конспект урока по литературе по стихотворению С.Есенина "Топи да болота..."
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Сорокина татьяна Васильевна

 Данный конспект урока поможет учителю при анализе стихотворного текста. Данный материал воспитывает у учащихся бережное отношение к родному слову, эстетический вкус, патриотические чувства учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_eseninu.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                  Что там слухают ракиты?

Урок литературы в 7-м классе на тему «Мысли и чувства, рожденные стихотворением С.Есенина «Топи да болота…»

Задачи урока

  1. познакомить учеников с произведением поэта.
  2. выявить идейно-художественное своеобразие стихотворения С.Есенина «Топи да болота…».
  3. развивать навыки выразительного чтения, образного мышления, анализа стихотворного текста.
  4. воспитывать бережное отношение к родному слову, эстетический вкус, патриотические ч-ва уч-ся.

Оборудование урока

1.  Аудиопроигрыватель

2.  Кассета с записью Кенни Джи «Вечный свет»

3.  Листы цветного(золотого и синего) картона.

4. Картины В.Поленова «Золотая осень» и М.Нестерова «Осенний пейзаж», портрет писателя

5. Индивидуальные листы с домашним заданием.

Ход урока

Учитель: на прошлом уроке вы начали одну из красивейших тем в учебнике литературы за 7 класс

- Чему она посвящена?

- С творчеством  каких поэтов вы уже поз-сь?

- Чьи строки зах-сь перечитать еще раз?

- Чем затронули строки этого автора?

- Может быть кому-то зах-сь их выучить наизусть? Давайте посл-ем.

- Как вы думаете, почему практически каждый русский поэт и писатель посвящает свои произведения родной земле?

-Почему же тогда сторона, которой так гордится каждый из художников слова, названа «ТИХОЙ»?

Работа с эпиграфом и портретом поэта

Учитель: эпиграфом сегодняшнего урока станут следующие строки. Давайте их прочтем:

    Много дум я в тишине

                              продумал,

    Много песен про тебя

                              сложил…

    И на этой на земле угрюмой

    Счастлив тем, что я дышал

                                          и жил!

- О чем эти строки?

- Чему посвящены?

- Что вы можете сказать об их авторе?

- Каким рисуется этот человек, каким вы его представляете?

- Кто-то узнал автора этого отрывка?

 Открывается портрет С.Есенина.

Учитель: «Самый русский, самый нежный, самый проникновенный и душевный, самый народный поэт С.Есенин.»

 

- Что вы помните о нем? ( Уроженец рязанской губернии, крестьянский поэт, который удивлял современников тем, что выходил на природу с листком и карандашом, как художник с мольбертом, чтобы запечатлеть неповторимые, но легко узнаваемые строки, образы, темы…)

- Какие произведения читали ранее?

- Может кто-то прочтет наизусть?

Тема нашего урока «Мысли и чувства, рожденные стихотворением С.Е. «Топи и…»

Цель: прочитаем стихотворение. Определим, каковы особ-ти этого поэт-го текста; какие мысли и ч-ва автор передает нам, читателям?

    Включ-ся запись инструм-ой пьесы Кенни Джи. Эмоц-е прочтение ст-я.

Учитель: Что вы испытали, слушая ст-е поэта?

- Каково настр-е пр-я?

- Что помогло это почувст-ть?

- Как бы вы назвали эту есен-ую зарисовку? Свой ответ аргум-те.

Работа над идейно-худ-ым своеобр-ем пр-я.

   

 Учитель: Опред-те размер стиха.(Ямб)

- Почему, по-вашему избран именно ямб?

- Какой темп он рождает?

     Две трети ст-ий русской поэзии написаны ямбом – самым попул-ым двусл-ым ст-ым размером. Он помогает авторам передать спокойствие и величавость запечатленных картин, создать рамер-ый, нетороп-ый ритм, а нам – подпбрать необх-ую правильную интонацию.

- Какова комп-ия ст-я? В нем всего 4 строфы! А какой смысл!

- Какие картины вы увидели?

- О каком времени года идет речь?Докажите это словами Есенина.

- Я полюбил это время года в Таганроге. Обожал бродить в кленовой аллее возле вокзала, подбрасывая ногами яркие листья, слушать их шорох и тишину. А чтр значит осень для вас?

- какие краски в ст-е? Приведите примеры.

- Это любимые есенинские тона. Что они, по-вашему символизируют? Какие ассоциации рождают?

- Если бы вы иллюстрировали это пр-е, какую бы палитру использовали? Аргументируйте свой выбор.

    Сравнение художест-х и словесных полотен.

 Учитель: Сравните картину, запечатл-ую С.Есениным, с картинами двух русских художников – Михаила Нестерова и Василия Поленова. Что роднит эти пр-я ис-ва?

