Толстовский урок
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Чистякова Елена Евгеньевна

Внеклассное мероприятие о жизни и творчестве Л.Н.Толстого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstovskiy_urok.docx55.48 КБ

Предварительный просмотр:

Заочный IV региональный конкурс

 «Толстовский урок»

«Яснополянский гений»

              литературная гостиная, посвященная 190-летию Л.Н. Толстого

(общешкольный урок)

                                                             

                                                     2018 год

Цель: 

  1. расширение знаний учащихся о жизни и творчестве    

          Л.Н.Толстого;

  1. приобщение к его произведениям;
  2. воспитание интереса и любви к литературному чтению;

Задачи:

коррекционно-обучающие:

  1. формирование и развитие познавательных интересов

          обучающихся;      

  1. отрабатывать навыки выразительного чтения, чтения наизусть;

коррекционно-развивающие:

  1. развивать  память, внимание, мышление на основе заучивания

          фрагментов, анализа биографического материала;          

  1. развитие и коррекция творческих способностей обучающихся;
  2. развитие навыков сотрудничества, коллективизма в процессе  

           совместной творческой деятельности;

  1. формирование и совершенствование всех видов речевой

          деятельности обучающихся (слушание, чтение, говорение);

коррекционно-воспитательные:

  1.     развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию

          произведений словесного и музыкального искусства;

  1.     формирование всесторонне развитой личности обучающихся;
  2.     воспитывать познавательный интерес обучающихся к русской

          классической литературе.

  1.    способствовать духовно-нравственному развитию личности

                     обучающихся;

  1.    воспитывать чувство патриотизма

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг, компьютер, экран, презентация Power Point, иллюстрационный материал, литература, посвящённая Ясной Поляне, книги писателя для оформления выставки.  

Эпиграф к уроку :

"Толстой – величайший и единственный 
гений современной Европы, высочайшая 
гордость России, человек, одно имя 
которого – благоухание, писатель 
великой чистоты и святыни…" 
А.А. Блок

Ход мероприятия.

Слайд1.

Яснополянский гений

Слайд2.

1 ведущий.  В одной из статей Александра Твардовского говорится о том, что у большинства людей чувство родины в обширном смысле дополняется чувством родины малой. Она предстаёт человеку в детстве, «в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души». Именно в таком гармоническом сочетании и живёт в человеке великое чувство патриотизма. Для многих людей «малой родиной», запомнившейся и полюбившейся на всю жизнь с ранних лет, неотъемлемой от «родины в обширном смысле», стала тульская земля с её городами и сёлами, дубравами и реками, нивами и пашнями, бескрайними  далями.

2 ведущий. Тулякам есть чем гордиться,  что любить на своей родной земле. Среди множества имён есть одно, которое занимает особое место на литературной карте Тульского края – имя великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.
          Сегодняшняя встреча посвящается 190-летию со дня рождения этого всемирно известного человека.

Слайд3.

1 ведущий. Ясную Поляну, родину писателя, знают и любят миллионы людей на всём земном шаре.

Слайд4.

Давно уже навсегда вошли в наше сердце белые башни у входа в усадьбу, широкая аллея, ведущая мимо пруда со склонёнными над ним ракитами к светлому дому с резной деревянной террасой, фруктовые сады, Старый заказ, где расположена могила писателя, извилистая река Воронка. Повсюду мы видим отпечаток его могучей личности.

Слайд5.

2 ведущий.  В 1828 году в усадьбе Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии у графов Николая Ильича и Марии Николаевны Толстых родился сын Лев, четвертый ребенок в семье. На следующий день младенец был окрещен в церкви св. Николая Чудотворца в Кочаках священником Василием Можайским. 

Слайд6.

 Семья была родовитой - предок его, Пётр Андреевич Толстой, был знатный вельможа, получивший за выслуги перед царем Петром графский титул.

Слайд7.

Мать была из древнего дворянского рода Волконских.

Слайд8.

1 ведущий. Детство писателя было вполне благополучным, несмотря на то, что Лев Николаевич рано потерял мать. Благодаря семейным рассказам он сохранил ее светлый образ в своей памяти 

Слайд9.

