Методическое сопровождение к спецкурсу "Современная литература"
учебно-методическое пособие по литературе (11 класс) по теме

Саражакова Галина Гавриловна

Данная разработка будет интересна тем, кто использует в своей  работе авторскую программу спецкурса "Современная литература".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г. Сургут ХМАО - Югра

Методическое сопровождение

к спецкурсу «Современная литература

(конец XX в.- начало XXI в.)»

Составитель: Саражакова Г.Г.,

учитель русского языка и литературы

2015г.

                     I. Литература с реалистической доминантой

Городская реалистическая проза как осмысление судьбы человека в современном мире. Человек и общество, проблемы современного героя. Общие черты литературы с реалистической доминантой:

- внимание к жизни социума, общественная проблематика, зачастую - социально-критический пафос, роднящие данные произведения с произведениями критического реализма 19 в.;

- восприятие зла как результата сознательного отступничества людей от добра, испорченности изначально прекрасного мира;

- внимание к психологии героя, тонкий психологический рисунок, «диалектика души»;        

- общественная, общинная иерархия ценностей в сочетании с утверждением ценности отдельной личности;

- отказ от идеи смирения, личной справедливости, утверждение активной жизненной позиции героя, способности его деятельно противостоять как ударом судьбы, так и творящейся вокруг несправедливости, сохраняя своё лицо;

- проявление черт нормативной эстетики: однозначность оценок, риторичность, подмена героев - характеров героями — идеями, демонизация носителей зла и идеализация носителей добра.

Наиболее интересными представляются следующие тенденции в современной литературе с реалистической доминантой:

- «неопочвенничество»

- философская проза

-«жестокий реализм»

Философская проза.

Автор: Алексей Варламов

Произведение: повесть «Рождение», романы «Купол», «Затонувший ковчег».

Беседа о личности и творчестве писателя.

Повесть «Рождение». Анализ названия. Что значит рождение? Размышление учащихся над тем, какой смысл вкладывают люди в это понятие. Каково отношение героя к жизни, женщине, на которой женат? Почему каждый свой отпуск он проводит в лесной избушке? Чем для него является природа? Как меняется герой повести с рождением ребёнка? По-другому он видит природу: «Все очарование и восхищение природой имеет смысл лишь в том случае, если будет кому подарить и оставить эти леса и горькие запахи осени», «Пусть инвалид, калека, но я сумею показать ему, как красив мир», «.… он понял, что плевать ему на судьбу страны, и на судьбу демократии. Потому что его собственная жизнь нужна ребенк.». Осознание героем того, что он обязан заботиться о ребёнке, жене. Установление духовной связи между мужчиной и женщиной. Мотив страдания, сострадания, жертвенности сопереживание. Каким мы видим героя в начале повести и в финале? Почему мужчина и женщина не имеют имён? Каков смысл названия повести? В чём художественное своеобразие произведения?

Житейская повесть сходна с философской притчей: она о высоких понятиях. В заглавии обозначена вечная тема. Писатель заставил перенести судьбы героев на судьбу страны, снова рождаемой в муках, с неизвестным впереди, увидев её сходство с больным ребенком, усталость близких от которого должна быть, побеждена жалостью и любовью, объединяющая всех. В качестве домашнего задания предлагается сопоставить героя с образом Андрея Соколова, героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

Автор: Дмитрий Бакин.

Рассказы «Сын дерева», «Стражник лжи». Беседа о том, что автор возвращает литературу сегодняшнюю к лучшим традициям классики, обращается универсальным, общечеловеческим проблемам: «отцы и дети», любовь и ненависть, добро и зло, грех и расплата.

Рассказ «Сын дерева».

Система поэтики: затянутая экспозиция, медленно разворачивающийся сюжет, смещение кульминации ближе к финалу, Выявление проблематики.

Почему героем является человек с физическим недостатком? Утверждается или опровергается в рассказе определение «мёртвый» применительно к герою? Почему сын дерева отказался от полноценной жизни и остается, верен своей «неподвижной» жизни?

!!Тема семьи, рода, родственных уз. Как сын дерева «строит» дом, род, семью? Мотив любви, к отеческим гробам, родному пепелищу, к корням, семье, земле. Кто и как научит этой любви невесток и братьев? Внутренний и внешний мир героев рассказа, соответствуют ли они? Как сын дерева сумел рассмотреть за «внешним внутреннее» и «сцепить» их?

Что мы видим в финале? Ради сцепления семи разрозненных «я» в семью, в единое целое, герой «вцепляется в почву», хочет дать ей новую жизнь — в будущих детях своих братьев и невесток. В качестве домашнего задания предлагается сопоставить рассказ с произведением А. Платонова «Цветок на земле».

Рассказ «Стражник лжи».

Выявление системы поэтики, проблематики рассказа. Проблематика драматична и герои оказывается с нами один на один. Почему герой рассказа с травмированным сознанием? Что открывается за логикой поведения героя? (глубинная человечность, альтруизм, желание защитить близких). Каков смысл названия повести? Каким представляет современный мир? Почему этот мир читатель воспринимает через героя  травмированным сознанием? Какие черты философской прозы проявились в рассказе? В качестве домашнего задания предлагается написать эссе, рецензию.

Григорий Петров. Повесть «У нас в богадельне».

Беседа по вопросам. Какова проблематика повести? Что такое житие? С какой целью автор использует традиции жития в образе создания героя?

Перечитайте эпизоды, которые иллюстрируют отношение дочерей к Ефиму Григорьевичу. Как главный герой объясняет своё появление в доме для престарелых? Почему самыми необходимыми ему вещами оказались старые игрушки, которые он дарил своим детям? В каких поступках раскрываются лучшие душевные качества героя? Как Ефим Григорьевич воспринимает слова героя «бунтовать надо»? Почему он не хочет «высокого гнева»?  И«проклятие Дочерям»? ( «Мы сами – то лучше? Нас соскрести, тоже шелуха наружная слетит. А под ней всякое...» ). Можно ли Ефима Григорьевича назвать праведником? Герой живёт и воспринимает мир по закону любви и правды. Он противопоставляет любовь — ненависти, милосердие – злобе, прощение — отмщению. Сам того не осознавая, он живёт по заветам Христа.

