Философская лирика А.С. Пушкина. Сущность Человека как проблема философии.
план-конспект урока по литературе на тему

Фомина Светлана Владимировна

Интегрированный урок (литература+право) проводится на материале философской лирики А.С.Пушкина , в центре которой Человек. Вопрос "Сущность Человека как проблема философии" созвучна поднимаемым проблемам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_literatura_pravo.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (литература +право)

Тема урока : Философская лирика А.С. Пушкина. Сущность Человека как проблема философии.

Цели и задачи: - объяснить понятия и термины;

- познакомить с социальной сущностью деятельности человека;

- выяснить роль и значение мышления в жизни человека;

- выявить философские проблемы, над которыми размышлял А.С. Пушкин;

- развивать умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные задачи;

- совершенствовать навыки анализа поэтического текста;

Способствовать выработки гражданской позиции учащихся.

Ход урока:

                                                                                                   «Человек есть мера всех вещей»

                                                                                                                                                Протагор

Учитель литературы.  Этот урок познакомит вас с историей возникновения философской лирики в русской литературе, с основными философскими направлениями в культуре 19 века, поможет проанализировать философские искания, проследить, как эти искания отразились в его поэзии, и как менялось мировоззрение поэта на протяжении всей его жизни.

Учитель права.  Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна. Они полагали, что свою суть Человек должен познавать в течении всей земной жизни, а после ее смерти – за ее пределами, в мире ином.

  И действительно, все попытки научным методом познать сущность, глубину Человека, его внутреннего мира оказались неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для точных наук.

Лосев, написал: «Человек – это вечная проблема, которая вечно решается и которая не будет решена».

А другой афоризм «Человек постоянная проблема для самого себя».

Может быть, поэтому разговор о Человеке никогда не потеряет актуальности. И тому подтверждение – наш с вами урок.

Учитель литературы.  Проблемы цели и смысла жизни, соотнесение бытия и личности, самопознания, места человека в мире, отношений с Богом и природой – центральные вопросы всей русской литературы – не могли волновать А.С. Пушкина. Эти вопросы называют «вечными», потому что нельзя найти на них однозначного ответа, они всегда волновали и будут волновать людей. И это – залог бессмертия человечества, потому что вечная жизнь духа – в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания.

Учитель права.  п.1    Великая тайна Человека

Прочитайте эпиграф к уроку.

Как вы это понимаете?  Что за мера? В чем проявляется?

Почему существует много характеристик человека?

 Минута философской мысли

Учитель литературы.  Пушкин удивительно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и замечательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сил взрослого человека.

В этот период Пушкин наполняет свои стихи языческими символами, заимствованными из античной мифологии: Венере, Марс, Купидон – это символы стихий страстей, которым поклоняется молодой поэт. Мысли о смысле и цели жизни, о смерти и бессмертии, о добре и зле посещают юношу, но ответы на них он ищет в философии античных мудрецов.

Учитель права.   «Человек – самое сложное и …… существо во всей вселенной», так говорили мудрецы. Единого мнения не существует.

  Давайте обратимся к определениям, которые помогут нам сегодня на уроке понять сущность человека. (Разбор понятий )

Итак, мы с вами открываем завесу проблемы Человека.

Учитель литературы.  Несмотря на непрерывные призывы к веселью и наслаждению, тоска, печаль, тяжелые думы о быстротечности жизни часто посещали Пушкина.

  Период Южной ссылки – время переоценки ценностей в жизни Пушкина. Поэт понимает, что жизнь, как непрестанное наслаждение не насыщает, а перенасыщает, а за перенасыщением идет хандра.

Недуг, которому причину

Уж отыскать давно пора,

Подобно ангицкому сплину,

Короче русская хандра

Им овладела понемногу.

26 мая 1828 года, в день своего 29-летия Пушкин пишет стихотворение, наполненное такой горечью, что современники назовут его «воплем отчаяния».

