Игры-задачи на первом этапе формирования исследовательских компетенций подростков на уроках внеклассного чтения в 5-6 классах
статья по литературе (5 класс) на тему

Кузнецова Ирина Владимировна

         В своей работе мы предлагаем учебно-методическую модель формирования исследовательских компетенций на уроках внеклассного чтения в 5, 6 классах.

      На первом этапе, мотивационно-ориентировочном, происходит обоснование целей, создание условий и определение методов, связанных с развитием исследовательских компетенций учащихся.  Подростки решают игры-задачи, направленные на овладение конкретным исследовательским умением. Создание     положительного     отношения     и     интереса     к формируемым исследовательским компетенциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kuznetsovoy_i.v._rybnaya_sloboda_tatarstan.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-задачи на  первом этапе формирования

исследовательских компетенций подростков

 на уроках внеклассного чтения в 5-6 классах

Кузнецова Ирина Владимировна

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Рыбно-Слободская средняя общеобразовательная школа №2» Рыбно-Слободского муниципального района

  1.    Введение

                Бурный рост информационного потока и развитие информационных технологий требуют ныне от современного школьника не столько демонстрацию определенного количества знаний и умений его воспроизводить, сколько владения гибким инструментарием оперирования полученными знаниями, владения методиками самостоятельного приобретения, систематизирования и обработки знаний, развития способности к самообучению. Создание атмосферы поиска на уроках,   обучение исследовательским приемам, формирование исследовательских компетенций у школьников  - это наиболее рациональный путь подготовки современного ученика к быстро меняющемуся миру.[2]

        С развитием информационных технологий знакомство школьников с классической литературой все чаще и чаще происходит через телевидение, компьютеры и средства массовой информации. Наблюдается ослабленный интерес детей к чтению в целом. Несмотря на многочисленные издания и классической детской литературы, и модернизированной, все-таки, чтение отводится на второй план. 

        Опыт передовых педагогов прошлого и творчески работающих современных учителей-словесников показывает, что выход в широкое внеклассное чтение, постоянная опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов, создание системы самостоятельных исследовательских заданий - это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект.

         В своей работе мы предлагаем учебно-методическую модель формирования исследовательских компетенций на уроках внеклассного чтения в 5, 6 классах.

      На первом этапе, мотивационно-ориентировочном, происходит обоснование целей, создание условий и определение методов, связанных с развитием исследовательских компетенций учащихся.  Подростки решают игры-задачи, направленные на овладение конкретным исследовательским умением. Создание     положительного     отношения     и     интереса     к формируемым исследовательским компетенциям.

  1. Игра как метод эмоционального стимулирования к исследовательской деятельности

        Игра – превосходный способ подстегнуть учеников, приобщить их к поисковой деятельности, заставить их активно работать на уроке. Дидактические игры, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности, в ходе их выполнения развиваются общеучебные умения и навыки, а также трудовые навыки. Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

 2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. [3]

  1. Комплекс интерактивных игр-заданий для формирования исследовательских умений на уроках внеклассного чтения информационного типа

       Рассмотрим роль интерактивных дидактических игр-заданий на развитие конкретных исследовательских компетенций.

       Одним из основных этапов исследовательской деятельности  является формулирование проблемы. Учащиеся средних классов   уже делают попытки критически осмыслить прочитанное произведение. Повышается интерес к своему внутреннему миру, нравственным проблемам, вопросам добра и зла.

       Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской деятельности с подростком, не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики. [4]

       Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Вот некоторые игры-задания, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.

  1. Персонификация животного или неодушевленного героя

       Ученикам предлагается задание рассказать о проблемах животных-литературных персонажей или неживого предмета от первого лица.

       Например, 1) О чем бы рассказала нам кошка Мемека из рассказа Т.Толстой «На золотом крыльце сидели…»?

2) Какой представляется жизнь Саду из рассказа Т.Толстой «На золотом крыльце сидели…»? [5]

        Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.