2 ведущий.  «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом,- писал Толстой,- что часто в средний период моей жизни, во время борьбы с одолевавшими меня искушениями, я молился её душе, прося её помочь мне, и эта молитва всегда помогала мне… в представлении моём о ней есть только её духовный облик, и всё, что я знаю о ней, всё прекрасно».

М.Н. Толстая послужила прототипом княжны Марьи в романе «Война и мир».

Слайд10.

1 ведущий. Дети Толстые, лишившиеся матери, остаются на попечении отца и Пелагеи Николаевны Толстой, бабушки Льва Николаевича.

2 ведущий.  Отец для писателя был воплощением красоты и силы. Он привил мальчику любовь к псовой охоте, которая впоследствии в подробностях была описана в романе «Война и мир».

Слайд11.

Чтец. Вслед за лаем собак послышался голос по волку, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трём собакам, и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих с тем особенным подвыванием, которое служит признаком гона по волку. Доезжачие уже не порскали, а улюлюкали, и из-за всех голосов выступал голос Данилы, то басистый, то пронзительно-тонкий. Голос Данилы, казалось, наполнял весь лес, выходил из-за леса и звучал далеко в поле. Прислушавшись несколько секунд молча, граф и его стремянный убедились, что гончие разбились на две стаи: одна, большая, ревевшая особенно горячо, стала удаляться, другая часть стаи понеслась вдоль по лесу, мимо графа, и при этой стае было слышно улюлюканье Данилы. Оба эти гона сливались, переливались, но оба удалялись.

Слайд12.

1 ведущий. Близкие отношения были и со старшим братом Николенькой – он учил маленького Левушку разным играм и рассказывал ему интересные истории.

Одна из них, о зелёной палочке, о муравейных братьях, особенно запомнилась будущему писателю.

2 ведущий.  Николенька рассказал, что в лесу -  на краю оврага между деревьями зарыта зелёная палочка и на ней написано «…тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий… и были бы постоянно счастливы…», чтобы всем было хорошо и чтобы люди не знали никакого горя.

1 ведущий. Уже будучи взрослым, Лев Николаевич так вспоминал об этих рассказах брата: «… он-то объявил нам, что у него есть тайна, посредствам которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми; не будет никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться,  и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. И я помню, что слово «муравейные» особенно нравилось, напоминая муравьёв в кочке. Мы даже устроили игру в муравейные братья, которая состояла в том, что садились под стулья, загораживая их ящиками, завешивали платками и сидели там, в темноте, прижимаясь друг к другу».

Слайд13.

2 ведущий.  Лев Толстой пишет: «Раннее детство – тот период, «в котором всё освещено таким милым утренним светом, в котором все хороши, всех любишь, потому что сам хорош и тебя любят». 

Слайд14.

Чтец. Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.

          Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая — лицо ее не больше пуговки; но оно мне все так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть ее такой крошечной. Я прищуриваю глаза еще больше, и она делается не больше тех мальчиков, которые бывают в зрачках; но я пошевелился — и очарование разрушилось; я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно.

         Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

— Ты опять заснешь, Николенька, — говорит мне maman, — ты бы лучше шел на верх.

 — Я не хочу спать, мамаша, — ответишь ей, и неясные, но сладкие грезы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам.

1 ведущий.  Биография Льва Толстого в ранние годы отмечена еще одной смертью. Из-за нее мальчик остался сиротой.

Слайд15.

Отец Льва Толстого, участник войны 1812 года, как и мать, рано умер. Это произошло в 1837 году. «Я очень любил отца, — писал Толстой в «Воспоминаниях», — но не знал ещё, как сильна была эта моя любовь к нему, до тех пор, пока он не умер».

Слайд16.

2 ведущий. Опекуном осиротевших детей стала Александра Ильинична Остен-Сакен. Воспитанием занималась и  Татьяна Александровна Ергольская, дальняя родственница, имевшая на будущего писателя огромное влияние.  

Слайд17.

