Рабочая программа по литературе, 11 класс (автор С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.), 2018-2019 учебный год.
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

Рабочая программа  по литературе для 11 класса, определяет распределение учебных часов по разделам курса, конкретизирует содержание  тем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа №8»

РАССМОТРЕНО на ШМО

                                                                          Протокол №1 от

                                                                             «30» августа 2018г.

                                                                   Руководитель ШМО

И.В. Парунина

                     СОГЛАСОВАНО                                                                

                    Зам. директора по   УВР

                   ___________ О.Г. Бахматова

 

                    «07» сентября 2018  г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «Средняя школа №8»

_________________ Е .В. Александрова

Протокол № 599 от

«08» сентября 2018  г.

                                                                 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса «Литература, 11 класс»

на 2018-2019 учебный год

Уровень  обучения (класс) основное общее образование,  11 А      

Общее количество часов:    105 часов

Количество часов в неделю  3 часа        Уровень  базовый       

Учитель    Шарыгина Наталья Ивановна

Квалификационная категория    высшая

Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  • Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения).
  • Программы по литературе для 10 – 11 классов и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Авторы программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010)

 Учебник: Литература, 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: Базовый уровень в 2 частях / С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. — М.: ООО «Русское слово», 2016 год.

г. Когалым, 2018 г.

Требования к результатам освоения программы

       Личностными результатами учащихся при изучении предмета «Литература» являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

       Метапредметными результатами учащихся при изучении предмета «Литература» являются:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

       Предметными результатами учащихся при изучении предмета «Литература» являются:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысление чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения

Основные теоретико-литературные понятия:

− Художественная литература как искусство слова.

− Художественный образ.

− Содержание и форма.

− Художественный вымысел, фантастика.

−Историко-литературный процесс Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX – XX века.

−  Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада,; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

− Форма и содержание литературного произведения: авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

−  Деталь. Символ.

− Психологизм. Народность. Историзм.

− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.—Литературная критика

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

—Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

—Выразительное чтение.

—Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

—Заучивание наизусть стихотворных текстов.

—Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

—Анализ и интерпретация произведений.

— Составление планов и написание отзывов о произведениях.

—Написание изложений с элементами сочинения.

—Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

—Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними

         Таким образом, изучение учебного предмета «Литература» позволяет учащимся обогатить духовно-нравственный опыт и расширить эстетический кругозор; сформировать умения соотносить нравственные идеалы произведений русской литературы с литературой других народов, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений; совершенствовать речевую деятельность: умения и навыки, обеспечивающие владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Содержание учебного предмета

Введение

Сложность и самобытность русской литературы 20 века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики 20 века, рождения «людей-эпох», переживших свое время.

Русская литература начала 20 века

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н.Толстого и А.П.Чехова рубежа веков.

Писатели-реалисты начала 20 века

И.А.БУНИН

Стихотворения: «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею.» и др. по выбору.

Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали.

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник»

Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного и стихии вечности. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной живописи.

Для самостоятельного чтения: повести: «Деревня», «Суходол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни»

А.И.КУПРИН

Повести: «Олеся», «Поединок»

Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся». Любовная драма героини, ее духовное превосходство над «образованным» рассказчиком. Мастерство Куприна в изображении природы. Этнографический колорит повести.

Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»). Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.

Рассказ «Гранатовый браслет»

Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Опорные понятия: очерковая проза, символическая деталь.

Для самостоятельного чтения: повесть «Молох», рассказы «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников», «Allez!»

М.ГОРЬКИЙ

Рассказы: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» и др по выбору.

Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Г аврила как два нравственных полюса»низовой» жизни России. Повесть «Фома Гордеев». Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма».

Пьеса «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в решении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.

Опорные понятия: романтизированная проза, принцип полилога и полифонии в драме.

Для самостоятельного чтения: рассказы «Мальва», «Проводник», «Бывшие люди», «Ледоход».

