Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" (5 - 9 классы)
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Богданова Лариса Анатольевна

Программа курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" для 5-9 классов. Цель рабочей программы - воспитание грамотного компетентного читателя, иимеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogdanova_l.a._osnovy_smyslovogo_chteniya.doc980.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           

Пояснительная записка

   Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:

- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);

- Фундаментальное ядро содержания общего образования;

           - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Рабочая программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» является частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба».

Данный курс ориентирован на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Программа курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом»  рассчитана на 35 часов в 5, 6, 7, 8, 9 классах (1час в неделю).

Рабочая программа имеет цель:

  воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Программа способствует решению следующих задач на ступени основного общего образования:

 1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее  развитие школьника, глубокое понимание  научных и художественных текстов различного уровня сложности.

3. Обеспечивать  осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.

4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Данный курс нацелен на реализацию стратегии смыслового чтения и работы с текстом, являющейся составной частью основной образовательной программы основного общего образования  МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба».

Ведущий принцип:

принцип межпредметной интеграции, предполагающий единство всех заинтересованных сторон в совместной учебной и внеурочной деятельности.

Работа с текстом в программе представлена в трёх разделах:

  • поиск информации и понимание прочитанного;
  • преобразование и интерпретация информации;
  • оценка информации.

Как часть образовательной программы  развития УУД «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»  тесно связана с учебными образовательными программами и способствует совершенствованию следующих умений:

1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).

2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.

3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.

4.Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).

5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.

6. Приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории текста.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Планирование результатов освоения программы курса исходит из требований к метапредметным результатам освоения образовательной программы:

  • демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;    
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  • составлять тексты в устной и письменной формах.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях курса приоритетное внимание уделяется: формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

В основе реализации программы курса «Основы смыслового чтения» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур.

В основной школе приобретенные умения при освоении курса будут трансформироваться на всех учебных предметах, где будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений. Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения.  Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче, будут готовы и способны к выбору направления профильного образования.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

На ступени основного общего образования выпускники школы приобретут в процессе чтения соответствующие возрасту навыки работы с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах, инструкциях информацией. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, овладеют элементарными навыками чтения, представления информации  в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускник научится:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;

- находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускники получат возможность научиться:

 - самостоятельно организовывать поиск информации, приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

- выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;

- откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

- критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.

        


Содержание учебного курса

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Работа с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах, инструкциях информацией. Чтение  текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.  Представление информации  в наглядно-символической форме.  Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Использование полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла: определение главной темы, общей цели или назначения текста.  Выбор  из текста или придумывание заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста.  Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста.  Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Объяснение порядка частей (инструкций), содержащихся в тексте. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых  компонентов. Установление соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом.   Объяснение  назначения карты, рисунка, пояснение части графика или таблицы.  Нахождение в тексте требуемой информации: беглое чтение, определение его основных элементов, сопоставление формы выражения информации в запросе и в самом тексте, установление тождественности или синонимичности, нахождение необходимой единицы информации в тексте.  Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста  Определение  назначения разных видов текстов.  Постановка цели  чтения, направленной на поиск полезной в данный момент информации.  Различение темы и подтемы специального текста. Выделение главной и избыточной информации. Прогнозирование последовательности  изложения идей текста. Сопоставление  разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме.  Выполнение смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей.  Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции. Понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им.

Самостоятельная организация поиска информации. Критическое отношение к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Анализ изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получение и переработка полученной информации  и ее осмысление.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления. Проверка правописания.  Использование в тексте таблиц, изображений. Преобразование текста с использованием новых форм представления информации.  Формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах).  Переход от одного представления данных к другому.  Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключенной  в тексте информации  разного характера.   Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Формулировка  выводов  из предъявленных посылок. Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста.

Выявление имплицитной (скрытой, присутствующей неявно) информации текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников.  Оценка утверждения, сделанного в тексте, исходя из своих представлений о мире.   Нахождение доводов в защиту своей точки зрения.  Отзыв на форму текста, оценка не только содержания текста, но и его формы, а в целом – мастерства его исполнения. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.  Нахождение недостоверности получаемой информации.  Пробелы в информации и нахождение пути восполнения этих пробелов.  В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление содержащейся в них противоречивой, конфликтной информации.  Использование  полученного  опыта  восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта.  Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Критическое отношение  к рекламной информации.  Нахождение способов проверки противоречивой информации.  Определение достоверности информации в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.


Тематическое планирование,  5 класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1.

Текст: поиск информации

16

Находить нужную информацию в текстах художественных произведений.

Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы

Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.