 «Влияние это было, во-первых, в том, что ещё в детстве она научила меня духовному наслаждению любви. Она не словами учила меня этому, а всем своим существом заражала меня любовью. Я видел, чувствовал, как хорошо ей было любить, и понял счастье любви...»  

Воспоминания детства всегда были для Льва Николаевича самыми счастливыми: семейные предания и впечатления от жизни в усадьбе стали для его произведений богатым материалом, отразившись, в частности, в автобиографической повести «Детство» 

Слайд18.

1 ведущий.  После смерти А.И. Остен-Сакен опекуншей детей Толстых стала П.И. Юшкова, которая перевезла их в Казань, где жила со своим мужем. 

Слайд19.

И в 1844 году Л.Толстой поступает в Казанский университет - сначала на философский, а потом на юридический факультет. Казенное преподавание не удовлетворяло его пытливый ум, и в 1847 году Толстой подал прошение об увольнении его из числа слушателей.

2 ведущий. Оставив университет, Толстой с весны 1847 года поселился в Ясной Поляне; его деятельность там отчасти описана в рассказе «Утро помещика»:

Слайд20.

Чтец. Князю Нехлюдову было девятнадцать лет, когда он из 3-го курса университета приехал на летние ваканции в свою деревню и один пробыл в ней все лето. Осенью он неустановившейся ребяческой рукой написал к своей тетке, графине Белорецкой, которая, по его понятиям, была его лучший друг и самая гениальная женщина в мире, следующее переведенное здесь французское письмо:

«Милая тетушка.

Я принял решение, от которого должна зависеть участь всей моей жизни. Я выхожу из университета, чтоб посвятить себя жизни в деревне, потому что чувствую, что рожден для нее. Ради бога, милая тетушка, не смейтесь надо мной. Вы скажете, что я молод; может быть, точно я еще ребенок, но это не мешает мне чувствовать мое призвание, желать делать добро и любить его.

Как я вам писал уже, я нашел дела в неописанном расстройстве. Желая их привести в порядок и вникнув в них, я открыл, что главное зло заключается в самом жалком, бедственном положении мужиков, и зло такое, которое можно исправить только трудом и терпением. Если б вы только могли видеть двух моих мужиков, Давыда и Ивана, и жизнь, которую они ведут с своими семействами, я уверен, что один вид этих двух несчастных убедил бы вас больше, чем все то, что я могу сказать вам, чтоб объяснить мое намерение. Не моя ли священная и прямая обязанность заботиться о счастии этих семисот человек, за которых я должен буду отвечать богу? Не грех ли покидать их на произвол грубых старост и управляющих из-за планов наслаждения или честолюбия? И зачем искать в другой сфере случаев быть полезным и делать добро, когда мне открывается такая благородная, блестящая и ближайшая обязанность? Я чувствую себя способным быть хорошим хозяином; а для того чтоб быть им, как я разумею это слово, не нужно ни кандидатского диплома, ни чинов, которые вы так желаете для меня. Милая тетушка, не делайте за меня честолюбивых планов, привыкните к мысли, что я пошел по совершенно особенной дороге, но которая хороша, и, я чувствую, приведет меня к счастию. Я много и много передумал о своей будущей обязанности, написал себе правила действий, и, если только бог даст мне жизни и сил, я успею в своем предприятии.

Не показывайте письма этого брату Васе: я боюсь его насмешек; он привык первенствовать надо мной, а я привык подчиняться ему. Ваня если и не одобрит мое намерение, то поймет его».

Слайд21.

1 ведущий.  В Ясной Поляне Л.Н.Толстой серьёзно  занимается английским языком,  юриспруденцией. Увлекается музыкой. Сохранилось, написанное им музыкальное произведение – вальс. Сейчас мы его и послушаем. На фоне вальса посмотрим  хроники из жизни Льва Николаевича.

Слайд22.

Слайд23.

1 ведущий. В этот же период жизни Лев Толстой начал вести личный дневник, записи в котором он вёл до последних дней жизни. Он записывал свои рассуждения о жизни, впечатления о прочитанных книгах, выписывал понравившиеся мысли, составлял правила жизни для себя. С некоторыми из них вы сейчас познакомитесь.

