План самообразования
опыты и эксперименты (11 класс) на тему

Формирование и развитие духовно-нравственных качеств ученика на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya.doc158 КБ
Файл ctatya_v_metodicheskiy_zhurnal.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МБОУ  «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

671610, РБ, с. Баргузин, ул. Калинина, д.51 «А», тел. 41540, факс(30131)41540, эл. адрес: barguzinschool@gmail.com

«Рассмотрено»

  Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская сош»:

Л. В. Скосырская /________  /

Протокол №___________от

 «___»________2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

НМР   МБОУ «Баргузинская сош»:

Л.М. Жалсанова /________/

«___»________2017г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Баргузинская сош»

А. И. Молчанов /_________/

Приказ № ______ от

« ___» _______2017г.

 

                                                                                                                ПЛАН РАБОТЫ

                                                                                              ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

                                                      «Формирование и развитие духовно-нравственных качеств ученика

                                                 на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»                                                                                           

                                                                                     учителя русского языка и литературы

                        Чебуниной Натальи Валерьевны,

             учителя первой квалификационной категории,

                               на 2017-2021 уч.год

                                                                             Принята  на заседании

                                                                               педагогического совета

                                                                         протокол №_____от

                                                                                 « ___» ___________2017г.

        с. Баргузин

      Из всех наук, которые должен знать человек,

         главнейшая есть наука о том,

        как жить, делая как можно меньше зла

        и как можно больше добра.

              Л.Н.Толстой

Пояснительная записка

Социально-нравственный портрет современного молодого человека соткан из множества противоречий и несоответствий. С одной стороны, это целеустремлённые, настроенные на успех, принципиальные, точно знающие, чего они хотят от жизни, молодые люди. В то же время, сформировавшаяся на сегодняшний день «цивилизация инстинктов» посредством СМИ фиксирует в сознании молодого человека стереотипы «счастья»: богатство, власть, популярность. В современном кинематографе антигерой вызывает симпатию, зло остаётся безнаказанным, а в сознании подростка возникает устойчивый образ успешного человека: эгоистичного, жестокого, циничного. И молодой человек стремится достичь «счастья» любой ценой. Обесцениваются такие понятия, как чувство долга, ответственность, совесть, честь, благородство. На первый план выходят сиюминутные желания: «я хочу», «мне нравится».

Современная школа даёт ученику знания, но усвоение знаний в чистом виде не гарантирует формирование нравственно развитой личности, не влияет на эмоциональную сферу ребёнка, тем самым ограничивается качество воспитательного процесса, сдерживается развитие духовности ученика.

Следовательно, нужна такая система преподавания общеобразовательных предметов, в данном случае, русского языка и литературы, которая будет строиться на основе тесной взаимосвязи образовательного и воспитательного процессов в соответствии с этическими ценностями ведущих мировых религий, философских воззрений выдающихся мыслителей человечества.

Использование материалов уроков литературы в духовно-нравственном воспитании  учащихся  возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач.

Воспитательный потенциал русской литературы очень велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме (О.Г.Дробницкий). Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих человеку. Воспитательные цели уроков литературы могут быть достигнуты лишь в том случае, если слово писателя проникнет в душу ребёнка, если характеры, проблемы, конфликты художественного произведения будут спроецированы на реальность, будут актуальны.

Обоснование выбора темы по самообразованию

                На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку и литературе акцент переносится на воспитание нравственной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Современный подход к обучению ориентирован на личность обучаемого. Это обуславливает реализацию гуманистической направленности образования через демократически организованный и технологически интенсивный процесс обучения, ориентированный на реализацию творческого потенциала обучаемых.

           Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века - личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Одним из таких механизмов признан компетентностный подход в образовательном процессе.
         Несколько лет работаю над методической темой «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы». Моя методическая тема во многом перекликается с системой работы Евгения Николаевича Ильина, создавшего оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком. Если классифицировать педагогические технологии по уровню применения, философской, основе, ведущему фактору, то в основе моей педагогической темы лежит гуманно-личностная технология, отличающаяся,  прежде всего своей гуманистической сущностью, направленностью на поддержку личности и помощь ученику. Данная тема представляется мне наиболее актуальной сегодня, т.к. «нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично соединялось преподавание с воспитанием, как в обучении отечественному языку» -   писал известный языковед Федор Иванович Буслаев. Невозможно учить родному языку и не думать о духовно-нравственном воспитании.
             В процессе своей профессиональной деятельности решаю следующие
педагогические задачи:
1)  внедрение и апробация инновационных образовательных средств, способствующих формированию духовно-нравственных способностей ученика;
2)  обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития личности ученика через создание благоприятных педагогических условий для её творческой, личностно-ориентированной самореализации;
3)  социализация личности, обучение самоопределению в окружающем мире, через отбор оптимальных средств организации учебной и внеклассной работы с учащимися;
4) создание оптимальных условий для здоровьесбережения учащихся.

             Для решения поставленных задач в своей деятельности использую знания теоретических основ, преподаваемых и смежных дисциплин, государственных образовательных стандартов, общей и возрастной психологии, прогнозирую результаты обучения, учитывая реальные возможности учащихся и имеющиеся резервы. Веду постоянный самостоятельный поиск возможных приемов и способов обучения и воспитания. Умею отбирать методы, средства, формы обучения на основе личностно-ориентированного подхода.
           
На уроках русского языка главным для меня является повышение грамотности учащихся. Моя задача заключается в подборе обучающего дидактического материала, работе со связанным текстом воспитательного характера как на уроках по развитию речи, так и при изучении лексического, орфографического и синтаксического программного материала. Для этого я использовала как последние справочники, тесты по грамматике, сборники упражнений, так и известные высказывания классиков, политиков, философов, психологов, ученых. Обучающий дидактический материал соответствует возрастным особенностям, интересам учащихся тех классов, в которых работаю.


            В 5-8 классах для активизации внимания в начале урока провожу слуховые диктанты, составленные из пословиц, поговорок о чести, совести и пользе учения.
Глаза честного - его весы.
Слепая ненависть - плохой советчик.
Ученье без уменья - не польза, а беда.
Ум - одежда, которая никогда не износится.

Объяснительные – например, о цели и смысле жизни. 

          «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они не унижают себя с целью вызвать сочувствие у окружающих. Чтобы воспитываться и не стоять ниже уровня окружающих, недостаточно прочесть классиков... Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд души» — писал А.П.Чехов.
Примерами, высказывания известных писателей провожу закрепление словарной работы в 9 классах. Так труднозапоминаемое слово «интеллигент» поясняю не только по словарю, но и отрывком из текста Василия Шукшина...
«Явление это - интеллигентный человек - редкое. Это - неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда необходимо - для созвучия - «подпеть» могучему басу мира сего, постоянный разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «Что есть правда?».
И сочувствие, сопереживание судьбе окружающего народа. Неизбежное, мучительное. Если это все в одном человеке - он интеллигент…»
Подобные тексты не оставляют равнодушными учащихся.
          Особенно эффективны такие уроки, на которых звучат стихи, помогающие формированию не только духовного мира, но и в целом отношению к жизни. Так, на уроках русского языка в 8 классе при изучении односоставных предложений учащимся предлагают работу над поэтическим словом, которое является выражением личного, сокровенного, Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от нашего воздействия, оно складывается постепенно, но во многом зависит и от того, какой обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит.
            На уроках литературы каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. Использование проектной деятельности позволяет также учитывать уровень развития и способности учащихся, так как, работая в группе над определенным проектом, даже «слабый» ученик способен проявлять инициативу, повысить самооценку, пережить общий успех. Такая работа помогает ребятам самостоятельно выстраивать отношения в группе и паре, работать индивидуально, учит свободно выражать свои мысли и идеи, формирует опыт самообразования.
Активно использую на уроках и во внеурочной деятельности информационные технологии и возможности Интернет-ресурсов
Вопрос, текст, предложение для учащегося должны быть жгучими, злободневными, личностно значимыми. Только в этом случае можно воздействовать и разбудить лучшие качества личности, подвести к гражданственности, нравственности, общечеловеческим идеалам, которые, как никогда, актуальны в наше время. Гуманно-личностная технология обучения обращена прежде всего к тем нравственным ценностям, которые были утрачены за долгие годы на всех уровнях.
         Главным содержанием моей педагогической деятельности является
личностно-ориентированное развивающее обучение. Образовательный процесс строю на основе гуманно-личностной технологии Е.Н. Ильина. В соответствии с выбранными приоритетам учебно-воспитательный процесс организую на принципах гуманизации и демократизации педагогических отношений, научности и культуро-сообразности (непременным условием успешности учителя является владение современными образовательными технологиями и внедрение их в свою практику). С целью развития потенциала коммуникативных навыков учащихся использую интерактивные формы обучения: групповую работу, урок-дискуссию, урок-лекцию, урок-семинар, работу в парах. Так же внедряю в обучение метод проектов (исследовательский, информационный, творческий, практико-ориентированный), позволяющий формировать полученные знания на практике.
          Наряду с применением новых методик и технологий обучения учащихся русскому языку и литературе («Технология развития критического развития через чтение и письмо», педагогическая мастерская, как средство раскрытия творческого потенциала учащихся (мастерская ценностных ориентаций)), использую на уроках целостный комплексный дидактический материал по нравственной тематике.

