Урок-ситуация по повести В. Быкова "Сотников"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Кузнецова Галина Ивановна

В. Быков изображает войну как жестокую и беспощадную проверку внутренней сути людей. Человек в бесчеловечных условиях должен сделать выбор. Один из героев совершает подвиг, другой - предательство. Об этом и идёт речь на уроке-ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-situatsiya_po_v.bykovu_-_sotnikov.docx15.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-ситуация: «Закономерно или случайно, что Рыбак стал предателем, а Сотников совершил душевный взлёт?»  (по повести В. Быкова «Сотников»).

Цель: осознать, что в центре повествования стоит ситуация личного нравственного выбора и утверждение автора, что без пробуждения личной ответственности война не была бы выиграна;

Осмыслить, что главное для писателя: в  бесчеловечных обстоятельствах человек должен оставаться человеком.

  1. Слово учителя и ввод в проблему.

В. Быков – один из советских писателей, верных военной теме. Он пишет о войне как очевидец, как человек, испытавший и потери и утраты, прошедший через горечь поражений и радость победы. В.Быков изображает войну как жестокую и беспощадную проверку внутренней сути людей. Человек проверяется тогда, когда остаётся один на один со своей совестью. Человек в бесчеловечных обстоятельствах  должен сделать выбор. Ситуация для героев берётся экстремальная, трагичная.

Как решается проблема выбора героев Сотникова и Рыбака в одних и тех же обстоятельствах (плен)?

  1. Обсуждение ситуации  микрогруппами в зоне поиска в течение 5 минут. Делают сообщения о своём выводе, не повторяясь, дополняя друг друга.
  2. Слово учителя и постановка проблемы.

Рыбак вплоть до гибели Сотникова не осознаёт себя предателем, а хочет «выжить любой ценой», считает, что в минуты опасности каждый думает только о себе, и ему ни до кого и ни до чего нет дела. Он становится палачом Сотникова сначала в мыслях, потом на деле, когда помогает полиции его вешать. Сотников понимает, что «смерть…должен встретить  с солдатским достоинством», так как другого выхода, чем достойно умереть, у него нет. Он не подчиняется обстоятельствам. Сила души побеждает его физическую слабость.

Закономерно или  случайно, что Рыбак стал предателем, а Сотников совершил душевный взлёт?

  1. Работа микрогрупп в зоне поиска, обсуждение проблемы в течение 8 минут, высказывание учащимися своих точек зрения.
  2. Вопросы, направляющие мыследеятельность учащихся при рассмотрении проблемных ситуаций:

5.1. Почему больной Сотников пошёл на задание вместе с Рыбаком?

     5.2. Как ведут себя герои в перестрелке с немцами?

     5.3. Как получилось, что Сотников и Рыбак попали в плен?

     5.4. Зачем даётся прошлое героев?

     5.5. Каково поведение Сотникова и Рыбака во время допроса и какое решение они принимают?

    5.6. О чём говорит поведение героев во время казни?

    5.7. Каковы принципы жизни Сотникова?

    5.8. Были ли в Рыбаке задатки сильной личности?  Если да, то почему они не проявились в плену у немцев?

6. Слово учителя и постановка новой проблемы.

Итак, Сотников остался человеком в бесчеловечных обстоятельствах. И в этом его подвиг, его нравственное восхождение, противопоставление нравственному падению Рыбака, о котором автор говорит: «Коварная судьба заплутавшего на войне человека».

Повесть оптимистична или трагична?

7. Работа микрогрупп в зоне поиска в течение 5 минут. Общее обсуждение и высказывание своих точек зрения.

8. Слово учителя.

Б. Быкова интересует нравственный мир человека, поведение его на войне в кризисных трагичных ситуациях. Для произведения характерна локальность места действия, сосредоточенность на малом участке, краткая временная протяжённость, необычная насыщенность динамикой событий, небольшое количество действующих лиц, глубокая психологическая характеристика мотивов преступников.

  На материале военных событий    ставятся нравственные проблемы: что такое героический поступок, когда все обстоятельства оборачиваются против человека? Как поведёт себя человек? Каковы его возможности?

Рефлексия: каково ваше отношение к этим нравственным проблемам?

Д/р. Поразмышлять: Как вы думаете, возможно ли нравственное возрождение Рыбака?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Повесть о настоящем человеке (классный час - читательская конференция по повести Б.Полевого)

На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке".  Цель:  воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...

"Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике («Петербургские повести»).

Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п...

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения...