Конспект урока литературы в 7 классе по произведению А.С. Пушкина "Станционный смотритель".
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Франк Елена Юрьевна

Урок литературы в 7 классе по произведению А.С. Пушкина «Станционный смотритель» является 5-м уроком в системе уроков по творчеству А.С. Пушкина и рассчитан на 1 час. На данном уроке ИКТ было использовано с целью знакомства учащихся с картинами Рембрандта «Возвращение блудного сына» и А. Венецианова «Дуня на могиле отца». Это позволило проследить актуальность темы сбившегося с пути человека не только в русской, но и мировой культуре. На слайды презентации были вынесены основные термины урока. Использованные фотографии знакомят с экспозициями музея «Дом станционного смотрителя» и с образами героев произведения. Для экономии времени на уроке помещена таблица, при помощи которой учащиеся сравнивают портрет героя в разное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

Тема: «Этот вечный блудный сын»

 (по произведению А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)

Тип урока: изучение литературного произведения.

Форма урока: урок-беседа.

Цели урока:

  1. Обучение анализу литературного произведения.
  2. Отслеживание общечеловеческой темы «блудных» детей на примере образа Дуни.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. раскрыть идейно-художественные особенности повести;
  2. совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами;
  3. формировать навыки анализа художественного текста.
  1. Развивающие:
  1. развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;
  2. совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся;
  3. развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать уважительное отношение к родителям;
  2. воспитывать бережное отношение к слову;
  3. воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.

Приемы обучения: слово учителя, цитирование, выборочный пересказ, выразительное чтение, сопоставительный анализ эпизодов, устное рисование портрета, работа со смежными видами искусства.

Метапредметность: картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» и А. Венецианова «Дуня на могиле отца»

Предполагаемый результат:

  1. осмысление идейно-художественного содержания повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»;
  2. создание поучений для ровесников «Как нужно относиться к родителям?»

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые ребята! Начинаем урок.

Учащиеся занимают свои места

  1. Слово учителя:

Каждое утро родители провожают вас в школу, говоря «до свидания», желая удачи и успехов, надеясь увидеть вас вечером дома – набравшимися ума-разума и немного повзрослевшими (ведь каждый день вы растете не только умственно, но и нравственно). Но наступит день, когда вы закончите школу и вступите в большую жизнь, где вас будут ждать трудные испытания. В большой жизни вам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но будут оценивать ваши поступки. Какой же вы путь изберете для себя? Путь к деньгам и удовольствиям? Путь, на котором вы забудете родителей? Или путь добра, милосердия, любви и сострадания? Я предлагаю вам ответить на эти вопросы в конце нашего урока.

Дома вы прочитали повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Слайд 1, 2. Запишите, пожалуйста, тему урока «Этот вечный блудный сын».

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

  1. Анализ произведения.

- Прочитайте еще раз тему и скажите, на какие вопросы мы смогли бы ответить на уроке? Сформулируйте.

Слайд 3.

-Назовите главного героя повести.

-А знаете ли вы, ребята, кого называли станционными смотрителями?

Слайд 4. Во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественники меняли уставших лошадей. Служащих, которые отвечали за эту работу, называли станционными смотрителями.

Слайд 5. Оказывается, ребята, в Ленинградской области есть деревня Выра, где в настоящее время находится музей художественного героя «Домик станционного смотрителя». Открыт в 1972 году. Не менее тринадцати раз на Вырской почтовой станции бывал А.С. Пушкин. Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. Слайд 6.

    К своей повести А.С. Пушкин взял эпиграф из стихотворения П.А. вяземского «Станция», но изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором», а это низший гражданский чин дореволюционной России. Слайд 7.

   -  Давайте посмотрим, какими предстают в повествовании образы станционных смотрителей?

  - Выпишите, пожалуйста, ключевые слова, характеризующие смотрителей, затем озвучьте.

 - Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?

Слайд 8. Сравним два портрета Самсона Вырина.

-Каким вы увидели его впервые? Зачитайте.

- Счастлив ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно сталкивался на службе? Почему?

-Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести? Найдите, пожалуйста, в тексте и зачитайте.

- Чем вызваны были эти перемены?

- Знаете ли вы, какой литературный прием использовал А. С. Пушкин в данном случае?

Слайд 10.

- Найдите в тексте эпизод первой встречи Вырина и Минского. Прочитайте его выразительно.

-Можно ли считать данное покаяние Минского настоящим? Докажите цитатой из текста.

-Почему в данном эпизоде у Самсона Вырина наворачиваются слезы?

- Действительно, Минский унижает Самсона Вырина, хочет купить свое благополучие. Деньги, мятые и небрежно врученные смотрителю, оскорбляют его человеческое достоинство.

- Ребята, обратите внимание, как герои относятся друг к другу?

-Самсон Вырин – человек, всеми унижаемый, но исполненный чувством достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие.

- Впервые в русской критике вместе с образом Вырина рождается определение «маленький человек».

Слайд 11

-Запишите, пожалуйста, данное определение в тетрадь.

Маленький человек – человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами.

- Можно ли Вырина назвать «маленьким человеком?»

Слайд 12.

-Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью?

-Подготовьте устный рассказ «Портрет Дуни». Какую роль играла Дуня в жизни Вырина?. Подтвердите цитатами.