Работа с текстами нравственного содержания предполагает не только формальное изучение грамматики – на таких уроках происходит развитие речевых, нравственных, интеллектуальных сторон личности ученика, что обеспечивается активным участием и работой всего класса. Активно использую методы: мозговая атака, самостоятельная работа школьников с источниками информации, разработка алгоритма действий по проблеме, метод использования чужих и формирование своих идей, метод перестановки, презентация исследовательских практико-ориентированных проектов. Наличие такого опыта дает мне как учителю большую уверенность в своих профессиональных результатах и возможность развивать личность ученика на основе компетентностного подхода. Школьники разного возраста учатся лучше понимать друг друга в процессе обмена информацией, добывать и анализировать материал, проявляют интерес к самостоятельному получению различных знаний.

    Цели и задачи:
1. Формирование активной, духовно-нравственной личности, способной к самоопределению, самообразованию и самореализации в современном обществе;
2. Развитие интеллектуальных способностей учащихся через повышение их общей культуры;
3. Воспитание патриотизма и высокой гражданственности путем повышения орфографической грамотности учащихся;
4. Помочь учащимся увидеть в произведениях прошлого общечеловеческий смысл.
     Методические задачи:
    1. Формировать у школьников умения поставить цели и задачи к выполняемой работе и оперативно решить их.
    2. Развивать критическое мышление учащихся, способности ориентироваться в различных источниках информации, выбирать основное;
    3. Формировать умения и навыки совместной и индивидуальной работы;
   4. Развивать у учащихся творческий подход в реализации поставленных задач;
   5. Формировать умение мобильно и адекватно реагировать на изменения в общественной и научной сфере.

      Срок реализации: 2017 – 2021 учебные годы

Основные вопросы для изучения: современные технологии в преподавании русского языка и литературы как способ достижения учебно-воспитательной цели по формированию духовно-нравственной личности, проектная деятельность как способ самореализации учащихся, формы и методы коммуникативно-деятельностного подхода, культурологический аспект в образовании.