Это стихотворение «Дар напрасный, дар случайный» было вызовом. Вызовом, брошенным в небо.  (чтение наизусть стихотворения)

  Почему власть Дарителя названа враждебной? (потому что жизнь осуждена на казнь)

  Для чего же тогда сердце, наполненное страстью? Взволнованный сомненьем ум?

Какова тема этого стихотворения? В чем его суть?

/ Тема – размышление о смысле жизни в ее целесообразности. Кто и зачем даровал человеку жизнь? Есть ли в этом смысл – ведь жизнь «на казнь осуждена»? «Для чего кто-то наполняет душу страстью, волнует  ум сомнения»? «Какова цель жизни?»

/Сомнения приводят лирического героя к разочарованию: «Цели нет передо мною: сердце пусто, празден ум», к тоске, жизнь представляется монотонной, «однозначной». Митрополит Московский Филарет на это ответил (чтение наизусть).

  И сегодня, через столетия, то, о чем писали эти два человека, на мой взгляд, очень важно для нас.

К Кому обращены эти повторяющиеся вопросы «Зачем? Зачем?»

Учитель права.  Скажите, что вас волнует на сегодняшний день?  /микро дискуссия/

Имануил Кант: немецкий философ и ученый, доцент Кенигберского университета задает сови «вечные вопросы».

В 9 классе вы встречались с этим именем. Кто вспомнит? /золооте правило нравственности/

Какие вечные вопросы?

Кто я?                                  Зачем я?                         Что делать?                  Что будет после меня?

Давайте попробуем ответить на эти вопросы /микро дискуссия/

Учитель литературы.  Вечным проблемам бытия посвящен и «Каменноостровский цикл» стихотворений 1836 года. В глубине души поэта происходит незримый и тщательно скрываемый процесс перестройки его нравственного существа и изменения взглядов.

«Глупец один не изменяется, ибо время приносит ему развития, а опыта для него не существует», - писал он.

Стихотворение «Отцы-пустынники и жены не порочны» представляет собой поэтическое переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая по обычаю повторяется в храмах в течение Великого поста, кроме субботы и воскресенья. /чтение наизусть/

На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? Каким настроение проникнута каждая часть?

/Три части: Вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы/.

Вчитайтесь в первую строфу. С какой целью, по мнению автора, «сложено множество торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем взлетать во области заочны»?

От каких грехов, по мнению автора, охраняет великопостная молитва?

Почему «любоначалие» названо автором «змеей сокрытой»?

Как здесь использован прием градации?

  Сопоставьте предложения ……….. текста молитвы со стихотворением Пушкина. Какие изменения внесены Пушкиным?

  Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие – приобретать? Почему?

Но философский смысл стихотворения заключается и в том, что остается от человека после смерти, нуждается ли он в посмертной мишуре и пышности? Ценность человека, по Пушкину, измеряется тем, что он успел сделать при жизни, какой нерукотворный памятник после него останется.

Вывод на стихотворение «Отцы-пустынники»

Любоначалие –  жажда власти, называет «змеей сокрытой», т.е. всякая власть внешне привлекательна, а на самом деле искушает и калечат душу. Главным пороком поэт провозглашает празднословие, придавая тем самым особое значение силе слова.

В стихотворении, как и в молитве, осуждаются пороки и провозглашаются человеческие добродетели, «дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи». Но Пушкин и здесь изменяет текст молитвы, ставя вершиной добродетели целомудрие, т.е. духовную чистоту.

Лирические размышления Пушкина о смысле жизни и предназначении человека отражено его понимание вечных, непреложных ценностей бытия

Учитель права.  Сегодня мы хорошо осознаем, что Сущность Человека познать до конца нельзя.

Так почему же «Человек – есть великий тайник»?

Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начала.

  Какая наука изучает сущность Человека? Чем она отличается от антропологии? К каким выводам пришла сегодня?

Философская антропология?

                                   (на доске)

Главное родовое отличие Человека – орудийная ….

