Урок литературы ,выполненный в технологии критического мышления, по теме «Валерий Роньшин « Сказка о чистой и светлой любви»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Ларина Марина Германовна

Урок литературы ,выполненный в технологии критического мышления, по теме «Валерий Роньшин « Сказка о чистой и светлой любви»  

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы ,выполненный в технологии критического мышления,

по теме «Валерий Роньшин  « Сказка о чистой и светлой любви»

 ( класс - комплект 8-9).

1. Стадия вызова.

Учащимся предлагается  на выбор записать слово СКАЗКА или словосочетание ЧИСТАЯ и СВЕТЛАЯ ЛЮБОВЬ.

-Запишите, пожалуйста, ваш ассоциативный ряд, связанный с этим словом (словами).

Затем делимся впечатлениями.

2.Стадия осмысления.

 Сегодня вашему вниманию я предлагаю сказку  Валерия Роньшина, современного литератора из Санкт-Петербурга, под названием «Сказка о чистой и светлой любви».

Чтение 1 отрывка сказки.

Жила в одном болоте маленькая жирненькая пиявочка. Звали ее Лерочка. У нее всегда было очень плохое настроение. Целыми днями она лежала на самом дне и тоскливо думала: «И чего же это мне все время так плохо?..»
А по соседству с ней жил лягушонок по фамилии Квакин. И вот этот самый Квакин неожиданно влюбился в эту самую Лерочку. И, естественно, ему захотелось на ней жениться. Он надел свой парадно-выходной костюм зеленого цвета, взял в лапку огромный букет болотных кувшинок и отправился делать Лерочке предложение.
Он застал Лерочку в кровати. Она нежилась под теплым одеяльцем и томно вздыхала.
— Любимая, — воскликнул Квакин и встал на одно колено, как рыцарь, — выходи за меня замуж!
— Квакин, — поморщилась Лерочка, — как я могу выйти замуж за противного, зеленого, с вечно выпученными глазами лягушонка?
 — Любимая, — ласково ответил Квакин, — это только снаружи я такой, а душа у меня белоснежная, пушистая, с крылышками... Но пиявка Лерочка все равно решительно сказала: - НЕТ!

 

 -В чем необычность ситуации?

-Как автор называет героев сказки?

Обращаем внимание на фонетическое звучание имен: взрывное [кв][к] и мягкое произношение имени героини.

-Вслушаемся в название сказки. Как, по-вашему, будут в дальнейшем развиваться события?

-Спрогнозируйте ход сюжета. Запишите ваш вариант.

Учащиеся делятся своими версиями. Помещаем их на «дерево предсказаний».

 

Продолжаем чтение. Звучит 2 часть.
 
Однажды в болоте появился новый обитатель. Окурок.  
— Меня зовут мистер Кент, — важно представился он. — Я родился в Америке.
— Ах, — вздохнула пиявка Лерочка. — Америка... пампасы... ананасы...
— Любимая, — нежно поправил ее лягушонок Квакин, — пампасы и ананасы — это в Африке.
Но Лерочка уже не слушала его, во все глаза глядя на заморского гостя. Вскоре они поженились. И Лерочка стала требовать, чтобы все называли ее миссис Леруа Кент!.. К сожалению, прожили они недолго. Окурок мистер Кент вскоре совсем размок в сыром болотистом климате и развалился на части.
Лерочка осталась вдовой. Опять Квакин нарвал самых красивых кувшинок, надел парадно-выходной костюм зеленого цвета и, придя к Лерочке, предложил ей свою руку и сердце.
Но Лерочка опять сказала: -НЕТ!!

 -Что нового  мы узнали о Лерочке? О Квакине? Есть ли надежда на светлый финал?

И вновь предлагаю вам пофантазировать: попробовать отгадать замысел автора. Что нас ждет впереди?  