Г . Петров в своей повести утверждает высокие нравственные Идеалы. Хотя видит, что люди утрачивают «дух взаимопомощи И сострадания». Повесть заканчивается словами: «Главное, чтобы чувствовать всё душой И сердцем. Это главное». На Божьем Суде гость в белом сказал: «Никогда он никого не осуждал» вот главное. Не гневался. На нем Должны исполниться слова: «Да не судимы будете...» Как эти слова раскрывают смысл названия повести?

Каким увидел и показал русский народ Г. Петров? В чём видит он основы национальной нравственности? Что роднит героя повести с героями - праведниками, созданными Н. Лесковым? Найдите общие мотивы, обзоры в повестях Г. Петрова «У нас в богадельне» И. Тургенева «Степной король Лир».

Подводим итог. Особенности философской прозы:

- сосредоточенность этико-философской проблематике: место человека в мироздании перед лицом вечности, поиск этических ориентиров в без религиозном мире;

- обращение к Священному Писанию, мифологии;- идеи исторической преемственности, «актуальности минувшего»; -введение героев — идеологов, использование жанра философского диспута‚ диалога, приема «текст в тексте».

II. «Неопочвенничество».

Авторы: В. Распутин, Б. Екимов, Вт Куприн.

Сообщение учителя об основных тенденциях и особенностях внутри литературы с реалистической доминантой.

Анализ рассказов «Нежданно-негаданно», «Женский разговор» В. Распутина, «Крохотки» В. Куприна И «Пастушья звезда Б. Екимова (см. уроки)

 Выводы.

Черты прозы «неопочвенничества»:

— представление о том, что жизнь русского крестьянина - колыбель и духовная почва русской национальной культуры и народной нравственности; что в современной жизни русская глубинка — последний оплот сохранившихся народных традиций и представлений о Добре и правде;

- идеализация русского крестьянина, человека глубинки, идеализация нравственных устоев и социальных отношений патриархальной Руси‚ наследницей которой является современная колхозная Деревня;

- современная жизнь не принимается писателями — «неопочвенниками»;

- неприязнь к Западу как источнику разрушительных влияний на Духовные традиции русского народа: глухое недоверие к представителям других национальностей;

-осуждение современной цивилизации, большого города, их негативной роли в разрушении национальных традиций;

- публицистичность;

- внимание к языку русской глубинки, народной мудрости, выраженной в пословицах, поговорках, приметах и т.д.

III. Постмодернизм. Литература с модернистской доминантой.

1) Проблема возникновения постмодернизма в русской литературе.

2) Другая проза или литература с модернисткой доминантой.

Авторы: Т.Толстая, В. Маканин, В. Пелевин, Л. Петрушевская, В. Ерофеев,

В. Пьецух.

Сообщение учителя об основных особенностях модернистской прозы:

- критическое отношение к социальным утопиям, антитоталитарная направленность;

— субьективизация картины бытия, отражение действительности в сознание героя, противопоставление субъективного и общепринятого восприятия действительности как истинного и ложного; субъективизация истины; отсутствие общезначащей истины;

- в центре внимания — «человек в футляре» устоявшихся представлений о мире, боящийся воспринимать действительность непосредственно,

 - как типичный образ «усреднённого», «массового» человека нашего времени;

- утрата цельности картины мира, что проявляется в необычной композиции произведения;

- активное использование различных форм художественной условности (гротеск, фантастика, гипербола, аллегория);

— особое внимание к стилю, активные поиски в области стиля.

Основные течения внутри литературы с модернистской доминантой:

1) антиутопическая проза;

2) условно — метафорическая проза;

3) «другая» проза.        

Анализ рассказов Т. Толстая «Река Оккервиль», «Круг», романа «Кысь».

Что значит «другая» проза? В чём причина появления «другой» прозы?

Рассказ «Река Оккервиль».

Охарактеризуйте главного героя. Какие традиции русской классики наследует этот образ? Можно ли говорить об ироническом переосмыслении этих традиций? Каким представляет в рассказе обыденный мир? Какие формы преобладает пошлость в этом мире? (Определяющим качеством окружающего мира становится пошлость: интересы людей ограничены бытом.  Быт выступает  с однозначно  отрицательным знаком.)

-О чём этот рассказ? Какие черты модернистской прозы проявляются в этом произведении?

Рассказ «Круг».

Дорога как композиционный стержень. символ поиска смысла жизни, символ жизни. Тема предопределённости жизни: жизнь оказывается заранее решенной и от тебя ничем не зависит. Свернуть невозможно. Пытался ли Василий Михайлович сойти с этой дороги и найти другую? Что он находил? И почему прекратил поиски? (Куда бы он не шёл, он шёл той же дорогой).

-Какая удивительная встреча была в жизни героя? Почему Василий Иванович всё-таки вернулся на привычную дорогу? «Герою шестьдесят...», а впереди светится только одна надпись: «выход». А он всё ещё ждёт, что придут и позовут туда вперёд. А что у него впереди? Почему автор пишет, что «он принял из ласковых рук заслуженную чашу с цикутой»? заслуженную, потому что затаптывал все искры в своей жизни, и цикута — это яд, что выпил Сократ. А герою пиво подали. Не вырваться из круга, нет выхода, и остаётся только укрыться от этого мира.

Подводим итог. Основные признаки «другой прозы»:

- предельно сгущенная погруженность в быт, в обыденность, принимающая

обобщенно-символический характер;

- отказ от учительства, назидательности;

- тема одиночества, взаимонепонимания, душевной изоляции человека.