Втрое отличие – способность абстрактной мысли

Человек способен осваивать культуру

(т.е. происходит социализация Человека)

Давайте, попробуем, пользуясь учебником создать концепцию философской антропологии (стр.82-83).

  • Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром.
  • Человек обречен на вечный поиск, странствование, стремление к самосовершенствованию.
  • Человек – существо многомерное, непостижимое, нуждающееся  в других.
  • Человек – центр пересечения двух начал – «порыва»
  • Их единство и образует сущность  Человека.

В чем сущность Человека?  /В единстве Природного и социального/

Кто является представителями философской антропологии?

Л. Фейерштейн

 Человек – универсальный и высший

предмет философии

И. Кант

Человек – цель, а не

средство для другого человека

Сущность Человека – мир эмоций, жизнь ума и сердца, тела, души.

Учитель литературы.  Несмотря на шум и разнообразие светских удовольствии, которым предавался поэт со всей страстностью своей натуры, мысль о кончине не раз овладевала им. Поэт довольно рано начал тяготиться окружающей его действительностью, собою, и подчас он переходил к горьким упрекам самому себе.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» /наизусть/

О чем размышляет поэт в стихотворение? Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и один, бродя «вдоль улиц шумных», и в компании, «юношей заумных»,  и пред  ликом Бога в «многолюдном храме»?

Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни и природы? Какой смысл преобретают здесь образы-символы?

   

Какого отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к минному пределу»?

Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?

Неотвязчивая дума о близкой смерти разрешается светлым аккордом неумирающей природы.

Учитель права.  Итак, подошло время остановиться еще на одном важном аспекте:

Человек – биосоциальная система

Давайте вспомним, что такое Человек?

Человек – биосоциальное существо, стр.84 п.2 (читают 2-3 минуты, потом микродискуссия).

  Докажите, что человек – сложный, многоуровневый?

  Какие два начала начинаются в Человеке?  

А как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?

Таким образом мы выяснили, что

Человек

 

Субъект                                                                                                             Биосоциальное существо

Общественно-исторической

деятельности и культуры

Обладает              Членораздельной                    Нравственными                         Способен изучать        

сознанием                   речью                                        качествами                             орудия труда

Что останется от Человека после смерти?

п.3 Социальная сущность Человека

Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласиться с данным утверждением. И это верно. Почему?

  Нельзя муравьям и другим представителям животного мира приписывать то, что свойственно лишь Человеку.

  Ибо только Человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой как деятельность! Деятельность.

Что такое деятельность?

(обращаемся к поколениям)

Что предполагает деятельность?

а) активность, которая может быть механической, физической, биологической.

б) деятельность – это взаимодействие Человека или группы людей с окружающей средой, с окружающем миром.

в) деятельность – процесс созидательного, целенаправленного изменения мира и самого себя.

Человек               

                                                                                          В чем его сущность?

Созидатель                 Разрушитель                   Творец

Человек – ты, как в зеркале,

Ты – многолик!

Ты ничтожен!

И все же, безмерно велик!

Так, из глубины веков о Человеке говорил Амарх – Хаям.

Учитель литературы.  Раздумья о пути человека, о «смысле этого пути» - это размышления человека, еще обуреваемого страстями, но, безусловно, стремящегося их преодолеть. И в жизни Пушкина наступил момент, когда у него появилась потребность в размышлении о прожитой жизни, когда поэт преодолевает трагическое ощущение неизбежности гибели человека. В такие минуты и было рождено стихотворение «Вновь я посетил…»  /наизусть/

  Почему поездка в Михайловское послужило созданием философского стихотворения? Что значит Михайловское в жизни Пушкина?

/это точка опоры, обращение к истоку, к детству, к началу/.

Какой образ, образы занимают центральное место?

/описание трех сосен, вокруг которых раскинулась молодая поросль. Не случайно отбирая стихотворение для издания, он озаглавил коротко «Сосны»/.

