Конспект открытого урока на тему: "Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Елена Николаевна Конева

Составление полной характеристики главного героя рассказа «Муму», систематизирование знаний, полученных при изучении произведения; формирование полноты воспроизведения словесного материала, умение пользоваться планом; развитие умений выделять главное, обобщение; развитие критического мышления, формирование нравственных свойств личности и положительных черт характера, воспитание чувства сострадания, милосердия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_mumu.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Воскресенская школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  

Конспект открытого урока на тему:

«Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

                                                                                                                               Подготовила:

                               учитель

                               Конева Е.Н.

2018

Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева « Муму»

Цель: составление полной характеристики главного героя рассказа «Муму». Задачи: систематизировать знания, полученные при изучении произведения; формировать полноту воспроизведения словесного материала, умение пользоваться планом; развивать умение выделять главное, обобщать; развивать критическое мышление, продолжать формирование нравственных свойств личности и положительных черт характера, воспитывать чувства сострадания, милосердия.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания ( чтение посл. Части « Муму» - цепочкой).

3.Вступительное слово учителя. После прочтения заключительной части рассказа И. С. Тургенева вы, наверное, задумались над таким вопросом: « Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?».

Я знаю, рассказ вам понравился, также знаю, что не понравился его финал. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева; выяснить, кто же виноват в смерти Муму. Это задачи нашего урока.

Итак, начинаем.

Время написания рассказа « Муму» - 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом читаем на экране.

Слайд 1

На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Крепостное право — это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ — помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было « душ» - крестьян мужского пола ( женщин за « души» не считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ».

Крестьян, прикрепленных к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли — иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.

4. Работа по теме урока.

1. А теперь вернемся к нашему произведению. Вспомним ход событий рассказа. А поможет нам небольшой фильм. Слайд 2

2. Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму».

Слайд 3

Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

Жизнь Герасима в доме барыни.

Герасим находит щенка. Барыня требует уничтожить собаку.

Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

Встреча Муму и барыни.

3. Проверка по ключу.

Слайд 4 Жизнь Герасима в доме барыни.

Герасим находит щенка.

Встреча Муму и барыни.

Барыня требует уничтожить собаку.

Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

4.Познакомиться с героем, понять все его поступки, нам может помочь план работы.

- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? ( Внешний вид, одежда, портрет).

- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли этих признаков?

- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? ( На отношение к труду, на отношение к окружающим людям, внутренние переживания, поступки ).

- Для чего нужно обращать внимание на все это? ( Чтобы понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…) Выстраивается схема. Слайд 5

- И. С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? ( Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее « уважаемый», «почтенный», ему свойственны добродушие, сила воли, чувствительность, развитое самолюбие).

Физминутка

1.Портрет. Дать ответы на вопросы, приводя примеры из текста. Слайд 6

Прием « Выглядит как...», основан на сравнении.

Сложенный…

Могучий, как…

Смахивал на…

2. Отношение к труду. Слайд 7

- Чем Герасим занимался в деревне?

- Почему герой не устает от работы?

- Какие обязанности были у Герасима в доме барыни?

- Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста).

3. Обстановка, в которой живет. Слайд 8

Найдите описание каморки Герасима. Зачитайте.

- Докажите, что Герасим устроил каморку по своему вкусу.

- Почему Герасим не любил, чтобы к нему ходили?

- Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?

4.Внутренние переживания. Слайд 9

- Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»?Что чувствовал герой?

- Почему автор сравнивает его с «пойманным зверем»?

- В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?

5. Отношение барыни к Герасиму. Слайд 10

- Найдите глаголы, подтверждающие власть барыни, распоряжающейся судьбой Герасима, совершенно не считаясь с его желаниями, чувствами.

- Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала?

Самодурство — это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей.

6. Отношения с дворовыми. Примеры из текста.

- Какими были сначала взаимоотношения Герасима с дворовыми?

- Как потом изменилось отношение Герасима к дворовым? Почему?

- Скажите, посочувствовал ли кто-нибудь Герасиму в его горе?

- Объясните, почему люди не могли открыто ему сочувствовать?

7.Поступки Герасима. Доказательства.

В этом задании вы должны высказать свою точку зрения и доказать ее. Герасим опустил глаза , потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая все время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения над своей шеей и значительно ударил себя в грудь, как бы объявляя, что сам берет на себя уничтожить Муму, но сам — то решил всех обмануть и таким образом спасти собаку. Согласны ли вы с этим утверждением?

- Как вы думаете, почему Герасим решил сам уничтожить Муму? ( Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, - спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни.)

- Почему Герасим подчинился барыне?

- Когда он принял решение уйти от барыни до смерти Муму или после?

- О чем говорит его решение? ( Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.)

Учитель: Ну вот, мы с вами составили характеристику Герасима, главного героя рассказа И.С.Тургенева «Муму»

5. Выводы: Дайте полный ответ на вопрос: как вы поняли на этом уроке: кто виноват в смерти Муму?

а). Герасим.

б). Барыня.

в). Степан, передавший приказ барыни.

г). И.С.Тургенев.

д). Крепостное право.

Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т. е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа — труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять.

Домашнее задание. Подготовить рассказ о Герасиме, используя план.

Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах" конспект урока и презентация

представленный материал предназначен для проведения урока русского языка в 8 классе, содержит подробный конспект урока и презентацию. с первых мгновений урока дети включаются в увлекательный процесс у...

Урок по теме: Обобщающее повторение  по теме «Логарифмы» (подготовка учащихся к ЕГЭ на уроке математики)

Урок по обобщению и закреплению изученного материала;Построение системы знаний о преобразовании логарифмических выражений, решении логарифмических уравнений и неравенств; Формирование компетентно...

Урок по теме " Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них"

Урок по теме " Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них" в 8 классе.  Тип  урока: урок открытия новых знаний по УМК под редакцией  С.И. Львовой, В.В. Львова....

Конспект урока по теме"Обобщающие слова при однородных членах предложения."

Разработка урока -обобщения знаний по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения."...

План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»

Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...

Открытый урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них"

ТЕМА: ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХЦЕЛЬ:1) Обеспечить в ходе урока повышение уровня осмысления понимания обобщающих слов при однородных членах и расстан...

Урок по теме: Обобщающий урок по ФСУ 7 класс

Этот урок можно использовать перед контрольной работой, как проверку готовности к ней....