План-конспект тематического урока "Образ Киевской Руси и её героев в былинах"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Захарова Галина Евгеньевна

Урок проводится в7 классе.с целью обобщения и расширения материала по теме "Былины.". Материал, используемый на уроке, способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_19.docx47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО  УРОКА

«Образ Киевской Руси и её героев в былинах»

ФИО

Захарова Галина Евгеньевна

Место работы

МБОУ  СШ  №2 с углубленным изучением отдельных предметов

Должность

учитель

Предмет

русский язык и литература

Класс

6 класс

Тема и номер урока в теме

« Образ Киевской Руси и её  героев в былинах».

( уроки  №4, 5)

Базовый учебник

В.Я. Коровиной (М. : Просвещение,2015).

Цель: обобщить и расширить материал  по теме «Письменность Киевской Руси. Образ Киевской Руси и её  героев в былинах»; познакомить обучающихся с интерпретацией былинного эпоса в русском искусстве: живописи и музыке.

Задачи:

Образовательные:

повторить и  обобщить материал по теме «Киевской Руси и её  героев в былинах», расширить и углубить знания о былине. Учить анализировать прочитанный текст, услышанную музыку, уметь  высказывать  свою  точку  зрения.

Воспитывающие:

воспитывать интерес к родной истории, литературе, языку, способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Развивающие:

развивать навыки работы обучающихся с художественным текстом, способствовать развитию грамотного овладения речью, умению работать с картинами.

Тип  занятия:  интегрированный урок (история, литература, русский язык).

Формы работы детей: коллективная, фронтальная,  индивидуальная.

Оборудование и ресурсы: компьютер, мультимедийная техника, карточки, портрет В. М. Васнецова, картины Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославича с половцами», симфония Бородина «Богатырская симфония».

Ход занятия:

  1. Начало урока. Вступительное слово учителя: цели и задачи урока, установка на проверку полученных знаний.

Былины, или старины.

Как далече-далече, во чистом поле,

Тут и пыль столбом и поднималася:

Едет во поле добрый молодец,

Едет русский могучий Святогор-богатырь…

Так начинается одна из древних русских былин.

  1. Рассказ учителя о былинах.

Слово «былина» происходит от слова «быль». Означает ли это, что рассказанное в них действительно было, происходило на самом деле? Попробуем разобраться.

Былины, или иначе старины, - это героические песни. У них нет автора. Они сложены народом по горячим следам памятных событий: войн, вражеских нашествий, побед и поражений.

Былины не рассказывали подобно сказкам – их пели. Иногда исполнителями были сразу несколько человек, но чаще кто-то один. Иные сказители знали по три-четыре десятка былин, с разными вариантами зачинов (запевов) и концовок. Ведь в каждой русской стороне сохранившиеся предания о подвигах богатырей и поединках со злыми недругами излагали по-своему.

  1. Беседа с обучающимися по данной теме и рассказы о главных былинных богатырях.

Широко известны былины про славных богатырей: Святогора[1], Вольгу[2], ВолхаВсеславьевича[3]и, конечно, про трёх знаменитых защитников русской земли – Илью Муромца[4], Добрыню Никитича[5], Алёшу Поповича[6]. А вправду ли были на свете такие силачи и удальцы, которые шутя-играючи могли подбросить выше леса, под облака, тяжёлую палицу, а мечи у них весили столько, что никому из простых смертных даже поднять их не удавалось? В самом ли деле им были нипочём любые испытания и опасности, а из кровопролитных схваток с врагом они непременно выходили победителями?

  • Что вы скажете, ребята, действительно ли были на Руси чудо-богатыри?
  • Ответ обучающегося.
  • Каких былинных богатырей вы знаете?
  • Ответыобучающихся.
  1. Работа над текстом былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Илья Муромец – самый любимый народный былинный герой. Давайте вспомним былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Известно, что подвиги, которые совершает герой, не по силам обычным людям. Может быть, он волшебник?

  • В какой былине Илья Муромец совершает свой первый подвиг?
  • Ответ обучающегося.
  • В былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» он побеждает силушку великую под Черниговом ?
  • Ответ обучающегося.
  • Какой ещё подвиг совершает богатырь? Почему эту победу можно назвать богатырским подвигом?
  • Ответ обучающегося.
  • Как авторы-рассказчики относятся к Илье? Подтвердите текстом.
  • Ответы обучающихся.

Вывод :(делают обучающиеся) основная идея былин -  идея защиты святой Руси, земли отцов и дедов.

  1. Просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
  2. Физкультминутка.  Проведение гимнастики для глаз. Презентация.

  1. Работы обучающихся «Воинское убранство богатыря».