Л.Н.АНДРЕЕВ

Повести: «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского»

«Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н.Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремленность героев Л.Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля выразительность и экспрессивность художественной детали.

Опорные понятия: неореализм, евангельский мотов

Для самостоятельного чтения: рассказы «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена», «Баргамот и Г араська»

Серебряный век русской поэзии

Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: «поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала 20 века (символизм, акмеизм, футуризм).

Символизм и русские поэты-символисты

Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С.Надсона, К.Фофанова, К.Случевского и др.). манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов- символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт и др.) и младосимволисты (А.Блок, А.Белый, С.Соловьев, Вяч.Иванов и др.).

В.Я.БРЮСОВ

Стихотворения: «Юному поэту», «Грядущие гунны» и др. по выбору. В.Я.Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость , образно-тематическое единство лирики

В.Я.Брюсова. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции. К.Д.БАЛЬМОНТ

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тегни...», «Челн томленья», «Сонеты солнца» и др. по выбору. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой» стихотворений К.Бальмонта. Опорные понятия: звукообраз, принцип символизации в поэзии, музыкальность стиха.

А.БЕЛЫЙ 

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», « Родине»

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России.

восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии

А.А.БЛОК

Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе.», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить.», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

Поэма «Двенадцать»

Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».

Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.

Для самостоятельного чтения: стихотворения: «Девушка пела в церковном хоре.», « Фабрика», «Коршун», цикл « Кармен», поэма «Соловьиный сад».

Преодолевшие символизм

Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И.Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В.Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии 20 века. Взаимовлияние символизма и реализма.

И.Ф.Анненский Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору.

Поэзия Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф.Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф.Анненского.

Н.С.ГУМИЛЕВ

Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору.

Герой-маска в ранней поэзии Н.С.Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С.Гумилева. тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.

Опорные понятия: неоромантизм в поэзии, лирический герой-маска.

Для самостоятельного чтения: стихотворения: «Как конквистадор в панцире железном.», «Восьмистишие», «Память», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса»

А.А.АХМАТОВА

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати.», «Сжала руки под темной вуалью..», «Я научилась просто, мудро жить.», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства.», «Высокомерьем дух твой помрачен.», «Мужество», «родная земля» и др. по выбору.

Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.Ахматовой. гражданский пафос стихотворений военного времени. Поэма «Реквием»

Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.

Опорные понятия: исповедальность лирического произведения, микроцикл

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Сероглазый король», «Приморский сонет», «Родная земля», «Поэма без героя»

М.И.ЦВЕТАЕВА

Стихотворения: «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан из глины.», «Мне нравится, что вы больны не мной.», «»Молитва», «Тоска по Родине! Давно.», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке.») и др. по выбору.

Уникальность поэтического голоса М.Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.

Опорные понятия: поэтический темперамент, дискретность (прерывность) стиха.

Для самостоятельного чтения: «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку»

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В.Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Молитва о России» И.Эренбурга, «Плачи» А.М.Ремизова, «Голый год « Б.Пильняка и др.). Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).

Возникновение «рассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры» (отъезд за границу И.Бунина, И.Шмелева, А. Ремизова, Г.Иванова, Б.Зайцева, М.Цветаевой, А.Аверченко и др.) Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д.Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия» И.Бабеля, «Донские рассказы» М.Шолохова, «Сорок первый» Б.Лавренева и др. ).

Развитие жанра антиутопии в романах Е.Замятина «Мы» и А.Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле»,утверждение ценности человеческой «единицы». Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М.Зощенко (рассказы 20-х годов). Сатира с философским подтекстом в романах И.Ильфа и Е Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». В.В.МАЯКОВСКИЙ

Стихотворения: «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно.», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии» , «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.

Тема поэты и толпы в ранней лирике В.В.Маяковского. город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В.Маяковского. новаторство поэта в области художественной формы.

Поэмы: «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).

Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта- гражданина.

Опорные понятия: образная гиперболизация, декламационный стих, поэтические неологизмы.

