Технологическая карта урока. Литература 11 класс.ТВОРЧЕСТВО В. В. НАБОКОВА. «...Наравне с именами собратьев по правописанью...» Анализ рассказа «Благость»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Данный конспект урока в виде технологической карты поможет провести урок в 11 классе по творчеству В.Набокова в формате ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Литература 11 класс

Учитель: Карпенко Марина Евгеньевна, ГБОУ лицей №395 Красносельский район г.Санкт-Петербург

ТЕМА: ТВОРЧЕСТВО В. В. НАБОКОВА. «...Наравне с именами собратьев по правописанью...» Анализ рассказа  «Благость»

ТИП УРОКА: УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Планируемые результаты:

Личностные:

• формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства,  формирование готовности и способности к самостоятельной творческой и ответственной деятельности, развитие способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Метапредметные:

• развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Предметные:

• знакомство с основными этапами творческой биографии В. В. Набокова, раскрытие проблематики и идеи художественного творчества писателя, владение навыками анализа художественного произведения с учетом его жанрово-видовой специфики, осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве личностного эмоционального восприятия и интеллектуального понимания.

Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых устных и письменных высказываниях.

Опорные понятия, термины: второе поколение русской эмиграции, литературное наследие, англоязычное творчество, лирика В. В. Набокова, проблематика произведений,  фабульное действие,  хронотоп, мотив, символ, художественная деталь, психологизм.

Инструментарий учителя: презентация, план урока, учебник под ред. И.Н.Сухих 11 класс часть 1, презентации учащихся о жизни и творчестве В. В. Набокова, выставка книг с произведениями В. В. Набокова, текст рассказа В. В. Набокова «Благость»

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Формы органицации взаимодействия

Формируемые

УУД

Промежуточный контроль

Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и постановка

цели урока

Мотивированная подготовка к усвоению материала. Просмотр презентаций.

Эвристическая беседа.

Предлагает знакомство с «Литературными визитками» и презентациями об этапах творческого пути В. В. Набокова:

• В. В. Набоков как писатель второй волны русской эмиграции;

• Проблематика произведений писателя;

• Набоков и классическая русская традиция

Чтение строк из стихотворения В.Набокова «Слава» :

...никогда,

Никогда не мелькнет мое имя – иль разве

(как в трагических тучах мелькает звезда)

В специальном труде, в примечаньи к названью

Эмигрантского кладбища и наравне

С именами собратьев по правописанью,

Обстоятельством места навязанных мне.

 - Оправдались ли предсказания писателя-эмигранта?

Работа с эпиграфом:

«Счастье мое – вызов. Блуждая по улицам, по площадям, по набережным вдоль канала, - рассеянно чувствуя губы сырости, - я с гордостью несу необъяснимое счастье»

 «Путеводитель по Берлину» (1925 г.)

Каким образом эпиграф к уроку связан с  рассказом «Благость», прочитанным дома?

Подводит учащихся к формулировке темы

и цели урока:

— Как сформулируем тему сегодняшнего

урока?

— Какую цель перед собой поставим?

Знакомятся с эпиграфом, отвечают на вопросы учителя.

Знакомятся с «Литературной

визиткой» и презентацией о жизни и творчестве В. В. Набокова, подготовленной учениками, записывают тезисы.

Формулируют в диалоге с учителем тему и цель урока. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Записывают тему урока и основные цели в тетрадь.

Цели;

1.Познакомиться с жизнью и творчеством писателя.

2.Проанализировать рассказ «Благость» (композиция, художественные средства, хронотоп, герои, мотив, движение мысли автора, психологизм рассказа)

Индивидуальная, фронтальная

Личностные:

• Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

• Нравственно-этическая оценка

усваиваемого содержания

Познавательные:

Структурирование знаний

• Анализ эпиграфа урока

Коммуникативные:

• Отвечают на поставленный вопрос

Регулятивные:

• Целеполагание

Оценивание индивидуальной работы учащихся, устные ответы, выполнение заданий.

Актуализация. Работа над

темой урока.

Эвристическая беседа.

Проверка дом. зад.

Подбор синонимов к слову «благость». Сверка со словарем синонимов.

Добросердечность, сострадательность, добросердечие, благодушие, кротость, мягкосердечие, мягкосердечность, доброта, добродушие (Словарь русских синонимов.)