  1. Рисунки Тургенева (эту игру придумал  И. С. Тургенев)

        На доску помещают портрет неизвестного человека или рисуют его профиль. Ребятам необходимо совместно обсудить и выделить основные параметры наблюдения за личностью человека: описать до мельчайших подробностей жизнь и характер этого человека, опираясь на его зрительный образ. Награждается самый интересный словесный портрет.

        Это задание можно проводить с портретом любого героя, который еще неизвестен ребятам. В этом возрасте уже осознается художественная значимость героя-образа. Высказав свое первоначальное видение этого человека, ребятам будет еще интереснее сопоставить свои представления с авторской точкой зрения. А можно эту игру провести перед первым знакомством с новым автором.

       Далее учитель вкратце знакомит ребят с информацией о молодой писательнице и вместе с ребятами находят самый точный «психологический портрет».

        Результат исследования не будет основательным, если исследователь в своей работе не опирается на понятия той области знаний, в которой проводится исследование. Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними. Для того, чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться простыми приемами: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, наблюдения, сравнения, различия, обобщения, загадка как определение понятий и другие. [4]

       Художественная деятельность для подростков имеет четкую ориентацию на удовлетворение  личных  потребностей. Поэтому, на наш взгляд, и определение понятия надо начинать с опоры на свои ассоциации, свой опыт.

  1. Задание на построение ассоциограммы к понятию.

        Ассоциограмма – это схема в виде «солнца»: в центре схемы ключевое понятие, от него «лучиками» расходятся слова-ассоциации.

        Например, построить ассоциограмму к слову «чудо» (по рассказу Е.Шиловой «Ваза»). Важно впоследствии сопоставить свое представление не только с представлениями одноклассников, учителя, но, самое важное,  - с авторским видением этого слова (рисунок).

        

Рисунок

  1. Задание на разъяснение понятия посредством сравнения. 

        Например, учитель просит подобрать объект сравнения каждому герою из новеллы А.С.Пушкина «Пиковая дама». В результате обсуждения выявить наиболее точные сравнения.

      Мнения подростков неоднозначны:

Анна Федоровна Томская – змея-искусительница, лисица.

Герман – дьявол, сатана, черт, ворон.

Сен-Жермен – маг, чародей, Черномор.

Чаплицкий – подлость, волк.                      

Лизавета Ивановна – справедливость, курица.

       Исследование – это поиск чего-то нового, неизвестного. Невозможность дать точный ответ рождает предположения, гипотезы, которые в конце исследования либо подтверждаются, либо опровергаются.

        Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, это предвидение событий. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу – это проблема. Гипотезу можно проверить, опираясь на логику и анализ имеющихся знаний, а можно путем наблюдения или проведения эксперимента. [4] Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Предлагаем игры-задания на развитие умения вырабатывать гипотезы.

  1. Продолжение сюжетной линии.

        Учитель предлагает ученикам придумать свое продолжение сюжетной линии произведения, пофантазировать, как сложились дальнейшие судьбы главных и второстепенных героев.

       Например, что произошло бы с главным героем рассказа Е. Шиловой «Ваза», если бы он не нашел эту удивительную вазу?

      Ответы восьмиклассников: «умер вместе со  своей мечтой», «так бы и жил в своем мире», «красота может быть воплощена в разные формы, и «настоящий» художник обязательно разглядит ее».

       Чтобы доказать гипотезу, необходимо провести наблюдение или  эксперимент. Эксперимент – это проба, опыт. Это самый главный метод познания большинства наук. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные. [4]

        У старших подростков обострено внимание к деталям текста, развивается произвольно-творческое воображение. Поэтому предложим им игру-задание на проведение мысленного эксперимента.

  1. Встреча литературных героев.

       Ученики называют своих любимых литературных героев, представляют их встречу, о чем бы они говорили, какие советы бы дали друг другу.

       Например, о чем бы говорили при встрече Ассоль из произведения А.Грея «Алые паруса» и Рыжая из рассказа Е.Габовой  «Не пускайте рыжую на озеро»?

       Вот какой диалог придумали ребята.

       «Встреча произошла на берегу реки. Внимание Ассоль  привлекла девушка с красивыми волосами. Ее всегда привлекало что-то особенное.

 - Добрый день! Какой сегодня чудесный солнечный день, не правда ли?