Для самостоятельного чтения: стихотворения: «Ода революции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», «Письмо Татьяне Яковлевой», поэмы «Люблю», «Хорошо!», пьесы «Клоп», «Баня».

С.А.ЕСЕНИН

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу.», «»Спит ковыль.», «Чую радуницу Божью.», «Над темной прядью перелесиц.», «В том краю, где желтая крапива.», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ.», «Не жалею, не зову, не плачу.», «Русь советская», и др. по выбору.

Природа родного края и образ Руси в лирике поэта. Религиозные мотивы в ранней лирике. Трагическое противостояние горола и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А.Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

Поэмы: «Пугачев», «Анна Снегина».

Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе. Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.Есенина.

Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение, лироэпическая поэма.

Для самостоятельного чтения: стихотворения: «Письмо к матери», «Инония», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Черный человек», «Страна негодяев».

Литературный процесс 30-х и 40-х годов

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха/, возвышения человека труда и бюрократизма власти. Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П.Васильева и М.Исаковского (символический образ России - Родины). Лирика Б.Корнилова, Дм.Кедрина, М.Светлова, А.Жарова и др.

Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф.Гладкова, «Соть» Л.Леонова, «Гидроцентраль» М.Шагинян, «Время, вперед!» В.Катаев, «Люди из захолустья» А.Малышкина и др.).

Драматургия: «Чужой ребенок» В.Шкваркина, «Таня» А Арбузова.

Человеческий и творческий подвиг Н.Островского. уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».

Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н.Клюева и поэтов «крестьянской кузницы». Поэма А.Твардовского «Страна Муравия» и роман М.Шолохова «Поднятая целина». Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.

Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И.Бунина, Б.Зайцева, И.Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г.Иванова, Б.Поплавского, Н.Оцупа, Д.Кнута, Л.Червинской, Г.Адамовича.

А.Н.ТОЛСТОЙ

Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа. Опорные понятия: песенно-лирическая ситуация, «Парижская нота» русской поэзии. Историкобиографическое повествование, собирательный образ эпохи.

М.А.ШОЛОХОВ

 Роман-эпопея «Тихий Дон»

Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций

народного правдоискательства. Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.

Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи, гуманистическая концепция истории в литературе. Для самостоятельного чтения: рассказы «Лазоревая степь», «Шибалково семя», «Родинка»

М.А.БУЛГАКОВ

Романы: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»

Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа.

«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А.Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Опорные понятия: «исторический пейзаж», карнавальный смех, очерк нравов.

Для самостоятельного чтения: рассказ «Красная корона», повесть «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Дни Турбиных».

Б.Л.ПАСТЕРНАК

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Пастернака. неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Пастернака.

Роман «Доктор Живаго» Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Пастернака. фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни».»Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.

Опорные понятия: метафорический ряд, лирико-религиозная проза.

Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра - моя жизнь», «Когда разгуляется», «Девятьсот пятый год».

А.П.ПЛАТОНОВ

Рассказы: «Возвращение», «Июльская гроза», повести: «Сокровенный человек», «Котлован». Оригинальность, самобытность художественного мира А.Платонова. Тип платоновского героя - мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.Платонова. соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.

Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя, литературная антиутопия.

Для самостоятельного чтения: рассказы «Родина электричества», «Старый механик», «Фро», повесть «Джан».

Литература периода Великой Отечественной войны

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей.

Публицистика времен войны - А.Толстой,, И.Эренбург, Л.Леонов, О.Берггольц, В.Гроссман и др.

Лирика военных лет. Песенная поэзия В.Лебедева-Кумача, М.Исаковского, Л.Ошанина, Е.Долматовского, А.Суркова, А.Фатьянова, К.Симонова. «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.

Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М.Алигер, «Сын» П.Антокольского, «Двадцать восемь» М.Светлова и др.). Поэма А.Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».

Проза о войне. «Дни и ночи» К.Симонова, «Звезда» Э.Казакевича, «Спутник» В.Пановой, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Судьба человека» М.Шолохова.

