Разработка сценария учебного занятия с использованием игровой образовательной технологии «Образ Петербурга в творчестве А. А. Блока. Анализ стихотворения «Незнакомка»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Назирова Ольга Викторовна

Тема « Жизнь и творчество А.А. Блока. Образ Петербурга в творчестве А. А. Блока» - одна из самых сложных в литературе 20 века. Поэтому главной задачей педагога является создание атмосферы погружения в творчество поэта, чтобы в ходе уроков студенты смогли понять, что Блок любил Россию такой, какая она была, со всеми её недостатками, но всегда верил в светлое будущее, в победу добра и красоты. Для решения этой задачи наиболее эффективным является использование игровой образовательной технологии – создание киносценария.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka._igrovye_tehnologii_-_kopiya.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка сценария учебного занятия с использованием игровой образовательной технологии

Инновационная разработка по методике преподавания темы

« Образ Петербурга в творчестве А. А. Блока.  Анализ стихотворения «Незнакомка»

(Урок – составление киносценария)

Автор: Назирова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Уваровщинская сош»

Аннотация

к инновационной разработке по методике преподавания темы

«Образ Петербурга в творчестве А.А. Блока.  Анализ стихотворения «Незнакомка». (Урок – составление киносценария)

         Методическая разработка  по творчеству  А.А. Блока  рассчитана на 2 учебных часа и предназначена для студентов СПО. Материал может быть использован на уроках в 11 классе. В основу уроков легли стихи из цикла «Город». Первый урок отводится для общего ознакомления с образом Петербурга в творчестве А.А. Блока. Затем идёт чтение и анализ стихотворений «Вечность бросила в город оловянный закат», «Город в красные пределы», «Вися над городом всемирным».

Учебная задача урока представлена в виде проблемных вопросов. В ходе урока студенты смогут проследить, как изменилось творчество Блока, как автор относится к изображаемой атмосфере города, к сценам уличной жизни. На уроке необходимо  создать проблемную ситуацию для дальнейшего развития темы и поставить вопросы, на которые обучающиеся будут искать ответы на втором уроке.

Основная часть посвящёна наиболее сложному и одновременно очень красивому стихотворению А. Блока «Незнакомка». Цели урока представлены как в общем, так и в диагностическом виде.

 Учебная задача представляет собой творческое задание – создание киносценария, так как стихотворение очень яркое, наполненное зрительными образами.

  В начале урока обучающиеся отвечают на вопросы, направленные на выявление восприятия. Наиболее важным на этом этапе является вопрос о том, можно ли «Незнакомку» переложить на язык другого вида искусства.

  Этот вопрос поможет перейти к следующей, основной части урока – составлению киносценария. Чтобы не повторяться, облегчить работу над кадрами целесообразно использовать опорную таблицу, в которую в краткой «сжатой» форме заносятся необходимые записи. Таблица поможет более прочно запомнить и при необходимости воспроизвести в «развёрнутом» виде полученные на уроке знания.

  Составление киносценария начинается с задания: выделить в стихотворении эпизоды, несущие важную смысловую нагрузку. Затем идёт работа над каждым эпизодом, деление на кадры и описание каждого кадра, одновременно делаются записи в таблице. В ходе этой работы обучающиеся отвечают на вопросы, помогающие понять смысл и значение образов, явлений, настроения стихотворения.

  На дом задаётся вопрос, подводящий итог изучения первого и второго тома лирики Блока. Второе задание  творческое: написать отзыв об иллюстрации И. Глазунова и сделать свою иллюстрацию к стихотворению.

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………………3
  2. Сценарий урока………………………………………………………………………4
  3.  Заключение………………………………………………………………………….10
  4. Список использованных источников………………………………………………11                                                                                                                  

ВВЕДЕНИЕ

    Тема « Жизнь и творчество А.А. Блока» - одна из самых сложных в литературе 20 века. Многие стихи Блока, вошедшие в первую книгу, остаются непонятными для  обучающихся, а увлечение поэта символизмом вызывает недоумение. Не раз слышала от коллег, что стихи Блока мрачные, вызывают негативные чувства. На самом деле, любить поэзию А. Блока сложно, потому что он сам был выше земной любви. Только Россия всегда была его любовью, горькой и одновременно светлой, которая пронизывает всё его творчество. Поэтому главной задачей педагога является создание атмосферы погружения в творчество поэта, чтобы в ходе уроков студенты смогли понять, что Блок любил Россию такой, какая она была, со всеми её недостатками, но всегда верил в светлое будущее, в победу добра и красоты. Для решения этой задачи наиболее эффективным является использование игровой образовательной технологии – создание киносценария.

