Урок доброты по литературе (7 класс). «Доброта лучше красоты» - по произведениям Л. Андреева «Кусака», А. Платонова «Юшка», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».
материал по литературе (7 класс) на тему
воспитание чуткого, доброго отношения людей к животным, друг к другу, ответственности человека за свои поступки, осознания необходимости сострадания и милосердия ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
литературная мастерская | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок доброты по литературе (7 класс).
«Доброта лучше красоты» - по произведениям Л. Андреева «Кусака», А. Платонова «Юшка», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».
Цель урока: воспитание чуткого, доброго отношения людей к животным, друг к другу, ответственности человека за свои поступки, осознания необходимости сострадания и милосердия ко всему живому.
Оборудование: три листа ватмана (для синквейна), магниты, фломастеры, листы А4 для фишбоуна и оценочного листа.
Эпиграфы к уроку (слайды):
«Мы в ответе за тех, кого приручили» - А. де Сент-Экзюпери
«Доброта для души – то же, что здоровье для тела» - Л.Н. Толстой
«Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя» - Е. Евтушенко.
- Вопрос классу: «О чем мы сегодня будем говорить?», «Какова цель нашей беседы?» (понять необходимость доброго отношения людей ко всему живому на земле)
I. Начнем беседу с небольшой викторины. Зачитываю отрывки из прочитанных произведений, вы должны назвать произведение, автора и в к какому эпизоду текста относится отрывок. Параллельно – слайды с картинками к произведениям.
1. «Маленькая, теплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и,.. свободно и смело забегала по всему шерстистому телу…» (Леонид Андреев «Кусака») - слайд
2. «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом». (Федор Абрамов «О чем плачут лошади») - слайд
3. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли редкие седые волосы…» (Андрей Платонов «Юшка») – слайд
4. «И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить». (Кусака) - слайд
5. «Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.» (Юшка) - слайд
7. «И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить». (Кусака) - слайд
8. «Первая игрушка крестьянского сына - деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился...» (О чем плачут лошади) – слайд
Что общего между этими произведениями? (все эти произведения о милосердии и добром отношении ко всему живому).
Каждому из нас знакомы такие слова, как милосердие, сострадание, сочувствие. Одним из эпиграфов к нашей беседе являются слова А. де Сент Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». А как вы понимаете эти слова?
II. Составить фишбоун по проблемам, прочитанных произведений. (по рядам)
1 ряд – проблема доверия (рассказ «Кусака»)
2 ряд – равнодушие и жестокость (рассказ «Юшка»)
3 ряд – ответственность за все живое (рассказ «О чем плачут лошади»)
III. Произведения, которые затрагивают проблемы нравственности и доброго отношения ко всему живому, вы прочитали дома. Я предлагаю начать с рассказа А. Платонова «Юшка». Итак,
- Почему люди гнали Юшку?
- Почему он им улыбается в ответ, как он сам это объясняет? Приведите цитаты из текста.
- Почему Юшка никому не сказал, что воспитывает сироту?
- Что же хотел показать Платонов через образ главного героя? Найдите его описание в тексте и на что особое внимание обращает автор в описании своего персонажа? (особо – глаза) слайд портрет Юшки
- А что говорил Юшка детям, которые бросали в него камни? («Вы, должно быть, любите меня!» Говоря эти слова, что он имел ввиду? (Юшка верил, что люди тянутся к добру – ведь Юшка добрый).
- А какие счастливые моменты были в жизни Юшки? (забота о сироте)
Дела бывают добрые и злые. Составьте синквейн с ключевыми словами ЗЛО, ЮШКА. (задание выполняется на ватмане выполняют два ученика)
IV. В. И. Даль считал, что любовь – это готовность делать добро. Соберите пословицы о добре из отдельных фрагментов (первая группа).
Составить ассоциативный ряд по слову сострадание (вторая группа) и по слову милосердие (третья группа). Потом задать вопрос «Что объединяет все ассоциативные ряды?
V. Федор Абрамов центром своих произведений избрал деревню, где отражается не только уважение к человеку труда, но и любовь ко всему живому. Но в произведении «О чем плачут лошади» люди жестоки, поэтому глухи к бедам и нуждам лошадей.
- Почему лошади оказались не нужными? Приведите цитаты из теста.
- Почему же лошади по-прежнему готовы помогать людям? (составить кластер на тему - добро – (один ученик на доске)
VI. Леонид Андреев писал: «… все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями».
- Кто главный герой в его рассказе, прочитанным вами?
- Запишите ответы цитатами из текста на следующие вопросы (по рядам):
1 ряд: какой была Кусака до встречи с Лелей?
2 ряд: как изменилась Кусака после встречи с людьми?
3 ряд: что стало с Кусакой после того, как дачники уехали?
Проверка фишбоуна – ответ на доску.
VI. Проверка домашнего задания – мини сочинение на тему «Что такое доброта?», как подготовка к ОГЭ. (одно-два)
VIII. В заключение нашей беседы сделайте вывод из всего выше сказанного, закончив предложения:
- Я понял…
- Я верю…
- Я смогу…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и биологии "Едины божие созданья" (на материале рассказа Ф.Абрамова "О чём плачут лошади"
интегрированный урок позволяет учащимся с разных точек зрения рассмотреть один объект - познакомиться с важными характеристиками лошади как животного класса Млекопитающие, затронуть проблему нравстенн...
план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."
план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....
Урок литературы в 7 классе с элементами творческой мастерской «О чем плачут лошади?»(По рассказу Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»)
Урок литературы в 7 классе...
Подготовка к написанию сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям Л. Андреева "Кусака", В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", А. Платонова "Юшка") в 7 классе. Урок РР.
Презентация и материал к уроку литературы по теме: РР Написание сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям писателей 20 века). По материалам видеоурока, провед...
"Образ лошади (коня) в русской и татарской литературе (Сопоставительный анализ произведений Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и Г.Ибрагимова "Алмачуар"
Бу фәнни- тикшеренү эше рус һәм татар әдәбиятында атка кешеләрнең һәм чорларның мөнәсәбәте турында....
Конспект урока литературы в 7 классе по произведению Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади"
Этот урок поможет учащимся определить эстетические и нравственные проблемы произведения Абрамова....
Урок литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чём плачут лошади"
Предаставленная разработка раскрывает идейное своеобразие рассказа Ф. Абрамова "О чём плачут лошади"...