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента.», «Я знаю, никакой моей вины.», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь.», «В чем хочешь человечество вини.» и др. по выбору.

Доверительность и теплота лирической интонации А.Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.

Поэма «По праву памяти»

«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.

Опорные понятия: лирико-патриотический пафос, лирический эпос.

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Жестокая память», «Как после мартовских метелей.», «Полночь в мое городское окно.», поэмы «За далью - даль», «Дом у дороги».

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворения: «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться.», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой.» и др. по выбору.

Н.Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н.Заболоцкого. интонационно-ритмическое и образное своеобразие лирики Заболоцкого. Опорные понятия: поэзия ОБЭРИУ, «натурфилософская» лирика.

Для самостоятельного чтения: сборник «Столбцы», поэма «Торжество земледелия».

Литературный процесс 50-80-х годов

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40-50-е годы XX века. Поэзия Ю.Друниной, М.Дудина, М.Луконина, С.Орлова, А.Межирова.

Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К.Паустовского, роман Л.Леонова «Русский лес» и др.

«Оттепель» 1953-1964 годов - рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В.Дудинцева, В.Тендрякова, В.Розова, В.Аксенова, А.Солженицына и др.

Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е.Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной, Н.Рубцова, Ю.Кузнецова и др.

«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70-х годов. Проза Ю Бондарева, К.Воробьева,

  1. Ананьева, В.Кондратьева, Б.Васильева, Е.Носова, В.Астафьева.

«Деревенская проза» 50-80-х годов.

Произведения С.Залыгина, Б.Можаева, В.Солоухина, Ю.Казакова, Ф.Абрамова, В.Белова и др. Повести В.Распутина «Прощание с Матерой», «Последний срок» и др. Нравственно-философская проблематика пьес А.Вампилова, прозы

  1. Астафьева, Ю.Трифонова, В.Маканина, Ю.Домбровского, В.Крупина.

Историческая романистика 60-80-х годов. Романы В.Пикуля, Д.Балашова, В.Чивилихина, «лагерная» тема в произведениях В.Шаламова, Е.Гинзбург, О.Волкова, А.Жигулина.

Авторская песня как песенный монотеатр 70-80-х годов. Поэзия Ю.Визбора, А.Галича, Б.Окуджавы, В.Высоцкого, А.Башлачева.

В.М.ШУКШИН

Рассказы: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал»

Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В.Шукшина. сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.

Опорные понятия: герой-«чудик», пародийность художественного языка.

Для самостоятельного чтения: рассказ «Выбираю деревню на жительство», повесть-сказка «До третьих петухов», киноповесть «Калина красная».

Н.М.РУБЦОВ

Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «В горнице», «Душа хранит» и др.

Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного очага. Одухотворенная красота природы в лирике.

Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова.

Опорные понятия: «тихая» лирика, напевный стих.

Для самостоятельного чтения: «Звезда полей», «Первый снег», «Ферапонтово».

В.П.АСТАФЬЕВ

Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка» и др.

Натурфилософия В.Астафьева. человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.

Опорные понятия: натурфилософская проза, новеллистический цикл.

Для самостоятельного чтения: повести «Стародуб», «Перевал». Роман «Прокляты и убиты». В.Г.РАСПУТИН

Повести: «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», рассказ «Дочки-матери» и др. по выбору.

Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального космоса. Философское осмысление социальных проблем современности. Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В.Распутина. Опорные понятия: «деревенская проза», трагическое пространство.

Для самостоятельного чтения: повести «Деньги для Марии», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Пожар».

А.И.СОЛЖЕНИЦЫН

Повесть «Один день Ивана Денисовича», роман «Архипелаг ГУЛАГ» (в сокращении). Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича» и романе «Архипелаг ГУЛАГ». Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в произведениях А.Солженицына. смешение языковых пластов в стилистике повести и романа.

Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.

Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе, тип героя-праведника.

Для самостоятельного чтения: рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки».

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п).

Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б.Екимова, Е.Носова, Ю.Бондарева, П.Проскурина, Ю.Полякова и др. Новейшая проза Л.Петрушевской, С.Каледина, В.Аксенова, А.Проханова, В.Астафьева, В.Распутина. «Болевые точки» современной жизнив прозе В. Маканина, Л.Улицкой, Т.Толстой, В. Токаревой и др.

Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соцарт», «новая волна» и т.п.).

Поэма в прозе «Москва - Петушки» В.Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В.Пелевина, ее «игровой» характер.

Ироническая поэзия 80-90-х годов. И.Губерман, Д.Пригов, Т.Кибиров и др.

Литература русского зарубежья

В.В.Набоков. Роман «Машенька», рассказ «Облако, озеро, башня»,

Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно- временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона госпожи Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.

Опорные понятия: элитарная проза, литературное двуязычие.

Для самостоятельного чтения: роман «Защита Лужина».

Поэзия и судьба И.Бродского. Стихотворения «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста...». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение реальной жизни с культурой разных эпох.

Произведения для самостоятельного чтения учащихся

И.А. Бунин. «Петлистые уши», «Казимир Станиславович», «Чаша жизни», «Суходол».

А.И. Куприн. «Поединок», «Молох», «Олеся».

Л.Н. Андреев. «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», «Петька на даче».

Б.К. 3айцев. «Афон», «Анна».

А.М. Ремизов. «Оля», «Образы Николая Чудотворца».

М. Горький. «По Руси».

И.С. Шмелев. «Свет разума».

В.В. Вересаев. «Порыв», «Звезда».

И.Ф. Анненский. «Старые эстонки», «Старая шарманка», «Петербург».

В.Я. Брюсов. «Творчество», «Кинжал», «Цепи», «К счастливым», «Весной», «Праздники», «Завет Святослава», «Круги на воде».

К.Д. Бальмонт. «Я вольный ветер, я вечно вею...», «Ангелы опальные», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Тончайшие краски», «Безглагольность».

3.Н. Гиппиус. «Крик», «Пауки», «Песня», «Надпись на книге», «Все кругом», «Перебои».

В.С. Соловьев. «Бескрылый дух, Землею полоненный...», «Милый друг, иль ты не видишь...».

А.А. Блок. «Душа молчит. В холодном небе...», «Фабрика», «Я вам поведал неземное...», «Холодный день», «О, весна без конца и без краю...», «Как тяжко мертвецу среди людей...», «Рожденные в годы глухие...», «Коршун», «Соловьиный сад».

Н.М. Минский. «Волна», «Художнику», «Как сон пройдут дела и помыслы людей...».

Д.С. Мережковский. «Парки», «Дети ночи», «Грядущий Хам».

С. Нилус. «На берегу священной реки».

Ф.К. Сологуб. «О смерть! Я твой...», «Из мира чахлой нищеты...», «Мы — плененные звери...», «Чертовы качели», «Свет и тени».

Вяч. Иванов. «Поэты духа», «На башне».

М.А. Волошин. «Звездный венок», «К Вам душа так радостно влекома!..».

А. Белый. «Петербург», «Мои слова», «Объяснение в любви», «Тройка», «Отчаянье».

Н.С. Гумилев. «Гондла», «У камина», «Невольничья», «Озеро Чад», «Помпеи у пиратов», «Старый конквистадор», «Мои читатели», «Ослепительное».

А.А. Ахматова. «Ты письмо мое, милый, не комкай...», «Сколько просьб у любимой всегда...», "Широк и желт вечерний свет...», «Ведь где-то есть простая жизнь и свет...».

И. Северянин. «Интродукция», «Эго-полонез», «В блестковой тьме».

В. Хлебников. «Бобэоби пелись губы...», «У колодца расколоться...», «Свобода приходит нагая...».

В.В. Маяковский. «Нате!», «Вам!», «Война и мир».

С.А. Есенин. «Пришествие», «Преображение», «Черемуха», «Осень», «Тебе одной плету венок...», «Корова», «О верю, верю, счастье есть!..».