Сценарий урока

Образ Петербурга в творчестве А. А. Блока.  Анализ стихотворения «Незнакомка

Цели урока:

  • Сформировать представление о том, как раскрывается образ Петербурга в творчестве А. Блока, в стихотворении «Незнакомка», о вере поэта в преобразующую силу добра и красоты. Выявить идею произведения и средства, помогающие поэту выразить её.
  • Развивать умение анализировать лирическое произведение, обнаруживать связи между описанием атмосферы города и внутренним состоянием лирического героя, видеть авторское отношение к изображаемым явлениям.
  • Освоить следующие теоретические понятия: образ-символ, антитеза.
  • Отработать навык выразительного чтения стихотворения.
  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Родине.

Оборудование: мультимедийное оборудование, опорная таблица, иллюстрации И. Глазунова, романс  «Незнакомка» композитора Ю. Фалик. 

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Слово учителя, чтение стихотворений

Образ Петербурга занимает важное место в творчестве Александра Александровича  Блока. Всё творчество поэта проникнуто его духом, его атмосферой. Здесь он родился и вырос, здесь были написаны его стихи и поэмы, здесь прошли и самые счастливые и самые тяжёлые события его жизни. Сейчас мы прочитаем стихи Блока из цикла «Город»: «Вечность бросила в город оловянный закат…», «Город в красные пределы…», «Вися над городом всемирным…». Каким вы увидели Петербург Блока?

  1. Беседа по вопросам:
  • Похож ли Петербург А. Блока на Петербург Пушкина, Достоевского, Некрасова?
  • Как изменилось творчество поэта?
  • Как автор относится к изображаемой атмосфере города, к сценам уличной жизни?
  • С чем он не может смириться, что не устраивает Блока в городе, который он очень любит?
  • На экране вы видите иллюстрацию И. Глазунова «Город Александра Блока». Удалось ли  художнику передать чувства поэта, его отношение к Петербургу?
  1. Слово учителя

Какие выводы мы можем сделать?

  • Петербург Блока одновременно тревожный и таинственный, любимый и ненавидимый, поэтичный и низменный, мертвенный и фантастичный.
  • Поэт не разочаровался в мистицизме, не отошёл от идеи мировой гармонии, но события окружающей жизни вторглись в сознание поэта и он стал изображать новые образы, сложный противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.
  • Блок не был бы Блоком, если бы его город был только таким: недобрым, холодным, городом чердаков, дворов-колодцев. Город поэта таинствен и прекрасен, так как он умеет городской быт, прозу жизни приподнять до высот одухотворённой поэзии.
  1. Вступительное слово об истории создания стихотворения «Незнакомка»

А теперь мы познакомимся с одним из самых совершенных произведений А.Блока. Стихотворение «Незнакомка» родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок повез его в Озерки - дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Блок повел его к озеру, где «скрипят уключины», где все - убожество, скука и пошлость.

«Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной, на вывески. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась «Незнакомка». Наконец привел на вокзал Озерковский. Из небольшого венецианского окна видны шлагбаумы, на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога. Поезда часто проносятся мимо… Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне «Незнакомки».

Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам этого дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную - но все-таки несомненную достоверность описанного им фантастического события.

  1. Выразительное чтение стихотворения
  2. Беседа по вопросам на выявление восприятия
  • Каким вы увидели Петербург в стихотворении «Незнакомка»?
  • Какие строки стихотворения вам захотелось перечитать, почему?
  • Что вам показалось сложным для понимания?
  • Какие строки вам показались самыми важными?
  • Если бы вам пришлось переложить «Незнакомку» на язык другого вида искусства, что бы вы выбрали – музыку, скульптуру, живопись, кино? Объясните свой выбор.

  1. Составление киносценария

                            Слово учителя

  Стихотворение очень красивое, загадочное. Но, как вы уже заметили, не все строки его понятны. Сейчас мы постараемся проанализировать стихотворение, чтобы понять, что волнует поэта и какую мысль он хотел донести до читателя.

  Но урок у нас будет необычным. Вы предложили несколько вариантов переложения стихотворения на язык другого вида искусства. Некоторые свой выбор остановили на  кинофильме. Сегодня мы попытаемся создать киносценарий к стихотворению «Незнакомка». Для этого предстоит подумать, как и что снимать, как выглядят герои фильма, и что они чувствуют, какую музыку можно использовать в фильме, какая цветовая гамма преобладает в эпизодах фильма.