Сосны, поросль – символический смысл образа. Какой? /идея семьи/

Какова идея?

/Идея вечного обновления природы, идея бессмертия в материалистическом смысле. Материя не исчезает, явления природы и человек как часть ее бессмертны, т.к. в природе все диалектически меняется: на смену старому вырастает новое. Эта философская идея выражена в образе неизменно обновляющегося леса /.

Какой образ помогает поэту передать раздумья о смысле бытия?

Образ Времени, как философской категории (прошлое, настоящее, будущее).

Вывод: жизнь, по мнению поэта, есть «сцепление» прошлого, настоящего и будущего.  Это есть единое целое под общим названием ВЕЧНОСТЬ, которая существует независимо от Человека, от его воли.  /образ дерева, листьев/

Вывод: Ты уйдешь из жизни, но останется мир и ты в нем через детей, через память. Так возникает стихотворение «Мотив памяти».

В чем смысл жизни по Пушкину?

В этой памяти. Мы все – часть друг друга. Мы все едины. Человек с человеком. Человек с природой. И поэтому время не разрывается в сознании, не распадется связь времен. Жизнь человека имеет смысл.

Учитель права.    И от того, чем вы наполните свою жизнь, какие ценности будут для вас превыше всего, зависит, какое понятие вы вкладываете в слово Человек.

 Нет иного способа проявить способности стремления, силы, возможности, кроме деятельности.

Если вы хотите лучше узнать человека посмотрите, каков он в деятельности, что и как делает? Как относится к себе, к другим?

Социологическая группа в нашей школе провела исследования, что ценят в Человеке Ваши учителя? (анализ интервью).

Спасибо нашим социологам за проведенный труд.

Через усилие, терпение, милосердие, через сомнение, через самого себя – мы находим богатство истины.

Учитель литературы.  Философская лирика Пушкина – познание и открытие мира с его вечными законами жизни, приобретение жизненного опыта, наполнение духовного пространства души.

  Любовь как состояние души спасет человека от одиночества. Человек не один в мире, он в гармонии с ним.

Учитель права.  Так в чем же тайна Человека?

Учитель литературы.  Как на этот вопрос отвечает Пушкин?

 Человек в пушкинской лирике принимает мир таким, какой он есть, не пытаясь что-либо изменить в нем. Единственная возможность изменения мира – это изменить самого человека, его ума и души.

Пушкин не поддается унынию и отчаянию, не падает духом и ищет утешения в самой жизни

Вывод: Поэт считает абсолютными ценностями семью, дом, продолжение рода, природу, творчество, а главными наслаждениями – любовь и искусство. Он принимает жизнь со всеми тревогами, волнениями, и абсолютизирует ее гармонию и божественный порядок, призывая мужественно относиться к жизненным страданиям, что облегчает трагизм человеческого бытия.

  Размышления о времени и о себе, раздумья о нравственном сомосовершенствовании, о воспитании души и спокойствии сердца становятся главным содержанием стихотворения «Каждый выбирает по себе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

Литература 10 класс. Презентация "Философская лирика А.С.Пушкина."

Презентация является хорошим дополнением к теме "Философская лирика А.С.Пушкина." В ней рассматривается развитие темы на протяжении всего творчества поэта (изменение его взглядов и философских размышл...

презентация "Философская лирика А.С. Пушкина"

презентация литература "Философская лирика А.С. Пушкина"...

Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по теме "Сущность человека как проблема философии"

Данная тема является ключевой в  курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы совреме...

Философская лирика А. С. Пушкина

Материал для самостоятельной работы в 9 классе...

Презентация и дополнительные материалы к уроку Сущность человека как проблема философии

Материал содержит презентацию к уроку и текст обществоведческого источника для выполнения практического задания...

Философская лирика А. С. Пушкина

Цель: углубить знания учеников о философской лирике А. С. Пушкина.Задачи:развивать навыки анализа текстов лирических произведений;воспитывать любовь к русскому слову;формировать мировоззрение учащихся...