Литература с постмодернистской доминантой.

Анализ рассказов В. Пелевина «Бубен внешнего мира», «Хрустальный мир»

(см. уроки).

IV. Итоговая читательская конференция.

В начале урока проводится беседа.

- В чём новизна общественно—литературной ситуации, сложившейся в России после 1985 года?

- В чём проявилось возрастание роли публицистики в литературе 90-Х годов?

-Как это сказалось на стилистике современной прозы?

- какое место в литературном процессе последнего десятилетия занимает творчество писателей модернистов и постмодернистов? Какие произведения вы читали?

-В чём основные проявления постмодернистской ситуации в литературе 80- 90 годов? Можно ли считать постмодернизм литературным направлением или школой? Как постмодернизм соотносится с модернизмом и реализмом?

-Каковы важнейшие социокультурные изменения, определяющие развитие литературы в 90-е года?

- Что вы знаете о литературных премиях? Какие произведения получили общественный резонанс в связи с присуждением их авторам литературных премий.

- Какие явления современной прозы оценивались в критике 90-х годов как важнейшие «литературные события»? каково ваше отношение к этим событиям?

V. Защита рефератов.

Примерные  уроки

Автор: В. Распутин.

Произведение: Рассказы «Нежданно - негаданно », «Изба», «Тётка Улита»

Вид: Урок изучения нового материала

Тип: Урок — комбинированный

Тема урока: Экзистенциональные мотивы в рассказах В. Распутина.

Эпиграф: Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.

                                                                                                                                 И. Песталоцци.

Цели урока:

1. Через анализ эпического произведения малой формы подвести учащихся к

пониманию индивидуальности автора в раскрытии нравственных проблем.

2. Развивать у учащихся навыки самостоятельного постижения произведения, соотнесения их со своими внутренними представлениями.

3. Воспитывать желание вникать в психологию героя, соотносить прочитанное с реальной жизнью.

План урока:

Содержание этапов:

1. Этап актуализации опорных знаний.

2. Корректировка и углубление результатов самостоятельного постижения

произведения.

3. Этап усвоения нового материала.

4. Этап углубления результатов.

5 Этап подведения итогов урока.

   Методы: словесный, репродуктивный, продуктивный, наглядный.

   Приемы: беседа, анализ эпизодов текста, выразительное чтение.

Основная форма работы на уроке — групповая.

Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Подготовка к уроку: прочитать рассказы «Нежданно-негаданно», «Тетка Улита», «Изба».

Ход урока.

Оргмомент.        

I. Этап актуализации опорных знаний.

Задача: восстановить в памяти учащихся изученное ранее о творчестве и личности В. Распутина и его жизни.

Фронтальная беседа.

- Что вы узнали из прочитанного об авторе?

- Какие нравственные проблемы поднимает В. Распутин в своих рассказах?

 II. Корректировка и углубление результатов самостоятельного осмысления и

постижения текста художественного произведения.

Задача: раскрыть и понять особенность, индивидуальности В. Распутина в раскрытии нравственных вопросов.

Анализ рассказов «Нежданно-негаданно».

Беседа:

- Почему преступное зло в рассказе от начала до конца остается неоткрытым — не только в юридическом смысле слова (нераскрытым законом), но и не открывающимся в образном плане?

-Как вы понимаете слова «Сени Позднякова: «Это зло выясняет подробности, добру они ни к чему»?

-Найдите описание портретов Кати и главного героя рассказа. Какую двойную функцию выполняет портрет в рассказе? Характерно ли это для всего творчества мастера?

-Какими художественными средствами Распутин показывает Драматизм отчаянных и сорвавшихся усилий добра?

- Согласны ли вы с тем‚ что финал свидетельствует о поражении или даже бессилии добра?

- Как показана в рассказе возрождающая сила добра?

III. Этап усвоения нового материала.

Задача: проследить, как создаются образы героев рассказа, время, выявить основные мотивы проблематику сюжету.

IV. Этап углубления результатов.        

Задача: определить, что объединяет рассказ «Нежданно-негаданно» с другими произведениями В. Распутина и произведениями И. Тургенева, «Живые мощи» и А. Солженицына «Захар Калита».

Формы работы: групповая.

Сопоставительный анализ произведений В. Распутина «Тетка Улита», «Изба», «Нежданно-негаданно»; и А. Солженицына «Захар  Калита».

Каждая группа получает карточки с указанными произведениями и вопросами, необходимыми для анализа.

- Какова центральная тема произведения?

- Как автору удается «за коротким сегодняшним мигом увидеть и почувствовать нечто большее, чем могут вместить обычные впечатления»?

- Какие экзистенциональные мотивы раскрываются в произведениях?

- Что предвидели и против чего предостерегали И. Тургенев и А. Солженицын?

- Против чего предостерегает В. Распутин?

- Какие традиции русской классической литературы продолжает наш современник`

талантливейший писатель В. Распутин?

- Как связаны произведения, рассматриваемые на уроке?

V. Этап подведения итогов.

Задача:

1. обобщить и закрепить полученные на уроке знания учащихся о творчестве

В. Распутина.

2. Выявить восприятие учащимися рассказов В. Распутина.

VI. Контроль усвоенного.

1. прочитать рассказ В. Распутина «Что передать вороне?», очерк «На поле Куликовом». Высказать свою точку зрения по поводу прочитанного.

2. Реферат по творчеству писателя (по выбору).