 Написание киносценария – первая стадия создания кинофильма. Сценарий фильма является его литературной основой. В нём определяется тема, сюжет, проблематика и характеры главных героев. В процессе его создания может участвовать также звукорежиссёр и художник-постановщик. Они нередко становятся соавторами сценариста, так как проводят важную работу по соотношению звукового и изобразительного ряда. Для каждой сцены выделяются отдельные страницы – это помогает определить последовательность в развитии киносюжета.

Сейчас мы должны разделиться на 3 группы: 1) сценаристы, 2) звукорежиссёры и 3) художники-постановщики. У каждой группы будет своё задание.

 В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу, которую вы видите на экране.

Эпизод

Кадр

Цветовая гамма

Световое оформление

Музыкальное оформление

План

Откуда снимается кадр

Частота смены кадров

Эмоционально-оценочное  отношение

1) Задание для сценаристов

  • Подумайте, какие картины, несущие важную смысловую нагрузку, вы увидели в стихотворении? Это и будут эпизоды киносценария.
  •  Разбиваем эпизоды на кадры, то есть, уточняем: откуда снимается кадр, как часто они сменяются, какой план используется, какими предстают в стихотворении увиденные вами герои, предметы и явления, какими эмоциями и настроением они наполнены.

2) Задание для звукорежиссеров

  • Подумайте, как можно озвучить каждый эпизод?
  • Прослушайте несколько музыкальных отрывков и подумайте, что и почему можно использовать в качестве музыкального оформления.

2) Задание для художников-оформителей

  • Подумайте, какую цветовую гамму можно использовать в каждом эпизоде?
  • Каким должен быть свет в кадрах?
  • Как должны выглядеть персонажи?

Работа над эпизодами с последующим оформлением таблицы

  1. Атмосфера пригорода Петербурга
  • Каким вы представили изображаемый поэтом пригород Петербурга? Это реальный или идеальный мир?
  • Какие эпитеты использует автор, описывая атмосферу пригорода?
  • Можно ли утверждать, что фраза «тлетворный дух» использована только в природном смысле?
  • Почему описание пригородного фона стало «бессмысленным», уродливо искажённым?

  1. Ресторан
  • Какая атмосфера царит в ресторане?
  • Как поэт относится к окружающей действительности?

  1. Одиночество лирического героя
  • Можем ли мы понять чувства лирического героя? Какими средствами автор это передаёт?
  • Какую роль в стихотворении играют трижды повторяющиеся слова: «И каждый вечер…»?

  1. Незнакомка, её загадочность и необычность
  • Что в облике Незнакомой девушки привлекает внимание поэта и рождает высокое вдохновение?
  • Почему на фоне духоты, пыли и пьяниц появилась Незнакомка?
  • Какие особенности облика Незнакомки говорят о её принадлежности к реальному миру, а какие делают посланницей иных миров?

  1. «Берег очарованный и очарованная даль»
  • Почему, глядя на Незнакомку, герой видит берег «очарованный
  • и очарованную даль»?
  • Что означает эпитет «очарованный»?
  • Меняется ли душевное состояние героя после появления Незнакомки?
  • В основе стихов символистов лежит образ-символ. Есть ли образы-символы в этом стихотворении, что они означают?
  • Можно ли понять, какие тайны поручены поэту, о каком солнце идёт речь?
  • Какой теперь представляется поэту жизнь, это мир реальный или идеальный?
  • Как показать этот мир на экране, что должно обязательно присутствовать  в этом эпизоде?
  • Можно ли ещё какими-то средствами передать настроение этого эпизода?
  • Какой музыкальный фрагмент поможет передать это настроение,   какой должна быть эта музыка?
  • Послушайте романс «Незнакомка» композитора Ю. Фалик. Удалось ли композитору передать атмосферу стихотворения, чувства поэта? Совпадает ли музыка, которую вы услышали, с вашим представлением музыкального оформления стихотворения?

  1. Сокровище поэта и ключ к этому сокровищу
  • В каком значении, прямом или переносном, в этом эпизоде
  • использованы слова «сокровище» и «ключ»?
  • Можно ли впрямую показать этот эпизод на экране?
  • Можно ли понять, какое сокровище лежит в душе поэта?
  • Какой ключ поручен поэту и какую дверцу он может открыть?
  • Что мы должны показать на экране, чтобы передать мысли автора?
  • Какие строки стихотворения вы считаете самыми важными, почему?
  • Какой приём использует автор в построении стиха?
  • Почему стихотворение построено на контрасте, антитезе?