 Древнерусский город, окружённый крепостной стеной. Раннее утро. Из ворот выезжает могучий всадник на могучем коне. Богатырь в полном воинском убранстве. На нём… Как же снаряжался русский богатырь, отправляясь в путь дорогу?

  • Выступления обучающихся (индивидуальные задания, создание слайдов, работа со словом).

У богатыря был меч – обоюдоострый клинок. Вначале он был и рубящим и колющим оружием. Мечи конников делались с изогнутым концом. В одной из былин об Илье Муромце читаем: «А тут мечом Ильюша подпоясался». Подпоясаться мечом, конечно, нельзя. Меч можно лишь подпоясать, то есть привязать к ремню.

Ещё один предмет воинского вооружения – щит – средство обороны, которое известно с глубокой древности Укрепление щита в стане неприятеля являлось символом победы над врагом.

Щит в древности (10-13 века) имел вид эллипса и изготавливался из дерева, чтобы легче было держать в руках. Дерево обтягивалось кожей, поверх которой крест-накрест проходили полосы (обычно железные). Оковывались и края щитов. В центре щита укреплялась выпуклая металлическая бляха, которая называлась  умбоном[7]. К концу 14 века деревянные щиты заменились круглыми металлическими.

Богатырь брал с собой в дорогу лук. Лук представлял собой симметрично обточенную палку из твёрдой и гибкой породы дерева – вяза, ясеня.

Налучник – чехол для лука и стрел.

Колчан – сумка для хранения стрел.

Была у богатыря палица – тяжёлая дубина с утолщённым концом. Булава – палица булатная (стальная), служила для поражения защищённой шлемом головы воина, состояла из металлической головки в виде шара, укреплённого на коротком древке.

В русском языке есть фразеологизм лезть на рожон, что означает «сознательно нарываться на неприятности». Это выражение имеет отношение к вооружению древнерусского богатыря. Тяжёлый, обоюдоострый железный наконечник рогатины назывался рожоном.

Интересен был и шлем русского богатыря. Основная его особенность – коническое окончание, называемое навершием. Навершие  на шлеме (шишак) не позволяло противнику нанести прямой удар. Можно было ударить только сбоку, сила удара уменьшалась, и лишь в редких случаях дело оканчивалось смертью человека. Обычно человек получал контузию, что называлось ошеломить, то есть «нанести неожиданный удар».

Тело богатыря защищала кольчуга. Колец в кольчуге было очень много – 15-20 тысяч, поэтому стоила она очень дорого. Весила 12-16 килограммов.

  1. Работа с текстом. Верный помощник богатыря – его конь.

Как богатырь относится к своему коню, обращается с ним?

Богатырь, как правило, обращается к коню   ласково, подчеркивая его силу: "Уж ты верный мой да богатырский конь,  Выручай теперь ты хозяина!» («Илья Муромец и Святогор») Богатырский конь по совету калик перехожих куплен Ильей у первого встречного крестьянина. «Видит, мужик ведет жеребчика немудрого, Бурого жеребчика косматенького... («Исцеление Ильи Муромца»).        ИльяМуромец тщательно ухаживает за ним:

...кормил  его пшеном белояровым,

Поил свежей ключевой водой;

И прошло поры-времени три месяца,

Стал Илья жеребчика

По три ночи в саду поваживать,

В три росы его выкатывал,

Подводил ко тыну высокому,

И стал бурушко через тын перескакивать

                                                                «Исцеление Ильи Муромца»

Богатырский конь Ильи Муромца подстать своему хозяину и по силе и по воинской доблести. Он помощник ему на боевом поле. Поэтому когда «его добрый конь да богатырский»  Он об кочечки да спотыкается», Илья Муромец

Берет плеточку шелковую в белу руку,

А он бил  коня по крутым ребрам,

Говорил-то он, Илья, таковы слова:

«Ах ты, волчья сыть, травяной мешок

Аль идти не можешь, аль нести не хочешь?

Что  ты об кочки, собака, спотыкаешься?

Не слыхал ты что ли посвисту соловьего,

Не слыхал ты что ли покрику звериного,

Не видал ли ты ударов богатырских?

Седлание коня богатырем — целый обряд:

И тут старый казак да Илья Муромец

Стал добра коня да он заседлывать.

На коня накладывать потничек,

А на потничек накладывать войлочек,

Потничек он клал да ведь шелковенький,

А на потничек накладывал надпотничек.

На надпотничекседелко клал черкасское,

А черкасское седелышко — всё новое,

И подтягивал двенадцать подпруг шелковых,

Стремена накладывал булатные,

Пряжечкинакладывал он красна золота,

Да не для красы-угожества

Ради крепости все богатырскоей.

Еще подпруги шелковы тянутся —

не рвутся,

А булат – железо гнётся - не ломится,

Пряжечки да  красна золота—

Они мокнут, да не ржавеют!