       Практический выход:

  1. Методические рекомендации по теме самообразования.
  2. Статьи, доклады по теме самообразования.
  3. Методический комплекс в логике духовно-нравственного развития личности учащихся на уроках русского языка и литературы:

- поурочное планирование по русскому языку и литературе для 5-11 классов;

- мультимедийные презентации к урокам русского языка и литературы;

- программа факультатива «» (теоретические занятия, уроки нравственности, мастерские, диспуты, эвристические беседы);

- научно-исследовательский проект учащихся.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня учебной мотивации учащихся, развитие интереса к предмету; 

- повышение уровня образованности, успешное освоение учащимися системного содержания образования на основе формирования интеллекта успеха;

- формирование самоопределения, самореализации, самопознания, саморегуляции личности ученика, образования чувства собственной значимости, собственного достоинства, конструктивности поведения;

- формирование нравственных качеств личности учащегося: гуманизма, душевной щедрости, целеустремлённости, толерантности, чувства долга и др.;

- удовлетворённость трудом всех участников учебного процесса.

Профессиональный рост

преподавателя

Учащиеся

Социум

2017-2018 уч.год

1 полугодие

1. Составление плана работы по теме самообразования.

2. Изучение Концепции преподавания литературы как человекоформирующего предмета Е.Н.Ильина.

3. Составление перспективно-тематического планирования и программы факультатива «» в логике духовно-нравственного воспитания личности учащихся.

4. Авторские разработки уроков русского языка и литературы в логике духовно-нравственного формирования Личности

1. Изучение интеллектуального и духовно-нравственного уровня учащихся.

2. Исследование воздействия художественной литературы на сознание учащихся.

3. Создание группы коррекции.

4. Создание группы творчески одарённых уч-ся.

1. Подготовка и проведение общешкольных мероприятий.

2. Выпуск  газеты .

3. Открытый урок в рамках предметной недели

2 полугодие

1. Использование Концепции Е.Н.Ильина при проведении уроков русского языка и литературы.

2. Интеграция технологий педагогических мастерских, проблемного обучения,  личностно ориентированного обучения при подготовке и проведении уроков.

3. Диагностика духовно-нравственного развития личности учащихся.

4. Авторские разработки уроков русского языка и литературы в логике духовно-нравственного формирования Личности

1. Индивидуальная работа с учащимися (беседы, анкетирование, консультации).

2. Индивидуальные задания разной степени сложности и их реализация.

3. Составление памятки «Нравственность. Мораль. Духовность».

4. Работа над научно-исследовательским проектом

1. Разработка и проведение классных часов, направленных на формирование духовно-нравственного формирования Личности

2. Выпуск ежемесячной газеты .

3. Участие в районных мероприятиях

2018-2019 уч.год

1 полугодие

1. Чтение и анализ научной литературы по теме самообразования.

2. Обобщение изученного материала по теме самообразования.

3. Авторские разработки уроков русского языка и литературы в логике духовно-нравственного формирования Личности

1. Задания по внеклассному чтению.

2. Индивидуальная работа с учащимися.

3. Выступления на тему «Для чего живёт человек».

1. Подготовка сборников афоризмов о человеке, нравственности, духовности.

2. Выпуск ежемесячной газеты «».

2 полугодие

1. Изучение опыта российских   педагогов по теме самообразования (интернет-сайты).

2. Открытые урок в рамках декады предметов гуманитарного цикла.

3. Авторские разработки уроков русского языка и литературы в логике духовно-нравственного формирования Личности

4. Внесение корректив в план работы по теме самообразования.

5. Авторские разработки уроков русского языка и литературы в логике духовно-нравственного формирования Личности

1. Работа с дневниковыми записями писателей.

2. Сочинения-рассуждения на злободневную тему.

3. Составление правил самовоспитания

4.  Сочинение-размышление о смысле человеческой жизни.

5. Работа над научно-исследовательским проектом

1. Презентация правил самовоспитания.

2. Выпуск ежемесячной газеты «».

3. Презентация читательских дневников.

4. Участие в районных мероприятиях

2019-2020 уч.год

1 полугодие

1. Подготовка материалов для методических рекомендаций по теме самообразования.

2. Оформление методических рекомендаций по теме самообразования.

3. Публикация материалов по теме самообразования на интернет-сайтах.