  1. Обобщение изученного.

    Подводя итоги урока, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Петербург изображён Блоком с беспощадной реалистичностью. Поэт показывает неприглядность, безобразность действительности. Город, в котором всё повторяется, создаёт атмосферу одиночества, неприятия этого мира.
  2. Поэт замкнут в себе, теряет связь с миром, не хочет подчиняться законам бездушного существования, хранит в душе высоту, красоту идеала. Поэтому и возникает Незнакомка.
  3. Незнакомка – это символ красоты, которая спасёт мир.
  4. «Берег очарованный и очарованная даль» – это символ возможности уйти от пошлости в другой мир, в другую жизнь.
  5. Поэтическая интуиция помогает поэту увидеть, угадать душевное состояние Незнакомки, её прошлое и настоящее, то, что для других остаётся тайной. Солнце – символ женственности, счастья, любви.
  6. Лирический герой испытывает такое сильное чувство, как будто «все души моей излучины пронзило терпкое вино».
  7. Сокровище поэта – мир его фантазии, спасение от пошлости, его стремление к красоте и духовности. Ключ поэта – то, что он сумел приоткрыть дверцу в мир добра и чистоты, сумел поделиться своими чувствами с читателями.

10 Рефлексия. Оценивание работы на уроке.

Работа над составлением киносценария завершена.

  • Запомнится ли стихотворение надолго или уйдёт из памяти
  • сразу же после окончания урока?
  • Понятно ли теперь, что волновало поэта и заставило его
  • обратиться к этому сюжету?
  • Какую мысль А. Блок стремился донести до читателя?
  1. Задание на дом
  1. Ответьте на вопрос:
  2. Остался ли  А. Блок верен своим идеалам, которые нашли

                  отражение в «Стихах о Прекрасной Даме»?

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию к стихотворению «Незнакомка» И. Глазунова. Напишите отзыв об этой иллюстрации.
  2. Сделайте свою иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

                             

Заключение

 Необычная игровая форма проведения урока – составление киносценария -  поможет студентам с недостаточно развитым воображением и слабо развитыми умениями анализа произведения почувствовать драматизм ситуации, заключающейся в контрастной несовместимости мира пьяниц, душной атмосферы Петербурга и женского облика, несущего в себе древние поверья и очарование дальних берегов. Создание комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, делает продуктивным сам процесс обучения.

Список использованных источников

  1. Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ под ред. В.П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2015. -  Ч.1 – 415 с.
  2. Блок А.А. Стихотворения. Поэма: Справочные материалы. 11 кл./ Автор-составитель С.В. Ломтев, А.В. Терновский. М.: Дрофа, 2000. – 93 с.
  3. Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока. Преодолевшие символизм. М.: Автограф, 1998. – 132 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое индивидуальное коррекционно-образовательное занятие с использованием современных образовательных технологий по развитию логического мышления и математических представлений.

Открытое индивидуальное коррекционно-образовательное занятие с использованием современных образовательных технологий по развитию логического мышления и математических представлений. Тема: «В гостях у ...

Методическая разработка Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий с учащимся 3 класса коррекционной школы VIII вида. «Автоматизация звука «с» с использованием методики «Закрытая карт

Тип занятия- индивидуальное Цель-  Автоматизация звука «с» в словах, предложениях, коррекция оптической дисграфии, формирование умения задавать вопросы и с их помощью выяснять со...

Методическая разработка учебного занятия с использованием новых образовательных технологий по теме Природа и музыка

Урок «открытия». Цель урока: формировать представление  о способности музыки отображать картины природы.  Познакомиться с  понятием  «романс», «певец...

Конспект учебного занятия с использованием игровых технологий

Конспект урока с использованием игровых технологий...

Конспект учебного занятия с использованием игровых технологий

Конспект урока с использованием игровых технологий...

Статья " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА" включает игровые задания, которые можно использовать на уроках русского языка в 5-6 классах....

Методическая разработка занятия с использованием дистанционных образовательных технологий: «ТАНЕЦ РОК-Н-РОЛЛ. БАЗОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ»

В данной методической разработке представлены этапы работы по созданию интернет-занятия для организации обучения в студии спортивного танца, которое может применяться педагогом при проведении занятий,...