«Илья-Муромец и Калин-царь!»

Покрывали  коня попоной. По краям попоны были яхонты, иногда яхонты вставляли и в уздечку, так как в темноте яхонты светятся; они служили опознавательным знаком во время ночной езды. Свойство яхонта светиться сильно преувеличено в былинах.

  1. Экскурсия по «живописной мастерской» (просмотр репродукций картин, история создания полотен, анализ их).

Многие талантливые люди - художники, композиторы - создавали произведения, героями которых становились былинные богатыри. Вспомним творчество Бородина, автора «Спящей княжны», оперы «Князь Игорь», «Богатырской симфонии»; Римского-Корсакова, автора «Садко», «Снегурочки». Уникальна «живописная мастерская» Виктора Михайловича Васнецова[8]. Его друзья говорили, что около  В. М. Васнецова набирались «русского духа» (смотрим репродукцию«Автопортрет»).

Перед нами картина Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Она остается до сих пор лучшей картиной на тему гениальной древнерусской эпической поэмы «Слово о полку Игореве». «Побоище», как и «Слово», говорит о красоте и поэзии подвига, звучит призывом к единению для защиты родной земли. В 1880 году, когда «Побоище» появилось на выставке передвижников,  Илья Ефимович Репин восторженно писал: «Это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь. Таких еще не было в русской школе». А учитель Васнецова по Академии художеств  Павел Петрович  Чистяков в  письме художнику говорил: «Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт-художник. Таким далеким, таким грандиозным, по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня... Фигура мужа, лежащего прямо в ракурсе,— выше всей картины. Глаза его и губы глубокие думы наводят на душу.  Я насквозь вижу этого человека, я его знал и живым: и ветер не смел колыхнуть полы его платья; он и умирая-то встать хотел и глядел далеким туманным взглядом».

 На картине «Витязь на распутье» изображён богатырь, которой погружен в глубокую и тяжкую думу о пути-дороге, о судьбе своей родины. Этот круг завершили собою васнецовские «Богатыри».

С 1881 года по 1898 год Васнецов работал над полотном «Богатыри». За эти годы были открыты многие новые погребения и городища Древней Руси, позволявшие с большей определённостью говорить об облике защитников земли Русской. Костюм богатырей и упряжь коней изобилуют археологически точными деталями, там и бронзовые бляшки на кожаных подпругах, и кольчуги, шлемы – точные реконструкции останков реальных предметов.

 Создавая образ Ильи Муромца, Васнецов пишет под Москвой крестьянина Владимирской губернии Ивана Петрова и рассказывает, что «самого Илью» он видел в жизни и раньше, ещё в юности, на родине – в Вятке.

  «Богатыри – Добрыня, Илья, Алёша Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого»,- так объяснял сам художник содержание своей картины.

Прав был Стасов[9], когда писал: «Я считаю, что в  истории русской живописи  «Богатыри» Васнецова занимают одно из самых первейших мест и что в них показана «сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».

В центре полотна три богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович – три разных героя, разных характера, они индивидуальны, их отличает всё – взгляды, украшения, платья, даже норов коней. За богатырями расстилается широкая панорама лесов, степь, среди которой стоят то ли межевые камни, то ли древние памятные плиты – знаки предков, которые находятся под защитой богатырей и помогают им своей магической силой.

Но самое главное то, что богатыри объединены одной целью – стоя на рубежах Русской земли, они охраняют её от врагов.

«Богатыри» Васнецова особенно близки именно русскому человеку, понятны каждому, кому дорога свобода родной земли, кому близки образы ее защитников. Они воспитывают и углубляют патриотические чувства  людей. «Богатыри» как бы венчают народное, жизнеутверждающее, ярко национальное искусство Васнецова.

Своим творчеством он сказал людям особое, нужное, идущее к сердцу новое слово.

  1. Слушание фрагмента симфонии Бородина «Богатырская симфония».

А сейчас давайте послушаем фрагмент из «Богатырской симфонии» Бородина. Музыкальный критик Стасов сказал о  симфонии Бородина следующее: «В ней слышится точно громогласный клич, сзывающий богатырей русских». А что услышали вы?

  • Ответы обучающихся.

11. Проверка полученных знаний. Викторина.

1.  Где родился Илья Муромец?

2.  Вспомните отчество Ильи Муромца?

3.  В какой былине Илья Муромец совершает свой первый подвиг?

4.  Кем предлагали мужички черниговские остаться Илье Муромцу?

5.Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправляется по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось по ней проехать?

6.  Где встретился Илья Муромец с Соловьём-разбойником?