Вопросы на восприятие.

Какие из подобранных вами слов связаны с заглавием и содержанием произведения Набокова?

- Считаете ли вы слово «благость» удачным для названия рассказа?

- Почему?

Неожиданным или ожидаемым были для вас фабульное действие и финал рассказа?

Было ли у вас ощущение, что в первых строках предопределен разрыв отношений героя с возлюбленной?

Как вы поняли, о чем написан этот рассказ?

Читая рассказ дома, вы работали с композицией: выделяли экспозицию, завязку, кульминацию и развязку.

Прокомментируйте свое видение.

Чтение , дополнение друг друга.

Отвечают на вопросы учителя,

слушают ответы одноклассников,

дополняют и корректируют свою и

иные точки зрения, задают вопросы на уточнение, оценивают свою работу и работу других учеников

Фронтальная

Личностные:

• Личностное,

жизненное самоопределение

• Нравственно-этическая оценка

усваиваемого содержания

Познавательные:

•Структурирование знаний

• Осознанное и произвольное по-

строение речевых высказываний

• Построение логической цепи

рассуждений

• Формулирование выводов

Коммуникативные:

• Отвечают на вопросы

Регулятивные:

Оценка деятельности

Устные ответы

Творческая практическая деятельность. Анализ рассказа «Благость». Работа в группах.

Выполнение задания, работа с текстом. Поисковая деятельность, подбор примеров, составление связного ответа. Беседа, обсуждение результатов

Чтобы понять движение мысли писателя, основных мотивов и приемов,  закрепить  впечатления предлагается работа в группах, а затем совместное заполнение таблицы.

Организует деление класса на группы.

Предлагает вопросы и задания для групп,

обеспечивает

контроль

за выполнением

заданий.

1 группа. Место действия (начало  рассказа).

Как воспринимается начало рассказа?

Соответствует ли начало рассказа его названию?

Каково пространство мастерской? Символы? Краски?

Каким становится пространство рассказа в конце?

Дополните свой ответ цитированием текста.

2 группа. Образ главного героя, героини (1 половина рассказа )

Вопросы. Что можете сказать о герое? Каково его эмоциональное состояние? Каким образом состояние природы подчеркивает эмоциональное состояние героя?

Какую роль играет оппозиция тепло – холод?

Каково его отношение к героине? Какая она?

-Докажите цитатами из текста.

3 группа. Образ «коричневой» старушки.

- Описание героини.

- Что сближает ее с главным героем?

- Какое значение имеет этот образ?

Докажите цитатами из текста.

4 группа .Состояние главного героя после встречи с «коричневой старушкой.

- Как преображается окружающий героя мир с появлением «коричневой» старушки?

- Какие ощущения, эмоции  испытывает герой?

- Какое открытие он делает?

Докажите цитатами из текста.

Работа в группах.  1 группа.  Место действия (начало  рассказа

Задают вопросы для уточнения информации. Обсуждают, обдумывают и отвечают на вопросы, дополняют, записывают ключевые слова, выделяют цитаты в тексте.

Примерные ответы.

Начало рассказа. Мастерская, раннее утро, Берлин, следовательно, это ранний рассказ берлинского периода.

Пространство мастерской воспринимаются героем как плохая, дешевая лживая декорация: скульптор (главный герой) выделяет такие детали, «как лиловое пятно, изображавшее...белесую урну на фоне мутного сада», глиняную болванку (которая воспринимается скульптором как некое подобие возлюбленной), «черные занавески, висевшие, как клочья рваных знамен», мусор, гипсовые осколки, пыль высохшего пластилина. Сам герой называет мастерскую туманной светлицей. Действительно, в комнате как будто царит какая-то мутность, «пыльный туман». Намеренно выбраны для описания помещения неяркие, размытые краски, полутона (не лиловый, а лишь с оттенком лилового), белесый (цвет «тусклый и светлый до белизны» ). Неслучайно, что скульптор сравнивает занавески с рваными знаменами: это вызывает у читателя ассоциации с войной, битвой, причем проигранной. В данном случае для героя проигранное сражение – это расставание с его возлюбленной. Интересна и такая деталь, как «надгробный холмик пепла», который главный герой находит в спальне своей подруги. Пепел здесь не просто элемент предметного мира, но и символ, причем не только разрыва с любимой, но и утраты покоя душевного, внутреннего, внутренней гармонии, ощущения своей «слитости» с окружающим миром.