 - С легкостью или с болью покидает Дуня родительский дом? Подтвердите цитатой.

 

- Как живется Дуне с Минским?

- Почему при появлении отца Дуня падает в обморок?

-Как вы думаете, какую очень важную библейскую заповедь нарушила Дуня?

-Вы абсолютно правы, ребята.

Слайд 13.

-Над чем заставляет задуматься Дуню судьба?

- Обвиняете вы Дуню или защищаете?

- Давайте вернемся к первой части повести. Найдите описание комнаты, где остановился повествователь. На чем он заострил внимание?

-Как вы понимаете слово блудный?

Слайд 14.

Блудный – заблудший, ошибившийся, впавший в заблуждение.

- Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне.

Слайд 15.

Притча – краткий поучительный иносказательный рассказ.

Слайд 16.

Эта притча едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна как для простого смертного, так и для художника. Данная тема актуальна не только в русской, но и мировой культуре.

-Посмотрите, пожалуйста, на картину Рембрандта «Возвращение блудного сына», а я напомню содержание притчи. Слайд 18.

- слайд 17. Текст притчи.

- Ребята, как вы поняли, в чем заключается смысл притчи?

- Найдите в повести «Станционный смотритель» цитату, в которой явно говорится о заблудшем человеке.

- Сможете ли вы теперь сказать, кто из героев повести воплотил в себе образ блудного сына?

 - Чем схожи и чем различны судьба Дуни и судьба героя библейской притчи? Заполните, пожалуйста, таблицу, сравнив героев. Сделайте вывод, в чем главное отличие судьбы Дуни и героя притчи?

Слайд 20. Посмотрите на картину А. Венецианова «Дуня на могиле отца» и скажите, какую еще тему поднимает А.С. Пушкин в произведении?

- Верно, ребята, поднимается тема одиночества. Как одинок Вырин после отъезда дочери, так и дочь одинока после смерти отца.

- А.С. Пушкин не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

Ответы учеников:

-Кто такой блудный сын?

-Кто из героев повести воплотил в себе образ блудного сына?

Станционный смотритель Самсон Вырин.

Учащиеся смотрят на слайды.

Учащиеся выписывают из текста и называют образы станционных смотрителей: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».

Учащиеся зачитывают: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».

Ответы учеников: Самсон Вырин был счастлив, потому что рядом с ним была его любимая дочь.

Учащиеся зачитывают: «Это был точно Самсон Вырин: но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика?»

Ответы учеников: Самсона Вырина покидает его дочь Дуня, уезжает с Минским.  

Ответы: в данном случае А.С. Пушкин использовал прием антитезы. Антитеза – противопоставление образов. Слайд 9.

Учащиеся зачитывают эпизод: «Что сделано, того не воротишь…Он сжал бумажки в комок».

Ответы учеников: «Покаяние Минского нельзя считать настоящим: «Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть…».

У Самсона Вырина наворачиваются слезы, потому что Минский унижает человеческое достоинство отца Дуни.

Ответы учеников: Самсон Вырин обращается к Минскому на Вы (Ваше высокоблагородие), а Минский к Вырину на ты. Тем самым, Минский показывает свое неуважение к Вырину.

Ответы: да, можно. Станционный смотритель относится к низшему социальному слою. Самсон Вырин обладает высокими духовными качествами: он способен любить, прощать.

Ответы учеников: Самсон Вырин хочет лично увидеть дочь, убедить ее вернуться домой, но и посмотреть ей в глаза, понять, как она без него живет.

Учащиеся составляют устный рассказ о Дуне. Дуня играла большую роль в жизни Вырина: «А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье?»

Ответы учеников: Дуня с болью покидает родной дом: «Ямщик сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».

- Дуня счастлива.

- Дуню мучает совесть, поэтому она падает в обморок при появлении отца. Ей стыдно за себя перед ним.

-Дуня нарушила самую важную заповедь: почитай отца своего и мать свою.

-Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за сои поступки перед самыми близкими людьми – родителями.

- Повествователь заострил свое внимание на картинках, изображающих историю блудного сына.

Ответы учеников.

Учащиеся смотрят на картину Рембрандта «Возвращение блудного сына и слушают рассказ учителя».

Ответы учеников: смысл притчи заключается в том, что, осознав недостойное свое поведение и покаявшись в этом, человек заслуживает прощения.

Цитата: «Авось, - думал смотритель, - приведу я домой заблудшую овечку мою».

Ответы учеников: образ блудного сына воплотила в себе Дуня.

Учащиеся заполняют таблицу

Слайд 19.

Главное отличие состоит в том, что герой притчи получает прощение, а Дуня не успевает получить прощение, потому что ее отец умирает.

- А.С. Пушкин поднимает тему одиночества.

  1. Рефлексия.

-Над чем вас заставил задуматься урок?

- Какой же путь вы изберете для себя в будущем? Путь, на котором вы забудете родителей? Или путь добра, милосердия, любви и сострадания?

Заключительное слово: будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей, ибо они вам подарили жизнь.

Слайд 21,22

Д\З: попробуйте написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к родителям?» Особенности жанра поучения у вас у каждого на парте.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.

Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....

Конспект урока в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект содержит анализ произведения, включает описание деятельности учителя и учащихся....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...