Открытый урок по теме "Басня как литературный жанр"
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Федорова Лариса Васильевна

Презентация поможет провести урок при первом знакомстве с жанром басни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_basni.docx18.96 КБ
Файл otkrytyy_urok.basni_.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе по литературе на тему

«Басня как литературный жанр. Басни И.А. Крылова»

Тип урока -  урок открытия новых знаний - выбраны в соответствии с календарно-тематическим планированием и учебной программой.

Основная цель: Введение нового жанрового и биографического материала в соответствии с программой

Образовательная:

Систематизация новых и полученных ранее знаний.

Воспитательная:

Воспитание умения слушать и помогать друг другу.

Развивающая:

Развитие умения применять полученные знания.

  1. Организационный момент. Проверка присутствующих

Мини- кроссворд по предыдущей теме откроет нам новую. Вопросы на доске

О Чем мы сегодня будем говорить на уроке? О баснях.

Тема урока в тетрадь – 5 минут

Учитель: Басня — очень древний литературный жанр. Один из самых известных баснописцев — Эзоп — жил в Древней Греции в VI веке до Рождества Христова. Он сочинил очень много басен, которые потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни Эзопа не были стихотворными.

ЭЗОП

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД – читаем и о чем.

      Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»

      Так и у людей, иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Сейчас мы о языке басен, о языке иносказаний говорим: эзопов язык. Коротко запишем с тетрадях:

      Эзопов язык — язык иносказаний – запись в тетрадь.

Учитель: В XVIII в. во Франции при дворе короля Людовика XIV жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными для людей и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны уже стихами

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

      Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец

(Разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый,

В румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен —

Пусть им лакомится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

        

  1. В России самым прославленным баснописцем был некто иной как..?

Карточка – индивидуальное задание

Возьмите карточки и выполните задания.

1.Зачеркни все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Б Д З К Р

2. Зачеркни все глухие согласные.   П Р Ф С Ч

3. Зачеркни все гласные, указывающие мягкость согласных.  Ё Ю Ы Я И

4. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Л Ч Щ Й

5. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука. Я Е Ё О Ю

6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые. Ш В Ж Ц

-Какое слово получилось?        

- Крылов.

- А как его зовут?

- ИВАН АНДРЕЕВИЧ  

Запись – Иван Андреевич Крылов – русский баснописец

Учитель: Родился в 1769 году в семье военного.  Детство мальчика было нелегким.

Воспитывался Крылов дома, был обучен русской грамоте, 4 правилам арифметики и молитвам.

Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бивал его по голове и плечам и жаловался его отцу, который тоже наказывал Крылова. Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке. Его талант как писателя был замечен.

Ребята, кто знает, чем прославился Крылов? ( баснями).

Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. За жизнь  Крылов выпустил одну за другой 9 книг, в которых было более 200 басен.  И. А. Крылов – великий русский баснописец.

Учитель: Ребята, а какие басни Крылова вы знаете?( ответы детей).

Конкурс-разминка - на доске

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)

— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)

— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)

— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)

— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)

— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)

— Что пленило лисицу?   (Сырный дух)  

— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

Обратимся к Басне И. А Крылова – учебник с. 63

Прочитав знакомую уже басню, сформулируйте, что это такое – басня –как жанр?

Как Вы думаете, что такое басня ?

Учитель: Давайте запишем, что такое басня – запись в тетрадь

Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни.

Почему басня – рассказ? (сообщает о каком – то событии , имеет сюжет).

Почему рассказ стихотворный? ( басня чаще всего в стихах)

Аллегория (иносказание) – художественное средство, которое говорит о пороках людей, маскируя их за образами животных.

Сатирическое – высмеивающее пороки.

В басне также присутствуют олицетворение.

Олицетворение – прием, при котором животным приписываются человеческие качества. (учащиеся записывают в тетрадь).

В басни выделяют 2 части: повествование и мораль. Схемка

Мораль – нравоучение, выраженное в краткой форме.  (учащиеся записывают в тетрадь).

  1. Итоги уроки:

Учитель: В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?

Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

 

Стихотворение П. Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

 

Как вы понимаете строки?

Согласны ли вы с автором?

Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?