А.Т. Аверченко. «Осколки разбитого вдребезги».

Саша Черный. Стихотворения.

Теффи. «Маркита».

Ф.А. Абрамов. «Пряслины».

Ч. Айтматов. «Белый пароход (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».

Д.Л. Андреев. «Роза мира» (фрагменты).

В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Царь-Рыба», «Печальный детектив».

А.А. Бек. «Новое назначение».

В.И. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».

А.Г. Битов. «Грузинский альбом».

М.А. Булгаков. «Бег», «Багровый остров».

В.В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».

А.В. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».

К.Д. Воробьев. «Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой».

В.С. Высоцкий. Поэзия и проза.

Ю.В. Давыдов. «Глухая пора листопада».

Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей».

Н.В. Думбадзе. «Закон вечности».

С.П. Залыгин. «На Иртыше».

М.И. Ибрагимбеков. «И не было лучше брата».

В.Д. Иванов. «Русь изначальная», «Русь Великая».

А.А. Ким. «Отец-лес».

Б.А. Можаев. «Мужики и бабы».

В.В. Набоков. «Защита Лужина».

В.П. Некрасов. «Маленькая печальная повесть».

Е.И. Носов. «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы».

Б.Ш. Окуджава. «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов».

Б.Л. Пастернак. Лирика.

В.С. Пикуль. «Три возраста Акини-сан», «Баязет».

А.И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».

В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар».

В.М. Санги. «Время добычи».

А.И. Солженицын. «В круге первом», «Раковый корпус», Нобелевская лекция.

Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, А. Твардовского, Л. Мартынова, А. Вознесенского, Н. Рубцова, Я. Смелякова, В. Соколова, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова, Н. Глазкова, Ч. Чичибабина, Н. Карташевой, А. Солодовникова, Э. Межелайтиса, Б. Ахмадулиной и др.

Произведения для заучивания наизусть  

  1.  И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося).
  2. В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
  3. Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
  4. А.А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
  5. В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», « Послушайте!»
  6. С.А. Есенин. «Письмо к матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».
  7. М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к Блоку («Имя твоё —птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…».
  8. О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».
  9. А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». «Родная земля»
  10.  Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».

Тематическое планирование

Разделы программы

Всего часов

Домашних сочинений

Классных сочинений

1.

Введение

2

2.

Русская литература первой половины 20 века

42

2

2

3.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

14

1

2

4.

Литературный процесс 30-40-х годов

22

1

2

5.

Литература периода Великой Отечественной войны

7

1

6.

Литературный процесс 50-80-х годов

16

1

1

7.

Новейшая литература (конец 20 века- начало 21 века)

2

8.

Заключительный урок

1

Всего

105

5

8

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Введение (2 часа)

Введение. Русская литература XXвека. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.

Русская литература первой половины 20 века

И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь.

Поэтика «Остывших усадеб» в прозе Бунина.

Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Сборник  «Темные  аллеи». Рассказ «Чистый понедельник».

Сочинение по творчеству И.А. Бунина.

М. Горький. Судьба и творчество. Ранние произведения М.Горького.

Драматургия М.Горького. драма «На дне» и система образов.

Спор о назначении человека. (Бубнов, Лука, Сатин)

Нравственно-философские мотивы драмы «На дне»

Сочинение по творчеству М. Горького.

Публицистика. Анализ статей «Окаянные дни» Бунина и «Несвоевременные мысли» М. Горького.

А.И.Куприн. Художественный мир писателя. Испытание любовью героев рассказа «Гранатовый браслет»

Великая тайна любви. Повесть А.И.Куприна «Олеся»

Л.Н.Андреев. жизненный и творческий путь. Нравственно-философская проблематика повести «Иуда Искариот»

Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот» - конфликт между одиночкой и толпой, героем и «другими».

Сочинение по творчеству А. Куприна, Л. Андреева.

Серебряный век русской поэзии.

Символизм и поэты-символисты. В.Брюсов, К.Бальмонт.

