Вводный урок литературы в 8 классе по учебнику В Я.Коровиной.
план-конспект урока по литературе на тему

Булахтина Ольга Владимировна

Вводный урок по литературе в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voodnyy_po_lit-re_8_klass.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Вводный урок литературы в 8 классе по учебнику В Я.Коровиной.

Тема: Литература и история.

Цели: познакомить восьмиклассников с учебником литературы, дать краткую характеристику содержания курса литературы; актуализировать читательский опыт учащихся и знания, полученные в 5-7 классах; развивать монологическую речь учащихся, умение вести конструктивный диалог, выслушивать выступления одноклассников, уважительно относиться к чужому мнению при работе в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас - отдохнувших, набравшихся сил и готовых к покорению новых вершин - на первом в этом году уроке литературы. Заранее скажу, что в этом году мы превратимся в опытных исследователей. Ведь нам предстоит работать не просто с сюжетами литературных произведений, а с сюжетами, взятыми из самой жизни России, критически освещёнными писателями, болью или  радостью, тревогой или восхищением откликнувшимися в сердцах многих поколений россиян.

Однако позвольте для начала узнать, что из прочитанного вами в период летних каникул особенно затронуло ваши души.

2. Беседа (выявление читательских интересов):

- Какие произведения вы прочитали летом?

- Какие авторы вам встретились впервые? Хотите ли вы продолжить знакомство с этими писателями?

- Какие произведения вы бы с удовольствием перечитали ещё раз?

- Беседовали ли вы о вашем любимом произведении с друзьями, родственниками? Как они относятся к произведению? Сумели ли вы заинтересовать их?

- Что из прочитанного вам показалось сложным для восприятия, непонятным?

- Обращались ли вы к лирическим произведениям? Стихотворения каких поэтов вам понравились?

3. Работа с учебником.

Слово учителя. Тема нашего сегодняшнего урока: "Литература и история". Это и тема всего курса литературы 8 класса. Подумайте и ответьте, в чём вы видите связь литературы с историей?

(выслушать несколько ответов учащихся, добиваться точности и ясности в выражении мыслей)

Задание 1:  Прочитать оглавление учебника, названия произведений,  рассмотреть иллюстрации на форзацах, полистать учебник. В ходе устного ответа доказать, что центральной темой курса литературы 8 класса действительно будет связь её с историей.

(выслушать несколько ответов учащихся)

Задание 2 . "Мозговой штурм"(для выполнения задания целесообразно разделить учащихся на три группы, дав им возможность обсуждать в составе групп ответы на предложенные вопросы). Прочитать статью Л.В.Черепнина "Русская литература и история" в учебнике (стр.3-4).  В группах обсудить ответы на следующие вопросы

(* группы получают распечатки с вопросами).

Задание для 1 группы

- Бегло прочитайте статью учебника "Русская литература и история".

- В курсе древнерусской литературы в 7 классе вам встречалась "Повесть временных лет". Расскажите, что представляет собой это литературное явление.

- Был ли у "Повести..." автор?

- Для чего она создавалась?

- Почему "Повесть временных лет" относят уже к литературе, а не к устному народному творчеству?

- В статье учебника написано, что история стала самостоятельной наукой лишь в 18 веке. Как вы понимаете эти слова?

Задание для 2 группы

- Прочитайте статью учебника "Русская литература и история".

- Как вы поняли слово историзм? 

- Какое отношение это слово имеет к литературе?

- Назовите писателей-историков.

- Вспомните, в чём проявляется историзм повести "Тарас Бульба" Н.В.Гоголя, поэмы "Русские женщины" Н.А.Некрасова, изученных вами в 7 классе?

Задание для 3 группы

- Прочитайте статью "Русская литература и история" в учебнике.

- Какие качества, присущие русской литературе, называет автор статьи? (народность, гражданственность, историзм)

- Как вы их понимаете?

- В чём, например, отражается народность "Песни... про купца Калашникова" М.Ю Лермонтова, изученной в 7 классе?

- Даёт ли эта "Песнь..." нам представление об истории русского народа?

* На совещание в группах отводится 5-7 минут. Учащиеся могут сами выбирать ответчиков и делить вопросы между участниками группы.

3. Работа с таблицей.

Как мы уже подчеркивали, что к историческому прошлому своего народа, к вопросам развития гражданственности, любви к Родине, воспитанию граждан обращались все русские писатели-классики. Но делать это они могли по-разному. Вы уже знаете, что, в зависимости от того, каким образом действительность отражается в литературных произведениях, вся литература делится на три рода (учащиеся вспоминают о разделении литературы на три рода: эпос, лирику и драму).

Задание 3. Учащиеся получают распечатку с заданием. Выполнив его, школьники приступают к заполнению таблицы "Роды литературы", где отражают основные особенности каждого рода.

Задание

Прочитайте описание трёх родов литературы. В скобках укажите, о каком роде идёт речь. Свой ответ обоснуйте.

1) Повествовательный род литературы. Произведения отражают действительность максимально объективно. Сюжет протекает во времени, события сменяют друг друга, как и в обычной жизни. Образ автора произведения будто возвышается над всем происходящим и одновременно рисует читателю обстановку, условия действия, исторический и социальный фон событий, душевные терзания героев. Также автор иногда "выходит на первый план" и разбавляет повествование своими собственными мыслями, взглядами на жизнь, восклицаниями, риторическими вопросами. (________)

2) Род литературы, в котором действительность отражается субъективно. Событийность зачастую отсутствует, но может и присутствовать. Однако главенствующую роль здесь играет не само действие, а чувства, глубокие переживания, которые испытывает автор по отношению к нему. Могут существовать в форме прозы, но чаще оформлены в стихах. (__________)

3) Род, произведения которого написаны в форме диалога и предназначены для постановки на сцене. Автора произведения, его собственных мыслей, его позиции будто не заметно. Однако именно характер диалогов, монологов и полилогов (особенности речи, жесты, мимика, подсказанные в скобках)  помогает читателям отделить правду от неправды, добро от зла, и таким образом понять позицию самого автора. (____________)

Форма таблицы:

Роды литературы

ЭПОС

ЛИРИКА

ДРАМА

 Также учащиеся с помощью учителя вспоминают о лиро-эпических жанрах, в которых событийность и повествовательность гармонично уживаются с образом и чувствами лирического героя (приводятся в пример изученные поэмы А.С Пушкина "Руслан и Людмила", Н.А. Некрасова "Русские женщины")

4. Подведение итогов урока.

Учащимся предлагается подумать над вопросом, чем для них интересен курс литературы 8 класса.

Учителем оценивается работа совещательных групп и каждого отвечающего в отдельности.

5. Домашнее задание:

- Внимательное чтение статьи "Русская литература и история", ответы на вопросы в учебнике;

- Работа с рубрикой "Обогащаем свою речь". Подготовить пересказ вступительной статьи, сопроводив его примерами из прочитанных произведений. Использовать слова и словосочетания судьба страны, общество, летописные своды, публицистика, несомненные художественные достоинства, многие века, гордость русской литературы, страницы русской истории, большое историческое полотно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина

Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...

Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина

рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная рабочая программа...

Контрольная работа по литературе 8 класс по учебнику В.Я.Коровиной и др.

Контрольная работа по литературе 8 класс по учебнику В.Я.Коровиной и др., позволяющая отслеживать уровень знаний учащихся....

ктп по литературе 7 класс по учебнику В,Я.Коровиной

календарно-тематическое планирование...