4. Доклады и выступления на педсовете, методсовете

1. Сочинение «Я выбираю для себя…».

2. Создание авторских сочинений, стихотворений, синквейнов о любви.

3. Работа над научно-исследовательским проектом.

4. Собирание материалов на тему «По родному краю».

5. Отзывы-заметки дискуссионного характера для школьной газеты.

1. Презентация сборников стихотворений, авторских работ.

2. Выпуск ежемесячной газеты «».

3. Подготовка сборника «Невыдуманные рассказы».

2 полугодие

1. Подготовка материалов для создания методического пособия по теме самообразования.

2. Статья по теме самообразования.

3. Творческая мастерская «О милосердии».

4. Авторские разработки уроков русского языка  и литературы в логике духовно-нравственного формирования Личности

1. Составление нравственного кодекса.

2. Письмо взрослому себе.

3. Работа над научно-исследовательским проектом.

1. Конкурс на лучший устный рассказ.

2. Презентация нравственного кодекса.

3. Выпуск ежемесячного номера газеты «».

4. Участие в районных мероприятиях

2020-2021 уч.год

1 полугодие

1. Выступления, доклады на заседаниях педагогического, методического совета школы – отчёт о работе по теме самообразования.

2. Оформление методического пособия по теме самообразования.

3. Электронное пособие «Литература – учебник жизни»

1. Диагностирование духовно-нравственного уровня учащихся.

2. Составление программы индивидуального развития.

3. Работа над научно-исследовательским проектом.

1. Выпуск ежемесячной газеты «».

2. Выступление на районной конференции научно-исследовательских проектов учащихся.

2 полугодие

1. Презентация материалов по теме самообразования (методические рекомендации, статья, методическое пособие).

2. Обобщение опыта по теме самообразования

2. Рефлексия.

Рефлексия.

1. Выпуск ежемесячной газеты «».

2. Участие в районных мероприятиях

          На уроках русского языка и литературы должны быть созданы все условия

- для гармонического развития личности учащихся;

- для усвоения  системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях;

- для осмысления нравственно-этических понятий и нравственных позиций;

- для воспитания гуманистического мировоззрения;

- для формирования эстетических вкусов, эстетической восприимчивости, интереса к культурным ценностям;

- для расширения творческого потенциала, кругозора учащихся.

Подросток, в силу своих возрастных особенностей, не может достичь уровня социальной компетентности взрослого человека, но у него должны быть свои формы социальной компетентности, помогающие ему адаптироваться к требованиям ситуаций, характерных именно для подросткового возраста.

Социальная компетентность обозначает главные качества, с помощью которых человек успешно реализует себя в жизни. Она помогает человеку общаться с другими людьми, вступать с ними в контакт, находить свое место в любой ситуации и достигать поставленные цели. Выделяют следующие  показатели социальной компетентности:

  • выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;
  • восприятие: способность слушать, наблюдать  воспринимать события и динамику процесса;
  • открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;
  • сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;
  • формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в обучении, умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы;
  • идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы.

          Таким образом, это  определение обозначает главные качества, с помощью которых человек успешно реализует себя в жизни. Они являются неотъемлемой частью личности.

        Кому из нас не хотелось быть сильной или важной личностью  или, по меньшей мере,  достойной внимания?

        В психологии дается определение  понятия «личность»: «Личность — устойчивые характерные признаки и диспозиции, общественные критерии, поведение в межличностных отношениях и чувства, которые в течение времени упрочиваются, превращаясь в норму поведения. Они закладываются с детства, определяются индивидуальными традициями и обычаями, которые зависят от культуры и отличаются от черт других индивидуумов» (Рут Бенедикт).

Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — это более высокий уровень самосознания. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).

Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, воспитание самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого подхода к литературе.

Приемы воздействия учителя  на учащихся по воспитанию

духовно – нравственных ценностей

1.Нравственные

упражнения

Суть приема – в организации обстоятельств, требующих  от ученика правильных поступков, рассчитанных на развитие нравственных качеств. Нравственные упражнения развивают новые мысли и чувства, новые мотивы поведения – в этом его воспитательное значение.