Читаем 3 часть.
А вскоре по болоту прошел слух, что Леруа Кент, вернее пиявку Лерочку, выловили юные натуралисты и отнесли в городскую школу, поместив там в стеклянный сосуд со спиртом.
Лягушонок Квакин, недолго думая, собрался в дорогу. Положил к себе в рюкзак пару консервных банок с сухими комарами и — прыг-скок, прыг-скок — отправился в город. 
В городе он довольно быстро отыскал школу; потихоньку проскользнул в приоткрытые двери и, прыгая со ступеньки на ступеньку, поднялся на третий этаж, где находился кабинет зоологии.
И, представьте себе, увидел там свою ненаглядную Лерочку. Она действительно сидела в банке со спиртом.
— Какое счастье, — радостно закружился по кабинету лягушонок Квакин. — Я снова рядом со своей любимой.
— Никак опять Квакин явился?—приоткрыла один глаз Лерочка. — Ох, ну и достал же ты меня, братец!
— Богиня моего сердца, — встал на колени лягушонок. — Я снова смиренно прошу вашей руки!
— Квакин, — сказала Лерочка хриплым голосом, потому что уже основательно проспиртовалась в банке, — если хочешь знать, мне здесь предложение делал человеческий скелет из кабинета анатомии. И то я за него замуж не пошла: слишком уж костляв. А ты думаешь, что я за тебя, заморыша склизкого, пойду?!
 Лягушонок Квакин ни капли не обиделся на Лерочку за эти слова. Наоборот, он глядел на нее с трепетной любовью и обожанием.
— Любимая, — начал он проникновенно, — это я только снаружи такой, а... — Ой, слыхали мы уже эти сказки, — перебила его Лерочка, — и то, что ты внутри беленький, пушистенький да с крылышками. Нет, дорогуша, меня теперь не обманешь!
 Я теперь ученая, наслушалась тут всякого от преподавателя зоологии Пафнутьева. Никакой души внутри нет, понятно? Ни беленькой, ни черненькой... А есть эти — внутренности: ну там всякие кишки, печенки и этот, как его... все время забываю, во! вспомнила: пузырь!!!

— О нет, Лерочка, вы ошибаетесь, — ласково начал переубеждать ее Квакин.
Но тут кто-то неожиданно схватил его за лапку и перевернул вниз головой.
Дело в том, что в кабинет на цыпочках пробрался противный преподаватель Пафнутьев. Он-то и схватил Квакина.
— Лягуха! — радостно завопил Пафнутьев. — Живая!
— Я прошу вас, отпустите меня, пожалуйста, — с достоинством произнес лягушонок Квакин. — Неужели вы не понимаете, что это невежливо — хватать за ноги и переворачи вать. Вы же преподаватель. Как вам не стыдно!
— Ха-ха-ха! Лягуха!! — во все горло хохотал Пафнутьев. — Квакает!!
— Послушайте, — покраснел от стыда за Пафнутьева лягушонок. — Вы же человек! Неужели вы не понимаете, что таким поведением оскорбляете свое человеческое достоинство?!
 — Счас поглядим, лягуха, че у тебя внутри, —деловито проворчал преподаватель, и в его руках блеснул скальпель. И... раз!., раз!., раз!..

  Зеленая шкурка упала на пол.

-Над чем заставляет задуматься это фрагмент сказки? Какие проблемы ставит здесь автор? Как по-новому обрисованы здесь наши герои?

Мы близки к финалу. Ваши прогнозы?


А к потолку вспорхнула беленькая пушистая душа с крылышками.

— Ничего себе, — отвисла челюсть у Пафнутьева. — А где же внутренности?!. Эй! Эй! — начал он гоняться за душой по всему кабинету. — Дай-ка я и тебя тоже разрежу!
А глупенькая пиявка Лерочка только теперь поняла, какую она сделала ошибку, отвергнув чистую и светлую любовь лягушонка Квакина. Увидев прекрасную душу, она сама тотчас влюбилась в нее со всей силой, на какую только была способна.
— Квакин! Квакин! — закричала Лерочка и забарабанила кулачками в стеклянную стенку. — Не покидай меня, любимый. Я согласна стать твоей женой!!!
Но душа лягушонка Квакина печально улыбнулась, махнула на прощание белым крылышком и вылетела в открытую форточку. Только ее и видели...
Бедная Лерочка легла на дно банки и заплакала. Она плакала долго, долго, но слез ее никто не видел, ведь в банке был спирт.

–Кто оказался ближе к  авторской версии? Обращаемся к «дереву  предсказаний».

3. Стадии рефлексии.

 -Сопоставьте ваши первые прогнозы сюжета с прочитанной сказкой. Поделитесь впечатлениями.

4.Домашнее задание.

Учащимся предлагаются письменные работы:

1.Письмо автору.

2.Письмо Лерочке.

3.Письмо Квакину.

4.Эссе «Урок писателя Роньшина».

5.Синквен о Лерочке, о Квакине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация урока ОБЖ через реализацию технологии критического мышления.

"Ученик должен открывать самостоятельно такую большую часть учебного материала, какую возможно при данных условиях."  - Сократ...

РАЗРАБОТКА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ И ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ по теме ZODIAC SIGNS

Целью урока является обобщение лексического материала по теме “Личность и характер человека”. Развитие коммуникативных умений и навыков при решении поставленных задач по теме с использованием ИКТ и те...

План урока выполненный по технологии критического мышления

St. Valentine’s DayЦЕЛИ: - Активировать лексику по теме «Праздники», развивать умение применять материал в практических ситуациях;- развить умение критически мыслить;-развить умение работать в с...

Методическая разработка урока с применение технологии критического мышления на тему: "Бодрствование и сон" 8 класс

Методическая разработка урока с применением технологии критического мышления. Технология состоит из 3 стадий: 1. Стадия вызова, 2. Стадия осмысления, 3. Стадия рефлексии....