Научиться ставить перед собой цель чтения.

Читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса.

 Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы).

Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

2.

Текст: преобразование и интерпретация

19

Научиться определять главную тему.

Обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей.

Формулировать тезис, выражающий общий смысл эпиграфа текста.

Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.

Овладеть элементарными навыками чтения, представления информации  в наглядно-символической форме.

Объяснять порядок частей текста.

35


Тематическое планирование,  6 класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Текст: поиск информации

15

Находить нужную информацию в справочниках и словарях.

Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.

Использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

Определять содержание предметного плана текста по заголовку.

Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.

Определять  назначения разных видов текстов.

Ставить цели чтения, направленные на поиск полезной в данный момент информации.

2

Текст: преобразование и интерпретация

8

Использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Овладеть элементарными навыками чтения, представления информации  в наглядно-символической форме.

Выбирать из текста или придумывать заголовки частей.

Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста

выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы.

3

Текст: оценка информации

12

Находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте).

Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера.

35


Тематическое планирование,  7 класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Текст: поиск информации

9

Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы.

 Определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте, откликаться на содержание текста

различать темы и подтемы специального текста.

 Выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста.

2

Текст: преобразование и интерпретация

9

Находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы).

Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.

Формулировать тезис, выражающий общий смысл текст. Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.

3

Текст: оценка информации

17

Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения.

35


Тематическое планирование,  8 класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Текст: поиск информации

13

Самостоятельно организовывать поиск информации, приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д..

2

Текст: преобразование и интерпретация

9

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения.

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.

3

Текст: оценка информации

13

Сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения.

35


Тематическое планирование,  9 класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Текст: поиск информации

4

Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.

Оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения.

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

2

Текст: преобразование и интерпретация

20

Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения.

Откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения.

3

Текст: оценка информации

11

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.

35


Реализация практической части учебной  программы  курса

Основы смыслового чтения/ Класс

Количество часов

Из них выделено на выполнение

сочинение

изложение

Другие формы зачета (устное выступление, план, конспект ит.д.)

Анализ текста

5

35

2

2

4

4

6

3

1

3

3

7

1

3

4

1

8

6

3

9

8

1


Календарно-тематическое планирование, 5 класс

Дата

Номер урока

Тема урока

Формы контроля

Текст: поиск информации

1.

Что такое текст?

2.

Что значит работать с текстом?

3.

Поиск информации в литературном тексте.

4.

Поиск информации в литературном тексте: Анализ текста

Анализ фрагмента художественного текста

5.

Поиск информации в научно-популярном тексте

Устное выступление «А вы знаете, что….»

6.

Поиск информации в научно-популярном тексте: Анализ текста

7.

Как мы читаем? Цели чтения: познавательная

8.

Познавательная цель текста: Анализ текста

Анализ научно-популярного текста по вопросам

9.

Цель освоения и использования текстовой информации

10.

Цель освоения и использования текстовой информации: .Анализ текста

Составление вопросов к тексту

11.

Работа с информацией в инструкциях

12.

Работа с информацией в инструкциях: Анализ текста.

Сочинение «Как приготовить салат….»

13.

Внимание к слову

14.

Слова в контексте

15.

Заголовок текста.

16.

Заголовок текста: Анализ текста.

Изложение с подбором заголовка

Текст: преобразование и интерпретация

17.

Что такое эпиграф?

18.

Тексты с использованием таблиц схем, диаграмм..

19.

Интерпретация информации, полученной из разного вида текстов.

20.

Интерпретация информации, полученной из разного вида текстов: Анализ текста

Анализ текста по вопросам

21.

Тема текста

22.

Главная мысль текста.

23.

Главная мысль текста: Анализ текста

Анализ текста по вопросам

24.

Деление текста на смысловые части. Микротема.

25.

Деление текста на смысловые части. Микротема: Анализ текста

Выделение абзацев в тексте

26.

Композиционная завершенность текста

27.

Композиционная завершенность текста. Анализ текста

28.

Информация в наглядно-символической форме Логограф.

29.

Информация в наглядно-символической форме Логограф. Анализ текста

Построение логографа к тексту

30.

Строение текста

31.

Строение текста. Анализ текста

32.

План текста.  Простой план: Анализ текста

Подробное изложение по простому плану

33.

Сложный план: Анализ текста 

34.

План текста. Простой план и сложный план: Анализ текста

Сочинение-описание по сложному плану

35.

Резерв


Календарно-тематическое планирование, 6 класс

Дата

Номер урока

Тема урока

Формы контроля

Текст: поиск информации

1.

Поиск информации для решения поставленной цели. Работа со словарями

2.