И.Ф. Анненский Смысл поэзии И.Ф. Анненского.

Зачет по поэзии Серебряного века.

А.А.Блок. Жизненные и творческие искания.

Тема «страшного мира» в лирике А.Блока.

Россия и ее судьба в поэзии Блока.

Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать».

Символика поэмы «Двенадцать». Проблема финала.

Кризис символизма и новые направления в русской поэзии.

Н.С. Гумилев. поэзия и судьба.

А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Любовная лирика.

Тема Родины в творчестве Ахматовой.

А.Ахматова. поэма «Реквием».

М.Цветаева. Очерк жизни и творчества.

Тема России в поэзии Цветаевой.

Сочинение по творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой.

А.Аверченко. «Сатирикон». «Дюжина ножей в спину революции».

Литературные направления и группировки в 20-е годы XX века.

Возрождение традиций Л. Толстого в романе А. Фадеева «Разгром». Морозка и Мечик.

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром»

Изображение Гражданской войны в романе И. Бабеля «Конармия». Бесчеловечность и гуманизм революционного времени в книге.

Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы»

Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.Замятина «Мы»)

.В. Маяковский. Творческая биография. Тема поэта и толпы в ранней лирике В. Маяковского.

Тема поэта и революции в творчестве В. Маяковского. Анализ стихотворений «Левый марш», «Ода революции».

Сатира В. Маяковского. Анализ стихотворений «О дряни», «Прозаседавшиеся». Обзорная характеристика пьес «Клоп», «Баня».

Любовь и быт в поэзии В.Маяковского.

Подготовка к сочинению по творчеству В. Маяковского.

С. Есенин: поэзия и судьба. «Поющее сердце России…»

Образ Руси и природа родного края в лирике Есенина.

Тема революции в поэзии С. Есенина.

Нравственно-философское звучание поэмы «Анна Снегина».

Сочинение по творчеству С.А. Есенина.

Литературный процесс 30-40-х годов. Лирика 30-х годов.

А.Н. Толстой. Историческая проза. Личность царя-реформатора в романе «Петр I».

Противники и соратники Петра.  Народ и власть в романе.

М.А. Шолохов. Жизненный и творческий путь.

Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон».

События революции и Гражданской войны в романе «Тихий Дон».

Гуманизм М. Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. Нравственная позиция автора.

Григорий Мелехов и его путь исканий.

Сочинение по творчеству М. Шолохова.

М.А. Булгаков. жизнь и судьба.

Роман «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт».

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа.

Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и Маргарита»

Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита».

Сочинение по творчеству М. Булгакова.

Б.Л. Пастернак. Жизненный и творческий путь.

Лирика   Б. Пастернака.

Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героев.

Юрий Живаго. «Гамлетизм» Гамлета и жертвенность.

А.П. Платонов. очерк жизни и творчества с включением анализа рассказа «Июльская гроза».

Проблема поиска истины в повести «Котлован».

Лирика периода Великой Отечественной войны.

Проза и публицистика военных лет.

А.Т. Твардовский. жизненный и творческий путь.

Основные мотивы лирики А. Твардовского.

Поэма «По праву памяти» и ее нравственно-философский смысл.

Литературный процесс 50-80-х годов.

Герои и проблематика «военной прозы».

Поэтическая «оттепель». Авторская песня как песенный монотеатр.

«Деревенская проза» 50-80-х годов.

Творчество В. Распутина. повести «Прощание с Матерой», «Пожар».

Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов.

Художественный мир В. Астафьева.

Ю. Трифонов «Обмен»

А. Вампилов «Старший сын». Нравственно-философская проблематика.

Н.А. Заболоцкий. Лирика.

Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться!»

В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Тип героя-чудика в рассказах Шукшина. («Чудик», «Миль пардон, мадам»)

Проза В.М .Шукшина. тема города и деревни. Рассказы «Срезал» и «выбираю деревню на жительство»

Сочинение по творчеству В.М. Шукшина.