7.  В какой былине конь Ильи Муромца так описывается:

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холма на холм стал перемахивать,

Мелки реченьки, озёра промеж ног пускать…

8. Одна из особенностей былин - постоянные эпитеты. К данному ряду слов подберите постоянные эпитеты, используемые в былинах:

берёза

чистые

цветы

тёмные

леса

покляпая

поля

лазоревые

9.  Подберите синоним к слову кольчуга.

10.  Чем шлем русского богатыря отличался от шлема зарубежного рыцаря?

11. Что такое попона? Для чего во всех четырёх углах попоны было по «самоцветному яхонту»?

12.Вспомните любимое «ругательское слово» Ильи Муромца.

13.  Перечислите богатырские доспехи.

  1. Рефлексия. Оценки.
  2.  Домашнее задание.

Таблица 1.

СТРУКТУРА   УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный  момент.

-

Приветствие. Проверяет  готовность детей  к  занятию. Сообщает  тему  и  цель  занятия.

Воспринимают  информацию, сообщаемую  учителем.

3

2

Рассказ учителя о былинах.

Рассказ учителя.

Слушают.

4

3

Беседа по данной теме о главных былинных богатырях.

РЕСУРС № 1 Презентация

ЭОР

Ставит вопросы.

Отвечают на вопросы, рассказывают о былинных богатырях, делают выводы.

10

4

Работа с текстом былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Вопросы, слушание, комментарий.

Выразительное чтение, анализ прочитанного, словарная работа.

10

5

Физкультминутка.

РЕСУРС № 5

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      ЭОР

Проведение гимнастики для глаз.

Проведение гимнастики для глаз.

3

6

Просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Ресурс №2

ЭОР

Презентация

Просматривает.

Просматривают,высказывают своё отношение к увиденному.

10

7

Рассказы обучающихся о снаряжении былинных богатырей, показ презентаций.

РЕСУРС № 1

ЭОР

Презентация

Слушает, просматривает, оценивает.

Слушают, просматривают.

8

8

Работа с текстом былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Слушание, оценивание.

Чтение, комментарий, работа со словом.

10

9

Экскурсия по «живописной мастерской»  М. В. Васнецова.

РЕСУРС № 1

Презентация ЭОР

Рассказ о работе В. М. Васнецова над созданием образов богатырей, просмотр репродукций «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Витязь на распутье», «Богатыри».

Просмотр репродукций В. М. Васнецова, , анализ репродукций, выводы.

10

10

Слушание фрагмента симфонии Бородина «Богатырская симфония».

РЕСУРС №3 Презентация

ЭОР

Слушает.

Слушают,   высказывают  своё  отношение  к  прослушанной  музыке.

5

11

Викторина по

Текстам былин.

РЕСУРС №4

ЭОР

Предлагает  ответить на поставленные вопросы (можно предложить работу в парах с взаимопроверкой).

Выполняют.

10

12

Рефлексия, оценки.

Положительная оценки деятельности обучающихся, планы на следующий урок.

Восприятие.

4

13

Домашнее задание

Запись на доске.

Запись в дневник

3


Приложение к плану-конспекту занятия

«Образ Киевской Руси и её героев в былинах»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  НА ДАННОМ занятии ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Презентация

Электронный

Презентация

«Славна богатырями земля русская!»

2

Фильм

Электронный

Фильм

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

3

Презентация

Электронный

Презентация

«Богатырская симфония»

4

Викторина

Карточка

Викторина

Викторина

5

Презентация

Электронный

Презентация

«Матрёшка» физкультминутка


[1] Былинный богатырь

[2] Былинный богатырь

[3] Былинный богатырь

[4]Былинный богатырь

[5]Былинный богатырь

[6]Былинный богатырь

[7] Выпуклая металлическая бляха в центре щита

[8] Великий русский живописец

[9] Музыкальный критик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

Открытый урок по истории. Тема урока: "От киевской Руси к Московскому государству".

Повторительно-обобщающий урок по истории на тему  "От киевской Руси к Московскому государству" с применением информационных технологий....

Мультимедийная разработка цикла уроков "Световые явления"(презентация,план-конспект, карта заданий уроков)

Источники света. Распространение света.Отражение света. Законы отражения света.Плоское зеркало.Преломление света.Планкарты заданий к темам....

План-конспект открытого комбинированного урока по физике в 9 классе. Тема урока "Динамика свободных колебаний».

Разработка комбинированного урока, по освоению новых знаний. Урок проводился в рамках школьного семинара "Современные педагогические технологии как условия формирования социальных и коммуникативн...

Урок "Культура Киевской Руси" презентация к уроку

Презентация к уроку "Культура Киевской Руси", конспект где-то рядом должен быть...

План-конспект открытого мероприятия « Здоровый образ жизни» объединения «Волейбол»

План-конспект здоровье-сберегающего мероприятия в объединении "Волейбол"...