рабочая программа 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literature_5kl.docx69.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Рассмотрено                                

Согласовано

Утверждена

на заседании ШМО учителей

 русского языка и литературы

Заместитель директора по

УР

Приказ от

Протокол №    от

«    »                   2016_г.

Директор школы

Алексеева Н.В.

Руководитель МО Курзанцева А.П.

Галактионова О.С.

Рабочая программа

по литературе

в 5 А классе

на 2016-2017 учебный год

Рабочую программу

составила

Пестова Мария Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Велиж

2016

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 5 класса  составлена на основе:

  •  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ № 1897 от 17.12.2010)
  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 Ф/З , утвержденного 29.12.2012 года.
  • Примерной  программы основного общего образования «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. «Просвещение» 2010.
  • Учебного плана МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на 2015 — 2016 учебный год и Положения о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2016 № 1897 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования»
  • Годового календарного учебного графика на 2015 — 2016 учебный год МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа

      Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

         Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, курса в учебном плане, требований к уровню подготовки обучающихся, содержания учебного предмета, тематического планирования, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Рабочая программа включает разделы:

  • Титульный лист
  • Пояснительная записка
  • Планируемые результаты освоения учебного предмета
  • Содержание тем учебного курса
  • Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
  • Календарно-тематическое планирование

Преподавание ведётся по учебнику: «Литература». 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1,Ч.2/В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-  5 –е изд. – М.: Просвещение, 2015г.

Цель изучения литературы – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

           Специальными целями преподавания литературы являются формирование основных компетенций: читательской, литературоведческой, коммуникативно-речевой

Основные компетенции литературного образования:

- читательская компетенция (изучаемое произведение и его связи с другими произведениями, сходными по проблематике и художественным решениям)

- литературоведческая компетенция (основные теоретико-литературные понятия)

-коммуникативно-речевая компетенция (развитие речи обучающихся)

Главным при изучении предмета «Литература» является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета. Содержание стандарта по литературе реализуется следующими видами усложняющей учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть;

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов: близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующим лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;

- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Задачи курса литературы 5 класса:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

- научиться  способам свободного владения письменной речью;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

- расширение кругозора обучающихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

           

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации  предусматривает на изучение литературы в 5 классе – 102 часа, из расчета 3 часа в неделю.

Планируемы результаты освоения учебного предмета

•              1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

•             2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

Ученик научится:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства;

– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Ученик получит возможность научиться:

– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

– осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание тем учебного курса

Введение (1 час).

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (10 часов).

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнения.

Из древнерусской литературы (3 часа).

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из русской литературы XVIII века (1 час)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века (45 часа).

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века (33 часов).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий  май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы (8 часов).

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.        

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Итоговый урок. (1 час ) Список литературы на лето.

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

Тематическое планирование с указанием количества часов,

 отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

В том числе

Развитие речи (всего)

Из них сочинения

Внеклассное чтение

Проекты

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

10

1

1

3.

Древнерусская литература

3

1

1 (дом.)

4.

Из русской литературы 18 века

1

5.

Из русской литературы 19 века

45

14

1 (дом.)

1 (классн.)

3

3

6.

Из литературы 20 века

33

11

1 (дом.)

1 (классн.)

2

1

7.

Из зарубежной литературы

8

1

1

8.

Итоговый урок

1

Итого

102

28

5

6

5


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе

№ п/п

Тема урока

Дата

Примечание

Введение- 1ч.

1.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

Устное народное творчество – 10 ч.

2.

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

3.

Сказка как особый жанр фольклора

4.

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

5.

Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы

6.

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки

7.

Р.р. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок

8.

«Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли.

9.

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.

10.

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

11

Вн. чт. «Добро побеждает зло» по мотивам русских народных сказок

Древнерусская литература- 3 ч.

12.

Возникновение древнерусской литературы

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

13.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи

14

Р.р. Сочинение по картине А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» (дом.)

Из русской литературы 18 в. – 1 ч.

15.

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Из русской литературы 19 в. – 45 ч.

16.

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр

17.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

18.

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Ворона и лисица»

19.

Р.р Жанр басни. Повествование и мораль в басне

20.

Проект

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

21.

В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

22.

«Спящая царевна». Р.р. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

23.

Р.р Баллада В.А.Жуковского «Кубок», ее особенности

24.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»

25

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

26

Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность

27

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Р.р Музыкальность пушкинской сказки

28

Р.р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

29.

Вн.чт. Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

30

В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps»

31

«Attalea Prinseps» : героическое и обыденное в сказке. 

Р.Р. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения.

32.

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

.

33.

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание

Проект

34.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

35.

Р.р. Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

36.

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место»

37

Р.р. Реальное и фантастическое в сюжете повести

38

Вн.чт  Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

39.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»

40.

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

41

Р.р. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

42

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

43.

Герасим и его окружение

44.

Р.р. Характеристика героев произведения

45.

Осада каморки Герасима.

46

Р.р. Духовные и нравственные качества Герасима. Подготовка к сочинению

47-48.

Р.р Классное сочинение .

49.

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

50.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

51.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

52

Странная дружба Жилина и Дины

53.

Р.р Сюжет, композиция, идея произведения

54

Р.р. Подготовка к написанию сочинения «Жилин и Костылин: разные судьбы»

55

Р,р Написание сочинения «Жилин и Костылин: разные судьбы»

56.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

57.

Вн.чт. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

58

Образы природы в русской поэзии XIX века.

59.

Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений

60

Проект. Образы родной природы в стихотворениях  русских поэтов

Из русской литературы 20 в. – 33 ч.

61.

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы»

62.

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

63

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

64.

Глава «Кукла» - кульминация повести.

65.

Р.р. Подготовка к написанию сочинения «Путь Васи к правде и добру»

66

Р.р Написание сочинения         «Путь Васи к правде и добру»

67.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

68.

Р.р. Стихотворение «С добрым утром!».

69.

П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки

70

Р.р. Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

71.

Вн.чт. «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

72

Проект. «Сказы П.Бажова в иллюстрациях художников Палеха»

73.

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб».

74.

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальность и фантастика.

75.

К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»

76.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

77.

Положительные и отрицательные герои. Р.р.Художественные особенности пьесы-сказки.

78.

Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом

79.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Никита»

80.

Жизнь как борьба добра и зла. Тема труда в рассказе «Никита».

Р.р. Характеристика героя. Язык рассказа

81.

В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

82.

Р.р. Человек и природа в рассказе

83

Черты характера главного героя.

84

Р.р. Подготовка к написанию сочинения  по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

85

Р.р Написание сочинения Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино

86.

Вн.чт. В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

87.

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

88.

Р.р К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

89.

Великая Отечественная война в жизни моей семьи

90.

Стихотворения И.А.Бунина, Д.Б.Кедрина и Н.М.Рубцова

91.

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Р.р. Юмор

92.

Вн.чт. Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

93

Промежуточная аттестация

Из зарубежной литературы- 8 ч.

94

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»

95.

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

96.

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

97

В поисках Кая. Друзья и враги Герды.

98

Проект.

Сказки Г.Х.Андерсена

99.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

100.

Том Сойер и его друзья.

Р.р. Внутренний мир героев.

101.

Джек Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише»

102

Итоговый урок «Мои любимые книжки». Летнее чтение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...