Автор: В. Распутин

Произведение: «Женский разговор»,

Вид урока: урок освоения нового материала

Тип урока: урок — дискуссия, диалог с классом

Тема урока: «Общая жизнь каждого в мире другого»

Эпиграф: Всякое соприкосновение между собою страшно ответственно,

                                                                                           А. Ухтомский

Цель урока:

1. Обучающая: определение глобальных и насущных проблем бьггия в рассказе

2. Развивающая: создать условия для развития образного мышления, способности самостоятельно прийти к важным жизненным выводам, осмыслению поступков и характеров героев

3. Воспитывающая: актуализировать личный жизненный опьгг учащихся; помочь увидеть сложность и диалектносгь жизни.

План урока:

Содержание этапов урока:

1. Оргмомент

2. Этапы актуализации опорных знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного.

5. Домашнее задание

Методы и формы работы:

1.Приветствие        

2. Организация общей дискуссии в классе.

По источнику знаний: словесный, наглядный.

По уровню активности познавательной деятельности: проблемное изложение материала, исследовательский.

Средства наглядности: таблица — схема анализа произведения малой эпической формы.

Подготовка к уроку:

Учащиеся должны знать содержание рассказа В. Распутина «Женский разговор»

Ход урока:

I Оргмомент.

II Вступительное слово учителя о целях и задачах урока, о творческом пути писателя.

III Этап актуализации опорных знаний. 

Задача: восстановить в памяти учащихся изученное ранее о личности В. Распутина и его жизни.

IV Воссоздание общих читательских впечатлений о прочитанном произведении.

Цель: активизация личного подхода к прочитанному произведению, воссоздание переживаний, испытанных при прочтении.

Беседа:

- Каково ваше впечатление от прочитанного?

- О чем вы читали?

- Что вас взволновало более всего при прочтении?

V Этап изучения нового материала.

Беседа:

- Определите тему рассказа?

- Почему разговор происходит ночью?

- Что означает эпитет «женский»?

- Постройте ассоциативный ряд к слову «разговор», открывая его смыслы.

- Почему бабушка Наталья затеяла этот разговор?

- Что мешает понять друг друга бабушке и внучке?

- Дайте психологическую характеристику Вике.

- Какой вопрос больше всего волнует Вику?

- Есть ли у Вики «своя правда»? Какая она?

- Воссоздайте историю жизни бабушки Натальи. Каковы её жизненные принципы?

- Что, с точки зрения бабушки, должно сохраняться в женской судьбе? Несмотря на перемену всех жизненных устоев?

- Как быть «любе любой»?        

Выявление авторской композиции:

- Как автор оценивает две «женские правды»?

- О какой традиции, ушедшей из современной жизни жалеет автор?

-Что роднит бабушку Наталью с другими «распутинскими старухами — Анной, Дарьей, Агафьей»?

Выявление результатов осмысления и постижения произведения.

- Какой закон «раненной любви» открывает бабушка внучке?

— Как показывает бабушка Наталья обусловленность «приласки» духовной близости,

ощущения родства?

- Почему Наталья поднялась до высокого тона философских размышлений об устоях жизни?

- Прав ли А. Ухтомский, утверждая, что «всякое соприкосновение между собою страшно ответственно»?

- Достигнут ли героини Распутина самого высокого и драгоценного — «общей жизни каждого в лице другого»?

- Разделят ли их «различия идеала жизни» или приведут к пониманию друг друга?

- Или каждый свой духовный опыт нарабатывает самостоятельно, исходя через ошибки, утраты, поступки и подвиги, то возможен ли диалог — обмен опытом между разными поколениями?

VI Итоги урока. Слово учителя,

VII Домашнее задание.

Эссе «Разговор с самим собой».

Анализ рассказа (по выбору).        

Автор: В. Екимов.

Произведение: повесть «Пастушья звезда».

Вид: урок изучение нового материала комбинированный.

Тип: урок-размышление.

Тема: «Исцеление добротой».

Цели:

1) Обучающая: закрепление и развитие навыков анализа творчества писателя на примере повести «Пастушья звезда».

2) Совершенствование таких коммуникативных навыков, как организация и произнесение монологической речи, ведение дискуссии (вопросы и реплики по ходу дискуссии, обоснование собственной позиции по обсуждаемому вопросу), рецензирование литературного произведения и устных ответов одноклассников.

3) Развитие интереса к современной литературе.

Плакат «Правила ведения дискуссии».

Раздаточный материал: схема-алгоритм «Анализа эпического произведения малой формы»; алгоритм «Анализ эпизода».

Оформление доски: Тема, эпиграф к уроку, информация к размышлению, которая представляет собой тезисное изложение выводов по уроку.

План к уроку:

Содержание этапов:

1) Оргмомент.

2) Слово учителя.

3) Работа с текстом

Урок начинается с размышления над словами, вынесенными в название темы, стихотворением Н. Рыленкова «Все в тающей дымке». Размышление над вопросами: «Почему Тимофей покидает город и отправляется в одинокий путь? Куда манит старого пастуха волшебным разноцветьем горящий небосвод? Почему именно пастухам, ИМ одним видимая, светила Пастушья звезда? Почему Тимофей не спешит осуждать новоявленного «фермера»? Как старый пастух объясняет этот «новый мир», новые отношения? Почему он уходит от фермера-кавказца? В чём смысл финала повести? Не означает ли он, что Немеркнущий Свет Пастушьей звезды теперь будет светить и Алику, сыну фермера?

Подведение итогов.

Алик засыпает под сказки старого чабана. И снятся ему горы, небо, он летит во сне к синим горам, туда, где ждёт его мама. Значит светлое, чистое восторжествует на этой земле, если помнят материнские песни старик и ребёнок, если светит им немеркнущая, прекрасная Пастушья Звезда.

Немеркнущий Свет - вот что видит в людях замечательный русский писатель

Борис Екимов.

Домашнее задание. Эссе, сочинение-размышление.

 Автор: Екимов Борис Петрович

            Быков Василий (Василь) Владимирович

Произведения: «Ночь исцеления», «Крутой берег реки».

Вид: урок применения полученных знаний.