- Какая из картин понр-сь больше? Почему?

- Какая из картин илл-ет пр-я поэта лучше (ведь в ис –ве нет и не может быть «двойников»!)? Объясните свой ответ.

- Что сильнее в картине: горизонталь или вертикаль?

- Какие краски использ-ны в полотнах?

- Какое настроение рождают эти тона?

- Как худ-ки относятся к осени?

   Работа над звуковой стороной пр-я.

   Учитель: Какими звуками наполнена эта картина? Найдите их в тексте.

- какое слово кажется вам нелбычным?(Вззвенивает) Почему? Как вы его понимаете? Что помогает понять знач-е слова?

(Приставка «вз» со значением движения вверх, звук, который издает лес, уходит в небеса.)

- какой это звук?

- Если бы вы озвучивали эту картину, какая бы пьеса у вас получилась? Охарактер-те ее.

   Работа над изобразит-ми ср-ми ст-я.

  Учитель: А как же автор передает свое отношение крод-му краю? Попробуем найти изобр-ые ср-ва в ст-ии. Что назавют изобр-ыми ср-ми? Для чего они спольз-ся авторами7

   ЭПИТЕТЫ: синий плат, хвойная позолота, посвист ветряной, край забытый, край родной.

- Как вы понимаете эти выраж-я?

- Из какого языка эти слова? Докажите это.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: снится елям, слухают ракиты, лесные кудри.

- Что изменилось бы в картине, убери Есенин из нее эти образы?

- Какие ассоциации рождают «спящие ели», «лесные кудри»?

- Объяс-те выражение «слухают ракиты». Что такое «ракита? (Ива)

- Для чего, по-вашему, просторечная форма «слухают»?

- Что автор подчеркивает этим?

МЕТАФОРЫ : плат небес.

- Почему небо как бы в платке?

- На что похоже есенинское небо?

- Где чувтв-ся Русь острее? А в городе уместно «небо в платке»?

- Как поэт относ-ся к своей родине? Какие мысли и ч-ва передает с помощью этих изобр-х ср-в?

Работа над лексико-семантическим составом ст-я.

   Учитель: Мы узнали об образах в ст-ии. Давайте поработаем над лексич-им знач-м некоторых слов. Объясните их знач-я:

ТОПИ

ГОМОН

ТЕНЬКАЕТ

КОСАРЬ

ОБОЗ

СУХОВАТЫЙ

- Каково происхождение этих слов?

- Почему автор польз-ся  именно этими словами? Что этим подчерк-ся?

- Каковы ч-ва поэта?Как он относится к рус-му языку?

Выразительное чтение строфы.

Учитель: Перечит-те последнюю строфу ст-я. Проинтонируйте так, чтобы стали ясны ч-ва Есенина.

- Что помогло вам понять настроение поэта?

- Что вы услышали в восклицании?

- Какую роль, по-вашему, играет эта строфа в комп-ции ст-я?

- Какова же идея пр-я?

- Найдите сходства в эпиграфе и ст-ии. Отчего счастлив поэт? Какие мысли ич-ва передает нам, читателям, всем своим творчеством? Как следует говорить о родине?

Домашнее задание (на выбор)

  1. Если вам понравилось ст-е Есенина, выучите его наизусть. Помните об инт-ции, ритме и мелодике стиха!
  2. сравните ст-е «Топи да болота…» с др. ст-ми автора. В чем сходство, а в чем различие этих произведений?
  3. Передайте свои мысли , ч-ва в миниатюре о своем родном крае. Не забудьте про ср-ва, делающие ваши работы красивыми и неповторимыми!
  4. Передайте свои ощущения от любимого уголка природы в картине любого жанра.  

Помните о красках, которые передают отношение к родной стороне!

Подведение итогов урока.

Учитель: Что нового узнали вы на уроке сегодня?

- Какие предложения, замечания вы хотели бы высказать?

- Открылся ли для вас С.Есенин по-новому? Как именно?

- Обозначьте основные темы его тв-ва.

                                       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""

Материал содержит подробный конспект урока по литературе для 5 класса по программе Г.С. Меркина на тему "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""...

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""

Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...

Конспект урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"

Урок является одним из цикла уроков по творчеству А.А. Блока, данная тема изучается после знакомства с циклом «Стихов о Прекрасной Даме», на данном уроке важно показать, как существенно м...

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему «На дорогах войны». Стихотворения о Великой Отечественной войне. Публицистика военных лет.

На уроке учащиеся познакомятся с поэзией и публицистикой военных лет. Узнают о наиболее известных военных корреспондентах времён ВОВ. В ходе занятия, большое внимание уделяется самостоятельной работе ...

Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ Тема урока: «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕТема урока:  «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».Тип урока: изучение нового матери...