Урок доброты по литературе (7 класс). «Доброта лучше красоты» - по произведениям Л. Андреева «Кусака», А. Платонова «Юшка», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».
материал по литературе (7 класс) на тему

Метлова Татьяна Владимировна

воспитание чуткого, доброго отношения людей к животным, друг к другу, ответственности человека за свои поступки, осознания необходимости сострадания и милосердия ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл литературная мастерская20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок доброты по литературе (7 класс). 

«Доброта лучше красоты» - по произведениям Л. Андреева «Кусака», А. Платонова «Юшка», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».

Цель урока: воспитание чуткого, доброго отношения людей к животным, друг к другу, ответственности человека за свои поступки, осознания необходимости сострадания и милосердия ко всему живому.

Оборудование: три листа ватмана (для синквейна), магниты, фломастеры, листы А4 для фишбоуна и оценочного листа.

Эпиграфы к уроку (слайды):

«Мы в ответе за тех, кого приручили» - А. де Сент-Экзюпери

«Доброта для души – то же, что здоровье для тела» - Л.Н. Толстой

«Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя» - Е. Евтушенко.

- Вопрос классу: «О чем мы сегодня будем говорить?», «Какова цель нашей беседы?» (понять необходимость доброго отношения людей ко всему живому на земле)

I. Начнем беседу с небольшой викторины. Зачитываю отрывки из прочитанных произведений, вы должны назвать произведение, автора и в к какому эпизоду текста относится отрывок. Параллельно – слайды с картинками к произведениям.

1. «Маленькая, теплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и,.. свободно и смело забегала по всему шерстистому телу…» (Леонид Андреев «Кусака») - слайд

2. «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом». (Федор Абрамов «О чем плачут лошади») - слайд

3. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли редкие седые волосы…» (Андрей Платонов «Юшка») – слайд

4. «И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить». (Кусака) - слайд

5. «Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.» (Юшка) - слайд

7. «И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить». (Кусака) - слайд

8. «Первая игрушка крестьянского сына - деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился...» (О чем плачут лошади) – слайд

Что общего между этими произведениями? (все эти произведения о милосердии и добром отношении ко всему живому).

Каждому из нас знакомы такие слова, как милосердие, сострадание, сочувствие. Одним из эпиграфов к нашей беседе являются слова А. де Сент Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». А как вы понимаете эти слова?

II. Составить фишбоун по проблемам, прочитанных произведений. (по рядам)

1 ряд – проблема доверия (рассказ «Кусака»)

2 ряд – равнодушие и жестокость (рассказ «Юшка»)

3 ряд – ответственность за все живое (рассказ «О чем плачут лошади»)

III. Произведения, которые затрагивают проблемы нравственности и доброго отношения ко всему живому, вы прочитали дома. Я предлагаю начать с рассказа А. Платонова «Юшка». Итак,

- Почему люди гнали Юшку?

- Почему он им улыбается в ответ, как он сам это объясняет? Приведите цитаты из текста.

- Почему Юшка никому не сказал, что воспитывает сироту?

- Что же хотел показать Платонов через образ главного героя? Найдите его описание в тексте и на что особое внимание обращает автор в описании своего персонажа? (особо – глаза) слайд портрет Юшки

- А что говорил Юшка детям, которые бросали в него камни? («Вы, должно быть, любите меня!» Говоря эти слова, что он имел ввиду? (Юшка верил, что люди тянутся к добру – ведь Юшка добрый).

- А какие счастливые моменты были в жизни Юшки? (забота о сироте)

Дела бывают добрые и злые. Составьте синквейн с ключевыми словами ЗЛО, ЮШКА. (задание выполняется на ватмане выполняют два ученика)

IV. В. И. Даль считал, что любовь – это готовность делать добро. Соберите пословицы о добре из отдельных фрагментов (первая группа).

Составить ассоциативный ряд по слову сострадание (вторая группа) и по слову милосердие (третья группа). Потом задать вопрос «Что объединяет все ассоциативные ряды?

V. Федор Абрамов центром своих произведений избрал деревню, где отражается не только уважение к человеку труда, но и любовь ко всему живому. Но в произведении «О чем плачут лошади» люди жестоки, поэтому глухи к бедам и нуждам лошадей.

- Почему лошади оказались не нужными? Приведите цитаты из теста.

- Почему же лошади по-прежнему готовы помогать людям? (составить кластер на тему -  добро – (один ученик на доске)

VI. Леонид Андреев писал: «… все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями».

-  Кто главный герой в его рассказе, прочитанным вами?

- Запишите ответы цитатами из текста на следующие вопросы (по рядам):

1 ряд: какой была Кусака до встречи с Лелей?

2 ряд: как изменилась Кусака после встречи с людьми?

3 ряд: что стало с Кусакой после того, как дачники уехали?

Проверка фишбоуна – ответ на доску.

VI. Проверка домашнего задания – мини сочинение на тему «Что такое доброта?», как подготовка к ОГЭ. (одно-два)

VIII. В заключение нашей беседы сделайте вывод из всего выше сказанного, закончив предложения:

- Я понял…

- Я верю…

- Я смогу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и биологии "Едины божие созданья" (на материале рассказа Ф.Абрамова "О чём плачут лошади"

интегрированный урок позволяет учащимся с разных точек зрения рассмотреть один объект - познакомиться с важными характеристиками лошади как животного класса Млекопитающие, затронуть проблему нравстенн...

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

Подготовка к написанию сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям Л. Андреева "Кусака", В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", А. Платонова "Юшка") в 7 классе. Урок РР.

Презентация и материал к уроку литературы по теме: РР Написание сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям писателей 20 века). По материалам видеоурока, провед...

"Образ лошади (коня) в русской и татарской литературе (Сопоставительный анализ произведений Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и Г.Ибрагимова "Алмачуар"

Бу фәнни- тикшеренү эше рус һәм татар әдәбиятында  атка кешеләрнең һәм чорларның мөнәсәбәте турында....

Конспект урока литературы в 7 классе по произведению Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади"

Этот урок поможет учащимся определить эстетические и нравственные проблемы произведения Абрамова....

Урок литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чём плачут лошади"

Предаставленная разработка раскрывает идейное своеобразие рассказа Ф. Абрамова "О чём плачут лошади"...