Тип: урок ‹: использованием коммуникативно- деятельного подхода.

Эпиграф: Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.

Тема урока: «Эхо войны».

Цели: рассмотреть проблему гуманного отношения к страдающим людям, начать обсуждение проблемы последствий вооруженного конфликта для тех, кто не принимал в нем участие.

Обучающая: продолжить формирование навыков работы с эпическим текстом;

Развивающая: развитие умений анализа, синтеза, выделения главного, переноса полученных знаний в новую ситуацию.

Воспитывающая: осознание нравственных ценностей и формирование

устойчивых ценностных ориентаций.

План урока:

1.Оргмомент

2.Мотивационное начало (обращение к личному опыту учащихся).

З. Выход на тему урока.

4. Организация групповой работы. Работа с текстом.

5 Организация дискуссии.

6.Подведение итогов.

Методы и приемы:

Приветствие.

Фронтальный опрос с элементами эвристической беседы.

Групповая работа.

Дискуссия.

Эвристическая беседа.

Рефлексия.        

Оформление доски

Екимов Борис Петрович ( 1938)- прозаик. Наиболее известные произведения :«Елка для матери» (1984), «Частное расследование» (Повести и рассказы), (1985), «Ночь исцеления», «За теплым хлебом» (обе книги- в 1986 г.), «Живая душа» (1987), роман «Родительский дом» (1988), «Гнедой» ( 1994), «Фегисыч» (1996) и др.

Василь Быков (1924—2003)- белорусский прозаик, публицист, сценарист.

Наиболее известные произведения: « Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Волчья стая», «Его батальон», «Альпийская баллада», «Пойти и не вернуться», «Знак беды», «В тумане», « Западня».

Вопрос о самоопределении человека в жизни — центральный в творчестве писателя. По убеждению Б. Екимова, он начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев делает писатель центральным нервом своих рассказов.

1. Мотивационное начало.

Как вы понимаете слово исцеление? О каком и чьем исцелении идет речь?

Почему рассказ назван «Ночь исцеления»?

О какой войне идет речь?

Какое впечатление произвел на вас рассказ?

Почему рассказ В. Быкова назван «Крутой берег реки»?

Что объединяет эти произведения?

2. Выступление ученицы

3.Организация групповой работы.

Задания группам.

 Как постигают экзистенцию герои рассказов? Кто главные герои?

1.Определить проблематику рассказов. Как каждый из авторов решает проблемы, поставленные перед читателем? Согласны ли вы с таким решением?

3. Сопоставьте рассказы.

4.Организация дискуссии.

    А. Выявление проблематики.

«Ночь исцеления» - гуманное отношение к страдающему человеку, последствия войны для мирных людей, выбор линии поведения в общении с другими людьми, нравственное взросление. Главный герой Гриша- именно он дан в развитии.

«Крутой берег реки» - проблематика та же.

В том и другом произведении в центре повествования- люди, которые нуждаются в помощи, в сочувствии. Это люди, испытавшие на себе последствия войны, которые продолжают сказываться на их дальнейшей жизни. В рассказах показано, как по-разному вели себя окружающие по отношению к этим людям. Но если в рассказе Екимова можно говорить об оптимистической концовке, то описанная Быковым история для одного из персонажей завершается трагически.

Б. Проследите, как мальчик приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке.

Обратите внимание на каждый эпизод, посвященный сну героини. Сравните

реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время. ( важная роль в создании образа бабы Дуни отводится совокупности мотивов — мотивным линиям «сна—сердца», которые слиты воедино. Мотив сердца символизирует душевную боль, страдание. Мотив сна — это воспоминание, проживание заново давно прошедших событий. Почему мальчик принимает такое решение?

ВЫВОД: мирные люди уязвимы И беззащитны, могут страдать от последствий войны на протяжении многих лет  после ее окончания.

В.Петрович— персонаж, важен для понимания сути характеров Юры и Коломийца, причин их ссоры, степени ее значимости для каждого из них.

Гуманное отношение к страдающим предполагает в том числе и понимание их психологического состояния.

В ситуациях вооруженного конфликта необходимость своевременного предоставления родственникам достоверной информации об их близких обусловлена принципом гуманности.

-Что спустя много лет после войны было самым важным в жизни Петровича?

-Что могло повлиять на такое душевное состояние?

-Определите, как взаимодействуют Коломиец -  Петрович?

-Что значил для Коломийца этот разговор? Думал ли он о возможных последствиях?

-А что значит этот разговор для Петровича?

Подведение итогов.

Автор: Виктор Пелевин.

Произведение: Рассказ «Хрустальный мир», «Бубен внешнего мира».

Вид: урок-презентация

Тип: урок с использованием коммуникативно - деятельностного подхода.

Тема: Картина мира в рассказах В. Пелевина.

Цели урока:        

1. Обучающая: создание условий для творческого осмысления произведений В. Пелевина, дать определение манере письма В. Пелевина на примере рассказов.

2. Развивающая: опираясь на текст, развивать умение воспринимать, интерпретировать современное произведение; способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников.

3. Воспитывающая: формировать умение вникать в психологию героя и психологическую ситуацию, формирование мотивационной готовности к межличностному общению, взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.

План урока:

Содержание этапов урока:

1. Организационная постановка целей и актуализация знаний.

2. Сообщение знаний учителем и усвоение их учениками.

Методы и формы деятельности:

Фронтальная форма познавательной деятельности, групповая работа, беседа, выразительное чтение, устные выступления учащихся.

Подготовка к уроку:

Учащиеся должны знать содержание рассказов В. Пелевина, этапы жизни и творчества писателя. Прочитать критические статьи «Между хаосом и космосом», «Русские цветы зла».

 3. Оргмомент:

I Мотивационное начало урока.

- Что вы знаете о В. Пелевине? Почему он интересен современному читателю?