 - Здравствуйте. Вы меня знаете?

 - Меня привлек необычный цвет ваших волос. Они как маяк светятся, манят к себе. Я здесь часто бываю: люблю эту реку, часто прихожу на берег и как - будто жду чада. А вы?

 - А мне это место напоминает детство: яркий солнечный день, водная гладь, лодки… Я люблю здесь петь – я певица…»

       В 8 классе анализ художественных текстов становится серьезнее и глубже, разностороннее, связывается с авторской позицией и авторским видением конфликтов. Ответы учащихся на вопросы становятся все более развернутыми и аргументированными примерами из текста и собственными рассуждениями.

       Ребята-подростки уже способны проследить причинно-следственные связи событий и отношений героев. На этом этапе важно предлагать ребятам задачи на развитие логического мышления. В ходе выполнения задач на логику развиваются важнейшие исследовательские навыки, а также такие важные характеристики креативности, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам, и другие свойства. Все они необходимы для исследователя. Развитию логического мышления способствуют задания «Английские шарады», «Запутанный лист».

  1. Запутанный лист.

        Учитель зачитывает письмо от автора или литературного героя, в котором допущен ряд ошибок или пропущены слова. Ученики должны исправить ошибки или вставить пропущенные слова и прокомментировать их.

        Например, при изучении романа Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан» учащиеся исправляют неточности и вставляют «размытые водой слова в письме из бутылки, выловленной на берегу океана»:  «Мы, члены экипажа шхуны «Пилигрим», потерпели....... и оказались на неизвестном берегу. Нас в составе экипажа…..человек, капитан - …… Во время путешествия у нас испортился……  Мы подобрали пострадавших со шхуны «……». На неизвестном берегу мы увидели экзотических животных: ……, ……, ……, а также …… .  Это   наводит на мысль, что мы попали в ……».

        Задачи на обнаружение ошибок развивают у учащихся способность к видению противоречий, оценочным суждениям и рефлексии, развивают умение не только воспроизводить, но и осмысливать каждый этап рассуждений.

  1.    Заключение  

        Подобные игры-задания на формирование конкретных исследовательских компетенций необходимо давать выборочно, по усмотрению учителя. А можно проводить непосредственно в период изучения произведения. Естественно, что первые уроки должны быть обучающими, анализ произведения, используя исследовательские операции, необходимо проводить вместе с учителем. Проделанная однажды с учителем работа оставляет заметный след в развитии ученика и приучает его проделывать подобную работу уже самостоятельно.

Список литературы:

  1.    Габова Е. Не пускайте рыжую на озеро. Рассказ. Уроки литературы, № 9 – 2008/ Приложение к журналу «Литература в школе». – с.5-7
  2.    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»// http://mon.gov.ru/ Официальный сайт министерства образования и науки РФ
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С. М., 1999.
  4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
  5.   Толстая Т.Н. Река Оккервиль, Москва, Издательский Дом «Подкова», 2004, - 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения. Приключенческая литература. 6 класс.

Серия иллюстраций к произведениям приключенческой литературы, русской и зарубежной....

Система уроков внеклассного чтения в 6-7 классах.

Статья имеет практическую направленность, содержит разработку урока и творческие работы учащихся....

Формирование лингвострановедческой компетенции на уроках домашнего чтения

Статья рассмтривает домашнее чтение как форму организации учебного процесса по иностранному языку и его роль при формировании лингвострановедческой компетенции....

Представление опыта работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий для формирования исследовательской компетенции на уроках биологии»

Введение ФГОС требует от учителя нового подхода к организации образовательного процесса, а на смену понятий «знания, умения, навыки» приходят «компетенция» и «компетентность».  Компетентность мож...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в 5- 9 классах

         Одним из важнейших требований, которые предъявляют сегодня к образованию, является формирование личности успешного и  конкурентоспособного выпускника, ком...

Технология развития критического мышления на уроке внеклассного чтения в 9-ом классе. Модель урока по теме: В.Гаршин. Рассказ «Трус»

Воспитать думающего читателя, читателя – собеседника, соавтора – задача урока литературы. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить у...