2 группа. Образ главного героя, героини (1 половина рассказа рассказа)

Выписывают ключевые слова. Приводят цитаты. Главный герой. Героиня.

Выписывают ключевые слова. Приводят цитаты.

Примерные ответы. Начало рассказа. Герой – скульптор. Он влюблен. Утром им владеют чувство утраты, тоски, потерянности. Он покинут своей возлюбленной, находится во власти своих эмоций – ревности и обиды, все видится ему в мрачном свете.

 Время после обеда полно для героя чувством надежды, ожидания (он все еще надеется, что любимая придет на встречу) и в то же время безнадежности, отсюда мрачное и даже уродливое видение мира. «Вот и грузные ворота. Сквозь проймы их протискивались толстобокие автобусы... Я ждал тебя под тяжелой сенью...». Город как будто давит на героя; неслучайны такие эпитеты, как «грузные ворота», «толстобокие автобусы», «тяжелая сень»; автобусы не проезжают через ворота, а протискиваются.

Главный герой внутренне опустошен, не готов идти на контакт. Он совершенно измотан ожиданием («»...ждал тебя, как не ждал никогда, тревожно курил, заглядывал за ворота на чистую площадь в начале бульвара; и снова отходил в свой угол, стараясь не подавать виду, что жду, стараясь представить себе, что вот, пока я не гляжу, ты идешь, приближаешься, что если опять взгляну туда за угол, то увижу твою котиковую шубу, черное кружево, свисающее с края шляпы на глаза,  - и нарочно не смотрел, дорожил самообманом»). Поэтому он чувствует одиночество в толпе. Ему противны «берлинские чиновники, нечисто выбритые, ...в глазах – мутная тошнота, что бывает, когда натощак выкуришь плохую сигару». Лица чиновников кажутся скульптору абсолютно одинаковыми: они «хищные и усталые».

Столь же отталкивающее впечатление производит на главного героя супружеская пара: «Он в непромокаемом плаще, ноги в длинных чулках – зеленые бутылки, она – худая, высокая, в пантеровом пальто». И вновь скульптором руководят его эмоции: встречная женщина кажется героя зеркальным отражением его возлюбленной: «...сходство было не чертах, не в одежде, а вот в этой брезгливой недоброй ужимке, в этом скользком и равнодушном взгляде».

В середине дня главным героем все еще владеет чувство безнадежности («Прошло уже с час, может быть, больше. Как я мог думать, что ты придешь?... Было бы просто чудо, если бы ты пришла»). Вместе с тем герой с тайной надеждой ждет прихода подруги: «Но ведь ты обещала прийти». Скульптору теперь уже любимая кажется какой-то неуловимой, ускользающей мечтой: «Мне  вспоминался  телефон,  бегущая  тень твоего  голоса». Состояние природы соответствует полностью такому эмоциональному состоянию (мрачной безнадежности): «Мне  становилось  холодно.  Папироса тлела криво и горько. Волны неприязненной прохлады обдавали грудь. Покупатель не шел... Небо незаметно  превратилось  в  одну  сплошную тучу,  и  прохожие  шли  еще поспешнее, горбились, придерживали шапки, дама, переходившая площадь, открыла  на  ходу  зонтик... Снова хлынул недобрый ветер. Я поднял воротник».

 В этой смысловой части рассказа частотны слова  «холодный»: «холодный ветер», «мне становилось холодно», «неприязненная прохлада», «ей... нетеплое было», «недобрый ветер». Они характеризуют не только физический дискомфорт, который испытывает главный герой (ему холодно), но и чувство безнадежности, потерянности.

Героиня. . Мы видим ее глазами главного героя, но его оценка этой героини не может быть объективной.  Изменила, «лживая и дикая», но «живущая в праздной печали». «Я умел только лепить и любить. Тебе было мало этого». «Рай представлялся мне именно так: молчанье, и слезы, и теплый шелк твоих колен. Ты этого понять не могла»

3 группа. Образ «коричневой» старушки.

Выписывают ключевые слова. Приводят цитаты. Примерные ответы.

И лоточница, и герой находятся в одинаковой ситуации – ситуации ожидания.