— Как отзываются о его творчестве писатели Т. Толстая, Вен. Ерофеев, С. Соколов?

- Почему такое неоднозначное отношение к творчеству и личности В. Пелевина?

II Корректировка и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения прозы писателя. Задача: раскрыть и понять манеру письма, проблематику рассказов.

- Что вас удивило в рассказах «Бубен внешнего мира» и «Хрустальный мир»?

- Чем они отличаются от ранее изученных нами произведений?

- Поддаётся ли пересказу сюжет?        

( Ответы аргументировать, опираясь на текст)

- Прочитайте эпиграф к рассказу «Хрустальный мир». Как вы думаете, какова роль эпиграфа в произведении?

- Кто герои рассказа? Что они из себя представляет?

-  Почему юнкера не выполняют приказ? Почему они приходят к выводу, что мир рушится?

- Как герои рассказа относятся к общечеловеческим ценностям, идеалам, существуют ли они для юнкеров?

- Есть ли у героев рассказа родина? Способны ли они её защитить?

- Нужны ли, по-вашему, идеалы в жизни? Почему?

-Как вы понимаете смысл названия рассказа?

- В чём заключается идея рассказа? Созвучна ли она с нашим сегодняшним днём?

-Прозу В. Пелевина критики называют «другой прозой», «постмодернистской». Как вы

думаете, продолжает ли Пелевин традиции русской классической литературы?

Анализ рассказа «Бубен внешнего мира».

- Почему рассказ назван именно так?

- Как построен рассказ? В чём особенность его композиции?

- Как можно определить основную мысль рассказа?

- Кто герои произведения?

- Проанализируйте диалог майора Звягинцева и героини. В чём общечеловеческий смысл

рассказа майора? О каких нравственных ценностях идёт речь?

- В чём философский смысл финала рассказа?

- Какие мысли и чувства вызвал рассказ у вас?

III Этап углубления результатов осмысления прозы В. Пелевина.

Задача: выявить особенности содержания и формы постмодернистской прозы на примере рассказов В. Пелевина.

- Учащиеся сопоставляют рассказы, выявляют сходные мотивы, темы, проблематику, делают выводы о том, что объединяет эти два рассказа

Oобобщающая беседа:

-Каковы особенности содержания постмодернистской прозы?

1.Отрицание ценностей.

2.Натурализм.

3.Нет положительного идеала.

-В чём заключаются особенности формы?

1.Обилие аллегорий, реминисценций.

2.Нет сквозного сюжета (фрагментарность)

3.Эпатаж, как у футуристов.

- На какого читателя рассчитана проза постмодернистов? К какому читателю обращается

В. Пелевин? (Элитному, высокоинтеллектуальному читателю).

IV Этап подведения итогов.

Задача: выявить восприятие учащимися рассказов В. Пелевина.

V Домашнее задание.

Написать рецензию на рассказы В. Пелевина «Хрустальный мир» или «Бубен внешнего мира».

Автор: В. Крупин

Произведение: Сборник миниатюр «Крупинки»

Вид урока: Комбинированный

Тип урока: Урок-семинар

Тема урока: «Научиться делать добро»

Цели:

1. Обучающая: ввести в творческую лабораторию российского писателя В. Крупина; работа по осмыслению философских, эстетических и нравственных проблем произведения.

2. Развивающая:  уяснение общности гуманистических тенденций в жизни и литературе.

План урока:

1. Оргмомент

2. Организация дискуссии.

3. Организация групповой работы.

4. Подведение итогов семинара.

Методы работы: словесный наглядный, репродуктивный продуктивный,

Приемы: эвристическая беседа, организация общей дискуссии, выразительное чтение.

Основная форма работы: групповая.

Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение.

Эпиграф: «Научиться любить, научиться прощать научиться делать добро — вот тогда мы будем бессмертны».

Подготовка к уроку:

Учащиеся должны знать содержание рассказов из сборника «Крупинки», повесть «Люби меня, как я тебя», даны групповые задания: составление докладов сообщений, подготовка ответов на заранее составленные вопросы.

Ход урока.

1. Сообщение учащихся и жизни и творчестве писателя,

2. Доклад «Основные мотивы творчества В. Куприна».

Комментарий. Доклад представляет собой плод коллективной творческой работы первой группы.

Остальные учащиеся фиксируют в тетради основные положения в краткой форме

3. Организация дискуссии.

Комментарий. Учитель организовывает дискуссию по основным положениям доклада, в процессе которой учащиеся внесут поправки` Дадут обоснованную оценку коллективной творческой работе.

4. Групповая работа.

Анализ рассказов - миниатюр.

Вторая группа А «Лодка - надежды»` «Возраст любви»

Третья группа.

Анализ и выразительное чтение миниатюр «Тихий воз на горе будет»` «Верное воскресенье».

Четвертая группа.

Чтение и анализ миниатюр «Передаю», «Конец связи».

5. Вывод это рассказы о любви к земле, на которой вырос любви к людям села об искусстве, красоте, которая нас окружает, о бережном отношении к человеку, об нравственных истоках человека, об умении делать добро и о том, как учиться тяжелому труду — делать добро.

6. Анализ повести «Люби меня как я тебя».

Комментарий, Учащиеся приходят к выводу о русской классической литературы в творчестве В. Куприна. Определяют главную тему, идею повести, художественные приемы раскрытия характера героев, приемы психологизма, глубокое проникновение в духовный мир героев переживающих необыкновенное чувство, заставляют читателей вспомнить И. Бунина Куприн, продолжает его традиции, передает необъяснимую и притягательную силу любви. Само название повести напоминает об одной из христианских заповедей.

- Кто они герои повести? Какие они?

-Определите лейтмотив повести? Почему музыка?

- Какой смысл вкладывает писатель в название повести?

