Басни И.А. Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Дульнева Ольга Николаевна

конспект урока и презентация по теме "Басни И.А. Крылова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekty.zip2.34 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 классе

по теме «Басни И.А. Крылова»

Цели урока:

Регулятивные: способность участвовать в речевом общении.

Обучающие: Познакомиться с баснями И.А. Крылова, обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова; формирование умений  анализа произведения; формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения; умение аргументировать свои мысли.

Коммуникативные: развивать устную речь (умение вести диалог), эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, творческие способности, умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы;

Личностные: воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным великим человеком.

Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе. Воспитание бережного отношения к слову, толерантности, доброты и чуткости через восприятие произведения. Создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения,   развитие речи учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт.

Тип урока: совершенствование умений, навыков и знаний.
Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

Орг. момент: Здравствуйте. Проверьте всё ли готово к уроку?

Актуализация знаний:

Слайд 1

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

                                    М.Исаковский

О ком идет речь?

- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?

Из какого произведения строчки?(«Ворона и Лисица»). Слайд 2. А к какому литературному жанру относится это произведение? (Басня) Скажите, пожалуйста, что же мы будем изучать сегодня на уроке? (Басни И. А. Крылова). Слайд 3.Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: а что такое басня? (Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни.) Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.

 Можно дать и другое понятие термину “ басня”.

Басня - небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”.

А какое художественное средство используется в басне?

Ответ: ( Аллегория)

Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя - неуклюжесть, в образе Осла - глупость, упрямство, в образе Муравья - трудолюбие.

Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня “ Лебедь, Рак и Щука”? (Разобщенность в дружбе).

Басня “ Волк и ягненок?” ( Трусость).

А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?

Ответ: (Мораль).

Мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

 Слайд 4-6

А кто же у нас чаще всего является героями басен? (Животные). Слайд 7

Сейчас давайте вспомним с вами роды и жанры литературы (эпос, лирика, драма) и определим, к какому роду литературы относится басня. Басня содержит черты эпоса? (да, имеется, повествование) А черты лирики? (да, басни чаще всего пишутся в стихотворной форме). Басня содержит черты лирики и эпоса, поэтому она относится к лиро-эпическому жанру. 

Работа в группах: выписать мораль из басен.(дополнительно если класс сильный)

Молодцы, хорошо справились с этим заданием. У вас на столах лежат карточки красного и зелёного цвета. Я вам буду зачитывать утверждение, если вы считаете, что оно верное, то поднимаете карточку зеленого цвета, а если нет - красного. (Слайд 7)

  1. Воз тянули Лебедь, Рак и Щука. да
  2. Лиса забрала у Вороны сыр. да
  3. Очки примеряла Собака. нет
  4. Волк встретил теленка у реки. нет
  5. Моська гавкала на Слона. да
  6. Муравей не работал всё лето. нет
  7. Кукушка хвалила Петуха за голос. да
  8. Сыр держал дятел. нет
  9. Нравоучение в басне – это мораль. да
  10. Мораль есть в каждой басне. да
  11. Свинья подрывала корни у берёзы.нет
  12. Волк попал в курятник.нет
  13. Мартышка купила телефон.нет
  14. Волк и Ягнёнок встретились у ручья.да
  15. В басне «Квартет» два персонажа.нет

Слайд 8-9

Работа в группах

Чтение басен по ролям: 1 группа «Ворона и Лисица», 2 «Свинья под дубом»,

Задание "Кто быстрее закончит фразу":

Продолжите фразу:

-Ай, Моська! Знать, она сильна…/ что лает на Слона.

-Ворона каркнула во всё воронье горло…/ сыр выпал, с ним была плутовка…

-А вы, друзья, как ни садитесь…/ всё в музыканты не годитесь.

-Когда в товарищах согласья нет…/ на лад их дело не пойдёт.

-Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/ тебе бы видно было…

-За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…/ за то, что хвалит он…

-У сильного…/ всегда бессильный виноват.

-Ты всё пела. Это дело…/ так поди же попляши.

Кто виноват из них, кто прав — судить не нам…/ 
Да только воз и ныне там.

Волк ночью, думая залезть в овчарню…/ Попал на псарню.

Как под каждым ей листком…/ Был готов и стол, и дом. 

Уж сколько раз твердили миру…/ Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Физкультминутка.   Слайд 10 -20

Вспоминаем устное народное творчество.  Называются  фольклорные герои. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).

Василиса Премудрая,  Баба Яга, Иван - царевич, Змей Горыныч, Иван – крестьянский сын, Кикимора, Марья – искусница, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Василиса Прекрасная, Чудо Юдо.

Работа с карточками (первая и вторая части перемешиваются и ребята должны их сложить) Слайд 21

Карточка

«Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу…»

«Слон и Моська»

«Соседка, перестань срамиться….-тебе ль с Слоном возиться?»

«Лебедь, Рак и Щука»

«Как под каждым ей листком 
Был готов и стол, и дом». 