Продавщица открыток – «коричневая старушка, коротконогая, полная, с круглым и рябым лицом». Старушка становится для скульптора определенным сгустком тепла, доброты, уюта, старая женщина чем-то похожа на маленького ребенка: «На ней было что-то вроде коричневого тулупчика – желтый плюш, сборки у поясницы. Подол коричневой юбки был подтянут спереди выше, чем сзади, и поэтому казалось, что ходит, выпятив живот. Я различал добрые складки на маленькой круглой шляпе, на потертых утиных сапожках».

Героя  поражает способность старушки наслаждаться такими мелочами, как обычная чашка кофе с молоком: «И она стала пить. Я никогда не видал, чтобы пил человек  с таким  совершенным, глубоким, сосредоточенным наслаждением. Она забыла свой лоток, открытки, холодный  ветер,  американца, - и только  потягивала, посасывала, вся ушла в кофе свой, точно так же, как и  я  забыл  свое  ожидание  и  видел  только  плюшевый тулупчик,  потускневшие  от  блаженства  глаза, короткие руки в шерстяных митенках, сжимавшие  кружку.  Она  пила  долго,  пила медленными  глотками,  благоговейно  слизывала  бахрому  пенки, грела ладони о теплую жесть. . И в  душу  мою  вливалась  темная, сладкая  теплота.  Душа  моя  тоже  пила,  тоже  грелась, - и у коричневой старушки был вкус кофе с молоком».

Герой испытывает чувство умиления, чувство сопричастности собственной жизни ко всему миру: человеческому, предметному, природному. Сам скульптор называет такое чувство благость.

4 группа. Состояние главного героя после встречи с «коричневой старушкой.

Выписывают ключевые слова. Приводят цитаты. Примерные ответы.

Неожиданно на глазах у отчаявшегося скульптора происходит чудо – обыкновенный и от того почти невероятный жест человеческого участия. Солдат-охранник угощает старуху кофе, та дарит ему цветные открытки.  Внешний мир изменяет состояние главного героя.

Его неожиданно поражает способность старушки наслаждаться такими мелочами, как обычная чашка кофе с молоком. Герой испытывает чувство умиления, чувство сопричастности собственной жизни ко всему миру: человеческому, предметному, природному. Сам скульптор называет такое чувство благость: «Тогда я  почувствовал  нежность  мира,  глубокую  благость всего,  что  окружало  меня, сладостную связь между мной и всем сущим,-и понял, что радость,  которую  я  искал  в  тебе,  не только   в   тебе  таится,  а  дышит  вокруг  меня  повсюду,  в пролетающих уличных звуках, в подоле смешно подтянутой юбки,  в железном  и  нежном  гудении ветра, в осенних тучах, набухающих дождем. Я понял, что мир вовсе  не  борьба,  не  череда  хищных случайностей,   а   мерцающая   радость,  благостное  волнение, подарок, не оцененный нами».

Вечером для главного героя наступает своеобразный эмоциональный взрыв. В его душе происходит переворот: он больше не вспоминает о своей ветреной возлюбленной. Он наслаждается красотой окружающего мира. Герой жадно подмечает прелесть мира, «изумительные маленькие движения,- вот прыгает  косица  девчонки,  бросающей  мячик   о   стену,   вот отразилась  божественная  печаль  в  лиловатом овальном глазу у лошади: ловил я и собирал все это, и крупные, косые капли дождя учащались...». Главный герой – творческий человек, к нему вновь возвращается желание лепить: «...и вспомнился мне  прохладный  уют  моей  мастерской, вылепленные мною мышцы, лбы и пряди волос, и в пальцах я ощутил мягкую щекотку мысли, начинающей творить». Даже собственная мастерская перестает ему казаться какой-то пошлой, лживой декорацией: теперь там царит «прохладный уют».