- Какие темы поднимает Куприн в повести?

- Почему такой финал повести?

 7. Вывод по уроку

Автор: Татьяна Толстая.

Произведение: роман «Кысь».

Вид: комбинированный.

Тип: урок — рассуждение, на основе технологии обучения в интерактивном режиме.

Тема: Картина мира в романе «Кысь».

Цель:

1. Обучающая: дать возможность учащимся глубже, полнее понять смысл произведения Т. Толстой, понять как сумел автор нарисовать картину современного мира;

2. Развивающая: углубить представление учащихся о современной литературной ситуации;

3.  Воспитывающая: формирование ответственного отношения к самому себе; формирование литературных суждений на основе плюрализма.

Метод: проблемно — поисковый, диалогический.

Форма работы: система малых групп.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Мотивационная беседа

- О чем роман «Кысь»? ( о там, во что превратился мир после

Взрыва... )

- О каком Взрыве идет речь? Ясна ли природа Взрыва?

3. Создание проблемной ситуации, и работа по тексту.

Работа в группах.

Задание группам.

Ответьте на вопросы и выполните задание:

- Почему Т. Толстая назвала каждую главу буквой кириллицы?

Ответ аргументируйте.

— Попытайтесь найти соответствия в содержание глав и

название букв.

— Что означает слово, вынесенное в  заглавие романа?

4. Организация дискуссии.

5. Фронтальная беседа ( примерный круг вопросов)

Автор подводит читателя к мысли о том, что, за буквами смысл того, что они обозначают.

- Сумели ли это увидеть главный герой романа? Почему?

- Кто такие голубчики и Прежние?

- Почему Прежним очень трудно жить среди голубчиков?

-Пытаются ли они как—то помочь голубчикам?

-Чувствуют ли себя несчастными голубчики и как они относятся к Прежним?

-Какими деталями автор дает понять читателю, что нарисованная картина есть современный нам мир?

-В чем особенность языка писателя? С какой целью Т. Толстая создает язык, на котором ни она, ни читатель не говорят?

-Почему Никита Ивановиче, улетал, твердит Бенедикту: « Учи

азбуку»?

-Почему Бенедикта, стремившегося понять мир, жизнь, в конце романа близкие называют Кысью?

-Что главное - обладать книгой или понимать ее?

-Как и с какой целью Т. Толстая открывает перед читателем ту бесконечную силу Духа, которая существует независимо от воли

и желаний сильных мира сего?

-Каков финал роман? В чем его философский смысл романа?

6.Творческое задание (группам)

Традиции А. Пушкина, Н. Некрасова, Ф. Достоевского,

И. Тургенева, А. Чехова в романе «Кысь»

Найти типажи, сюжетные ходы, образы, типологические переклички

7. Подведение итогов уроков.

Автор: Дмитрий Бакин

Произведение: рассказ «Сын дерева».

Вид: урок изучения нового материала.

Тип: комбинированный.

Тема: Нити любви и родства.

Эпиграф: невозможность рождённому найти своё предназначение несоизмеримо страшнее.

Цель:

1. Обучающая: познакомить учащихся с духовным миром героя, который раскрывается в процессе его наблюдений и размышлений.

2. Развивающая: развивать навыки общения в микро группе, между группами, формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию; формирование навыков анализа произведений малой формы; умение находить архетипы, сходные мотивы в произведениях 19 и 20 веков.

3. Воспитывающая: терпимость, умение выслушать, уважение к мнению одноклассников.

План урока:

Содержание этапов урока:

1. Организация постановки целей.

2. Мотивационное начало.

3. Выход на тему урока.

4. Организация групповой работы.

5. Работа с текстом.

6. Организация дискуссии.

7. Подведение итогов.

Методы и приёмы:

Приветствие

Фронтальный опрос с элементами эвристической беседы

Групповая работа

Дискуссия

Эвристическая беседа

Рефлексия

Оформление доски:

1. Тема.

2. Проблемный вопрос.

Почему сын дерева отказывается от полноценной активной жизни. И остаётся верен своему «неподвижному несчастию»?

Сын дерева —› сын Человеческий —› сын земли —› сын России.

Дерево/древо —› составьте словосочетание со словом, имеющее

метафорическое значение.

Дом: строение житья; семейство; семья; род; поколение; династия.

В.И. Даль, «Толковый словарь живого великорусского языка».

Род —› постройте с этим словом синонимический ряд —› семья,

поколение, племя.

В. Распутин       «Нежданно-негаданно», «Изба», «В туже землю».

В. Маканин        «Кавказский пленный». /

Д. Бакин             «Стражник лжи», «Сын дерева», книга «Страна происхождения».

Б. Екимов          «Холюшино подворье», «Фетисыч», «Мальчик на велосипеде».

Система поэтики: затянутая экспозиция, медленно разворачивающийся сюжет, смещение кульминации к финалу.

Словарь: альтруизм — готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Рафинированный — изысканный, утончённый. Очищенный от примеси.

Слово учителя: Нынешняя ситуация, обозначенная критиком Н. Новиковой как «литературный пейзаж», дала возможность расцвести жанру рассказа. Рассказ — это жанр, где «один-единственный эпизод помещается в центр художественной вселенной» и приобретает значение обобщения. В. Маканин, А. Варламов, В. Распутин возвращают литературу  сегодняшнюю к лучшим традициям классики, обращаются к универсальным, «общечеловеческим» проблемам: «отцы» и «дети», любовь и ненависть, война и мир, грех и расплата, добро и зло.