Работа со словарями: Анализ текста

Анализ словарной статьи

3.

Типы текстов

4.

Назначение разных типов текста

5.

Связь темы текста и основной мысли с названием. Анализ текста

Изложение-описание помещения

6.

Стили речи. Речевая ситуация

7.

Стили речи. Анализ текстов

8.

Разговорный стиль

9.

Разговорный стиль. Анализ текста

10.

Тексты книжных стилей: Анализ текста

Сочинение-описание предмета

11.

Тексты книжных стилей Анализ текста

12.

Тексты книжных стилей. Анализ научного текста

Творческая работа «Тексты функциональных стилей»

13.

Связь типа текста и его назначения

14.

Связь типа текста и его назначения. Анализ текста

15.

Сопоставление текстов и внетекстовых компонентов

Текст: преобразование и интерпретация

16.

Интерпретация научного текста

17.

Интерпретация научного текста

18.

Составление примерного плана текста по заголовку

Составление разных типов плана к тексту

19.

Составление примерного плана текста по заголовку: Анализ текста

20.

Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста

21.

Значение карт, рисунков, таблиц для текстов разных стилей

22.

Беглое чтение, определение его основных элементов

23.

Нахождение в тексте требуемой информации

Реферативное сообщение

Текст: оценка информации

24.

Главная и избыточная информация в тексте

25.

Главная и избыточная информация в тексте. Анализ текста

Анализ текста

26.

Работа с текстом. Оценка информации

27.

Оценка информации: Анализ текста 

28.

Нахождение аргументов, подтверждающих вывод (ответ на поставленный вопрос)

29.

Нахождение аргументов, подтверждающих вывод (ответ на поставленный вопрос): Анализ текста

Сочинение-ответ на поставленный вопрос

30.

Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для ответа на вопрос.

31.

Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для ответа на вопрос: Анализ художественного текста

Сочинение-рассуждение по художественному тексту

32.

Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения

33.

Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения: Анализ текста

Анализ текста

34.

Критическое понимание текста. Понимание душевного состояния героя.

35.

Критическое понимание текста. Понимание душевного состояния героя. Анализ текста

Календарно-тематическое планирование, 7 класс

Дата

Номер урока

Тема урока

Формы контроля

Текст: преобразование и интерпретация

1.

Специальные тексты

2.

Конспект

3.

Конспект: Анализ текста

Конспект статьи учебника

4.

Тезис

5.

Тезис: Анализ текста

Тезисы статьи учебника

6.

Выписки

7.

Выписки: Анализ текста

Выписки из статьи учебника

8.

Различение темы и подтемы специального текста

9.

Различение темы и подтемы специального текста. Работа с текстом.

Текст: поиск информации

10.

Выделение главной и избыточной информации

11.

Выделение главной и избыточной информации. Работа с текстом

Сжатое изложение

12.

Прогнозирование последовательности  изложения идей текста.

13.

Прогнозирование последовательности  изложения идей текста. Работа с текстом

14.

Разные источники информации по заданной теме.

15.

Разные источники информации по заданной теме: Интерпретация и Анализ текста

16.

Разные источники информации по заданной теме: Интерпретация и Анализ текста

17.

Самостоятельная организация поиска информации

18.

Самостоятельная организация поиска информации: Интерпретация и Анализ текста

Реферативное сообщение

Текст: оценка информации

19.

Разные точки зрения.

20.

Разные точки зрения: Создание текста-схемы

Анализ текста

21.

Информация из разных источников и жизненный опыт.

22.

Анализ разных источников информации.

23.

Информация из разных источников и жизненный опыт: Интерпретация и Анализ текста

24.

Информация из разных источников и жизненный опыт: Интерпретация и Анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

25.

Сопоставление информации

26.

Смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей.

27.

Смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей. Работа с текстом

28.

Система аргументов для обоснования определенной позиции.

29.

Система аргументов для обоснования определенной позиции. Анализ текста

Изложение с элементом сочинения

30.

Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов).

31.

Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов). Анализ  текста

32.

Понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им.

33.

Понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им: Анализ текста

Изложение с элементом сочинения

34.

Собственная точка зрения. 

35.

Собственная точка зрения: Анализ с текста


Календарно-тематическое планирование, 8 класс

Дата

Номер урока

Тема урока

Формы контроля

Текст: преобразование и интерпретация

1.

Создание и интерпретация текста

2.

Заголовок текста

3.

Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.

4.

Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт: Анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

5.

Анализ разных  источников информации

6.

Анализ разных  источников информации: Интерпретация и анализ текста

7.

Анализ разных  источников информации: Интерпретация и анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

8.

