Устный журнал "Пушкинский Лицей"
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Сивожелезова Ольга Владимировна

Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей Царскосельского Лицея, судьбами лицеистов, творчеством А.С.Пушкина.
  2.  Развить интерес учащихся к русской литературе, наследию великого поэта, а также творческие способности детей.
  3.  Воспитать гражданские, патриотические чувства школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_10-2017_word_2.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал "Пушкинский Лицей"


Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей Царскосельского Лицея, судьбами лицеистов, творчеством А.С.Пушкина.
    2. Развить интерес учащихся к русской литературе, наследию великого поэта, а также творческие способности детей.
    3. Воспитать гражданские, патриотические чувства школьников.

Страница первая. Осенняя.

Осень была любимым временем года Пушкина, когда творческое вдохновение позволяло ему беспрестанно трудиться над будущими шедеврами. Написано стихотворение «Осень» было в 1833 году.

Его читают уч-ся 5 класса (юные журналисты).  (Видеоряд!)

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

II

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

III

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги?..

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

Ведь это наконец и жителю берлоги,

Медведю, надоест. Нельзя же целый век

Кататься нам в санях с Армидами младыми

Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

IV

Ox, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить да освежить себя —

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,

И, проводив ее блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом.

V

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

VI

Как это объяснить? Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

VII

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

VIII

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн — таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

IX

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

Махая гривою, он всадника несет,

И звонко под его блистающим копытом

Звенит промерзлый дол и трескается лед.

Но гаснет краткий день, и в камельке забытом

Огонь опять горит — то яркий свет лиет,

То тлеет медленно — а я пред ним читаю

Иль думы долгие в душе моей питаю.

Х

И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XI

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.

Минута — и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу!— матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

XII

Плывет. Куда ж нам плыть? ......

Страница вторая. Историческая. “Друзья! Прекрасен наш союз!..”

Ведущий.

19 октября 1811 года открылся Императорский Царскосельский лицей, в котором воспитывались Александр Пушкин и многие другие люди, прославившие Россию.

Видеофильм (6 мин.).

Страница третья. Поэтическая. Читаем Пушкина…

Ведущий. В Лицее из курчавого мальчика вырос поэт Пушкин.

Ведущий. Стихотворение «Бесы» о путешествии в метель, которое у любого путника того времени вызывало настоящий ужас, читает... Это произведение считается одним из самых мрачных в творчестве поэта. Автор тяжело переживал последствия декабристского восстания, невосполнимой утратой для него стала смерть Дельвига, он испытывал одиночество. Написано в 1830 году.

Бесы

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

"Эй, пошел, ямщик!.." - "Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон - теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой".

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... "Что там в поле?" -
"Кто их знает? пень иль волк?"

Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...


Ведущий. Философское стихотворение «Что в имени тебе моем?» (1830) носит характер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышлений о любви.

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я...

Ведущий.  Стихотворение «Дорожные жалобы» близко к дружественным посланиям, которые Пушкин писал в 1820-х годах. Их объединяет способность поэта рассуждать о вещах серьезных в ироническом тоне.

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,

На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.

Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.

Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?

То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!

То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!..
Ну, пошел же, погоняй!..

Ведущий.  Лирическое произведение «Туча», написанное в 1835 году, стало своеобразным гимном летнему дождю.

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Ведущий. Елизавете Воронцовой адресовано стихотворение «Ангел», датированное 1827 годом. Оно повествует о вечном противоборстве добра и зла.

В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.

«Прости,- он рек,- тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не все я в небе ненавидел,
Не все я в мире презирал».

Страница четвертая. Театральная.

Ведущий. Прошло много лет, но мы сохранили один бесценный, навсегда принадлежащий нам клад --- мы сохранили Пушкина.

Ведущая. Наше первое знакомство с великим поэтом начиналось с его сказок. Вы их хорошо знаете. Сказка «Жених»  (1825).По мнению литературоведов, источником для создания «Жениха» послужила сказка братьев Гримм «Жених-разбойник». Александр Пушкин переделал сказку на русский лад, придал ей характерный русский народный стиль, изменил некоторые детали и изложил балладной строфой. (Инсценировка 5 класс.)

Викторина по сказкам “Что за прелесть эти сказки!”

Как правильно называется сказка о царе Салтане? (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”)

  1. О ком идет речь?
    “И кого не спросит он,
    Всем вопрос идет мудрен;
    Кто в глаза ему смеется,
    Кто скорее отвернется…” (о королевиче Елисее)
  2. Какой царь забыл про смерть своих детей при виде красавицы царицы? (царь Додон)
  3. Какую песенку пела белочка “при честном народе” в сказке о царе Салтане? (“Во саду ли, в огороде”)
  4. Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер? (Под Новый год)
  5. Какой величины родился ребенок у царицы из сказки о царе Салтане? (“Сына бог им дал в аршин”)
  6. Сколько времени была старуха царицей из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (2 недели “Вот неделя, другая проходит”)
  7. Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4: корыто, изба, дворянка, царица)
  8. Какое приданное приготовил своей дочери царь из “Сказки о мертвой царевне”? (“Семь торговых городов Да сто сорок теремов”)
  9. Кличка собаки семи богатырей? (Соколко)
  10. От чего умерла мачеха? (“Тут тоска ее взяла…”)
  11. За какую плату согласился работать Балда у попа? (“В год за три щелчка тебе по лбу”)
  12. Когда договаривались о питании, Балда сказал попу: “Есть же мне давай вареную полбу”. Что такое полба? (каша из пшеницы)

Страница пятая. Творческая

Ведущая. Дух творчества был близок всем лицеистам, многие из них в лицее писали стихи, эпиграммы. Давайте и мы поиграем в буриме.

Чудесный - прелестный
Взор - укор
Слезы - грозы
Подари - обними

(Дети пишут стихи с этими рифмами)

Ведущая. Объявляется конкурс художников. Кто быстрее нарисует профиль Пушкина.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал для учащихся 9 класса «Императорскому Царскосельскому Лицею 200 лет»

Разработка внеклассного мероприятия по литературе. Устный журнал....

Методическая разработка открытого урока на тему: «ТИПЫ ЛИЦА. КОРРЕКЦИЯ ФОРМЫ ЛИЦА С ПОМОЩЬЮ ПРИЧЕСКИ».

Тематическое планировани разработанное согласно профессиональных модулей....

Типы лица. Коррекция формы лица с помощью прически.

Призентация по ПМ 04. Оформление прически....

Употребление в устной и письменной речи глаголов 3 лица настоящего времени через работу над текстом по теме «Общественное поручение»

Употребление в устной и письменной речи глаголов 3 лица настоящего времени через работу над текстом по теме «Общественное поручение»...

«Уход за кожей лица. Особенности овала лица при выборе прически»

ознакомить учащихся с различными типами кожи, факторами влияющими на состоянии кожи; средства личной гигиены и правилами ухода за кожей; познакомить с различными видами прически и особенностями овала ...

Проект "Лицей курс на здоровье" как часть Программы развития Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей № 27 г.Улан-Удэ на 2010 – 2015 гг. «Лицей 21 века»

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.     В уставе Всемирной организации здравоохранения ...