Дмитрий Бакин - писатель с именем, но без биографии. Настоящее имя его неизвестно. Говорят, что работает шофёром-дальнобойщиком, а литература — его хобби. Автор девяти рассказов за «Стражник лжи» присуждён «Антибукер».  Нет его фотографий. После выхода во Франции сборника рассказов Бакина называют «русским Камю». Небольшая книга «Страна происхождения», вышедшая в 1996 году в Санкт-Петербурге - свидетельство того, что отношения в семье, в кругу родных, зависимость человека от близких — отца, матери, братьев, сестёр, жены, ребёнка — становится предметом писательского внимания. В произведениях писателя отчётливо видна своя система поэтики: затянутая экспозиция медленно развивающийся сюжет смещение кульминации ближе к финалу. Поставленные автором проблемы драматичны, и герой оказывается с ними один на один. Часто персонаж — человек с травмированным сознанием или физическим недостатком, лишённый возможности вести полноценную жизнь. И почти всегда за логикой поведения героев открывается глубинная человечность, альтруизм, желание защитить близких.

3. Мотивационное начало урока.

- В языке бытуют устойчивые выражения «Сын земли», «Сын Человеческий», «сын России». Попробуйте предположить, почему рассказ назван именно так?

- Подберите к слову дерево однокоренные слова, составьте словосочетания, имеющие метафорическое значение. (Древо жизни, древний род, родословное древо, древо познания добра и зла)

- «Первым родился — первый, вторым родился — второй, третьим родился мёртвый. Так я хочу начать рассказ о себе». Это начало рассказа. Утверждается или опровергается в рассказе определение «мёртвый» применительно к герою?

II Этап создания проблемной ситуации 

Задача: способствовать активизации умственной деятельности учащихся, настроить их на восприятие материала.

Проблемный вопрос:

- Найти архетипические мотивы.

- Почему сын дерева отказался от полноценной подвижной жизни и остаётся верен своему «неподвижному несчастью»?

Задание группам:

1. Ответить на проблемный вопрос.

2. Сопоставьте родителей и детей, братьев и невесток сына дерева. Автор пишет, что отец и мать исполнили своё «предназначение» на земле. Каково предназначение человека на земле, по мнению сына дерева? И почему дети не исполнили своего?

3. Каков удел первого и третьего сыновей в русском фольклоре? В традициях русской семьи? А у Д. Бакина?

- Почему третий, «мёртвый», берёт на себя традиционные функции укрепления семьи? (Рассмотрите образы старших братьев, есть ли схожесть с «деревом»)

4. Проследите взаимоотношения в семьях. Александра - Илья.

- Что воплощено в похождениях Александры? Какая за ними открывается тайная потребность?

- Что удерживает вместе таких непохожих людей?

- В чём причина их семейного неблагополучия?

Валентина и Максим.

- Какова Валентина?

- Каковы отношения в их семье? Что их удерживает вместе?

- Противопоставлены ли Александра и Валентина? Аргументируйте

5. Какова роль легенды в раскрытии темы и идеи рассказа?

Легенда дает ответ на ситуацию в семье героя.  Женщины из легенды отстояли своё право «длить род» вопреки смерти младенцев, запрету старика. У благополучных в целом невесток нет детей. В легенде людей поразила болезнь физическая, здесь - духовная: бесконечно размышляющие о бессмысленности своего существования невестки ложное принимают за истинное.

6. Анализ эпизода у реки.

- Почему герой отказывается «вырвать корни»?

- Почему автор применяет этот приём — река, тонущая Александра?

- Каков философский смысл рассказа?

(Герой отказывается «вырвать корни», т.к., во-первых, за обретением подвижности последует разрушение семьи, центром которой является сын дерева. Во-вторых, неизбежен распад внутреннего мира героя, распад связей с неподвижным, вечным, прошлым, землёй, со всем тем, что представлялось герою важнейшей основой бытия и будет утрачено с его переходом в мир движения, в мир живых. Он, сын дерева, - хранитель прошлого, связующее звено между прошлым и будущим, ствол семейного дерева. Так в рассказе Б. появляется философская нота.  Сын дерева - сын, возложивший на себя функцию отцов. Извечный спор отцы-дети снимается его образом. И разрешение

вопроса о противостоянии отцов и детей заключается в его выборе: сын дерева, сын корней выбирает материальное начало мира, бессознательное, природное. Отказ от подвижности продиктован стремлением выполнить своё предназначение, осознанное во время падения, соприкосновения с землёй: «Вместо того, чтобы желать собственного приобщения к движению, мне следовало приобщать к неподвижности их — иначе никак мне, уродливому выкидышу из земли, себя не воплотить».)

7. Что мы видим в финале?

- Состоялась ли семья?

Бакин не рисует сцены благостного примирения, но будущее героев предчувствуется в последних строках, их намечающееся единство обозначено словами: в я они дома за большим столом.

- Какое значение имеет слово «неподвижность»?

Итог: Ради скрепления семи разрозненных «Я» в семью, в единое целое, бакинский герой «вцепляется» в «почву», хочет дать ей новую жизнь — в будущих детях, Эта мысль звучит в словах героя: «Я ощутил—таки себя грешным деревом, корни которого скрепляют почву семьи, препятствуют её распаду, прививают месту жизнь».

(Архетипы: В. Г. Распутин «Последний срок»,  Ф. М .Достоевский «Преступление и наказание»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

Данные методические рекомендации помогут педагогам  «Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им.Я.П.Осадчего» и других учреждений СПО организовать самостоятельную деяте...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО по дисциплине: «Физика»

Задания для самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования по дисциплине "Физика"...

Методическая разработка для методистов по предметным областям "Организация и методическое сопровождение школьного и районного этапов предметных олимпиад школьников Московского района Санкт-Петербурга"

Методическая разработка с целью организационно-методического сопровождения и поддержки организаторов школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников...

5. Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...

Специфика методического сопровождения при организации мероприятий в Республиканском центре дистанционного образования (РЦДО) БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии

В статье раскрываются особенности организации работы по дистанционному проведению мероприятий республиканского центра дистанционного образования в рамках образовательного процесса...