Предметный мир и мир природы больше не кажутся герою уродливыми, мрачными. Ветер из холодной, «недоброй», враждебной стихии превращается как будто в старого знакомого: «Ветер бурно встречал меня на поворотах». Неповторимую красоты и очарование главный герой видит даже в самых обыденных вещах, например, в трамвайном вагоне: «В вагоне люди сидели нахохлясь, сонно покачиваясь.  Черные стекла  были  в  мелких,  частых  каплях  дождя,  будто  сплошь подернутое бисером звезд ночное небо. Гремели мы  вдоль  улицы, обсаженной  шумными  каштанами, и мне все казалось, что влажные ветви хлещут по  окнам.  А  когда  трамвай  останавливался,  то слышно  было,  как  стукались наверху об крышу срываемые ветром каштаны: ток - и опять, упруго и нежно: ток... ток...  Трамвай трезвонил  и  трогался,  и  в  мокрых  стеклах  дробился  блеск фонарей, и я ждал с чувством пронзительного счастия  повторения тех  высоких  и  кротких  звуков.  Удар тормоза, остановка,-и снова одиноко падал круглый каштан,-- погодя  падал  я  второй, стукаясь и катясь по крыше: ток... ток...».

В сознании героя предметный мир сравним по своей красоте, прелести с миром природы. Так, у скульптора одинаковое восхищение вызывают и звезды, и янтарный электрический свет в трамвае, и блеск фонарей, отражающийся в мокрых стеклах.

Героем теперь владеет чувство «пронзительного счастия». Он чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира.

Групповая

Личностные:

развитие способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения на основе практического опыта учебной деятельности в классе, самостоятельного чтения литературного произведения, участие в коллективном творческом исследовании текста.

Познавательные:

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные:

Самостоятельно планируют необходимые действия.

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, осуществляют совместную деятельность в группах.

Устные ответы, выполнение заданий.

Обобщение и систематизация материала

Знакомство с работами групп. Обобщение полученных на уроке сведений. Работа с таблицей

Направляет деятельность учащихся , задает дополнительные вопросы после заполнения таблицы. (См. прил.1)

Знакомятся с результатами работы своей группы и других групп, слушают и обсуждают ответы, записывают основные положения в таблицу.

Индивидуальная, групповая

Личностные: нравственно-этическое оценивание содержания.

Познавательные:

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: Самостоятельно планируют необходимые действия, операции. Работают по плану.

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, осуществляют совместную деятельность в группах.

Устные ответы, письменная работа

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Заключительная беседа по вопросам.

- Какое еще значение слова «благость», помимо словарного, появляется в  рассказе В.Набокова?

Известно, что слово «благость» встречается у Набокова только в одном произведении – в заглавии одноименного рассказа, то есть в сильной позиции, и таким образом выявляет центральный мотив произведения. Сформулируйте его, продолжив предложение: «Главный мотив рассказа – это мотив …»

-Уместен ли был наш эпиграф к уроку? Почему?

- Какие строки из рассказа вы бы предложили в качестве эпиграфа к уроку?

- Можно ли сказать, что основным принципом рассказа Набокова  является принцип психологизма?

-Согласны ли вы с мнением новозеландского исследователя и биографа В Набокова Брайана Бойля о том, что герой рассказа пережил « вспышку лирического прозрения»? Как вы понимаете слово «лирического» в данном контексте?

Примерные ответы. Благость – это ощущение своей неразрывной связи с миром, со «всем сущим», ощущение себя растаявшим в этом мире, чувство благости, которое испытает герой, - это не просто хорошее настроение, это своеобразное духовное прозрение, восстановление душевной гармонии.

В конце рассказа героем  владеет чувство «пронзительного счастия». Он чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира.

Да, в самом названии  рассказа есть указание на переживания, эмоции, психические состояние:  «Благость». Рассказ не отличается событийностью, многогеройностью, через призму восприятия главного героя мы видим окружающий мир.  Внешний мир меняется в зависимости от психологического состояния героя. В рассказе показана смена настроений главного героя в течение дня – с раннего утра («на рассвете...») до раннего вечера (когда «стемнело»), т.е. примерно в течение 8 – 10 часов. Можно выделить 4 промежутка времени: утро, время после полудня, середина дня и ранний вечер. Этому конкретному времени, обозначенному в рассказе четырехкратно, соответствуют и разные состояния.

Прочитав рассказ, мы видим, как В.Набоков передает переходность разных состояний человека – от тоски до благости, пронзительного счастья. Это изменение ощущений человека автор передает через внешний мир, можно сказать, по принципу крещендо, т.е.нарастания эмоций. При этом жизнь главного героя событийно не изменилась, изменилось его внутреннее «я», звуки его собственной души.