Анализ разных  источников информации: Интерпретация и анализ текста

9.

Анализ разных  источников информации: Интерпретация и анализ текста

Текст: поиск информации

10.

Поиск информации

11.

Поиск информации: Интерпретация и анализ текста

Анализ текста

12.

Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста.

13.

Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста: Анализ текста

14.

Поиск внетекстовых компонентов

15.

Поиск внетекстовых компонентов: Анализ текста

16.

Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.)

17.

Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.): Интерпретация и анализ текста

Анализ текста

18.

Сопоставление основных текстовых и внетекстовых  компонентов.

Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения.

19.

Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения: Интерпретация и анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

20.

Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления.

21.

Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления: Интерпретация и анализ текста

Текст: оценка информации

22.

Сравнение и противопоставление заключенной  в тексте информации  разного характера.

23.

Сравнение и противопоставление заключенной  в тексте информации  разного характера: Интерпретация и анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

24.

Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.

25.

Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов Анализ текста.

Сочинение-рассуждение по тексту

26.

Формулировка  выводов  из предъявленных посылок.

27.

Формулировка  выводов  из предъявленных посылок. Анализ текста

28.

Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста.

29.

Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста: Анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

30.

Имплицитная информация (скрытая, присутствующая неявно). Ее выявление.

31.

Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

32.

Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста): Анализ текста

Анализ текста

33.

Оформление и представление собственного текста

34.

Оформление и представление собственного текста: Интерпретация и анализ текста

35.

резерв


Календарно-тематическое планирование, 9 класс

Дата

Номер урока

Тема урока

Формы контроля

Текст: преобразование и интерпретация

1.

Отзыв на содержание текста: (Отзыв)

2.

Отзыв на содержание текста: Анализ текста

Сочинение-отзыв

3.

Отзыв на содержание текста: Анализ текста

4.

Отзыв на содержание текста: (Аннотация)

5.

Отзыв на содержание текста: Анализ текста

6.

Отзыв на содержание текста: Анализ текста

Сочинение-аннотация

7.

Отзыв на содержание текста: (Рецензия)

8.

Отзыв на содержание текста: Анализ текста

9.

Отзыв на содержание текста: Анализ текста

рецензия

10.

Аргументация своей точки зрения.

11.

Аргументация своей точки зрения. Анализ текста

12.

Аргументация своей точки зрения. Анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

13.

Диспут. Защита точки зрения

14.

Диспут. Защита точки зрения

15.

Единство формы и содержания (анализ формы текста).

Сжатое изложение

16.

Единство формы и содержания: Анализ текста

17.

Единство формы и содержания: Анализ текста

18.

Сочинение, эссе… 

19.

Сочинение, эссе… Интерпретация и анализ текста

20.

Сочинение, эссе: Интерпретация и анализ текста

эссе

Текст: поиск информации

21.

Точки зрения… Как найти верную?

22.

Точки зрения… Как найти верную? Анализ текста

23.

Способы проверки противоречивой информации

24.

Достоверная  информация

Сочинение-рассуждение по тексту

Текст: оценка информации

25.

Оценочные суждения и своя точка зрения.

26.

Оценочные суждения и своя точка зрения. Анализ текста

27.

Оценочные суждения и своя точка зрения. Анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

28.

Критическое отношение к рекламной информации.

29.

Преобразование и интерпретация информации.

30.

Преобразование и интерпретация информации Анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

31.

Преобразование и интерпретация информации. Анализ текста

32.

Преобразование и интерпретация информации Анализ текста

33.

Преобразование и интерпретация информации. Анализ текста 

34.

Преобразование и интерпретация информации Анализ текста

Сочинение-рассуждение по тексту

35.

Преобразование и интерпретация информации Анализ текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение и работа с текстом".

.программа рассчитана на обучающихся 5-6 х классов. Закладывает основы грамотного чтения, развивая навыки работы с текстами различной направленности. Содержит тематическое планирование, диагностически...

Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» для 5 класса

Данная программа ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и д...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение и работа с текстом. Календарно-тематическое планирование для 7-8 классов, ФГОС.

В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению, абзацу. Во-вторых, понимание и интерпрет...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом)

Программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) основана на принципах, которые определяют отношение к чтению как к средству...

Рабочая программа учебного курса " Смысловое чтение и работа с текстом"(5 кл)

Рабочая программа по Учебному предмету «Смысловое чтение и работа с текстом» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом основного...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) для обучающихся 5-9 классов.

Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность обра...

Рабочая программа элективного курса «Смысловое чтение» для обучающихся 7-х классов

Данный курс ориентирован на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...