Читают все участники гостиной

Дневниковые записи Л.Н. Толстого.

1847 г. (Толстому 19 лет).

17 марта … Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное как следствие раннего разврата души.

17 апреля ... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для жизни - цели общей и полезной...

18 апреля ... Я написал вдруг много правил и хотел им следовать, но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе только одно правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю есть следующее:

№1 Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.

1848 г. . (Толстому 20 лет).

  1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.
  2. Довольствоваться настоящим.
  3. Искать случаев делать добро.
  4. Что назначено исполнять, то исполняй, несмотря ни на что.
  5. Что исполняешь, исполняй хорошо.
  6. Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся припомнить.
  7. Заставь постоянно твой ум действовать со всей ему возможной силой.

ПРАВИЛА ИСПРАВЛЕНИЯ:

  • Бойся праздности и беспорядка...
  • Бойся лжи и тщеславия (тщеславие - стремление к почестям, славе).
  • Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли...
  • Не верь мыслям, родившимся в споре...

1855 г. . (Толстому 27 лет).

  • 18 марта. ... Вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я сам лично поставил себе, - быть деятельным, рассудительным и скромным
  • 21 сентября ... Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели остальные - слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему.

1 ведущий.  А сейчас вы услышите голос Льва Николаевича ( мудрые мысли из книги «На каждый день» ). Писатель решил использовать подаренный ему в январе 1908 года Т.Эдисоном звукозаписывающий аппарат (фонограф).

 Слайд24.

Слайд25.

2 ведущий.  В 1849 году, когда ему было всего 21 год,  Лев Толстой  впервые открывает школу для крестьянских детей. 80-летний старик Ермил Базыкин, который учился в этой первой школе Льва Николаевича, так вспоминал о ней:

Чтец. "Ещё мы господские были. Еще он молодой был и нас учил. Ему было лет 18--20. Учил он нас с начатия. Учителем был Фока Демидыч. Он был дворовый человек и был музыкантом еще у его деда, князя Волконского. Ходило мальчиков тридцать, все яснополянские. Фока Демидыч посекет, мы пожалуемся ему. "Фока Демидыч, не секи". Учил нас Лев Николаевич закону божию, арифметике, священной истории, азбуке. Лев Николаевич к нам ходил через день или два, а то и каждый день. Помню, мы писали на досках мелом, а он смотрел, кто из нас лучше пишет. Любил он с нами в переменку возиться. Был у нас через пруд плот на веревке. Вот, бывало, с ним сядем и потащим. На середину выедем, он скажет: "Ну, кто грязи достанет". - "Попробовали бы вы сперва, ваше сиятельство". Он и пробует. Нырнет в воду, потом вынырнет и держит в руке грязь. "Ну, я достал, теперь вы". Были дворовые ребята, Илья и Митрофан, Они тоже, бывало, нырнут и достанут грязь. Ну, а которые не могут. Да мало ли он чудил.... Всего не припомнишь. Обходился он с нами хорошо, просто. Нам было с ним весело, интересно, а учителю он завсегда приказывал нас не обижать. Он и об ту пору был простой, обходительный. Проучился я у него зимы две..."

Слайд26.

1 ведущий.   В 1851 году Толстой с братом Николаем отправился на Кавказ, чтобы поступить там на военную службу. На Кавказе Толстой оставался два года, участвуя во многих стычках с горцами и подвергаясь всем опасностями боевой кавказской жизни. Когда в конце 1853 г вспыхнула Крымская война, Толстой перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии

Слайд27.

Чтец. Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин.

Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может и женишься и совсем останешься».

Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придется увидать. Поехать; а если невеста хороша — и жениться можно».

Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.

На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ.

Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе.

Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят — дожидаются.

Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.

Слайд28.

2 ведущий.  В 1854-1855 годах Толстой участвовал в героической обороне Севастополя. Это время было для него школой военного и гражданского мужества.

Чтец. Уже шесть месяцев прошло с тех пор, как просвистало первое ядро с бастионов Севастополя и взрыло землю на работах неприятеля, и с тех пор тысячи бомб, ядер и пуль не переставали летать с бастионов, в траншей и с траншей на бастионы и ангел смерти не переставал парить над ними.

Тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели удовлетвориться, надуться, тысячи - успокоиться в объятиях смерти. Сколько звездочек надето, сколько снято, сколько Анн, Владимиров, сколько розовых гробов и полотняных покровов! А все те же звуки раздаются с бастионов, все так же - с невольным трепетом и суеверным страхом - смотрят в ясный вечер французы из своего лагеря на желтоватую изрытую землю бастионов Севастополя, на черные движущиеся по ним фигуры наших матросов и считают амбразуры, из которых сердито торчат чугунные пушки; все так же в трубу рассматривает с вышки телеграфа штурманский унтер-офицер пестрые фигуры французов, их батареи, палатки, колонны, движущиеся по Зеленой горе, и дымки, вспыхивающие в траншеях, и все с тем же жаром стремятся с различных сторон света разнородные толпы людей, с еще более разнородными желаниями, к этому роковому месту.

А вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью.

Мне часто приходила странная мысль: что, ежели бы одна воюющая сторона предложила другой - выслать из каждой армии по одному солдату? Желание могло бы показаться странным, но отчего не исполнить его? Потом выслать другого, с каждой стороны, потом третьего, четвертого и т. д., до тех пор, пока осталось бы по одному солдату в каждой армии (предполагая, что армии равносильны и что количество было бы заменяемо качеством). И тогда, ежели уже действительно сложные политические вопросы между разумными представителями разумных созданий должны решаться дракой, пускай бы подрались эти два солдата - один бы осаждал город, другой бы защищал его.

Это рассуждение кажется только парадоксом, но оно верно.

Слайд29.

1 ведущий.   За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя 1854—1855» и «В память войны 1853—1856 гг.».

Слайд30.

2 ведущий.   Выйдя в отставку, Толстой решил навсегда поселиться в Ясной Поляне, заняться хозяйством, не оставаясь в стороне от важнейших вопросов общественной жизни своего времени.

1 ведущий.   В период реформ 1860-х годов Толстой много сил отдавал практической деятельности, стремясь не на словах, а на деле облегчить жизнь народа. Он деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде.

Слайд31.

2 ведущий.   В основу  работы школы легло мнение Л.Н.Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей.

1 ведущий.   Поначалу бесплатную школу крестьяне встретили с недоверием. В первый день школьный порог переступили только 22 ребенка, но через 5-6 недель число учеников возросло более чем в три раза. В школе царил дух сознательной дисциплины, который ревностно охранялся и развивался учениками, очень любившими свою школу и своего учителя – Льва Толстого.

Слайд32.

2 ведущий.   С 1862 года стал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна». В 1872 году была издана составленная им „Азбука”.  В книге были поучающие рассказы на разные темы, в том числе и о физике, природе. Многое было пронизано религиозной тематикой. 

Сам Толстой писал так: "Дети строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно".

Слайд33.

1 ведущий.    Эти принципы легли в основу всей педагогики Толстого - в его школе, в отличие от большинства российских школ того времени, не было телесных наказаний, дети сидели там, где хотели, а занятия очень часто проходили в форме игры.

Слайд34.

Ребенок приходил в класс, садился на любимое место, заглядывал в записи соседа, свободно задавал вопросы и умел выстроить диалог. Со временем многое изменилось, но “Азбука” Толстого постоянно напоминает о себе, вспомнить хотя бы быль Льва Николаевича Толстого «Филипок». Давайте послушаем в актёрском исполнении отрывок из этого рассказа. Слайд35.

Слайд36.

2 ведущий.   К 1862 году относится важное событие в жизни Толстого – его женитьба на дочери московского врача Андрея Евстафьевича Берса.

Ему шёл уже четвёртый десяток, Софье Андреевне было всего 17 лет.          Слайд37.

23 сентября Толстой женился на ней, и на долю его выпала полнота семейного счастья. В лице своей жены он нашёл не только вернейшего и преданнейшего друга, но и незаменимую помощницу во всех делах, практических и литературных. К нему приходит небывалая слава,  всероссийская и всемирная .

Слайд38.