2. Доверие

Сущность – поручение определенного ответственного дела. Оно развивает чувство долга и ответственности, укрепляет дисциплину, организованность, инициативу, активность, т.е. мобилизует все силы, чтобы выполнить поручение.

  1. Пробуждение

гуманных чувств

 Метод сопереживания. Необходимо найти в окружающей обстановке такие условия, при которых учащиеся сами бы увидели людей, нуждающихся в помощи.

  1. Активизация

сокровенных чувств

 Прием активизации. Создание незаметно для учащихся таких обстоятельств, которые вызывают звучание глубоко скрытых чувств, на их основе воспитываются благородные стремления.

5. Доброта, внимание, забота

главное  учащиеся должны чувствовать искренность учителя, коллектива.

Изучение литературы по теме самообразования

  • Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

  • Методические и предметные журналы.
  •  М.В. Амфилохиева «Традиции и инновации в преподавании литературы» - СПб.: «Паритет», 2003.
  • Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель,2007.
  • «Интегрированные уроки (история-литература) – способ воспитания гражданственности». – Волгоград: Учитель 2006.
  • Концепция развития исследовательской деятельности учащихся.//Авт.: Алексеев Н.Г. и др., 2002.
  •  Материалы участников Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"  E-mail: festival@1september.ru.
  • Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения.// «Завуч». – 2016. - №6.
  • Теория деятельностного подхода к организации процесса обучения (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев)
  • Работы, посвященные развитию коммуникативной навыков, (Е.А.Цыбиной, М.М.Бахтина, М.С.Кагана)


Участие детей в  мероприятиях

  • Конкурсы сочинений
  • Конкурсы чтецов
  • Конкурсы рисунков
  • Участие в различных олимпиадах
  • Привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям

В течение работы по теме самообразования

По воспитательному плану школы и работы ШМО

3

Обобщение  опыта по теме  самообразования

  • Внеклассное открытое мероприятие по русскому языку
  • Открытый урок для ШМО
  • Открытый урок для РМО
  • Выступление на педсовете

2018 г.

2019 г.

2020г.

2021 г.

4

  • Творческий отчет по теме самообразования
  • Выступление с докладом по теме самообразования

2020 г. – 2021г.



Предварительный просмотр:

Чебунина Наталья Валерьевна, участник районного конкурса «Учитель года»

                                                                                                                                                       

Статья в методический журнал

Направление:  Русский язык

Название работы:  «Молодёжный сленг как показатель  развития общества»

Введение

   Язык развивается... Эта банальная мысль тут же обычно обрывается и замирает. Почему-то считается, что язык, в основном, развивается сам по себе, обладая мистической и мифической субъектностью.  Считается также, что он вбирает в себя другие языки за счет коммуникаций, в наш век все более технический. Ну, и,  конечно,  язык  формируют поэты и писатели, профессионалы слова. Однако вклад этот удивительно мал.  Сам по себе язык не может развиваться.  Его развивают.  И основную роль в развитии языка играют дети.   Предоставленные сами себе и стихиям свободного существования,  дети  начинают хватать любые языковые выражения, и при этом неподражаемо и свободно занимаясь словообразованием и даже грамматическими инновациями.

   Молодежный сленг - особая форма языка. С определенного возраста многие из нас окунаются в ее стихию, но со временем как бы "выныривают" на поверхность литературного разговорного языка. Действительно, несмотря на объективное существование молодежного сленга, явление это не устоялось во времени, оно является подвижным и меняющимся, поэтому есть трудности в изучении этой темы. Во времена дедушек и бабушек деньги могли называться рупии, тугрики, во времена родителей - монеты, мани, у теперешней молодежи в ходу бабки,  баксы.   Считается, что молодежный сленг – одно из составляющих процесса развития языка, его пополнения, его многообразия.         

   Судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного человека. Очевидно, что язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения. Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их?

Десять-двадцать лет –  ничтожный срок для развития языка, но в истории бывают такие периоды, когда скорость языковых изменений значительно увеличивается. Так, состояние русского языка в семидесятые и девяностые годы может служить прекрасным подтверждением этого факта. Изменения коснулись и самого языка, и, в первую очередь, условий его употребления. Если использовать лингвистическую терминологию, то можно говорить об изменении языковой ситуации и появлении новых типов дискурса. Общение человека из семидесятых годов с человеком из девяностых вполне могло бы закончиться коммуникативным провалом из-за простого непонимания языка и, возможно, несовместимости языкового поведения. В качестве подтверждения достаточно указать наиболее заметное, хотя и не самое интересное изменение: появление огромного количества новых слов (в том числе заимствований), а также исчезновение некоторых слов и значений, то есть изменение русского лексикона.

   Очевидно, что и сами языковые изменения, и их скорость в данном случае вызваны не внутренними причинами, а внешними, а именно – социальными преобразованиями и изменениями в жизни русскоязычного общества. Прежде чем говорить о современном языке, следует вспомнить его недавнюю историю.

   В течение 20 – го века русский язык трижды  попадал в серьезные кризисные ситуации, породившие три мощных волны развития. Первая связана с   Первой мировой войной, революцией 1917 года и последовавшими за ней гражданской войны и разрухой. Период не только решительного забвения классического русского языка 19- го века,   но и время мощнейших струй новых слов и грамматических подновлений. Вся революционная грамматика, стилистика и лексика внедрялась в русский язык не только и не столько вождями революции, сколько малолетними революционерами. Не менее мощной, но иной струей развития языка стало его криминально-хулиганская демократизация. Эту лингвистическую волну внес класс беспризорников, по численности вполне сопоставимый с классом пролетариев, по сведениям 1922 года их насчитывалось до семи миллионов или около пяти процентов всего населения страны.       Именно тогда возник, как мне кажется, уникальный феномен смеси жаргона со сленгом – принципиально открытой речи самовыражения.  Вторая волна связана со   Второй мировой войной. Собственно, почти все повторилось опять: казенные дети (суворовцы и нахимовцы) беспризорники, безотцовщина… Влияние войны и связанных с нею невзгод сказывается, к сожалению,  в другом. У мальчиков был перерыв в учебе. Они скитались из города в город, были в эвакуации, и не всегда у родителей хватало времени следить за правильным развитием детей. У многих речь страдает погрешностями против законов русского языка, она неряшлива, отрывиста, перегружена лишними словами. В то время возникли возвратные глаголы типа: штудироваться (учиться),  вашиться (мыться),  хайлиться (здороваться).   Третья волна оказалась самой мощной и продолжительной. Она тянется более 10 – и лет и неизвестно, сколько еще протянется. С перестройкой и последующей откровенно криминальной демократизации рухнуло советское государство, но и  советский народ. Рухнул советский человек, советская мораль, советская семья – идеологическая ячейка общества. Родители оказались по преимуществу моральными банкротами в глазах своих детей. Это нравственное сиротство целого поколения – явление гораздо более страшное,  чем кажется. "Беспридел", "общак", "стрелка", "тусовка", "стволы", "путана", "зелень" - все это хлынуло из зон и малин в газеты и на телевидение. Все это обсуждалось и использовалось юмористами, политиками, правителями, бизнесменами, обозревателями.      Нынешнее буйство русского языка уже не сдерживается шиканьем родителей, которые не то "шнурки в стакане" (так говорят о родителях, сидящих дома), не то паханы (о них же, но сидящих в казенном доме).   Проблема отцов и детей, паханов и пацанов, с точки зрения развития русского языка, означает сегодня невиданный и беспримерный взрыв языка. И дело вовсе не только в огромном притоке новых слов или американизации речи.  Главное, что происходит, - освобождение языка от пут морали.  Вот только немного страшно, что русский язык получает освобождение от любой морали. Кто- нибудь из нас понимает последствия этой свободы?  

