова.  – Москва, : Дрофа, 2016 г

Название раздела, темы: Образ Родины в лирике и прозе  20 века.  

Тема урока: Образ Родины в лирике 20 века. (2 часа)

Цели урока: 1) Образовательная: знакомство со стихотворениями А.А. Блока «На лугу», «Ворона»,  И.А.Бунина « Сказка…»,   К.Д. Бальмонт «Снежинка», С.А. Есенин «Пороша», «Черёмуха», с краткой биографией поэтов,  идейно-художественным  смыслом стихотворений .

                       2) Развивающая: создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей.

                       3) Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств; любви к родной природе и бережному отношению к ней,  содействовать развитию интереса  к изучению литературы.

Прогнозируемые  результаты: 

Предметные: знакомство с краткой биографией поэтов, с тематикой и идейно-художественным содержанием их стихотворений, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки анализа и  выразительного чтения.

Метапредметные УУД:  

-результативные: организация рабочего места, принятие учебной цели, целеполагание;

-познавательные: планирование, сравнение, обобщение, анализ, синтез;

- коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-межпредметные: связывать между собой и обобщать предметные знания по литературе, истории, краеведению.

- надпредметные: отвечать на вопросы и решать задачи непродуктивного характера, формулировать гипотезы, выделить главную мысль, создавать проекты.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности ценить свою Родину и любить и беречь  её природу. На примере отношения поэтов к Родине и родной природе способствовать  привитию  у пятиклассников  чувства патриотизма.

Средства обучения: компьютер, мультимидийный  проектор,  учебник, памятки,   раздаточный материал.

               Ресурсы сети Интернет:

  1. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
  2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)

        План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

- Рада вас видеть,  дети,  давайте пожелаем друг другу  успеха на уроке, улыбнитесь… Молодцы!!! Начинаем наш урок.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

личностные УУД:  акцентировать любовь к Родине.

 регулятивные УУД: целеполагание

- Какое домашнее задание было дано к  уроку?  

Проблемный вопрос:

-Как вы думаете, что общего у всех стихотворений, которые вы прочитали дома?

Целеполагание.

- Попытайтесь   сформулировать  тему нашего урока.

- Прочтите название раздела, Здесь речь идёт  не только о Родине, но и о себе, т.е. о личностном восприятии Родины.

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

2.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД:  поиск  и выделение  необходимой информации,  построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение грамотно и доказательно   выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

- К какому роду литературы относятся произведения изучаемого раздела?

- Вспомните, как мы строили работу при изучении лирических произведений?

- Каким образом мы построим сегодня работу, какие задачи нам нужно решить?

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

  • Формулируют тему урока, записывают в тетрадь.  Самостоятельно определяют  цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться».

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.Выборочная проверка домашнего задания

Словесный, познавательный, эвристический,

наглядный.

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

познавательные УУД:  поиск  и  выделение  необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста,  преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: ценностное отношение к внутреннему миру человека.

регулятивные УУД: взаимооценка

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; учитель  способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для её решения недостаточно;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение доказательно и правильно  выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  поиск  новых знаний  в паре, в группе

Проверка страниц из (биография  поэта + выразительное чтение каждого стихотворения).

Оценивание

- Выразительно ли  было прочитано стихотворение? Чему можно поучиться у того, кто читал  стихотворение, что можно поставить ему в упрёк?

Выступления учащихся.

Выразительное чтение.

Отвечают на вопросы учителя.

Коллективная оценка.

2.Работа с литературоведческими понятиями.

Репродуктивный метод

«План анализа литературного произведения»

–Найдите в своей папке  памятки:   «План анализа стихотворений»  и «Литературоведческие термины».  Эти памятки нам пригодятся сегодня в работе  на уроке.

Ответы на вопросы.

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом

3.Самостоятельный анализ стихотворений в группе.

Проблемный, метод групповой организации учащихся

Задание. 

- Предлагаю проанализировать  эти три стихотворения, пользуясь планом анализа.

1 группа анализирует стихотворение А.А. Блока «На лугу»;  2  - я -  стихотворение «Сказка»  И.А. Бунина;   3 – я - стихотворение К.Д. Бальмонта «Снежинка»; 4 – я -  стихотворение К.Д. Бальмонта «Осень».

Для анализа нам необходимо будет ответить на вопросы учебника, которые даны к этим стихотворениям.

  Оценивание  

Вывод.

- Поэты  чувствуют  Родину,  её природу через собственные восприятия  и ощущения.

Исследовательская работа.

Самостоятельный анализ стихотворения, представление результатов работы.

Отвечают на вопрос учителя.

Ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?» (вопрос учебника № 2)

  1. Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ. минутка «Упражнения и гимнастика для глаз».

Организует  упражнения.  

Активно выполняют физические  упражнения.

Этап 5. Проектная деятельность учащихся

Представление проектов

Проектный метод.

Выступление перед аудиторией с защитой проекта.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор; развитие творческого мышления

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: абстрагирование

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания;

Вводная беседа

- Мы с вами познакомились со стихотворениями великих русских поэтов 20 века, в которых звучит любовь к родной природе, предстают яркие поэтические зарисовки весны, лета, зимы.

А что для нас, школьников,  людей 21 века, значит Родина и природа. Что мы можем  сделать, чтобы сохранить природу?

- В нашем классе есть дети,  которые сочинили  дома  стихотворения о Родине и бережном отношении к природе, ко всему живому на Земле.

- Вам понравились стихотворения?

- Не каждый может выразить своё ощущение Родины через стихотворения, поэтому некоторые ваши одноклассники  подготовили  творческие проекты, в которых передали своё собственное отношение к Родине.

- Сегодня мы познакомились не со всеми проектами, на следующем уроке продолжим  знакомство с остальными и выберем из них 3 лучших.

Групповая работа.

Обсуждение и представление результатов работы.

Чтение стихотворений собственного сочинения.

Защита проектов.

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества  со взрослыми и сверстниками.

Составить кластер

 «Что для меня природа?

Защита кластеров.

 Ответы на вопросы.

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный.

Выразительное чтение стихотворений  С.А. Есенина «Пороша» и «Снежинка». Сравните эти стихотворения, пользуясь памяткой анализа лирического произведения.

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...