Урок литературы в 6 классе "Стилевые особенности рассказов Чехова"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Потехина Ольга Васильевна

Урок литературы в 6 классе по изучению рассказов АП Чехова, разработанный по требованиям ФГОС ООО на основе системно-деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chehovu.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

Тема урока «Стилевые особенности рассказов АП Чехова»

В литературной мастерской Чехова

Цель урока: осмысление стилевых особенностей рассказов Чехова, мастерства писателя с целью попробовать написать свой «чеховский» рассказ

Задачи урока: 1. Выявить стилевые особенности рассказов через работу с текстами

2. Развитие литературоведческих навыков учащихся, творческих способностей, способствовать развитию исследовательских навыков

3. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся, формировать умение работать в команде, прививать интерес к художественному слову

Методы: совокупность различных методов и приемов: метод активизации познавательной деятельности учащихся, метод актуализации опорных знаний, метод индивидуализации

Формы организации деятельности: аналитическая работа с текстом, групповая, парная , индивидуальная форма и представление результатов деятельности; выразительное чтение фрагментов текста; поисковая работа, мини-исследование.

                                         

 Ход урока

  1. Вводно–мотивационный этап

Приветствие учащихся и гостей

   Мотивация:

Напоминаем условия нашего договора:

  • Работаем в команде,
  • Умеем слушать
  • Умная речь
  • Умеем оценивать

На линейке успеха отметьте вершину, которую вы хотите достичь на сегодняшнем уроке.

Настроение на уроке…   творческое

                                (символ на доске)

                                 Слайд 1. – портрет Чехова

Инсценировка «Вам доставлен чемодан»: стук в дверь, вносят чемодан

-С вокзала Николаевской железной дороги вам отправлен чемодан. И я, коллежский асессор, доставил его Вам. Разрешите откланяться-с

-Спасибо.

Ребята, что бы это значило?

-А что же в нем?  Как вы думаете? ( предположения учащихся)

Открываем чемодан:

Гайка! Зуб!  Овес! Конверт!

Ну на что это похоже?

И зачем же на урок

Это все учитель приволок?

                   Ответы учащихся

Предметы эти – это чеховские детали, по которым можно узнать героев его рассказов:

Гайка-грузило, которое так нужно было Денису Григорьеву из рассказа «Злоумышленник»

Зуб, который всегда болит («Хирургия»)

Овес помог вспомнить лошадиную фамилию

Конверт, который подписал Ванька Жуков

И сам чемодан, он был навьючен на Порфирия

 

-А как вы думаете, еще почему появился чемодан?

(чтобы просто посмеяться, несоответствие)

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно

Подведение учащихся к постановке учебной задачи:      Прочитано много рассказов АП Чехова. Их знают и любят все: и взрослые, и дети. Их читали раньше, читают и сейчас. Вы проводили опрос: знают ли ваши близкие родственники рассказы Чехова. Знают.  А как удалось писателю создать эти уникальные творения и оставить навечно в памяти русского народа героев своих рассказов?

        Какую работу нам необходимо провести на уроке, чтобы ответить на эти вопросы, и, может быть, кто-то захочет написать свой юмористический рассказ.

Учебная задача ( для учащихся): Заглянем в литературную мастерскую  Чехова;  Будем выявлять  стилевые особенности  его рассказов, способы создания комического. Посмотрим на смешное глазами литературоведа, писателя.

                    Какая тема нашего урока?

Стилевые особенности рассказов А. П. Чехова.

                                   Слайд 2.

                       

В своем стихотворении я употребила слово приволок. Не принес, не преподнес, не притащил, почему?

Замечательно! Вы очень хорошо чувствуете, различаете синонимические оттенки слова. Уверена, мы с вами справимся и с художественными текстами.

 2. Операционно – содержательный этап

. Вспомним литературоведческие термины.

          (обращение к словарю литературоведческих терминов)

              Слайд3.

  Поработаем в группах.

       Задание группам (4 группы)

Проведем поисковую работу

                               Заполнение таблицы по ответам учащихся

                                    Слайд 4. - таблица

Дополнение учителя к выступлению учащихся 1 группы: Чехов назвал очередной рассказ «Жестокий урок…» и начал размышлять: «…это неудачно. В нем нет простоты. В этих кавычках и трех точках в конце чувствуется изысканная претенциозность. Надо назвать рассказ каким-нибудь одним словом – «Гувернантка», нет, лучше «Размазня»

             Стилевые особенности рассказов АП Чехова

Заглавие

Простое, предельно краткое, «скромное», смысловой стержень

Имена героев

Говорящие, основа характеристики

Композиция

Традиционная: завязка, кульминация, развязка

Завязка

Предельно краткая: место, время действия, действующие лица

Вывод: Краткость, точность, простота повествования

Основа рассказа

Речь героев

Диалоговое построение рассказа, диалоги-сценки

Индивидуальная неповторимость речи, основа характеристики

Художественная деталь

Говорящая, заменяет подробное описание

Способы создания комического

Цепь комических эпизодов

Нагнетание, усиление, повтор героем одного действия

Неожиданная развязка

Преувеличение  

Вывод: мастер диалогов, деталей

Эвристическая беседа

                      А вот еще вопросы вам:

-Какие предложения преобладают: простые или сложные синтаксические конструкции?

-Любимая часть речи Чехова?

-Часто ли употребляются тропы?

-Лексика вычурная, непонятная или простая?

Так, может, рассказы Чехова не высокохудожественные?

Нет, это великий мастер.

Мини- исследование

Настя Глушенкова провела исследование «Смешное в произведениях Чехова и Гоголя». И вот что у нее получилось.

  1. Рефлексивно – оценочный этап

     Личностное развитие учащихся

-Как вы думаете, если человек обладает чувством юмора, это хорошая черта характера? Почему?

Умение смеяться помогает изменяться. Противник, выставленный смешным, наполовину побежденный. Страшное, в котором открывается что-то смешное, уже не кажется таким стращным.

Доктор Чехов лечил не только как врач, но и до сих пор лечит своими рассказами, своим юмором человечество. (Рассуждения учащихся – личностное развитие )

Заполнение листа оценивания. Посмотрите на линейку успеха, вершина достигнута?

Домашнее задание 1. Попробуете сочинить юмористический рассказ, может быть, он будет похож на чеховский

2. Чтение рассказов Чехова, Зощенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".

Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...

Урок литературы в 8 классе "Рассказ А.П.Чехова "О любви"."

Урок литературы в 8 классе "А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества писателя. Художественное мастерство Чехова – рассказчика. Рассказ А.П. Чехова «О любви» Цели урока: расширение представлений восьмик...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Рассказы А.П.Чехова"

В презентации представлена работа на уроке литературы в 7 классе по самостоятельно прочитанным рассказам  А.П.Чехова  "Репетитор", "Гриша", "Злоумышленник"...

Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...

урок литературы " Тема одиночества в рассказе А.П. Чехова " Тоска"

Урок с применением метода критического мышления....

Конспект урока литературы по творчеству А.П. Чехова "Для меня не было и нет человеческой души прекраснее чеховской"

Конспект урока литературы по творчеству А.П. Чехова "Для меня не было и нет человеческой души прекраснее чеховской"...

Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.

Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....