Фронтальная

Личностные: нравственно-этическое оценивание содержания.

Познавательные:

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Итог урока. Дом. задание

Оценки учителя. Самооценивание своей работы и рабты группы

Выставляет оценки за урок.

Предлагает заполнить листы самооценки. (См. приложение 2)

Предлагает дом. задание. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на одну из тем на выбор:

  1. Набоков задумал написать роман под названием «Счастье», но замысел этот осуществлен не был, в свет вышел один из фрагментов романа в качестве рассказа «Благость». Видите ли вы связь между рассказом и заглавием ненаписанного романа? Аргументируйте свое мнение.
  2. Набоков-писатель восхищался «фасеточным зрением» Гоголя, «дьявольской дотошностью» его описаний, «самозарождением жизни» на каждой странице, в каждом абзаце – из метафоры, гиперболы, случайной ассоциации. Найдите в тексте рассказа примеры набоковского «фасеточного зрения» (оригинальность метафор, сравнений, других тропов) и объясните их роль в произведении.

Заполняют листы самооценки.

Выбирают д/з.

Индивидуальная

Личностные: нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные: оценивают свою работу и работу групп.

Листы обратной связи

Используемая литература:

1.Литература (учебник для 11 класса, базовый уровень), часть 1 под ред. И.Н.Сухих, М., Изд. центр «Академия», 2014

2. Литература в 11 классе. Книга для учителя под  ред. И.Н.Сухих, М., Изд. центр «Академия», 2014

3. Литература. Практикум 11 класс (базовый уровень) под ред. И.Н.Сухих, М., Изд. центр «Академия», 2014

4. В. Набоков «Благость» http://lib.ru/NABOKOW/blagost.txt 

5. Баландина Е.В. Особенности психологизма ранней прозы В.В. Набокова (опыт анализа рассказа «Благость»). http://www.openclass.ru/node/358880

6. Шаховская З.А. В поисках Набокова. Отражения. – М., 1991

Приложение 1 (таблица)

 

Место действия

Как воспринимается начало рассказа?

Соответствует ли начало рассказа его названию?

Каково пространство мастерской? Символы? Краски?

Каким становится пространство рассказа в конце?

Докажите цитатами из текста.

 Образ главного героя, героини (1 половина рассказа )

Вопросы. Что можете сказать о герое? Каково его эмоциональное состояние? Каким образом состояние природы подчеркивает эмоциональное состояние героя?

Какую роль играет оппозиция тепло – холод?

Каково его отношение к героине? Какая она?

Докажите цитатами из текста.

Образ «коричневой» старушки.

- Описание героини.

- Что сближает ее с главным героем?

- Какое значение имеет этот образ?

Докажите цитатами из текста.

Состояние главного героя после встречи с «коричневой старушкой.

- Как преображается окружающий героя мир с появлением «коричневой» старушки?

- Какие ощущения, эмоции  испытывает герой?

- Какое открытие он делает?

Докажите цитатами из текста.

Приложение 2 (лист самооценки)

Лист самооценки и оценки работы группы на уроке Ф.И. ученика _____________________________________

1.Оцени свой вклад в работу группы.

 А) Почти всё сделали без меня;

 Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

 В) Я принимал участие в обсуждении;

Г) Я выступал в качестве представителя от группы

2. Оцени работу своей группы:

 1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

 А) Да, все работали одинаково;

 Б) Нет, работал только один;

В) Кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Г) Я хочу назвать самых активных членов группы: ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 2. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

 А) Работали дружно, ссор не было;

 Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

 В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

 3. Тебе нравится результат работы группы?

 А) Да, всё получилось хорошо;

 Б) Нравится, но можно сделать лучше;

 В) Нет, не нравится.

4.Оцени работу других групп:

А) Все работали на одном уровне;

Б) Лучше всех работала группа №………….

В) Я хочу отметить интересные выступления следующих учеников:………………………………………………………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока по теме: "Слитное и раздельное написание Не с именами существительными".

Цель: Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме "Правописание наречий ".

Данный урок разработан по программе Бабайцевой . Тип урока – систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков....

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 10 классе на тему "Тонкости психологического анализа в новелле Ги де Мопассана "Ожерелье"

Конспект открытого урока по ФГОС в 10 классе. С применением технологий группового обучения, развития критического мышления и проблемного обучения....