   Наметившаяся в современном языкознании тенденция по усилению интереса исследователей к языку говорящих субъектов поставила перед лингвистами ряд новых проблем, в том числе выявления классификации лексики, непосредственно связанной с выражением человеческих чувств и эмоций. Трудность ее изучения не в последнюю очередь связана с межпредметностью данного вопроса, который находится на стыке языкознания, психологии, философии и других наук, изучающих психосоциальную деятельность человека. С развитием массовой информации: прессы, радио, телевиденья, Интернет – технологий понятие сленг потеряло свой первоначальный смысл, а он заключался в следующем:  Сленг – это слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, классов. Теперь, на мой взгляд, определение сленга должно быть следующим: Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.

   В последнее время мы все чаще встречаем случаи пополнения русского языка иностранными словами. И в силу все более нарастающей популярности английского языка, большинство новых слов приходит именно из этого языка.  Вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную.

   Эта часть лексики отличается своим разговорным и неофициальным характером.

Профессионализмы - это слова, используемые небольшими группами людей, объединенных определенной профессией.

Вульгаризмы – это грубые слова, не употребляемые образованными людьми в обществе, специальный лексикон, используемый людьми низшего социального статуса: заключенными, торговцами наркотиками, бездомными и т.п.

Жаргонизмы - это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группы, "которые несут тайный, непонятный для всех смысл". Сленг - это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.

   Необходимо отметить, что некоторые ученые жаргонизмы относят к сленгу, таким образом, не выделяя их как самостоятельную группу, и сленг определяют как особую лексику, используемую для общения группы людей с общими интересами.

     Но не следует забывать о том, что молодежный жаргон достаточно быстро обновляет свой лексический состав, пополняясь новыми единицами, и уже, поэтому дальнейшие исследования в данной области могут привести к неожиданным и интересным результатом.   С помощью сленга говорящий наиболее полно и свободно выражает свои чувства и эмоции.    Социальные изменения, связанные с изменениями в структуре общества, привели к определенному расшатыванию традиционных литературных норм. Это находит отражение не только в увеличении количества речевых ошибок, но и в существенном изменении словарного состава языка.     На фоне растущего негативизма в обществе, стремления к освобождению от привычных норм развивается и укрепляется тенденция к отчуждению от «формализованного» общества и его установок, в том числе и языковых, лексических. Формируется социализированное антагонистическое сознание – быть не как все, что находит свое отражение,  прежде всего,  в языке наиболее восприимчивой к новым веяниям культуры социальной группы – в языке молодежи, являющемся объектом данного исследования.  В речи учащихся нашей школы можно часто услышать молодёжный сленг, проблем  много, наши подростки негативно оценивают сотрудников ОВД, часто не доверяют друг другу, испытывают разочарование, срываются по пустякам, в свободное от занятий время  сидят за компьютером, мало читают художественной литературы. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак "я свой". Язык  отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни. Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска.  Поколение молодых сменяются через пять – семь лет, а с ними меняется и сленг.                  Мне кажется, что история сленгов - всегда поучительная,  как и все перевернутое вверх ногами общество. Вот почему можно сказать: наши молодые резко отличались от своих старших родственников хотя бы тем, что пользуются сленгом.

   Язык развивается…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

План работы учебного кабинета и план самообразования

В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...

Үзүсеш планы - план самообразования

Укытучының үзүсеш планы киләсе 5 елга (2018 - 2023 еллар) исәпләнеп төзелә. Әлеге план буенча укытучы үз белемен күтәрү өстендә оештырылган чараларны планлаштыра...

План самообразования (Үзбелемеңне күтәрү планы)

2015-2016 нчы елда югары категориягә аттестация үтүче татар теле һәм әдәбияты укытучысы Гыйльманов Дамир Шәрифҗан улының үзбелемен күтәрү планы....

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...