V. Домашнее задание:

Кленовый листочек с заданием – индивидуальное задание – выучить басню Крылова наизусть


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КРОССВОРД 1. ОДИН ИЗ ЖАНРОВ НАРОДНОЙ СКАЗКИ ? 2. НАСТОЯЩЕЕ ИМЯ ЦАРЕВНЫ-ЛЯГУШКИ ? 3. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О НЕОБЫКНОВЕННЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЯХ – ЭТО…? 4. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ СКАЗКИ ПРО ЧУДО-ЮДО ? 5. ИМЯ БАБУШКИ, КОТОРАЯ ПОМОГЛА ИВАНУ-ЦАРЕВИЧУ ? («ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»)

Слайд 2

Басня как литературный жанр

Слайд 3

Цели нашего урока: 1. Познакомиться с басней как с жанром русской литературы; 2. Узнать о великих баснописцах; 3. Начать знакомство с творчеством русского баснописца.

Слайд 4

Назначение басен

Слайд 5

Великие баснописцы ЛИСИЦА И ВИНОГРАД Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!» ЭЗОП – 6 ВЕК ДО Н.Э.

Слайд 6

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им лакомится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать? ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН – 18 ВЕК

Слайд 7

ЗАДАНИЕ Возьмите карточки и выполните задания. 1.Зачеркни все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Б Д З К Р 2. Зачеркни все глухие согласные. П Р Ф С Ч 3. Зачеркни все гласные, указывающие мягкость согласных. Ё Ю Ы Я И 4. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Л Ч Щ Й 5. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука. Я Е Ё О Ю 6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые. Ш В Ж Ц

Слайд 8

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

Слайд 9

ФАКТЫ БИОГРАФИИ РОДИЛСЯ В МОСКВЕ В 1769 ГОДУ ИЗУЧАЛ РУССКУЮ ГРАМОТУ, АРИФМЕТИКУ, ФРАНЦУЗСКИЙ И ИТАЛЬЯНСКИЙ ЯЗЫКИ ПЕРВУЮ БАСНЮ НАПИСАЛ В 11 ЛЕТ ЗА ВСЮ ЖИЗНЬ НАПИСАЛ ОКОЛО 200 БАСЕН

Слайд 10

УГАДАЙ БАСНЮ ??? Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? Кого «по улицам водили как будто на показ»? Какого цвета было для стрекозы лето? На дереве какой породы восседала ворона? Что пленило лисицу? Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? Чего наелась свинья?

Слайд 11

СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ

Слайд 13

КРЫЛОВ – ВЕЛИКИЙ БАСНОПИСЕЦ Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П. ВЯЗЕМСКИЙ

Слайд 14

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ БАСНИ НАИЗУСТЬ УЗНАЙТЕ, КАКОЙ ИМЕННО, ПЕРЕВЕРНУВ КЛЕНОВЫЙ ЛИСТОЧЕК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект"Басня как литературный жанр ",6класс.Классный час"Начи своё сердце добру"

Работа проводилась с учащимися 6 класса.Использовались материалы,исследованные учащимися по данной теме.Работа велась в группах.Дети занимались увлеченно,им было интересно узн...

Открытый урок-зачёт с элементами литературной игры по творчеству Ф.М.Достоевского

Урок-зачёт - это ещё одна  повесть о жизни и творчестве величайшего из писателей. Достоевский гиперболически реалистичен. Подвергая анализу внутренний мир героев, он глубоко правдиво раскры...

2011 г. Открытый урок в классе фортепианного ансамбля "Жанры движения в музыке"

Тип урока: Обобщение и закрепление  знаний, умений и навыков. Применение знаний, умений и навыков  на практике.Цель урока: Закрепить представления о жанрах  движения в музыке, танцеваль...

План-конспект открытого урока по теме "Портрет литературного героя"

План-конспект открытого урока по теме "Портрет литературного героя"...

Открытый урок по литературе по теме: "Жанр и композиция романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Роман "Мастер и Маргарита" -главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фонтазии....

открытый урок 2 класс "Увлечения литературных персонажей"

Цели урока:·        познавательный аспект: ознакомление с образом жизни и занятиями героев;·        развивающий...

Урок 2 Баллада как литературный жанр.

КОНСПЕКТЫЛитература 6 класс Урок 2 Баллада как литературный жанр.Раздел 1 «Пролетая над снами»Рабочая тема урока: о чём рассказывает баллада? Этапы урокаСодержаниеФормирование УУ...