«Волк и Ягнёнок»

«Голубушка ,как хороша…Ну что за шейка, что за глазки…»

«Квартет»

«Почуя серого так близко забияку…»

«Кукушка и петух»

«Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их…»

«Две бочки»

«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Ничуть меня то не тревожит»

«Мартышка и очки»

«Отней по мостовой и стукотня, и гром,
И пыль столбом…»

«Свинья под дубом»

«Тебя, мой куманек, век слушать я готова»

«Волк на псарне»

«А вы ,друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь»

«Ворона и лисица»

«У сильного всегда бессильный виноват…»

«Осёл и Соловей»

«Избави бог и нас от этаких судей».

«Стрекоза и Муравей»


Правильный вариант

«Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу…»

«Лебедь, Рак и Щука»

«Соседка, перестань срамиться….-тебе ль с Слоном возиться?

«Слон и Моська»

«Как под каждым ей листком 
Был готов и стол, и дом». 

«Стрекоза и Муравей»

«Голубушка ,как хороша…Ну что за шейка, что за глазки…»

«Ворона и лисица»

«Почуя серого так близко забияку…»

«Волк на псарне»

«Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их…»

«Мартышка и очки»

«Пусть сохнет», говорит Свинья:
 «Ничуть меня то не тревожит»

«Свинья под дубом»

«Отней по мостовой и стукотня, и гром,
И пыль столбом…»

«Две бочки»

«Тебя, мой куманек, век слушать я готова»

«Кукушка и петух»

«А вы ,друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь»

«Квартет»

«У сильного всегда бессильный виноват…»

«Волк и Ягнёнок»

«Избави бог и нас от этаких судей».

«Осёл и Соловей»

Литературное состязание.

Учитель:

-А теперь узнаем, на сколько вы хорошо знаете басни.

Вопросы к литературному состязанию:

1. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок». В какой басне звучат эти слова? (Ворона и Лисица).

2. Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет. (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да Косолапый Мишка).

3. За кем по улицам «толпа зевак ходила»? (за Слоном).

4. Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? (Волк).

5. Персонажи, какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»? (Кукушка и Петух).

6. В какой басне Крылова животное наелось и уснуло под деревом. (Свинья под дубом)

7. Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)

8. У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
9. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
10. Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)

Угадай басню по иллюстрации (слайды 23-35)

Герои «перемешались». Определите, из каких они басен? Слайд 37 (Учащимся предлагается прослушать басню, составленную из отрывков 3-х известных басен).


Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осел, Козел да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки –

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,

У кого что силы стало,

В ушах у гостя затрещало –

И закружилась голова.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры,

Кому и как сидеть.

Случилось соловью на шум их прилететь.

«Изрядно, говорит,- сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно».

(«Лебедь, Рак да Щука», «Квартет», «Осёл и Соловей»)


Допишите название басни (каждой группе выдаются листки), кто быстрее

  1. «Зеркало и __________»
  2. «Волк на_________________»
  3. «_____________и ягненок»
  4. «Осёл и ________________»
  5. Свинья под____________»
  6. «___________очки»
  7. «Щука и ___________»
  8. «Ворона и ____________»
  9. «Кукушка и ________________»
  10. «Две________________»
  11. «_________и Голубь»
  12. «________________ и Муравей»

Домашнее задание.
1. Выразительное чтение полюбившейся басни.
2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.

3. «Проба пера». Напишите басню, используя в качестве морали народные пословицы «Чтобы съесть, надо в воду лезть», «На языке – мёд, а на сердце – лёд»

Урок окончен, всем - спасибо!

Рефлексия:

Творчество какого  писателя мы сегодня изучали? (И. А. Крылов).

Чем он знаменит? (своими баснями).

Что такое басня? (Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни).

Какие основные особенности басни вы знаете? (аллегория, мораль).

Какие роды литературы вы знаете? (эпос, лирика, драма).

К какому роду литературы относится басня? (лиро-эпическому).

Подведение итогов урока

Оценка работы на уроке учащимися (показывают соответствующий смайлик). Слайд 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».

-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...

Внеклассное мероприятие, посвящённое книге-юбиляру (205 лет «басням» И.А. Крылова) «Бессмертные творения Крылова»

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое предназначенодля учащихся 3-5 классов школы. Тема интересна, актуальна, так как проводится в рамках празднования 205-летнего юбилея «Басе...

Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова

Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова.  6 класс. На уроке ученики получают дополнительные сведения об авторе и о басне как эпическом жанре литературы, закрепляют ...

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)

В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вмест...

Презентация по литературе. Особенности жанра басни .Басни И.А.Крылова.

Данная презентация подготовлена для урока литературы по теме "Басни И.А.Крылова". Цели данной презентации: учить сопоставлять разные тексты, самостоятельно делать выводы, находить общее и различное в ...

КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВАННОЙ БАСНИ (по басням И. А. Крылова)

Цели и задачи конкурса:1. Обобщить сведения о жанровом своеобразии басни, вспомнить прочитанное, закрепить умение отличать басню от других стихотворных жанров;2. Выявить умение определять актуальность...

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему: "Басня как жанр. Басни И.А. Крылова"

Презентация к уроку литературы в 5 классе. Цель – обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова»....