А.И. Солженицын. Жизнь и судьба. Своеобразие звучания «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича».

А.И. Солженицын Обзор романов.

А.И. Солженицын Обзор романов.

Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына и В.М. Шукшина.

Обзор творчества Е. Носова, В. Шаламова, В. Солоухина.

Новейшая русская проза и поэзия последних десятилетий. Общая характеристика основных тенденций современного литературного процесса. Реалистическая проза.

Своеобразие современной реалистической прозы.

Поэзия модернизма и постмодернизма.

Проза модернизма и постмодернизма.

Проза модернизма и постмодернизма. Проза Татьяны Толстой.

И. Бродский. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение реальной жизни с культурой разных эпох.

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы.

Заключительный урок. (Урок-бенефис любимых литературных героев)

Методическое обеспечение

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е.  Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009. 
  2. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2007.
  3. Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово»,2007.
  4. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.
  5. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.
  6. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.
  7. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 1986.
  8. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.
  9. Развивайте дар слова. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, «Просвещение», 1986.
  10. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.
  11. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990.
  12. Конспекты уроков литературы. 5 – 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов, Н.Н.Старыгин. Москва, «Владос», 2004.
  13. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х Произведения современных писателей на уроках внеклассного чтения. – Казань: РИЦ «Школа»,2007.

Литература для учащихся

  1. Апухтина В. А. проза В. Шукшина. - М., 1986.
  2. Бабичева Ю. В. Драма – диспут М. Горького «На дне».
  3. Буслакова Т. П. Русская литература XX века: Учебный минимум для абитуриента. – М.: 2001
  4. Валикова Д. И. «Деревенская проза: создатели и герои. – М. 2012 г.
  5. Волков А. Художественные искания Есенина. - М, 1976 г.
  6. Голубков В. В. Мастерство Чехова. – М., 1958 г.
  7. Долгополов Л. К. Поэзия русского символизма. - Л., 1969 г.
  8. Долгополов Л. К. Поэма Блока «Двенадцать». - Л.,1979 г.
  9. Зарнина М. «Гуманизм Шукшина. М., 2001 г.
  10. Иванова Л. В. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. -М., 1979 г.
  11. Ивин А. «Надо ли прощаться с Матерой?». – М., 2001 г.
  12. Кертес М. «Послевоенная литература о войне». - М., 2000 г.
  13. Кубарева Н.П. Декаданс. Модернизм. - М. 2002 г.
  14. Лазарев Л. Литература Великой Отечественной войны. – М., 2003 г.
  15. Лекманов О. Книга об акмеизме. – М.. 1996 г.
  16. Минц З.Г. Александр Блок. – Т., 1963 г.
  17. Михайлов А. Мир Маяковского. – М., 1990 г.
  18. Павловский А. И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. - Л.,1991 г.
  19. Смрнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. – М.,1991 г.
  20. Соколов Л. А. Булгаковская энциклопедия. – М., 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...

Рабочая программа для 6 класса. автор Гельфман Э.Г.

Рабочая программа для 6 класса. Разработана с требованием ФГОС ООО. Содержит пояснительную записку, тематическую программу....

Рабочая программа для 5 класса. автор Гельфман Э.Г.

Рабочая программа для 5 класса. расчитана на 6 часов в неделю. разработана с требованием ФГОС ООО....

Рабочая программа по литературе 10-11 классы. Авторы: С.А. Зинин, В.А. Чалмаев

Рабочая программа по литературе 10-11 классы. Авторы: С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Количество часов 204...

Рабочая программа для подготовки обучающихся отделения ушу ГНП свыше года обучения на 2018-2019 год

Данная программа рассчитана на подготовку учащихся в возрасте от 7 до 10 лет. Срок реализации: 3 года. Представляет систему многолетней подготовки спортсменов отделения ушу, состоящей из этапа начальн...

Рабочая программа "Музыка" 8 класс(авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, перечень музыкальных произведений, календарно-тематическое планирование....