1 ведущий.   В 1887 году американец Джон Форест писал Толстому: «Ваши персонажи для меня — живые, настоящие люди, такие же, как и Вы сами, и составляют столь же неотъемлемую часть русской жизни. 
Приехав теперь в Россию, я стал бы разыскивать Наташу, Соню, Анну, Пьера и Левина с большей уверенностью, что встречусь с ними, чем с русским царем. И если бы мне сказали, что они умерли, я очень огорчился бы и сказал: «Как? Все?». 
Слайд39.

2 ведущий.   Художественные законы, открытые Толстым в «Войне и мире», составляют и поныне непререкаемый образец. Голландский писатель Тойн де Фрис выразился об этом так: «Больше всего захватывает меня всегда роман «Война и мир». Он неповторим». 
В наш век трудно найти человека, на каком бы языке он ни говорил, который не знал бы «Войну и мир». 

1 ведущий.   «Война и мир» — это итог нравственных и философских исканий Толстого, его стремлений найти правду и смысл жизни. Каждое произведение Толстого — это он сам, в каждом заключена частица его бессмертной души: «Весь я — в моих писаниях». 

Слайд40.

Инсценировка бала.

«Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: „А! это не она, так и нечего смотреть!“ Нет, это не может быть! — думала она. — Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною».

Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.

— Вы всегда танцуете. Тут есть моя protégée, Ростова молодая, пригласите ее, — сказал он.

— Где? — спросил Болконский. — Виноват, — сказал он, обращаясь к барону, — этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцевать. — Он вышел вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.

— Позвольте вас познакомить с моей дочерью, — сказала графиня, краснея.

— Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, — сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.

«Давно я ждала тебя», — как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея.

(танцует вальс)

Слайд41.

2 ведущий.   На фоне крупнейших писателей «золотого века» русской литературы Толстой производил впечатление гиганта, чей могучий дух, подобно животворному солнечному свету озарял культурную жизнь России второй половины 19 – начала 20 века.

1 ведущий.    В личности Толстого сочетались гениальный писатель, оригинальный мыслитель, страстный проповедник моральных истин и великий знаток человеческой души. Творчество этого художника не только отметило собой веху в истории России, но и оставило глубокий след в духовном развитии всего человечества.

2 ведущий. Сегодня мы попытались хоть немного приблизиться к творчеству Л.Н. Толстого. Составляя нашу литературную гостиную, мы не задавались целью осветить полностью жизненный и творческий путь писателя, так как нельзя объять необъятное, но если мы смогли приблизить и заинтересовать нашего зрителя, то, думаем, вы пришли к нам в гости сегодня не зря.

Чтец.

А. Жемчужников
Льву Николаевичу Толстому 

   Твой разум - зеркало. Безмерное оно,

   Склоненное к земле, природу отражает:

   И ширь, и глубь, и высь, и травку, и зерно...

   Весь быт земной оно в себе переживает.

   

   Работа зеркала без устали идет.

   Оно глядит в миры - духовный и телесный;

   И повествует нам всей жизни пестрый ход

   То с мудрой строгостью, то с нежностью прелестной.

   

   В нем отразился мир с подробностями весь;

   Ему препоны нет ни сумрака, ни дали;

   И видны там черты, которых люди здесь,

   В духовной слепоте, пока не замечали.

   

   Но люди есть еще (и между ними - я),

   Чьи убеждения сложилися иначе;

   Иные чтут красы земного бытия;

   Насущны для других политики задачи...

   

   Но все же ты для нас - светильник на горе.

   О, продолжай учить, на старости прекрасной,

   О царстве божием, о мире, о добре!

   Тебе все ведомо, осмысленно и ясно.

   

   Туманно лишь одно прозренью твоему:

   Все сущее твой ум и познает, и судит;

   Но грань воздвигнута и гению!.. Ему

   Все ведомо, что есть, но темно то, что будет.

                                                                             1908


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

«Толстовские традиции в литературе XX века о войне»

Данная работа представляет собой исследование истоков изображения Великой Отечественной войны в литературе XX века, «главным героем» которой, как и в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого, является...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...